Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование повышения срока службы подшипниковых узлов роликов первой секции МНЛЗ'

Теоретическое обоснование повышения срока службы подшипниковых узлов роликов первой секции МНЛЗ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Анцупов Виктор Петрович, Калиниченко Сергей Николаевич, Анцупов Алексей Викторович, Завьялов Виктор Иванович, Подосян Артур Арутюнович

В работе обоснованы рациональные режимы щеточной обработки поверхностей цапф осей роликов МНЛЗ, обеспечивающие уровень ее шероховатости, позволяющий повысить ресурс работы уплотнения в 1,09-1,46 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Анцупов Виктор Петрович, Калиниченко Сергей Николаевич, Анцупов Алексей Викторович, Завьялов Виктор Иванович, Подосян Артур Арутюнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование повышения срока службы подшипниковых узлов роликов первой секции МНЛЗ»

Ю.В. Жиркин, Е.И. Мироненков, Е.А. Дудоров, С.Б. Резванов

Для исследования были выбраны следующие марки масел:

Марка масла Класс вязкости

И-100Р 100

Mobil Gear бЗ0 220

Mobil Vacuoline 14б 4б0

Mobil Gear бЗб б80

При проведении экспериментов с ис польз о -ванием экспериментальной установки в подшипник качения заливался смазочный материал на 1/3 диаметра ролика. При запуске установки, используя тензометрическое устройство, фиксировалось усилие от момента кручения наружно-

го кольца подшипника качения, температура разогрева подшипникового узла с помощью ртут-ного термометра и время разогрева до опреде-ленной температуры через каждые 5°С.

Полученные зависимости температуры под -шипникового узла и для различной вязкости смазочного материала с течением времени для различных условий нагружения приведены на рисунке.

Аппроксимация полученных эксперименгаль-ных данных позволит находить температуру под -шипникового узла и соответствующую ей вяз -кость для различных марок минеральных масел.

Библиографический список

1. ВениковВ.А., ВениковГ.А. Теорияподобия и моделирования. М.: Высш. шк., 1984. 439 с.

2. СедовЛ.М. Методы подобия и размерности в механике. М.: Наука, 1987. 432 с.

3. Коднир Д.С., Жильников Е.П., Байбородов Ю.И. Эластотдродинамический расчет деталей машин.

ние, 1988. 166 с.

4. Перель Л.Я. Подшипники качения: расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник. М.:

1976. 264 с.

М.: Машинострое-Машиностроение,

УДК бб9.1.002.5 - 192

В. П. Анцупов, С. Н. Калиниченко, А. В. Анцупов, В. И. Завьялов, А. А. Подосян

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ РОЛИКОВ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ МНЛЗ

В работе представлены результаты теоретических исследований, направленных на увеличение срока службы подшипниковых узлов первой секции МНЛЗ, выбором рациональных парамет-ров шероховатости поверхности цапфы оси ролика под уплотнением [1], так как износ уплот-нения в первую очередь определяет ресурс под -шипникового узла.

Текущее значение линейного износа уплотнения Аку(ґ) определяли, используя энергетический подход В. Д. Кузнецова [2], на основе рас -считанной экспериментально-аналитически 1К энергетической интенсивности изнашивания поверхности уплотнения в условиях фрикционного взаимодействия с цапфой ос и ролика:

Ы, (t) = 1„ • Ftp ■ t • (Aa )-‘.

(1)

Введя в основное уравнение изнашивания (1) значение допустимого износа уплотнения [АН у \ = 0,95 • АЖ (А№ - натяг, определяемый

посадкой уплотнения на ось), получим выражение для оценки ресурса работы уплотнения:

t = Tr=\bhy]•(Iw • ftpу)г‘.

В выражениях (1) и (2): t - текущее время работы подшипникового узла, с;

VCK = 0,167 -ж- dy ■ n -10_4 - окружная скорость

скольжения уплотнения относительно цапфы оси ролика, м/с; dy - диаметр цапфы оси (рис. 1), мм; n - частота вращения ролика, об./мин; FTp - сила трения в контакте цапфы с уплотнением, Н.

FTP = Pc • f • Aa ,

(3)

где Аа =п- ■ Ву - номинальная площадь кона У У

такта, мм2; ВУ - ширина уплотнения (см. рис. 1),

мм;рс- контурное давление в контакте [3], МПа.

Pc =

AN • Е,

\

• dy-1000

(4)

Здесь ЕУ - модуль упругости материала уплотнения , МПа; )^У - коэффициент Пуассона материала уплотнения; к = БУ ■ йух; ОУ - внешний

(2) диаметр уплотнения (см. рис. 1), мм.

Для оценки/в условии (3) использована методика [3], где его значение определяется в зависимости от ввда контакта.

Ввд контакта в паре уплотнение - цапфа оси ролика в зависимости от контурного давления рс определяется по условиям:

упругий ненасыщенный,

если 0 < Рс < Рс1; упругопластический,

если Рс1 < Рс < Рс2; пластический ненасыщенный,

если Рс2 < Рс < Рсз; пластический насыщенный,

если Рс4 < Рс < Рc5, а границы в вдов контакта, МПа:

Вид контакта =

Рс1 =

2,4 ^ .у.(у-1).к,.ИБу^ -(1 -цу2)Ъ\

5-А" • Еу2г

= 5,4у- ИБу 2У+1 -(1-Му 2) Рс2 ~ 2-А"-Е 2*

2-У

Рс3 =

0,5-ИБу ;

V ’

( 1 Ь V

V

РС4 = 0,32-а-ИБ 2.

(5)

(6)

(7)

(8)

В приведенных выше выражениях: НВУ -твердость материала уплотнения, МПа; Д - ком-

на ось ролика МНЛЗ:

1 - уплотнение; 2 - ось ролика МНЛЗ

плексныи показатель шероховатости поверхности оси ролика; V - параметр опорной кривой поверхности оси ролика; к 1 - постоянная ингегрирова-ния, зависящая от V, согласно [3]; а - коэффициент , характеризующий напряженное и кинематическое состояние в зоне контакта, при упругом контакте а = 0,5, при пластическом а = 1.

Значение коэффициентов трения согласно [3] на контакте уплотнения с цапфой оси ролика определяется из выражений:

- при упругом ненасыщенном контакте

( 4 Л

I =

2,4-гп

рс5 -А5 • Е5

+ Р +

у

+0,24-«эф • Рс5 ‘А5

У

Е

V ~у У

при упругопластическом контакте

I =

■ + Р + 0,9'

I1 ~Уу )•ИБУ Е„

(9)

(10)

при пластическом ненасыщенном контакте

1 С

I =

ИБ

-+Р + 0,5-Д2

ИБ

V у У

при пластическом насыщенном контакте

I = —^~ + 0 + 0,9-Д ИБ

Ґ

1

Л 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИБ

V у У

(11)

(12)

где т0 - касательные напряжения в контакте, МПа; Р - коэффициент влияния нормального давления на межмолекулярное сцепление; аэф = 2,5 -а.1 -коэффициент гистерезисных потерь при скольжении; а1 - коэффициент гистерезисных потерь при одноосном растяжении (сжатии).

Энергетическую интенсивность изнашивания 7» для пары трения уплотнение - цапфа оси ролика , входящую в выражение (1), определяем согласно ставдартным требованиям рекомендаций «Обеспечение износостойкости изделий». В качестве исходных данных для определения 7» используем значения і-й наработки по скорости изнашивания уплотнения Ум и мощности сил трения в контакте Мтрі. Из т вычислений соотношений скорости ууі и Мтп оцениваем статистические характеристики энергетической интенсивности из -

нашивания: среднее значение 7», дисперсию Б2 и коэффициент вариации V.

0

В.П. Анцупов, С.Н. Калиниченко, А.В. Анцупов, В.И. Завьялов, А.А. Подосян

— 1 т

I* =--Ъ{Ууг • КТР1 1); (13)

т г=1 4 7

(1 т I „ - 2\ ^

(14)

(15)

Для пары уплотнение - цапфа оси ролика вычисляем допустимые пределы 1*н и 1*в, определяющие интервал, в который с вероятностью у должна попасть основная доля измерений, не меньшая заданного предела Р. Принимая нормальный закон распределения величины I* и задаваясь у=0,99, Р = 0,9, находим минимальное число испытаний т = 60. Допустимые пределы величины I* определяем по формулам:

: 2 • 10"4; Iw

IWH = Iw -11S ;

/ = Iw +11 • S ,

(1б)

(17)

где t1 = t

1+-

5 • Z\ +10 ^

ч >/12 • т 12 • т ^

Здесь для заданных значений у и Р коэффициент вероятностного распределения Ґір = 1,65 и квантиль 2У = 2,33.

В результате промышленного эксперимента, проведенного в «ЦРМО-3», было навдено: \= 2,73 • 10'4мм3/Дж; Б = 3,62 • 10'5; ¥= 0,132;

Рис. 2. Зависимости износа уплотнения от времени при различном качестве поверхности оси ролика МНЛЗ:

1 - Д=0,35, у=1,95; 2 - Д=0,15, у=1,95;

3 - Д=0,07, у=1,95; 4 - Д=0,1, г=1,95;

5 - Д=0,1, у=0,92; 6 - Д=0,1, у=0,65

3,3б • 10-4.

На рис. 2 представлены зависимости линейного износа от параметров шероховатости Ди v. Диапазон изменения этих характеристик выбран согласно рекомендаций [4] и может быть реально обеспечен практически реализуемыми режимами метода плакирования гибким инструментом. Пересечения кривых 1-б с линией допустимого износа [ДАУ] определяют значение у- процентного ресурса уплотнения Tj = T90j при различном качестве поверхности цапфы оси ролика МНЛЗ J - номер режима ПГИ).

Очевидно, что уменьшение Д при v = const (кривые 1, 2 и 3), а также v при Д = const (кривые

4, 5 и б) в результате обработки приводит к уве-личению ресурса уплотнения.

Физический смысл этого явления состоит в том, что происходит увеличение фактической площади касания (внутри контурной площади) уплотнения и цапфы оси ролика МНЛЗ, что при заданной внешней нагрузке, обусловленной посадкой уплотнения на ось, согласно [5], приводит к уменьшению фактического давления pr в контакте. Согласно условиям (б) и (11) это приводит к уменьшению f =f(Д,v) и увеличению давления pc2 как границы перехода ННПК в УПК, где коэффициент трения минимален, поверхности контакта приработаны и скорость изнашивания минималь-на. Таким образом, целью обработки поверхности оси ролика является увеличение pc2 до значений, при которых значение контурного давления pc =f(A,v), определяемое заданным натягом AN, окажется в области УПК с минимальнымиf и объемной скоростью изнашивания yV.

На рис. 3 показано «движение» границы pc2, разделяющей УПК и ННПК (кривые 1, 2 и 3), с течением времени эксплуатации при износе уп-

Рис. 3. Зоны реализации ПННК и УПК:

1 - рс2=0,32 МПа; 2 - рс2=0,16 МПа; 3 - рс2=0,01 МПа

лотнения, снижении натяга и контурного давления рс, а также область (А) возможных сочетаний Д и v, которые может обеспечить метод плакирования гибким инструментом (ПГИ). Кривые 1 и 3 соответствуют начальному и конечному (предельному) значениям контурного давления рс и натяга (предельные значения определяют время замены уплотнения).

Из рис. 3 ввдно, что в начале эксплуатации (кривая 1) УПК для любого из сочетаний Д и v не обеспечен При износе уплотнения и «перемещении» кривойрс2 = const навстречу области (А) точ-ки первоначального их касания (точка В и(или) точка С) определяют необходимые значения Ди v, которые следует получить в первую очередь при щеточной обработке и, таким образом, обеспечить благоприятный режим эксплуатации в условиях УПК в течение времени дальнейшей работы.

Точкам В и С соответствуют следующие сочетания : ДB = 0,57, vB = 0,65; Дс = 0,05, vC = 0,92.

Расчет по программе [4] на ЭВМ показывает, что кривая рс2 = const касается области (А) первоначально в точке С (Дс = 0,05, vC = 0,92). Этому сочетанию соответствуют следующие режимы обработки ПГИ: радиус инструмента Ящ = 140 мм; длина гибких элементов l = 60 мм; диаметр ворсинки de = 0,25 мм; плотность упаковки ворса кп = 0,13-0,20; окружная скорость инструмента Vu = 25 м/с; сближение оси щетки с поверхностью (натяг) Nu = 1,5-2 мм.

Рациональные режимы рекомендованы к применению в ЦРМО-3 для обработки поверхностей цапф осей роликов первых секций МНЛЗ № 2, 3. Их применение позволило увеличить ре -сурс уплотнений в 1,09 1,46 раза, что подтвер-

ждено актом промышленных испытаний.

Библиографический список

1. Расчетная методика повы шения долговечности подшипникового узла / Анцупов В.П., Калиниченко С.Н., Анцупов А.В Завьялов В.И., Подосян А.А. // Материалы 64 НТК по итогам науч.-исслед. работ за 2004-2005 годы / Под ред. Г.С. Гуна. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2005.

2. Кузнецов В.Д. Физика твердого тела. Томск: Политиздат, 1947. Т. 4. 542 с.

3. Крагельский И.В., Михин Н.М. Узлы трения машин. М.: Машиностроение, 1984.

4. Анцупов В.П. Теория и практика плакирования изделий гибким инструментом. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 1999. 242 с.

5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. Т. 1. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1979. 728 с.

УДК 669.1.002.5-192

В. П. Анцупов, О. В. Семенова, А. В. Анцупов, А. С. Быков, А. В. Артемьев

ТРИБОДИАГНОСТИКА СЕРИЙНОГО ВОЛОЧИЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА И ОЦЕНКА РЕСУРСА ЕГО РАБОТЫ

Трибодиагностика элемента любого трибо-сопряжения предполагает ранжирование его в «классификации изделий и материалов по износостойкости» и установление его принадлежности к тому или иному классу и разряду [1, 2].

Класс и разряд износостойкости определяют по безразмерному показателю износостойкости -величины И, обратной линейной интенсивности изнашивания (И =1/1*).

Интегральная линейная интенсивность из -нашивания 1ь может быть определена согласно известной расчетной методике оценки изнашивания поверхностей трения деталей машин И.В. Крагельского [3], однако допущения, заложенные в основу расчета, не позволяют использовать её для описания механизма изнашивания волочильного инструмента в связи с тем, что

изнашивающее тело не является твердым, а пластически деформируется. Тем не менее, величину I* согласно [3], можно определить с помощью интегральной энергетической интенсивности изнашивания поверхности волоки в виде:

f \°zdz ,

(1)

а износостойкость поверхности волоки может быть найдена как:

И = Aa / V Fmp =

/

Л

-1

f • Ij\^2dz

(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.