Научная статья на тему 'Методика оценки долговечности подшипникового узла'

Методика оценки долговечности подшипникового узла Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Калиниченко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки долговечности подшипникового узла»

Совершенствование технологии при изготовлении... Н.П.Мухаметдинова, А.И.Ананьев, Н.Н.Огарков, Ю.Д.Залетов

зивной обработки метизного инструмента можно рекомендовать повышенные скорости шлифования (35-50 м/с), при которых достигается также и пониженная шероховатость. Но с учетом эксплуатационных свойств абразивных кругов и несовершенности методов балансировки и проверки! шлифовальных кругов на разрыв в инструментальном цехе «ММК-МЕТИЗ» рекомевдуемую скорость шлифования следует применять порядка 35 м/с. Повышенная скорость шлифования может быть использована только после внедрения усовершенствования методов балансировки и проверки проч -ности шлифовальных кругов на разрыв на специальных стевдах или непосредственно на станках.

Для промежуточной обработки рекомевдуется ограничить скорость до 25-30 м/с. Окончательную обработку целесообразно выполнять при пониженной скорости в пределах 15-20 м/с, что значигель-но повышает качество поверхностного слоя.

Процесс правки шлифовальных кругов необходимо усовершенствовать за счет применения алмазных карандашей с оптимальным расположением алмазов в них, марки алмаза, корректировки режима правки (с учетом марки круга) и расхода охлаждающей жвдкости (должна быть больше 40 л/мин, скорость круга при этом рабочая).

Библиографический список

1. Палей М .М. и др. Технология шлифования и заточки режущего инструмента. М.: Машиностроение, 1988. 288 с.

2. Гургаль В.И., Манжар В.А. Инструменты из сверхтвердых материалов и его применение. Львов: Каменяр, 1984.

УДК 669.1.002.5-192 С. Н. Калиниченко

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО

УЗЛА

Одной из основных причин! остановки роликовых секций МНЛЗ является выход из строя подшипников качения опор роликов [1].

Как показывает опыт эксплуатации МНЛЗ, подшипники качения, особенно первой секции, выходят из строя в 20-25 раз быстрее, чем это предусмотрено ставдартом. Это объясняется крайне жесткими условиями эксплуатации: высокой, более 300°С, температурой, наличие которой подтверждает появление цветов побежалости на подшипнике; запыленностью среды частицами окалины и шлакообразующих смесей; наличием воды, которая в дальнейшем образует плавиковую кислоту. Следовательно, при оценке срока службы подшипникового узла необходимо оценивать износ не только собственно подшипника , но и уплотняющих устройств.

В общем случае подшипниковый узел (рис. 1) состоит из подшипника 1, уплотнений 2, и деталей крепления уплотнения на валу. В приведенном примере это втулка 3 и стопорное кольцо 4.

Критерием выхода подшипникового узла из строя считаем условие выхода из строя подшипника качения:

АН (т)<[ДН ], (1)

где АН(т) - радиальный суммарный зазор в под -шипнике качения, возникший за время работы г, мм; [АН] - допустимый зазор в подшипнике ка-чения, мм, а момент времени, при котором будет нарушено условие (1), будем считать допустимым сроком службы [т„у] - основным показателем долговечности подшипникового узла.

3 4 1

Рис. 1. Подшипниковый узел: 1 - подшипник; 2 - уплотнения; 3 - втулка; 4 - стопорное кольцо

ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ

Рис. 2. Схемаалгоритмаоценки срокаслужбы подшипникового узла

Согласно [2]:

АН (г) = Д/ц(г) + 4-Ак2 (т) +

+2-АИ3 (т) + И0, (2)

где АИ^ (г) - максимальный линейный износ внешнего кольца подшипника за время г, мм; Д^ (г) - линейный износ тела качения за время г, мм; АИз(г) - линейный износ внутреннего

кольца подшипника за время г, мм; И0 - начальный зазор подшипника, мм.

Методика определения показателя долговечности подшипника основана на математической модели износа шарикового подшипника качения, базирующейся на энергетической теории изнашивания [3], и подробно представлена в работе [2]. В предлагаемой методике оценки долговечности подшипникового узла предложено дополнительно оценивать срок службы уплотнения [т^ ], исполь-зуя ту же энергетическую теорию [3], с:

КI

изнашивания

к 1

yl Nу -¡у '

тр у

(3)

где \_АУу ] - предельный допустимый объемный износ уплотнения, мм3; Nутр - мощность сил трения в контакте вал - уплотнение, Вт; I^ -

энергетическая интенсивность уплотнения, мм3/Дж.

Как показывает практика, срок службы уплотнения [rj значительно меньше срока службы подшипника [г], работающего в условиях, когда уплот-нение защищает его от попадания абразивных частиц Поэтому в модели отмечается момент времени т=[ту], начиная с которого в подшипник через изношенное уплотнение будут попадать абразив -ные частицы, изменяя механизм его изнашивания.

Математическая модель процесса абразивного изнашивания подшипника качения строится на основании подхода, изложенного в работе [4].

Для определения показателя долговечности подшипникового узла (срока службы подшипника) алгоритм расчета можно представить в ввде совокупности трех блоков (рис. 2):

1) расчет срока службы уплотнения [rj;

2) расчет зазора в подшипнике АИб/ без учёта

внешних загрязнений согласно [2, 5];

3) расчет а зазора в подшипнике АНс, при no-

za

падании в подшипник абразивных частиц согласно [4].

Расчеты на математической модели подшипникового узла показывают, что после выхода из строя уплотнения интенсивность изно-с а подшипника резко возрастает, и средний срок службы подшипника после начала попадания в него абразивных частиц составляет

Методика оценки долговечности подшипникового узла

С.Н.Калиниченко

320 ч. Доля величины зазора при абразивном изнашивании подшипникового узла 90-95% от допустимого значения.

Таким образом, чтобы продлить срок службы подшипникового узла, необходимо проводить его плановые ремонты, которые должны заключаться в замене изношенного уплотнения и не

допускать выхода из строя собственно подшипника качения. Это позволит существенно увеличить срок службы подшипника как наиболее до -рогостоящего элемента. При этом в качестве ресурса до отказа подшипникового узла необходимо считать срок службы уплотнения [г^].

Библиографический список

1. Повышение межремонтной стойкости первой секции МНЛЗ-2,3, путем совершенствования подшипникового узла ролика 0 140 мм / Бахметьев В.В., Завьялов В.И., Подосян А.А., Карманов Ю.Л., Кадошников В.И. // Материалы 63-й НТК по итогам науч.-исслед. работ за 2003-2004 годы / Под ред. Г.С. Гуна. Магнитогорск: МГТУ, 2004. Т. 1.

2. Модель процесса изнашивания шариковых подшипников качения / Калиниченко С.Н., Анцупов А.В., Гусаров Н.М., Еро-полов А.П. // Молодежь. Наука. Будущее: Сб. науч. трудов / Под ред. Радионовой A.B. Магнитогорск, 2005.

3. Крагельский И.В., Михин Н.М. Узлы трения машин. М.: Машиностроение, 1984.

4. Крагельский И.В., Добычин М .Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977.

5. Пинегин С. В. Трение качения в машинах и приборах. М.: Машиностроение, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.