Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование мест возникновения затрат и центров ответственности на железнодорожном транспорте'

Теоретическое обоснование мест возникновения затрат и центров ответственности на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ / ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЦЕНТРЫ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА ОАО РЖД / FINANCIAL STRUCTURE OF JSC «RZD» / COST CENTER / RESPONSIBILITY CENTER / CENTER OF FINANCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосельская С. А.

Эволюционное развитие управленческих технологий от нормативного учета затрат к выделениям центров финансовой ответственности способствует повышению эффективности деятельности современных предприятий. В статье рассмотрены с критической точки зрения понятия «место возникновения затрат», «центр ответственности» и «центр финансовой ответственности», предпринята попытка построения финансовой структуры ОАО РЖД согласно целевой модели структуры холдинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF COST CENTERS AND RESPONSIBILITY CENTERS ON THE RAIL TRANSPORT

Evolutionary development of management technologies from regulatory accounting of costs to the separation the financial responsibility centers contributes to increased efficiency of modern enterprises. The article deals with the critical point of view the concept of «a cost center», «responsibility center» and «center of financial responsibility», an attempt to build the financial structure of JSC «RZD» according to the target model holding structure

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование мест возникновения затрат и центров ответственности на железнодорожном транспорте»

Монте-Карло. Приведен пример оценки эффективности инвестиций в строительство грузообразующей железнодорожной линии «Салехард -Надым». Установлено, что дисконтированный срок окупаемости и риск неокупаемости могут служить объективными динамическими

показателями эффективности инвестиций.

Полученные здесь результаты свидетельствуют о работоспособности процедур Монте-Карло, приемлемой точности и достоверности вероятностной оценки окупаемости инвестиций в строительство

грузообразующих железнодорожных линий.

Библиографический список

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Рф № 877-р 17.06.2008. - М., 2008. -171 с.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция, испр. и доп.) : утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21.06.99 № ВК 477]. - М., 1999. - 167 с.

3. Оценка экономической эффективности инвестиций и инновация на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / А. Н. Ефанов, Т. П. Коваленок, А. А. Зайцев. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2001. - 149 с.

4. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка / Б. А. Волков. - М. : Транспорт, 1996. - 191 с.

5. Методика оценки социально-экономической эффективности строительства новых железнодорожных линий; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Лившица / ГипротрансТЭИ ОАО РЖД при участии ИСА РАН ОАО «ВНИИжТ». - Новосибирск : СГУПС, 2008.

6. Применение методов Монте-Карло в финансах / П. Джекел. - М. : Интернеттрейдинг, 2004. - 256 с.

7. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами. Кн. 6 : монография / С. Г. Опарин, М. Е. Барсукова, Н. Г. Белокопытов и др. -Новосибирск : ЦРНС, 2009. - 345 с.

УДК 656.078.13

С. А. Новосельская

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ» И «ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ» НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Эволюционное развитие управленческих технологий от нормативного учета затрат к выделению центров финансовой ответственности способствует эффективной деятельности современных предприятий. В статье с критической точки зрения рассмотрены понятия «место возникновения затрат», «центр ответственности» и «центр финансовой ответственности», предпринята попытка построения финансовой структуры ОАО РЖД согласно целевой модели структуры холдинга.

место возникновения затрат, центры ответственности, центры финансовой ответственности, финансовая структура ОАО РЖД.

Введение

Становление и развитие управления как науки проходило в тесной связи с реальными экономическими процессами в обществе. Возникновение школы научного управления связано с именем Ф. У. Тейлора (1856-1915), который впервые упомянул о применении стандартов (нормативов) в отношении каждого отдельного вида деятельности, а также о соответствии мотивации труда его производительности.

В дальнейшем американский ученый Г. Эмерсон (1853-1931), активно сотрудничавший с Ф. Тейлором, развил систему нормативного учета затрат и назвал её системой «стандарт-кост», которая предполагала раздельное отражение в учете затрат по нормам и отклонениям от норм с дальнейшим анализом отклонений и принятием управленческих решений.

В 1923 г. Джон Кларк обосновал разделение затрат на переменные и постоянные (под которыми понимались прямые и косвенные), калькулирование себестоимости по прямым затратам. А в 1936 г. Джонатан Харрис создал учение «директ-костинг», согласно которому в составе себестоимости учитываются только переменные издержки, а постоянные относятся на отчётный период.

Продолжением методик «стандарт-кост» и «директ-костинг» стала концепция учета затрат по центрам ответственности, сформулированная Дж. А. Хиггинсом в 1952 г. Основная идея концепции заключается в установлении ответственных лиц за отклонения по каждому центру ответственности, формируемому на предприятии с учетом его организационных особенностей.

1 Элементы финансовой структуры предприятия

1.1 Определение понятия «центр ответственности»

Понятие «центр ответственности» не вызывает споров в научной среде и трактуется отечественными и зарубежными авторами практически идентично. Так, Ч. Хорнгрен и Дж. Фостер определяют центр ответственности (responsibility center) как «сегмент организации, менеджеры которого отвечают за определенный участок работ» [1].

М. А. Вахрушина утверждает, что «в управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса, -показатель, определяемый для данного подразделения руководством» [2].

А. Д. Шеремет определяет центр ответственности как обобщающее понятие для целого ряда структурных единиц (подразделения, отделения,

сегменты), которым делегированы определенные полномочия и ответственность в рамках иерархии организационной структуры предприятия [3].

Е. А. Федоров предлагает рассматривать центры ответственности в контексте финансовой структуры организации, по уровням иерархии которой распределяются полномочия и ответственность в рамках бюджетного управления [4].

Авторы едины в подходе к целям и принципам формирования центров ответственности. Цель формирования центров ответственности состоит в повышении эффективности внутрифирменного управления и контроля на основе децентрализации управления путем распределения полномочий и обязанностей по принятию решений между различными уровнями организационной структуры и на основе определения степени ответственности конкретных лиц за показатели своей работы.

Базовыми принципами выделения центров ответственности являются: увязка с организационной структурой предприятия, технологическими и географическими особенностями его функционирования; выявление границ (сфер) ответственности, на основе которых определяется статус центра; назначение ответственного лица по каждому центру; отражение только значимой информации на основе определения перечня ключевых показателей эффективности; менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать.

1.2 Соотношение понятий «место возникновения затрат», «центры

ответственности» и «центры финансовой ответственности»

В специальной литературе понятие «место возникновения затрат» характеризуется следующим образом:

S место возникновения затрат - это структурные единицы и подразделения (рабочие места, бригады, производства, участки, цеха, отделы и т. п.), в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов и по которым

организуется планирование, нормирование и учет издержек производства в целях контроля и управления затратами; организации внутреннего хозяйственного расчета [5];

S по месту возникновения затрат подлежат учету все расходы, территориально и функционально связанные с деятельностью центра, т. е. возникающие в процессе его работы [6];

S место возникновения затрат - обособленный объект в составе предприятия, порождающий в связи со своим наличием и функционированием определенный уровень затрат, ответственность за который несут в вышестоящем центре финансовой

ответственности (либо ведется учет в ЦФУ) [7].

Перечисленные определения характеризуют место возникновения затрат именно как «место», в буквальном смысле этого слова (территориально) и никоим образом не связывают его с ответственностью

за возникшие затраты. М. А. Вахрушина говорит о том, что «не следует отождествлять центр ответственности с центром возникновения затрат. Так, работающая швейная машина - место возникновения затрат; цех, где она расположена, - центр ответственности» [2].

С. Шебек считает, что одна и та же структурная единица может быть и местом возникновения затрат, и центром ответственности в зависимости от того, под каким углом ее рассматривать: «Место возникновения затрат -это структурная единица, рассмотренная с точки зрения потребляемых этой структурной единицей ресурсов; а центр ответственности - это структурная единица, рассматриваемая с точки зрения прав на использование ресурсов и ответственности за результаты их использования» [8].

Анализ понятий «центр ответственности» и «место возникновения затрат» позволяет автору статьи сформировать собственные определения. Под центром ответственности предлагаем понимать элемент организационной структуры предприятия, руководитель которого наделен полномочиями и ответственностью за выполнение определенного участка работ.

Под местом возникновения затрат будем понимать низший элемент в иерархии организационной структуры предприятия, существование и функционирование которого порождает определенный уровень затрат.

Часто в литературе встречается термин «центр финансовой ответственности», по поводу которого возникают разногласия авторов. Существует множество точек зрения, однако в большинстве случаев все они склоняются к одному из двух вариантов: данный центр рассматривают либо как синоним центра ответственности, либо как понятие более узкое, подразумевающее ответственность сугубо за финансовые результаты деятельности.

По нашему мнению, появление понятия «центр финансовой ответственности» связано с развитием управленческих технологий, а именно бюджетного управления, под которым понимается управление предприятием через финансовую составляющую его деятельности.

Все процедуры, связанные с построением финансовой структуры компании на основе выделения мест возникновения затрат и центров финансовой ответственности, а также разработкой системы бюджетирования, в итоге направлены на выявление вклада каждого подразделения в общий финансовый результат деятельности компании. Целью оценки такого вклада является побуждение лица, принимающего решение (менеджера или рядового сотрудника подразделения), действовать в интересах организации. Наиболее распространенным в современной практике методом оценки деятельности структурных подразделений является трансфертное ценообразование, которое представляет «собой совокупность правил, используемых организацией для распределения совместно заработанного дохода между центрами ответственности» [9]. Система управления предприятием, которую в

советские времена называли хозрасчетом, в современных условиях характеризуется перечисленными выше управленческими элементами.

2 Финансовая структура ОАО РЖД

2.1 Выделение мест возникновения затрат и центров финансовой

ответственности компании

Построение финансовой структуры ОАО РЖД происходило с учетом её организационных, территориальных, отраслевых, технологических и прочих особенностей деятельности. В результате были выделены места возникновения затрат и центры финансовой ответственности.

Под местом возникновения затрат в системе управленческого учета ОАО РЖД понимается его обособленное подразделение, предоставляющее для целей дальнейшей консолидации управленческие отчеты по форме 7-у, в которой отражаются все расходы за отчетный период в разрезе необходимых признаков классификации. А поскольку данные отчеты предоставляют все структурные подразделения ОАО РЖД, то можно говорить о том, что выделение мест возникновения затрат соответствует организационной структуре компании.

Все места возникновения затрат разделены на два типа: производственные подразделения (1111) и вспомогательно-

административные (ВАП). Такое деление производится специалистами финансово-экономического блока и носит рекомендательный характер, а, учитывая постоянное движение организационной структуры предприятия в ходе реформирования1, данные перечни подлежат регулярной корректировке. Такая нестабильность отрицательно сказывается на деятельности структурных подразделений, поскольку не позволяет работникам сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей. Оптимальным решением указанных проблем видится завершение реформы в кратчайшие сроки.

В общем случае к ВАП относят подразделения, обслуживающие внутренние технологические процессы. Одним из критериев непосредственного отнесения подразделения к ВАП является отсутствие у него расходов по статьям - функциям специфических расходов. Каждое ВАП имеет свою сферу управления и/или обслуживания, к которой относится группа подразделений, подчиняющихся и/или обслуживаемых им. Перечень подразделений, входящих в сферу обслуживания и/или управления конкретного ВАП, устанавливается также специалистами финансово-экономического блока.

На основе выделенных мест возникновения затрат в компании были организованы центры финансовой ответственности четырех типов:

1 Реформа ОАО РЖД продлена до 2015 г., и изменения в организационной структуре компании еще не завершены.

S центры затрат (ЦЗ);

S центры доходов (ЦД);

У центры финансовой эффективности (ЦФЭ);

У центры прибыли и инвестиций (ЦПИ).

Большая часть структурных подразделений ОАО РЖД является центрами нормативных затрат. Для них характерна выраженная связь между объемом потребляемых ресурсов и выпуском продукции. Такие подразделения весьма ограничены в принятии различного рода решений, поскольку не только не управляют доходами и прибылью, но и получают извне задания по объему выпуска и нормативам расходования ресурсов. Основными критериями эффективности работы нормативных центров затрат является выполнение плана по выпуску при заданных требованиях к качеству услуг (продукции) и фиксированном уровне выделяемых ресурсов.

Центрами доходов в ОАО РЖД являются подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и аналогичные им структуры, связанные с аккумулированием доходов от предоставляемых компанией услуг.

В качестве центров финансовой эффективности рассматриваются территориальные филиалы (железные дороги), которые несут ответственность за весь комплекс операций по оказанию перевозочных услуг в своих границах. В названии данных центров заложено понятие «эффективность», которое подразумевает соотношение полезного конечного результата деятельности предприятия и затраченных ресурсов. И здесь возможны варианты: выполнение заданного объема работ при минимальном использовании ресурсов либо максимальное выполнение работ при заданном уровне ресурсов.

И, наконец, центрами прибыли и инвестиций являются ОАО РЖД в целом и его дочерние и зависимые общества (ДЗО).

2.2 Существующая и перспективная модели финансовой структуры

компании

Иерархически места возникновения затрат и центры финансовой ответственности выстроены в соответствии с четырехуровневой структурой ОАО РЖД (рис. 1). Однако, двигаясь в направлении целевой модели структуры холдинга, финансовая структура ОАО РЖД также меняется и приобретает определенный вид (рис. 2). По мнению авторов статьи, Корпоративный центр и его региональные представительства станут центрами прибыли и инвестиций, поскольку на них будет возложена обязанность по управлению холдингом в целом как набором бизнес-единиц, по управлению активами и инвестициями и пр. Поскольку блок «Управление бизнесом железнодорожных перевозок» юридически не

Рис. 1. Иерархия и соподчиненность мест возникновения затрат (МВЗ) и центров финансовой ответственности (ЦФО) ОАО РЖД

обособляется от ОАО РЖД, он, вероятнее всего, получит статус центра финансовой эффективности.

Рис. 2. Иерархия и соподчиненность МВЗ и ЦФО согласно целевой модели структуры холдинга ОАО РЖД

Входящие в состав данного блока вертикально интегрированные бизнес-единицы, а также их территориальные филиалы и линейные предприятия будут являться центрами доходов или затрат. При формировании центров затрат целесообразно подразделять их на центры нормативных (ЦНЗ) и управленческих затрат (ЦУЗ): в первых

руководитель несет ответственность за достижение нормативного (планового) уровня затрат по выпуску продукции (работ, услуг), а во вторых - за обеспечение наилучшего уровня услуг в рамках выделенного бюджета. Центрами нормативных затрат, как уже было сказано выше, являются большинство структурных подразделений компании, а центры управленческих затрат - это административные и функциональные департаменты, управления, центры, службы первого и второго уровней иерархии ОАО РЖД.

Заключение

Эволюция организационной структуры холдинга ОАО РЖД в ходе проводимой реформы требует непрерывной работы по оценке соответствия ей финансовой структуры, элементами которой являются центры финансовой ответственности. Своевременное выявление несоответствий и их корректировка - залог успешной управленческой деятельности.

Библиографический список

1. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер; пер. с англ.; ред. Я. В. Соколов. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 417 с.

2. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов / М. А. Вахрушина. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. - 528 с.

3. Управленческий учет : учеб. пособие / Ред. А. Д. Шеремет. - М. : ИД ФБК-Пресс, 2000. - 274 с.

4. Управленческий учет на предприятиях железнодорожного транспорта : учеб. пособие для вузов железнодорожного транспорта / Е. А. Федоров. - М. : Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008. - 230 с.

5. Бухгалтерский управленческий учет : учебный курс (учебно-методический комплекс) / И. Н. Черных; Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП (2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-college.ru.

6. Учет по центрам ответственности: основные принципы, новые тенденции / Э. Ю. Свиридов // Актуальные проблемы учета и финансов в организациях потребительской кооперации, других сферах и отраслях (учет - аудит - МСФО): материалы к Международной научно-практической конференции (СПбУПК, 2006) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sibupk.nsk.su.

7. Финансовая структура - управление бизнесом через экономику / П. Боровков // Справочник экономиста. - 2006. - № 8. - С. 40-50.

8. Места возникновения затрат и центры ответственности / С. Шебек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.finansy.ru.

9. Управленческий учет / Энтони А. Аткинсон, Раджив Д. Банкер, Роберт С. Каплан, Марк С. Янг; пер. с англ. - 3-е изд. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 874 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.