Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ОЦЕНКА МАСТЕРСТВА / ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПРОЦЕДУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харитонова А.И., Климова Е.М.

Цель исследования заключалась в разработке теоретической модели оценки уровня профессионального мастерства спортсменов. Методика и организация исследования. На основе теоретического анализа, синтеза, экспертной оценки и моделирования были выделены критерии, индикаторы, показатели оценки уровня профессионального мастерства спортсменов, что позволило разработать теоретическую модель оценки уровня профессионального мастерства спортсменов, состоящую из целевого, технологического, процедурного и результативного компонентов. Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного теоретического анализа определено, что профессиональное мастерство спортсмена - это интегральный показатель, который включает в себя высший уровень освоенных профессиональных умений в области спорта, эффективность и надежность, ответственность, эмоциональную устойчивость, специальные способности, самореализацию спортсмена и включает в себя высшую квалификацию. Учитывая указанные показатели, теоретическая модель оценки профессионального мастерства спортсменов включает следующие компоненты: целевой, технологический, процедурный и результативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODELING OF ASSESSMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF ATHLETES

Objective of the study was to develop a theoretical model for assessing the level of professional skills of athletes. Methods and structure of the study. On the basis of theoretical analysis, synthesis, expert evaluation and modeling, criteria, indicators, indicators for assessing the level of professional skill of athletes were identified, which made it possible to develop a theoretical model for assessing the level of professional skill of athletes, consisting of target, technological, procedural and resultant components. Results and conclusions. In the course of the theoretical analysis, it was determined that the professional skill of an athlete is an integral indicator that includes the highest level of mastered professional skills in the field of sports, efficiency and reliability, responsibility, emotional stability, special abilities, self-realization of an athlete and includes the highest qualification. Given these indicators, the theoretical model for assessing the professional skills of athletes includes the following components: target, technological, procedural and resultative.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 159.99:076

Поступила в редакцию 17.02.2022 г.

Кандидат психологических наук А.И. Харитонова1 Кандидат психологических наук, доцент Е.М. Климова2

1Центральный спортивный клуб Армии, Москва

2Московский государственный областной университет, Мытищи, Московская область

THEORETiCAL MODELING OF ASSESSMENT OF PROFESSiONAL SKILLS OF ATHLETES

PhD A.I. Kharitonova1

PhD, Associate Professor E.M. Klimova2

1 Central Sports Club of the Army, Moscow

2 Moscow Region State University, Mytishchi, Moscow Region

Информация для связи с автором: kharitosha85@mail.ru

Аннотация

Цель исследования заключалась в разработке теоретической модели оценки уровня профессионального мастерства спортсменов. Методика и организация исследования. На основе теоретического анализа, синтеза, экспертной оценки и моделирования были выделены критерии, индикаторы, показатели оценки уровня профессионального мастерства спортсменов, что позволило разработать теоретическую модель оценки уровня профессионального мастерства спортсменов, состоящую из целевого, технологического, процедурного и результативного компонентов. Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного теоретического анализа определено, что профессиональное мастерство спортсмена - это интегральный показатель, который включает в себя высший уровень освоенных профессиональных умений в области спорта, эффективность и надежность, ответственность, эмоциональную устойчивость, специальные способности, самореализацию спортсмена и включает в себя высшую квалификацию. Учитывая указанные показатели, теоретическая модель оценки профессионального мастерства спортсменов включает следующие компоненты: целевой, технологический, процедурный и результативный.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, оценка мастерства, целевой компонент, технологический компонент, процедурный компонент, результативный компонент.

Abstract

Objective of the study was to develop a theoretical model for assessing the level of professional skills of athletes.

Methods and structure of the study. On the basis of theoretical analysis, synthesis, expert evaluation and modeling, criteria, indicators, indicators for assessing the level of professional skill of athletes were identified, which made it possible to develop a theoretical model for assessing the level of professional skill of athletes, consisting of target, technological, procedural and resultant components.

Results and conclusions. In the course of the theoretical analysis, it was determined that the professional skill of an athlete is an integral indicator that includes the highest level of mastered professional skills in the field of sports, efficiency and reliability, responsibility, emotional stability, special abilities, self-realization of an athlete and includes the highest qualification. Given these indicators, the theoretical model for assessing the professional skills of athletes includes the following components: target, technological, procedural and resultative.

Keywords: professional excellence, skill assessment, target component, technological component, procedural component, resultant component.

Введение. Главная цель спорта высших достижений - это демонстрация спортсменами высоких спортивных результатов. Спортивная деятельность связана с оценкой результатов спортивных достижений, анализом развития спортсмена и уровня его подготовленности. Современный спорт находится на такой стадии развития, что уровень подготовленности сильнейших спортсменов практически не различается, что затрудняет оценку их профессионального мастерства.

Профессиональное мастерство спортсмена «не может быть оценено одним показателем, его полная характеристика требует многостороннего подхода» [9], так как получение информации о спортсмене и различных показателях профессионального мастерства осуществляется при помощи комплексной оценки или комплексного контроля, что позволяет определить уровень подготовленности спортсмена и способствует управлению процессом его спортивного совершенствования [1, 10].

Цель исследования - разработать теоретическую модель оценки уровня профессионального мастерства спортсменов.

Методика и организация исследования. В настоящее время ученые выделяют различные показатели для оценки профессионального уровня спортсменов, формирующие так называемую «идеальную модель мастерства»:

• В.Э. Мильман разработал анкету оценки психической надежности, под которой понимал устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, которая состоит из совокупности показателей компонентов: соревновательной эмоциональной устойчивости, саморегуляции, моти-вационно-энергетического компонента, стабильности и помехоустойчивости [3];

• Ю.И. Смирнов при оценке соревновательной надежности учитывал такие показатели, как коэффициент двигательной производительности и коэффициент готовности, показатели безошибочности, восстанавливаемости и своевременности [8];

• В.Г. Никитушкин и Ф.П. Суслов эффективность спортсмена в единоборствах оценивают коэффициентом надежности

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

атакующих и защитных действии, а также активностью технико-тактических действий [5];

• С.В. Павлов разработал методику оценки технической и тактической подготовленности тхэквондистов в соревновательных поединках. Определение уровня технической подготовленности осуществляется через оценку эффективности технических действий, которые выполняются спортсменом во время поединка. Уровень тактической подготовленности через оценку действий, способствующих реализации и перестройке ведения боя, а также ситуативных и подготовительных тактических действий [7];

• А.М. Овечкин с помощью методики оценки технико-тактической подготовленности хоккеистов произвел расчет средней сложности использования технико-тактических действий за игру или тренировочное занятие [6];

• Е.В. Мельник и Е.В. Силич выявили экспертную оценку успешности спортивной деятельности, которая учитывает множество показателей, отражающих субъективную и объективную стороны спортивной деятельности, а также латентную оценку, которая рассчитывается с учетом оценок судей, коэффициента трудности и разрядного коэффициента [2];

• И.Ю. Михута, П. Сун и И. Лю выявили интегральную оценку степени готовности и подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности, представленную следующими блоками: контроль соревновательной деятельности; педагогический контроль; психологический и психофизиологический контроль; морфофункциональный контроль; биомеханический контроль [4]. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе

проведенного теоретического анализа определено, что профессиональное мастерство спортсмена - это интегральный показатель, который включает в себя высший уровень освоенных профессиональных умений в области спорта, эффективность и надежность, ответственность, эмоциональную устойчивость, специальные способности, самореализацию

Оценка уровня профессионального мастерства спортсменов

спортсмена и включает в себя высшую квалификацию [11]. Учитывая указанные показатели, нами была разработана теоретическая модель оценки профессионального мастерства спортсменов (см. рисунок).

Считаем важным отметить необходимость выделения в теоретической модели оценки профессионального мастерства спортсменов целевого, технологического, процедурного и результативного компонентов.

Целевой компонент опирается на методологические принципы построения модели: деятельностный, проблемно-ориентированный и практико-направленный и базируется на нормативно-правовой базе, включает в себя цель, функции и условия оценки профессионального мастерства спортсмена.

Технологический компонент включает в себя оценку спортивной подготовленности и ориентируется на идеальную модель спортсмена, оценки мастерства, требования к оценочным материалам и реализуется через проверку свойств оценочных материалов.

Процедурный компонент учитывает проявления личностного потенциала спортсмена, профессиональное оценивание мастерства спортсмена, включает как внешнюю, внутреннюю, так и объективную оценку, что дает нам возможность отнести спортсмена к одному из выделенных типов профессионального мастерства.

Результативный компонент отражает критерии сформи-рованности профессионального мастерства спортсменов и обязательно учитывает спортивные достижения и уровень спортивной квалификации.

Выводы. Оценка профессионального мастерства спортсмена является комплексным показателем, включающим оценивание процедуры и результатов спортивной деятельности.

Внедрение в спортивную деятельность оценочного листа профессионального мастерства спортсмена, отражающего процедурный и результативный компоненты, позволяет существенно расширить диагностические возможности при оценке подготовленности спортсменов и наметить новые подходы к повышению их профессионального мастерства.

При оценивании профессионального мастерства спортсменов важно учитывать объективные и достоверные квалификационные характеристики, профессиональные умения и навыки спортсменов.

Литература

1. Коняхина, Г.П. Комплексный контроль в спорте: учебно-методическое пособие / Г.П. Коняхина. - Челябинск: Уральская академия, 2020. - 71 с.

2. Мельник, Е.В. Экспертная оценка успешности спортивной деятельности (на примере сложнокоординационных видов спорта) / Е.В. Мельник, Е.В. Силич // Спортивный психолог. - 2010. - № 3 (21). - С. 73- 97.

3. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» /

B.Л. Марищук и др. 2-е изд., доп. и испр. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

4. Михута, И.Ю. Современный подход к интегральной оценке степени готовности и подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности / И.Ю. Михута, П. Сун, Лю И. // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. - 2019. - № 2 (100). - С. 45-49.

5. Никитушкин В.Г. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. - М.: Спорт, 2018. - 320 с.

6. Овечкин, А.М. Методика оценки технико-тактической подготовленности хоккеистов / А.М. Овечкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 4. - С. 68.

7. Павлов, С.В. Методика оценки технической и тактической подготовленности тхэквондистов в соревновательных поединках /

C.В. Павлов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 56-60.

18

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

8. Смирнов Ю.И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена: Учеб. пособие / Ю.И. Смирнов, И.И. Зула-ев. - Моск. гос. акад. физ. культуры. пос. Малаховка (Моск. обл.): МГАФК, 1995. 72 с.

9. Современная система спортивной подготовки / под ред. В.Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. М.: Физкультура и спорт, 1995. - 320 с.

10. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - М.: Спорт, 2016. - 350 с.

11. Харитонова, А.И. Личностный потенциал спортсменов как детерминанта профессионального мастерства: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / А.И. Харитонова. - Мытищи, 2021. - 206 с.

References

1. Konyakhina G.P. Kompleksnyy kontrol v sporte [Comprehensive control in sports]. Teaching aid. Chelyabinsk: Uralskaya akademiya publ., 2020. 71 p.

2. Melnik E.V., Silich E.V. Ekspertnaya otsenka uspeshnosti sportivnoy deyatelnosti (na primere slozhnokoordinatsionnykh vidov sporta) [Expert assessment of the success of sports activities (on the example of complex coordination sports)]. Sportivnyy psikholog. 2010. No. 3 (21). pp. 73-97.

3. Marishchuk V.L. et al. Metodiki psikhodiagnostiki v sporte [Methods of psychodiagnostics in sports]. Textbook for students. 2nd ed., rev., sup.. Moscow: Prosveshcheniye publ., 1990. 256 p.

4. Mikhuta I.Yu., Song P., Liu I. Sovremennyy podkhod k integralnoy otsenke stepeni gotovnosti i podgotovlennosti sport-smena k sorevnovatelnoy deyatelnosti [A modern approach to the integral assessment of the degree of readiness and readiness of an athlete

for competitive activity]. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Pedagogika. Psikhologiya. Filologiya. 2019. No. 2 (100). pp. 45-49.

5. Nikitushkin V.G., Suslov F.P. Sport vysshikh dostizheniy: teoriya i metodika [Sport of higher achievements: theory and methodology]. Study guide. Moscow: Sport publ., 2018. 320 p.

6. Ovechkin A.M. Metodika otsenki tekhniko-takticheskoy podgotovlennosti khokkeistov [Methodology for assessing the technical and tactical preparedness of hockey players]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2016. No. 4. p. 68.

7. Pavlov S.V. Metodika otsenki tekhnicheskoy i takticheskoy podgotovlennosti tkhekvondistov v sorevnovatelnykh poyedinkakh [Methodology for assessing the technical and tactical preparedness of taekwondo athletes in competitive fights]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2003. No. 2. pp. 56-60.

8. Smirnov Yu.I., Zulaev I.I. Metody otsenki i kontrolya sorevnovatelnoy nadezhnosti sportsmena [Methods for assessing and monitoring the competitive reliability of an athlete]. Study guide. Malakhovka: MGAFK publ., 1995. 72 p.

9. Suslov F.L., Shustin B.N., Sych V.L. [ed.] Sovremennaya sistema sportivnoy podgotovki [Modern system of sports training]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1995. 320 p.

10. Fiskalov V.D., Cherkashin V.P. Teoretiko-metodicheskiye aspekty praktiki sporta [Theoretical and methodological aspects of sports practice]. Study guide. Moscow: Sport publ., 2016. 350 p.

11. Kharitonova A.I. Lichnostnyy potentsial sportsmenov kak determinanta professionalnogo masterstva [Personal potential of athletes as a determinant of professional excellence]. PhD diss.: 19.00.03. Mytishchi, 2021. 206 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОПЛЫВАНИЯ ДЛИННЫХ ДИСТАНЦИЙ В ПЛАВАНИИ В ЛАСТАХ

Кандидат педагогических наук, профессор Т.И. Мясникова1 Магистр Е.С. Налимова1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

УДМ^С 796.052

Ключевые слова: тактика, соревновательная деятельность, длинные дистанции, подводный спорт, плавание в ластах.

Введение. Основным критерием эффективности тренировочного процесса спортсменов высокого уровня являются спортивный результат и показатели соревновательной деятельности.

Цель исследования - выявление модельных показателей соревновательной деятельности, характеризующих тактику проплывания дистанций 800 и 1500 м плавание в ластах (женщины).

Методика и организация исследования. Анализировались показатели соревновательной деятельности результатов, соответствующих рекордам мира на дистанциях 800 м и 1500 м плавание в ластах.

Модельные показатели соревновательной деятельности по результатам, соответствующим рекордам мира на дистанциях 800 и 1500 м плавание в ластах (женщины)

Показатели 800 м 1500 м

Отклонение скорости проплывания первых 100 м от средней, % 8,8 8,7

Отклонение скорости проплывания заключительных 100 м от средней, % 5,8 8,3

Максимальное отклонение скорости проплывания отрезков, кроме первого и заключительного, от средней, % 2,5 2,0

Первая половина дистанции быстрее второй, % 1,6 0,2

Финишное ускорение, м 300 100

FEATURES OF TACTiCS AT LONG DiSTANCES iN FiNSWiMMiNG

PhD, Professor T.I. Miasnikova1 Master E.S. Nalimova1

1Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Поступила в редакцию 06.07.2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выявлены общие тенденции в тактике проплывания дистанций 800 1500 м плавания в ластах (см. табл.).

Найденные показатели характеризуют такие особенности тактики, как относительно быстрое проплывание первого и заключительного стометровых отрезков и проплывание первой половины дистанции быстрее второй половины. По результатам исследования также обнаружено, что показатели соревновательной деятельности на дистанциях 800 и 1500 м плавание в ластах по результатам, соответствующим действующим рекордам мира, не соответствуют устоявшемуся мнению об оптимальности варианта тактики, заключающемуся в равномерном преодолении длинных дистанций в циклических видах спорта [1]. Выявлено, что чем длиннее дистанция, тем равномернее скорость ее проплывания.

Выводы. Таким образом, анализ модельных характеристик соревновательной деятельности на дистанциях 800 и 1500 м плавание в ластах у женщин показал, что для достижения рекордных результатов одним из важных факторов является высокий уровень проявления скоростных качеств спортсменов и способность к выраженному ускорению при значительном утомлении. А одним из возможных факторов, обуславливающих стагнацию спортивных результатов на данных дистанциях, может быть недостаточно высокий уровень проявления указанных качеств.

Литература

1. Уткин, В.Л. Биомеханические аспекты спортивной тактики / В.Л. Уткин; Под ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.

Информация для связи с автором: tmyas@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.