Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-488-492
Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи дизартрии
и нарушения чтения
Башмакова Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Токарева Ирина Андреевна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: данная статья посвящена исследованию взаимосвязи между дизартрией и овладением навыком чтения у старших дошкольников. В материале обобщаются данные о этиологии, патогенезе и классификации дизартрии; рассматриваются необходимые предпосылки для успешного овладения навыком чтения. Авторы раскрывают проблему необходимости формирования предпосылок к навыку чтения у старших дошкольников с дизартрией и приоритетные направления логопедической работы.
Ключевые слова: дизартрия, нарушение чтения, старшие дошкольники, предпосылки навыка чтения.
Вопросами определения дизартрии, ее этиологии, а также классификации занимались Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко и другие исследователи в области логопедии.
Впервые термин «дизартрия» был использован А. Куссмаулем для обозначения всех вариантов нарушения произношения как у детей, так и у взрослых [1].
В настоящее время под дизартрией понимают нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Отличием дизартрии от других нарушений является то, что при ней страдает не только звукопроизношение, а вся произносительная сторона речи в целом.
Возникновение дизартрии может быть связано с воздействием различных неблагоприятных факторов. К основным причинам данного речевого нарушения относят травмы и асфиксии, в результате которых возникает гипоксия, а также инфекционные заболевания нервной системы, опухоли, кровоизлияния [2, 3].
Перейдем к классификации дизартрии как речевого расстройства. Авторы выделяли различные признаки для классификации дизартрии [4].
О. В. Правдина [5] разработала классификацию дизартрии с учетом неврологического подхода. Автор выделяет следующие формы данной речевой патологии: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая и мозжечковая.
При бульбарной дизартрии возникает периферический парез, для которого характерны следующие симптомы: избирательные парезы и параличи артикуляционных, голосовых органов, снижение или отсутствие глоточных рефлексов, нарушения непроизвольных движений.
Речь лиц, страдающих бульбарной дизартрией, слабая, глухая, возможен носовой оттенок голоса. Нарушено произношение как гласных, так и согласных звуков. Темп речи замедленный.
Следующая форма - псевдобульбарная дизартрия, возникающая вследствие поражения центральных двигательных нейронов, что вызывает спастические параличи.
Для речи лиц с псевдобульбарной дизартрией характерно преимущественно нарушение гласных звуков, артикуляция согласных при этом отодвинута назад. Темп речи замедленный, неплавный, голос маломодулированный, сиплый, истощающийся к концу фразы [6].
О. В. Правдина выделила две формы корковой дизартрии - апраксическую постцентральную и апраксическую премоторную.
Корковая апраксическая постцентральная дизартрия возникает вследствие одностороннего поражения коры нижних отделов постцентральных полей доми-
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
нантного полушария, в результате чего возникает кинестетическая артикулятор-ная апраксия. Данное нарушение проявляется в нарушении выбора слогов, смешении звуков по месту и способу образования.
Корковая апраксическая премоторная дизартрия вызывает кинетическую ар-тикуляторную апраксию. Данное расстройство появляется вследствие одностороннего поражения коры нижних отделов премоторных полей доминантного полушария. Речь человека с данной формой речевой патологии замедленна, напряжена, происходят замены и смешения звуков по месту и способу образования.
Последняя форма дизартрии в рамках классификации О. В. Правдиной -мозжечковая. Она возникает в результате повреждения мозжечка и характеризуется скандированностью речи, ее непонятностью и невнятностью [7].
Перейдем к описанию патогенеза дизартрии. У детей данное расстройство чаще всего носит смешанный характер в силу раннего вредоносного воздействия на нервную систему. Кроме того, по этой же причине, часто дизартрия сочетается с другими речевыми патологиями: задержкой речевого развития, заиканием и т. д.
Таким образом, дизартрия является сложным речевым расстройством, возникающим вследствие нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата. При данной речевой патологии имеют место различные нарушения, такие как нарушения моторики, пространственных представлений, звукопроизноше-ния, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, связной речи и другие вследствие чего возникает проблема усвоения навыка чтения у дошкольников с дизартрией [8]. Перечисленные нарушения препятствуют овладению чтением.
Опираясь на определение А. Р. Лурия, чтение является одной из сложных и важных форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. А.Р. Лурия писал, что чтение является процессом перевода одних символов - графических - в другую систему символов - устно-речевую (артикуляторную).
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
В норме для успешного овладения навыком чтения необходима «сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа» (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др.), сохранность и нормальная работа зрительных и моторных функций (М. М. Безруких, Е. В. Гурьянов, С. П. Ефимова, Е.В Новикова, Н. В. Новоторцева и др.), осознание собственной речи и владение ею (Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, К. Д. Ушинский, М. Е. Хватцев, Д. Б. Эльконин, и др.), достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления и мыслительных операций (Л. И. Айларова, Н. Н. Алгазина, Л С. Выготский, Р. Е. Левина, И. В. Пришепова и др.). Сказанные выше психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению навыком чтения, а нарушение в их формировании может стать причиной появления трудностей в овладении чтением.
В исследованиях Г. А. Глининой, А. Н. Корнева, М. З. Кудрявцевой, Т. А. Ткаченко мы видим, что у старших дошкольников с дизартрией сформирован-ность предпосылок к овладению чтением в несколько раз хуже, чем у детей с нормативным произношением. Исходя из особенностей структуры дефекта при дизартрии, мы можем выделить приоритетные направления логопедической работы:
- коррекция фонетических и фонематических процессов;
- коррекция мелкой координации движений пальцев рук;
- коррекция звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- коррекция грамматических навыков;
- развитие связной речи.
Раннее диагностирование и вовремя оказанная коррекционно - логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте увеличивает возможность устранения сложностей в осваивании процессов чтения и письма, что помогает в дальнейшем дошкольнику в обучении.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Библиографический список
1. Соботович, Е. Ф., Чернопольская, А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф, Чернопольская. - М., 1974. -URL: http://pedlib.ru/Books/2/0021/2-0021-1.shtm (дата обращения: 12.11.2023).
2. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1985. - Текст: непосредственный.
3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Академия, 2008. - 287 с. - Текст : непосредственный.
4. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - М.: АСТ, 2009. - 141 с. -Текст : непосредственный.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 143 с. - Текст: непосредственный.
6. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2008. - 365 с. - Текст : непосредственный
7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.- Текст : непосредственный.
8. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Е. Ф. Архипова - СПб.: Речь, 1994. - 92 с. - Текст : непосредственный