Научная статья на тему 'Теоретическое и практическое сопровождение реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины'

Теоретическое и практическое сопровождение реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырев И. Г.

В статье освещаются проблемы реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины, его теоретического и практического сопровождения, представлен ретроспективный анализ стратегических основ данного процесса с 1991 г., а также сформулированы его научные принципы на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical support of the reforming the State Penal Service of Ukraine

The scientific article concerns problems of reforming the Penal Service of Ukraine, the theoretical and practical support of this process. This paper presents a retrospective analysis of the strategic framework of reforming the State Penal Service of Ukraine since 1991. The author formulates scientific and other foundations and principles of this process at the present stage.

Текст научной работы на тему «Теоретическое и практическое сопровождение реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины»

Теоретическое и практическое сопровождение реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины

■ И.Г. БОГАТЫРЕВ - главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Института уголовно-исполнительной службы (г. Киев, Украина), доктор юридических наук, профессор

В статье освещаются проблемы реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины, его теоретического и практического сопровождения, представлен ретроспективный анализ стратегических основ данного процесса с 1991 г., а также сформулированы его научные принципы на современном этапе.

Ключевые слова: реформирование; пенитенциарная служба Украины; теоретическое и практическое сопровождение.

Theoretical and practical support of the reforming the State Penal Service of Ukraine

I.G. BOGATYREV - Chief Researcher of the Research Center of the Institute of Penal Service, DcS. in Law, Professor

The scientific article concerns problems of reforming the Penal Service of Ukraine, the theoretical and practical support of this process. This paper presents a retrospective analysis of the strategic framework of reforming the State Penal Service of Ukraine since 1991. The author formulates scientific and other foundations and principles of this process at the present stage.

Key words: reform; Penal Service of Ukraine; the theoretical and practical support.

Фундаментальная концепция, которая положена в основу модернизации системы органов и учреждений исполнения наказаний, предусматривает не просто изменение названия службы, главное - это переориентация всей сути деятельности уголовно-исполнительного ведомства по наказанию преступника и обеспечению безопасности общества путем создания условий для исправления и ресоциализации.

Каждое научное исследование имеет свой предмет. В данном случает таковым выступает реформирование Государственной пенитенциарной службы Украины.

Теоретической основой при подготовке статьи стали труды украинских ученых в области права, психологии и педагогики, в частности А.Н. Бандурки, И.Г. Богатыре-

ва, А.В. Бецы, А.Н. Джужи, Т.А. Денисовой, Г.А. Радова, С.А. Зинченко, В.А. Левочки-на, В.М. Синева, А.Г. Колба, В.И. Кривуши, А.П. Северова, С.Я. Фаренюка, В.А. Кор-чинского, А.В. Лисицки, М.П. Мелентьева, А.Х. Степанюка, В.М. Трубникова, а также практиков, внедряющих современные пенитенциарные идеи европейского уровня, структуру и стандарты обучения специалистов, формируя содержание и технологию изучения пенитенциарной истории, философии, политики, права, психологии, педагогики, медицины, социологии, , обеспечивающих эффективное исполнение наказаний.

Ретроспективный анализ стратегических основ реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины за годы независимости следует начать с принятия

Кабинетом министров УССР постановления от 11.07.1991 г. № 88 «Об утверждении Основных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы в Украинской ССР», которым было предусмотрено переоборудование исправительных колоний по блочному типу.

Следующим шагом в обозначенном направлении можно считать образование в 1998 г. на базе бывшего ГУИН МВД Украины Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний как центрального органа исполнительной власти со специальным статусом. Это позволило сосредоточить больше внимания на вопросах улучшения материально-бытового обеспечения осужденных, способствовало расширению участия в процессе ресоциализации осужденных общественных институтов и церкви. Кроме того, автономный статус ведомства во многом послужил расширению зарубежных связей, налаживанию постоянных партнерских контактов1.

Инновацией в сфере реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины ученые и практики признали принятие Верховной Радой в 2003 г. Уголовно-исполнительного кодекса Украины, в котором получили отражение прогрессивные идеи отечественных пенитенциаристов и нормы соответствующих международных законодательных актов2.

Важную роль в деле преобразования пенитенциарной службы сыграла разработка таких документов, как Концепция государственной политики в сфере реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (одобрена указом Президента Украины В.Ф. Януковича от 08.11.2012 г. № 631), Приоритетные направления научного обеспечения деятельности органов и учреждений, которые принадлежат к сфере управления ГПтС Украины, на период 2013-2017 гг. (утверждены приказом ГПтС Украины от 04.01.2013 г. № 8/ОД-13), Перспективный план научного сопровождения деятельности ГПтС Украины на 2013-2017 гг. (утвержден главой ГПтС Украины 23.07.2013 г.), решения коллегии от 27.09.2013 г. по доктринальной модели законопроекта «О пенитенциарной системе в Украине» (утверждена председателем ГПтС Украины 28.09.2013 г.)3.

Эти нормативные акты, несмотря на критические замечания относительно их содержания, которые поступают от некоторых ученых и правозащитников, являются весьма актуальными и крайне необходимыми для обоснования и решения вопросов фи-

нансового обеспечения мероприятий по формированию в Украине пенитенциарной системы нового образца.

Реализация запланированных мер, безусловно, требует взвешенного соотношения научных основ и практического сопровождения в соответствии с потребностями реальной жизни, которое предусматривает:

- плодотворное и конструктивное сотрудничество с отечественными учеными и нашими партнерами - представителями зарубежных пенитенциарных систем. Это позволит внедрить в деятельность органов и учреждений исполнения наказаний инновационные достижения как теоретического, так и практического толка;

- повышение эффективности деятельности персонала органов и учреждений исполнения наказаний по выполнению оперативно-служебных задач. Успех этих мероприятий зависит от уровня их восприятия людьми, на которых возлагается их реализация, а потому реформирование Государственной пенитенциарной службы Украины требует изменения профессиональной психологии и преодоления стереотипов во взаимоотношениях персонала и осужденных;

- разработку проектов современной инфраструктуры органов и учреждений исполнения наказаний. Безусловно, это сложная задача, учитывая то, что практически все исправительные колонии на территории Украины строились в послевоенные годы и были ориентированы на групповое проживание осужденных, нередко под общежития приспосабливались помещения другого функционального назначения. Поэтому ставить задачу по перестройке всех учреждений по единому проекту нереально прежде всего из-за финансовых возможностей;

- повышение уровня организации социально-воспитательной и психологической работы с осужденными. Для достижения этого требуются разработка и внедрение научно обоснованных методик и программ психолого-педагогического изучения личности осужденного и средств коррекции его поведения, а также специализированных методик и рекомендаций относительно форм и методов воздействия на осужденных с помощью программ дифференцированного воспитательного влияния;

- совершенствование системы стимулирования осужденных к законопослушному поведению и ресоциализации путем введения поэтапного изменения условий их содержания, разработки и внедрения системы критериев оценки степени исправления осужденных, налаживания действенного

взаимодействия органов и учреждений исполнения наказаний с субъектами социального патронажа лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

- модернизацию предприятий учреждений исполнения наказаний, а также совершенствование системы профессиональной подготовки осужденных. Сегодня вызывает обеспокоенность состояние сферы производственной деятельности предприятий учреждений исполнения наказаний. Отсутствие эффективной системы мотивации трудовой деятельности осужденных не способствует закреплению у них трудовых навыков как неотъемлемой составляющей процесса ресоциализации, а также возмещению ущерба, причиненного преступлениями (общая сумма по исполнительным листам - более 500 млн гривен на начало 2013 г.). Кроме того, участие осужденных в общественно полезном труде как часть процесса ресоци-ализации предусматривает внедрение действенного механизма их поощрения и оптимизации системы оплаты труда. Речь идет прежде всего о решении на законодательном уровне вопросов предоставления работающим осужденным так называемых трудовых отпусков, назначении пенсий в период отбывания наказания, зачислении работающим в срок наказания за два дня по три и т.д.;

- социальную переориентацию уголовной политики государства с предпочтением применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Это предполагает необходимость принятия мер по созданию правовых и материально-технических условий для трансформации уголовно-исполнительных инспекций в службу пробации.

Реформирование Государственной пенитенциарной службы Украины направлено на достижение долгосрочных изменений в модели социального поведения правонарушителя, соблюдение прав каждого человека, на укрепление общественной безопасности и сокращение числа причин, вызывающих рост преступности.

Суть функционирования Государственной пенитенциарной службы Украины не должна сводиться к выполнению локальных, формально-юридических обязанностей государства. Ее деятельность должна базироваться на общественном и государственном интересе с тем, чтобы обеспечить раскаяние преступников как единственную гарантию их безопасного поведения. На основании изложенного можно утверждать, что структура данной службы не может быть тождественной уголовно-исполнительной или исправительно-трудовой системе.

Следует подчеркнуть, что украинская пенитенциарная наука не стоит в стороне от существующих проблем и совместно с практиками обеспечивает реализацию стратегических задач реформирования пенитенциарной службы Украины.

Наука призвана путем проведения исследований создать определенную научную базу для осуществления анализа всей пенитенциарной системы в стране. В рамках Государственной пенитенциарной службы Украины действуют научные и научно-экспертные советы, задача которых - помогать теоретикам создавать собственные научные проекты, а практикам - реализовать их в постоянной работе с осужденными и заключенными; научно-исследовательский центр в Институте уголовно-исполнительной службы; научные школы Киева, Харькова, Днепропетровска, Одессы, Чернигова4.

Изменение общественно-политических и социально-экономических условий в стране существенно повлияло на функционирование Государственной пенитенциарной службы Украины, деятельность которой должна осуществляться в соответствии с принципами научной обоснованности и независимости от идеологических установок и решений политических партий и течений; приоритета общепризнанных человеческих ценностей, жизни и здоровья человека; системного охвата всего комплекса взаимосвязанных проблем пенитенциарной деятельности и т.п. Считаем необходимым обратить внимание на ряд проблем, которые существенно влияют на успешность процесса реформирования пенитенциарной службы Украины.

Давно доказано, что любое реформирование невозможно без научного сопровождения. Практические работники в течение длительного времени ждут от представителей науки реализации социального заказа на научную разработку таких актуальных проблем, как создание новых моделей пенитенциарных учреждений, обобщенной характеристики специалиста нового поколения, совершенствование управленческой деятельности персонала, определения оптимальной нагрузки сотрудников органов и учреждений исполнения наказаний.

Актуальными остаются углубленное научное изучение состояния преступности и ее криминологическое прогнозирование в пенитенциарных учреждениях, исследование личности осужденного, окружающей его среды, мотивации преступного поведения и разработка на этой основе конкретных рекомендаций по организации психолого-педагогического и профилактического процесса5.

Научно-исследовательским центром Института уголовно-исполнительной службы совместно с заинтересованными департаментами Государственной пенитенциарной службы Украины определены приоритетные направления проведения фундаментальных исследований.

Реформирование службы предполагает приведение условий содержания осужденных к европейским и мировым стандартам путем улучшения коммунально-бытовых условий, материально-технического оснащения мест лишения свободы, обеспечения блочного содержания осужденных, их трудовой занятости и т.п. Мы разделяем мнение И.В. Штань-ко о том, что для достижения соответствия европейским и мировым стандартам нужны время, средства и, безусловно, кропотливая работа всего персонала Государственной пенитенциарной службы Украины6.

Любое реформирование сопровождается проблемами кадрового характера. Общественность и государство возлагают на персонал органов и учреждений исполнения наказаний особые ожидания и предъявляют к ним серьезные требования, связанные с исправлением и ресоциализацией лиц, совершивших преступление. Из практики работы с осужденными известно, что подавляющее их число - это «брак» воспитания в семье, школе, общине, недосмотр участковых инспекторов. Таким образом, учреждениям исполнения наказаний отводится важная задача - изменить мировоззрение и поведение преступника. Однако эта профессиональная роль обществом должным образом не оценивается. Низкий престиж профессии работника пенитенциарной системы приводит к тому, что люди только в крайнем случае идут на службу в учреждения исполнения наказаний и, работая, продолжают поиск, более престижной и оплачиваемой работы.

Важной в этом контексте представляется разработка комплексных путей формирования устойчивой профессиональной мотивации, развития новых стимулов профессиональной карьеры, заинтересованности в добросовестном исполнении служебных обязанностей, в первую очередь на уровне отдельно взятой организации7. Не акценти-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Льовочюн В.А. Актуальн проблеми реформуван-ня кримЫапьно-виконавчоУ системи УкраУ'ни // Со^апьна полiтика i со^апьна робота. 2002. № 1-2. С. 6-18.

2 См.: Вщомост Верховно! Ради УкраУ'ни. 2004. № 3.

3 См.: Там же. 2005. № 30. Ст. 409. http://zakon1.rada.gov. ua/laws/show/2713-15; http://zakon2.rada.gov.ua/cgi-bin/ laws/main.cgi?nreg=394%2F2011

4 См.: Богатирьов I. Г. УкраУ'нська пеытен^арна наука. Науковi здобутки школи «1нтелект». 2 вид. КиУ'в, 2013.

руя внимание лишь на материальных стимулах, заметим, что от самого человека, который работает в уголовно-исполнительной системе, также многое зависит, в том числе и формирование мнения в обществе о престиже данной профессии8.

В силу вышесказанного видится необходимым коренным образом улучшить психологический отбор, предусмотрев изучение социально и профессионально важных качеств личности претендента на службу. Проведенное нами исследование свидетельствует, что из десяти возможных кандидатов на службу лишь семь обращаются в учреждения по вопросам оформления и приема на службу. При этом не факт, что все они будут зачислены.

При приеме на службу предпочтение отдается кандидатам, которые имеют полное высшее образование гуманитарного профиля, а именно: юристам, педагогам, психологам. Нельзя не отметить, что существуют проблемы адаптационного характера у молодых специалистов, прибывающих и из учебных заведений Государственной пенитенциарной службы, и у выпускников гражданских вузов. Ключевым моментом кадрового обеспечения в условиях реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины должны стать закрепление молодых сотрудников и их социальная защита.

Неотъемлемой составляющей осуществляемых в пенитенциарной сфере преобразований являются разработка и внедрение системы реабилитационных и коррекцион-ных программ для лиц, к которым применены наказания, не связанные с лишением свободы, и лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, а также осуществление волонтерских программ, мероприятий постпенитенциарной опеки и социального патронажа в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Таким образом, все проводимые в ходе пенитенциарной реформы изменения отвечают интересам лиц, которые отбывают наказание, и работников системы, от которых зависит уровень соблюдения прав осужденных и потерпевших от преступлений.

1 Sm.: L'ovochkin V.A. Aktual'ni ргоЫетн reformuvannja kriminal'no-vikonavchoУ sistemi икга'Ут // Social'na politika i social'na robota. 2002. № 1-2. S. 6-18.

2 Sm.: Vidomosti VerhovnoУ' Radi икгаУпк 2004. № 3.

3 Sm.: Tam zhe. 2005. № 30. St. 409. http://zakon1.rada. gov.ua/laws/show/2713-15; http://zakon2.rada.gov.ua/cgi-bin/ laws/main.cgi?nreg=394%2F2011

4 Sm.: Bogatir'ov I. в. penitenciama nauka. Naukovi zdobutki shkoli «1те1еИ». 2 vid. К^, 2013.

5 См., напр.: Бандоля Л.Г. Индивидуально-профилактические мероприятия по предотвращению уклонения от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 21. С. 94.

6 См.: Штанько 1.В. Нагальн питання пщвищення ефективност дiяльностi кримЫально-виконавчо'У системи // Проблеми пеытен^арно'У теорп i практики. 1996. № 1. С. 7-12.

7 См.: Указ Президента УкраУни вщ 01.02.2012 р. № 45/2012 «Про Стратепю державноУ кадровоУ полiтики на 2012-2010 роки». www.president.gov.ua/documents/14429.html

8 См.: Богатирьов 1.Г., Лющков О.В. Стратегiчнi засади реформування ДержавноУ пенiтенцiарноi служби УкраУни та Ух науковий супровщ Особливостi пiдготовки фахiвцiв для пенiтен-цiарноi системи УкраУни // Право i Суспiльство. 2013. № 3. С. 83-89.

Распространенность проявлений криминального экстремизма, в том числе основанного на этнонациональной и религиозной ненависти, в Российской Федерации, рост случаев вовлечения осужденных к лишению

5 Sm., napr.: Bandolja L.G. Individual'no-profilakticheskie meroprijatija po predotvrashheniju uklonenija ot otbyvanija nakazanij, ne svjazannyh s lisheniem svobody // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 21. S. 94.

6 Sm.: Shtan'ko I.V. Nagal'ni pitannja pidvishhennja efektivnosti dijal'nosti kriminarno-vikonavchoi sistemi // Problemi penitenciarnoi teorii i praktiki. 1996. № 1. S. 7-12.

7 Sm.: Ukaz Prezidenta Ukraini vid 01.02.2012 r. № 45/2012 «Pro Strategiju derzhavnoi kadrovoi politiki na 2012-2010 roki». www.president.gov.ua/documents/14429.html

8 Sm.: Bogatir'ov I.G., Lisickov O.V. Strategichni zasadi reformuvannja Derzhavnoi penitenciarnoi sluzhbi Ukraini ta ih naukovij suprovid Osoblivosti pidgotovki fahivciv dlja peniten-ciarnoi sistemi Ukraini // Pravo i Suspil'stvo. 2013. № 3. S. 83-89. н

свободы в деятельность организованных радикальных групп требуют осуществления целенаправленного подхода к работе с лицами, осужденными за преступления экстремистской направленности и террористи-

Подходы к пенитенциарной дерадикализации осужденных за проявления религиозного экстремизма в странах Ближнего Востока и Азии

А.М. СЫСОЕВ - начальник факультета повышения квалификации Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент

В статье дается характеристика криминального экстремизма, рассматриваются особенности процесса дерадикализации лиц, осужденных за его проявления, в пенитенциарных системах стран Ближнего Востока и Азии: Израиля, Саудовской Аравии, Турции, Египта, Сингапура, Индонезии. Отмечаются основные проблемы в реализации дерадикализационных программ при организации пенитенциарной работы с осужденными - членами радикальных организаций и обозначаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: пенитенциарная система; радикальные группы; деради-кализация осужденных.

Approaches to prison de-radicalization of the convicted for manifestations of religious extremism in the Middle East and Asia

A.M. SYSOEV - Head of faculty for advanced training of the Academy of the Federal Penal Service of Russia, Ph.D.in Psychology, Associate Professor

The article examines characteristics of criminal extremism and de-radicalization process, especially those convicted of manifestations of religious extremism in the prison systems of the Middle East and Asia - Israel, Saudi Arabia, Turkey, Egypt, Singapore, Indonesia. There have been major problems in the implementation of programs at the organization deradikalization programs in the work with prison inmates - members of radical organizations and ways to neutralize these negative aspects.

Key words: prison system; radical groups; de-radicalization of prisoners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.