УДК 316.6 +159.99
О. Ю. Зотова
Теоретический обзор современных концепций психологической безопасности
Статья выполнена в рамках гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-00032)
«Доверие и субъективное благополучие личности как основа психологической безопасности современного общества»
В статье безопасность рассматривается как психологическое явление, которое имеет смысл только в контексте человеческих реакций. Приведены исследования психологической безопасности в рамках организационной психологии, психологии развития, психологии окружающей среды и социальной психологии, многие из которых ранее в отечественной психологии не освещались. Показана роль психологической безопасности в организации, в частности в развитии доверительных отношений, в обмене информацией, передаче опыта и знаний. Показано, что существует зависимость между реализованной потребностью в эмоциональной безопасности в младенчестве и поведением человека в зрелом возрасте, которое в дальнейшем можно наблюдать во многих сферах жизни. Рассмотрена связь между характеристиками окружающего нас мира и психологической безопасностью. Показано, что небезопасная или неупорядоченная окружающая среда может приводить к депривации чувства эффективности, доверия и социальной сплоченности. В русле социальной психологии психологическая безопасность рассматривается в контексте представлений, которые являются субъективным отражением реальности в восприятии окружающего нас мира. Чтобы безопасность стала личной реальностью, она должна быть воспринята и обработана, поэтому внешние события субъективно определяются, интерпретируются и воспринимаются.
Ключевые слова: психология безопасности, представления, риск, онтологическая безопасность, опасность, окружающая среда, организация, потребность в безопасности.
O. Yu. Zotova
Theoretical Overview of Contemporary Concepts of Psychological Security
The author sees security as a psychological phenomenon that makes sense only in the context of human reactions. The article outlines research on psychological security within the scope of organizational psychology, development psychology, environmental psychology and social psychology; some of works have not been covered before. The role of psychological security in the organization is shown with the emphasis on its importance for developing relations of trust, information exchange, transfer of knowledge and practices. It is argued that there is relationship between the need for emotional security realized in infancy and man's behaviour as an adult, which can be observed in many spheres of life. The link between the characteristics of the surrounding world and psychological security is considered. The examples of how insecure or unordered environment can lead to deprivation of such senses as effectiveness, trust and social cohesion are given. In terms of social psychology psychological security is interpreted in the context of perceptions which represent subjective reflections of the reality through perceiving the world around us. To make security personal reality it should be accepted and processed, that is why external events are defined, interpreted and perceived subjectively.
Keywords: psychological security, perceptions, risk, ontological security, danger, environment, organization, safety need.
Жизнь человека на протяжении всей истории сопряжена с различными видами опасностей, она никогда не была надежной и гарантированной от каких-то неблагоприятных событий, случайностей, неожиданностей и опасностей. Можно сказать, что проблема безопасности является одной из постоянных составляющих повседневной жизни человека. Однако современные опасности содержат ряд качественных отличий. Так, наряду с природными катаклизмами (цунами, землетрясение, смерч, ураган и др.), появилось еще много видов опасностей, связанных с деятельностью человека, развитием науки и техники. По мнению А. И. Донцова и Е. Б. Перелыгиной, «в современном мире усиливается линия иррацио-
нальности, он все больше разделяется не только на тех, кто думает так, как и ты, и на тех, кто думает иначе; он поделен между теми, кто ощущает то же, что и ты, и тех, кто живет в системе иных ощущений, что существенно затрудняет диалог между носителями культур» [2, с. 19]. У. Бек в своей работе «Общество риска», анализируя опасности в обществе, отмечал, что в своем стремлении к благополучию люди избегают одних опасностей, но при этом навлекают на себя другие, может быть, еще большие [1].
Многочисленные концепции психологии безопасности рассматривают данное явление с разных сторон, каждая из них пытается ответить на вопросы о том, какова природа безопасности, в
© Зотова О. Ю., 2016
чем ее суть и содержание, от чего зависит состояние безопасности человека и какие явления могут препятствовать ее развитию.
Каждое представленное исследование вносит свой вклад в развитие психологии безопасности, имеет уникальную ценность и ролевантность, выделяя и поясняя различные аспекты психологической безопасности.
В последние годы все более значимым становится рассмотрение психологии безопасности в рамках организационной психологии, психологии развития, психологии окружающей среды и социальной психологии, поэтому наше освещение этих направлений может способствовать расширению границ традиционных взглядов на психологию безопасности. Понимание безопасности как психологического явления не отрицает и не отвергает политические, военные, экономические концепции. Оно дополняет различные теории и предлагает немного иной взгляд на сам феномен безопасности. В отличие от таких социально-политических понятий, как демократия, стратификация или социализм, которые описываются при помощи четко определенных критериев, независимых от человека, безопасность, как психологическое явление имеет смысл только в контексте человеческих реакций.
Организационная психология
Следует отметить, что первое определение психологии безопасности появилось в рамках психологии труда. Психология безопасности должна была обеспечивать профилактику несчастных случаев на производстве. В последние десятилетия психологическая безопасность стала теоретически и практически значимым явлением отчасти из-за повышенной важности обучения и инноваций в современных организациях.
Большой интерес в русле организационной психологии представляет концепция Эми Эд-мондсон, которая описывала психологическую безопасность как мнение о том, что общество, в котором находится человек, безопасно для межличностного общения. Она утверждала, что люди в рабочем коллективе более склонны занимать пассивную позицию для того, чтобы защитить собственное «Я», свою самооценку и сохранить самоуважение [10].
Э. Эдмондсон выделила четыре вида риска, с которыми сталкиваются люди, работая в командах: человек, задающий вопрос, может быть расценен как некомпетентный; человек, принимающий помощь, обращающийся за помощью или
допускающий ошибку, может создать впечатление некомпетентного; человек, который критикует прошлые или настоящие события, может быть воспринят негативно; наконец, чтобы не быть навязчивым, человек может перестать обращаться за помощью [11].
Исследования Э. Эдмондсон способствовали всплеску исследований особенностей психологической безопасности в организации. Так, Дуглас Мэй и его коллеги выделили следующие детерминанты психологической безопасности в организации: поддерживающие отношения, передача опыта коллегам, приверженность поведенческим нормам [24]. Тунан пришел к выводу, что психологическая безопасность положительно связана с выражением самокритики сотрудниками [38]. Симсен, Рот, Бэлэсабраманиэн и Ананд выявили, что сотрудники, которые чувствовали себя в психологической безопасности, делились со своими коллегами знаниями и опытом [33]. Джонг с коллегами изучал взаимосвязь между психологической безопасностью, индивидуальным творчеством, проактивностью и обменом информацией. Авторы предположили, что обмен информацией между сотрудниками способствует развитию доверительных отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают психологическую безопасность [14].
Психология окружающей среды
В последние десятилетия все чаще исследователи указывают на прямую связь между характеристиками окружающего нас мира и психологической безопасностью, находя все больше доказательств того, что факторы окружающей среды оказывают влияние на состояние психического здоровья [7, 12, 27, 28, 41].
Небезопасная или неупорядоченная окружающая среда может приводить к возникновению чувства бессилия, вызвать ощущение, что жизнь хаотична и полна неконтролируемых угроз [13]. Опасное соседство приводит к возникновению чувства бессилия, когда человек не в состоянии удовлетворить свои основные потребности в безопасности [19].
Сэмпсон и его коллеги утверждают, что коллективная эффективность, которая зависит от социальной сплоченности и доверия, напрямую связана со снижением уровня насилия в окружающей среде [31]. Росс и Мировски постулируют, что расстройства, включая чувство небезопасности, депривируют индивидуальные чувства эффективности, доверия и социальной сплоченности. Они утверждают, что беспомощность, недо-
верие и социальная изоляция связаны с нестабильностью окружающей среды [29]. Также многие исследователи к небезопасной окружающей среде относят такие стресс-факторы, как граффити, пустыри, преступность, бродяжничество, употребление наркотиков [5, 30].
Джереми Уэлс и Элизабет Болдуин, например, установили связь между аутентичностью места и повышенным уровнем эмоциональной привязанности к нему. Даже тогда, когда есть два идентичных городских жилых квартала с практически одинаковым дизайном, люди, которые живут в аутентичном старом месте, которое имеет свою «ауру», уникальность, демонстрируют большую привязанность к этому месту [40]. Привязанность к месту, в котором живет человек, имеет важное значение, поскольку влияет на его психическое здоровье и субъективное благополучие [9].
Джейн Гренвилл утверждает, что материальная и духовная культура, созданная прошлыми поколениями, представляет собой
«онтологическую безопасность» для людей [15]. Так, по мнению Л. А. Закса, «...люди попадают в царство культурных par excellence целей, средств, процессов, "порядков" - словом, закономерностей, которые и становятся законами их жизни» [3, с. 19]. Другими словами, знакомые, известные и стабильные качества окружающей среды обеспечивают психологические сигналы, которые приводят к улучшению психического здоровья.
Связь исторической среды с чувством идентичности, которую впервые исследовал географ Юи-Фу Туан в 1970-е гг. [37], получила свое развитие в серии работ Нэда Кауфмана, которые были названы как история пейзажа «story scapes» [20]. В археологии есть доказательства того, что участие представителей общественности в археологических работах приводит к значительному улучшению общего благосостояния [26; 36].
Психология развития
Дж. Боулби утверждал, что необходимость обеспечения безопасности имеет решающее значение для выживания человека. Он считал, что ранняя привязанность к родителям является необходимым компонентом здорового развития ребенка, и определил эту эмоциональную связь, или «привязанность», в качестве «безопасной базы», в случае отсутствия которой люди могут столкнуться с проблемами в дальнейшей жизни [8].
Таким образом, безопасность формируется в младенчестве в качестве привязанности к родителям, и привносится во взрослую жизнь. Так, у тревожных людей значительно меньше шансов
построить гармоничные отношения, чем у эмоционально безопасных лиц [21]. Три крупных лонгитюдных исследования, проведенные американскими психологами Клэр Гамильтон, Мэри Майн, Эверет Вотерс [16, 17, 23, 39], показали, что в большинстве случаев существует зависимость между реализованной потребностью в эмоциональной безопасности в младенчестве и поведением человека в зрелом возрасте, которое в дальнейшем можно наблюдать во многих сферах жизни, а именно: в интимных отношениях [34, 35], в трудовой деятельности [18], в сексуальных и брачных отношениях [22], в дружеских отношениях, в сфере хобби и интересов, в философии жизни.
Марио Микалайнс и Виктор Флориан утверждают, что ощущение небезопасности или неуверенность в своей причастности к миру оказывает сильное влияние не только на то, как люди справляются с жизненными невзгодами, но и на эмоциональное состояние при мысли о смерти: у них доминирует ужас от мысли о собственной смерти. Страх смерти выражается в страхе перед неизвестностью. Их страх смерти эгоцентричен, смерть, по их мнению, способствует еще одному отделению от значимых других, потере собственной идентичности [25].
Состояние безопасности влияет на интерпретацию будущего, в частности, у респондентов, которые сами не испытывают состояния эмоциональной безопасности, будущее представляется как источник дискомфорта. «Когда человек чувствует, что он в безопасности и может правильно прогнозировать события, он будет делать выборы, способствующие расширению своей системы, даже с риском ошибиться, но затем последует период, в течение которого он будет совершать выборы, снижающие вероятность ошибки и служащие подкреплениями» [32, р. 221].
Социальная психология
В рамках социальной психологии большой интерес представляет современная концепция психологической безопасности Дэниэля Бар-Таля, психолога из Израиля - страны, где проблема обеспечения безопасности стоит наиболее остро. Д. Бар-Таль утверждал: чтобы безопасность стала личной реальностью, она должна быть воспринята и обработана, поэтому внешние события субъективно определяются, интерпретируются и воспринимаются [6].
Бар-Таль рассматривает психологическую безопасность в контексте представлений. Представления о безопасности формируются индивидуаль-
249
но и являются субъективным отражением реальности. Содержание представлений в отношении безопасности имеет широкий охват. Так, в качестве объекта безопасности, в отношении которого (кого-то или чего-то) человек чувствует неуверенность, может выступать сам человек, его семья, этническая или религиозная группа, нация, государство и даже весь мир. Также категория представлений о безопасности включает множество других факторов, относящихся к условиям, которые могут либо ослабить, либо усилить безопасность, последствия безопасности или небезопасности.
Представления о безопасности формируются на основе взаимодействия информации, поступающей из окружающей среды, и личных характеристик. Так, чувство безопасности человека определяется его демографическими, социально-экономическими характеристиками и личным опытом.
Также представления о безопасности сами по себе часто являются результатом предшествующего травматичного события. Таким образом, представления о безопасности можно рассматривать как основу оценочных процессов, приводящих к возникновению чувства незащищенности или беспокойства. Например, представления о безопасности у родственников тех, кто пережил Хо-локост, будут отличаться от представлений о безопасности людей, которые, ни сами, ни их окружение, никогда не сталкивались с геноцидом.
В заключение следует отметить, что современный темп жизни, возрастающая сложность социальных систем и отношений, как отмечали Э. Гидденс и У. Бек, увеличение числа непреднамеренных последствий (unintended consequences) социальных действий имеют большое значение для изучения психологической безопасности, которая также может развиваться и со временем меняться. Большая часть концепций и теорий по психологической безопасности обеспечивает сравнительно небольшое представление о том, как развивается психологическая безопасность: возникает, растет, уменьшается или даже разрушается. Л. А. Закс и Е. Б. Перелыгина отмечали, что «подход к исследованию безопасности с учетом психологических концепций, методологических установок, методов и методик позволяет учесть уровень личности, для которой, собственно, и нужна высокая степень безопасности в любой стране» [4, с. 145].
За последние шесть десятилетий исследований в области психологии безопасности появилась
масса эмпирических данных, которые доказывают жизненно важную роль психологической безопасности в профессиональной сфере, во взаимодействии с людьми и окружающей действительностью, в отношении к прошлому и будущему, к жизни и к смерти. Хотя существующие концепции во многом раскрывают роль психологической безопасности, необходимы дополнительные исследования для того, чтобы расширить ее понимание.
Библиографический список
1. Бек, У Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / У Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
2. Донцов, А. И. Параметры образовательной среды в формате психологии безопасности [Текст] /
A. И. Донцов, Е. Б. Перелыгина // Человеческий капитал. - 2014. - № 12 (72). - С. 16-19.
3. Закс, Л. А. Город как машина культуры: прошлое и современность [Текст] / Л. А. Закс // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: материалы XVII Международной научно -практической конференции Гуманитарного университета (14-15 апреля 2014 года): доклады / редкол.: Л. А. Закс и др.: в 2 т. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2014. - Т. 1. - С. 17-37.
4. Закс, Л. А. Человек в условиях комплексных угроз личной безопасности [Текст] / Л. А. Закс, Е. Б. Перелыгина // Наука и современность. - 2012. -№ 18. - С. 142-147.
5. Aneshensel, C. S. The neighborhood context of adolescent mental health. / C. S. Aneshensel, C. A. Sucoff // Journal of Health & Social Behavior. - 1996. - № 37. -P. 293-310.
6. Bar-Tal, D. The social psychology of knowledge / D. Bar-Tal, A. W. Kruglanski. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
7. Beard, J. R. Neighborhood characteristics and change in depressive symptoms among older residents of New York City / J. R. Beard, M. Cerda, S. Blaney, J. Ahern, D. Vlahov, S. Galea // American Journal of Public Health. - 2009. - V. 99. - P. 1308-1314.
8. Bretherton, I. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth / I. Bretherton // Developmental Psychology. - 1992. - № 28 (5). -P. 759-775.
9. Brown, B. B. Disruptions in place attachment. /
B. B. Brown, D. Perkins. In I. Altman & S. Low (Eds.). Place attachment. - NY: Plenum Press, 1992. -Pp. 279-304.
10. Edmondson, A. C. Psychological safety and learning behavior in work teams / A. C. Edmondson // Adm. Sci. Q. - 1999. - № 44(2). - P. 350-383.
11. Edmondson, A. C. Speaking up in the operating room: how team leaders promote learning in interdisciplinary action teams / A. C. Edmondson // J. Manag. Stud. -2003. - № 40. - P. 1419-1452.
12. Elliott, M. The stress process in neighborhood context / M. Elliott // Health & Place. - 2000. - № 6. -P. 287-299.
13. Geis, K. J. A new look at urban alienation: The effect of neighborhood disorder on perceived powerless-ness / K. J. Geis, C. E. Ross // Social Psychology Quarterly. - 1998. - № 61. - P. 232-246.
14. Gong, Y. Unfolding the proactive process for creativity: integration of the employee proactivity, information exchange, and psychological safety perspectives / Y. Gong, S. Cheung, M. Wang, J. Huang // J. Manag. -2012. - № 38(5). - P. 1611-1633.
15. Grenville, J. Conservation as psychology: Onto-logical security and the built environment / J. Grenville // International Journal of Heritage Studies. - 2007. -№ 13(6). - P. 447-461.
16. Hamilton, C. E. Continuity and Discontinuity of Attachment from Infancy through Adolescence / C. E. Hamilton. Unpublished doctoral dissertation. Los Angeles: UCLA, 1994.
17. Hamilton, C. E. Continuity and discontinuity of attachment from infancy through adolescence / C. E. Hamilton // Child Development. - 2000. - № 71. -P. 690-694.
18. Hazan, C. Love and work: An attachment theoretical perspective / C. Hazan, P. R. Shaver // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - № 59(2). -P. 270-280.
19. Hiroto, D. S. Locus of control and learned helplessness / D. S. Hiroto // Journal of Experimental Psychology. - 1974. - № 102. - P. 187-193.
20. Kaufman, N. Place, race, and story: Essays on the past and future of historic preservation / N. Kaufman. NY: Routledge, 2009.
21. Kobak, R. R. Parents and Spouses: Attachment Strategies and Marital Functioning / R. R. Kobak, C. Hazan. Newark: University of Delaware, 1991.Levy, M. B. Lovestyles and attachment styles compared: Their relations to each other and to various relationship characteristics / M. B. Levy, K. E. Davis // Journal of Social and Personal Relationships. - 1988. - № 5. - P. 439-471.
22. Main, M. Attachment Narratives and Attachment Across the Lifespan / M. Main. Paper presented at the Fall Meeting of the American Psychoanalytic Association. New York, 1997.
23. May, D. R. The psychology condition of mean-ingfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work / D. R. May, R. L. Gilson, L. M. Harter // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2004. - № 77. - P. 11-37.
24. Mikulincer, M. The relationship between adult attachment styles and emotional and cognitive reactions to stressful events / M. Mikulincer, V Florian. In J. A. Simpson & W. S. Rholes (Eds.). Attachment Theory and Close Relationships. New York: Guilford Press, 1998. - P. 143-165.
25. Neal, C. Know your place? Evaluating the therapeutic benefits of engagement with historic landscapes /
C. Neal // Cultural Trends. - 2015. - № 24(2). -P. 133-142.
26. Phongsavan, P. Social capital, socio-economic status and psychological distress among Australian adults / P. Phongsavan, T. Chey, A. Bauman, R. Brooks,
D. Silove // Social Science & Medicine. - 2006. -№ 63. - P. 2546-2561.
27. Propper, C. Local neighborhood and mental health: Evidence from the UK / C. Propper, K. Jones,
A. Bolster, S. Burgess, R. Johnston, R. Sarker // Social Science & Medicine. - 2005. - № 61. - P. 2065-2083.
28. Ross, C. E. Neighborhood disorder, subjective alienation and distress / C. E. Ross, J. Mirowsky // Journal of Health and Social Behavior. - 2009. - № 50. -P. 49-64.
29. Sampson, R. J. Seeing disorder: Neighborhood stigma and the social construction of «broken windows» / R. J. Sampson, S. W. Raudenbush // Social Psychology Quarterly. - 2004. - № 67. - P. 319-342.
30. Sampson, R. J. Neighborhoods and violent crime: A multilevel study of collective efficacy / R. J. Sampson, S. W. Raudenbush, F. Earls // Science. - 1997. - № 277. -P. 918-924.
31. Sechrest, L. The psychology of personal constructs: George Kelly / L. Sechrest. In J. M. Wepman and R. W. Heine (Eds.). Concepts of personality. Chicago: Aldine, 1963.
32. Siemsen, E. The influence of psychological safety and confidence in knowledge on employee knowledge sharing / E. Siemsen, A. V. Roth, S. Balasubramanian, G. Anand // Manuf. Serv. Oper. Manag. - 2009. -№ 11(3). - P. 429-447.
33. Sroufe, L. A. Infant-caregiver Attachment and Patterns of Adaptation in Preschool: The Roots of Maladaptation and Competence / L. A. Sroufe. - NJ : Erlbaum, 1983. Vol. 16.
34. Sroufe, L. A. The fate of early experience following developmental change: Longitudinal approaches to individual adaptation in childhood / L. A. Sroufe,
B. Egeland, T. Kreutzer // Child Development. - 1990. -№ 61. - P. 1363-1373.
35. Thomas, S. Making archaeological heritage accessible in Great Britain: Enter community archaeology / S. Thomas. In Public participation in archaeology / S. Thomas & J. Lea (eds.). Woodbridge: The Boydell Press, 2014. - Pp. 23-33.
36. Tuan, Y. F. Space and place: The perspectives of experience / Y. F. Tuan. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1977.
37. Tynan, R. The effects of threat sensitivity and face giving on dyadic psychological and upward communication / R. Tynan // Journal of Applied Social Psychology. - 2005. - № 35. - P. 223-247.
38. Waters, E. Attachment security in infancy and early adulthood: A twenty-year longitudinal study /
E. Waters, S. Merrick, D. Treboux, J. Crowell, L. Albersheim // Child Development. - 2000. - № 71. -P. 684-689.
-Hpoc^aBCKHH negarorH^ecKHH BecTHHK - 2016 - № 6
39. Wells, J. C. Historic preservation, significance, and age value: A comparative phenomenology of historic Charleston and the nearby new-urbanist community of I'On / J. C. Wells, E. D. Baldwin // Journal of Environmental Psychology. - 2012. - № 32(4). - P. 384-400.
40. Wen, M. Objective and perceived neighborhood environment, individual SES and psychosocial factors, and self-rated health: An analysis of older adults in Cook County, Illinois / M. Wen, L. C. Hawkley, J. T. Cacioppo // Social Science & Medicine. - 2006. -№ 63. - P. 2575-2590.
Bibliograficheskij spisok
1. Bek, U. Obshhestvo riska. Na puti k drugomu modernu [Tekst] / U. Bek. - M. : Progress-Tradicija, 2000. - 384 s.
2. Doncov, A. I. Parametry obrazovatel'noj sredy v formate psihologii bezopasnosti [Tekst] / A. I. Doncov, E. B. Perelygina // Chelovecheskij kapital. - 2014. -№ 12 (72). - S. 16-19.
3. Zaks, L. A. Gorod kak mashina kul'tury: proshloe i sovremennost' [Tekst] / L. A. Zaks // Sovremennyj gorod: social'nost', kul'tury, zhizn' ljudej: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Gumanitarnogo universiteta (14-15 aprelja 2014 goda): doklady / redkol.: L. A. Zaks i dr.: v 2 t. - Ekaterinburg : Gumanitarnyj universitet, 2014. - T. 1. - S. 17-37.
4. Zaks, L. A. Chelovek v uslovijah kompleksnyh ugroz lichnoj bezopasnosti [Tekst] / L. A. Zaks, E. B. Perelygina // Nauka i sovremennost'. - 2012. -№ 18. - S. 142-147.
5. Aneshensel, C. S. The neighborhood context of adolescent mental health. / C. S. Aneshensel, C. A. Sucoff // Journal of Health & Social Behavior. - 1996. - № 37. -P. 293-310.
6. Bar-Tal, D. The social psychology of knowledge / D. Bar-Tal, A. W. Kruglanski. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
7. Beard, J. R. Neighborhood characteristics and change in depressive symptoms among older residents of New York City / J. R. Beard, M. Cerda, S. Blaney, J. Ahern, D. Vlahov, S. Galea // American Journal of Public Health. - 2009. - V. 99. - P. 1308-1314.
8. Bretherton, I. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth / I. Bretherton // Developmental Psychology. - 1992. - № 28 (5). -P. 759-775.
9. Brown, B. B. Disruptions in place attachment. / B. B. Brown, D. Perkins. In I. Altman & S. Low (Eds.). Place attachment. - NY: Plenum Press, 1992. -Pp. 279-304.
10. Edmondson, A. C. Psychological safety and learning behavior in work teams / A. C. Edmondson // Adm. Sci. Q. - 1999. - № 44(2). - P. 350-383.
11. Edmondson, A. C. Speaking up in the operating room: how team leaders promote learning in interdisciplinary action teams / A. C. Edmondson // J. Manag. Stud. -2003. - № 40. - P. 1419-1452.
12. Elliott, M. The stress process in neighborhood context / M. Elliott // Health & Place. - 2000. - № 6. -P. 287-299.
13. Geis, K. J. A new look at urban alienation: The effect of neighborhood disorder on perceived powerless-ness / K. J. Geis, C. E. Ross // Social Psychology Quarterly. - 1998. № 61. - P. 232-246.
14. Gong, Y. Unfolding the proactive process for creativity: integration of the employee proactivity, information exchange, and psychological safety perspectives / Y. Gong, S. Cheung, M. Wang, J. Huang // J. Manag. -2012. - № 38(5). - P. 1611-1633.
15. Grenville, J. Conservation as psychology: Onto-logical security and the built environment / J. Grenville // International Journal of Heritage Studies. - 2007. -№ 13(6). - P. 447-461.
16. Hamilton, C. E. Continuity and Discontinuity of Attachment from Infancy through Adolescence / C. E. Hamilton. Unpublished doctoral dissertation. Los Angeles: UCLA, 1994.
17. Hamilton, C. E. Continuity and discontinuity of attachment from infancy through adolescence / C. E. Hamilton // Child Development. - 2000. - № 71. -P. 690-694.
18. Hazan, C. Love and work: An attachment theoretical perspective / C. Hazan, P. R. Shaver // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - № 59(2). -P. 270-280.
19. Hiroto, D. S. Locus of control and learned helplessness / D. S. Hiroto // Journal of Experimental Psychology. - 1974. - № 102. - P. 187-193.
20. Kaufman, N. Place, race, and story: Essays on the past and future of historic preservation / N. Kaufman. NY: Routledge, 2009.
21. Kobak, R. R. Parents and Spouses: Attachment Strategies and Marital Functioning / R. R. Kobak, C. Hazan. Newark: University of Delaware, 1991.Levy, M. B. Lovestyles and attachment styles compared: Their relations to each other and to various relationship characteristics / M. B. Levy, K. E. Davis // Journal of Social and Personal Relationships. - 1988. - № 5. - P. 439-471.
22. Main, M. Attachment Narratives and Attachment Across the Lifespan / M. Main. Paper presented at the Fall Meeting of the American Psychoanalytic Association. New York, 1997.
23. May, D. R. The psychology condition of mean-ingfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work / D. R. May, R. L. Gilson, L. M. Harter // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2004. - № 77. - P. 11-37.
24. Mikulincer, M. The relationship between adult attachment styles and emotional and cognitive reactions to stressful events / M. Mikulincer, V. Florian. In J. A. Simpson & W. S. Rholes (Eds.). Attachment Theory and Close Relationships. New York: Guilford Press, 1998. - P. 143-165.
25. Neal, C. Know your place? Evaluating the therapeutic benefits of engagement with historic landscapes /
252
О. W. 3omoea
C. Neal // Cultural Trends. - 2015. - № 24(2). -P. 133-142.
26. Phongsavan, P. Social capital, socio-economic status and psychological distress among Australian adults / P. Phongsavan, T. Chey, A. Bauman, R. Brooks,
D. Silove // Social Science & Medicine. - 2006. -№ 63. - P. 2546-2561.
27. Propper, C. Local neighborhood and mental health: Evidence from the UK / C. Propper, K. Jones, A. Bolster, S. Burgess, R. Johnston, R. Sarker // Social Science & Medicine. - 2005. - № 61. - P. 2065-2083.
28. Ross, C. E. Neighborhood disorder, subjective alienation and distress / C. E. Ross, J. Mirowsky // Journal of Health and Social Behavior. - 2009. - № 50. -P. 49-64.
29. Sampson, R. J. Seeing disorder: Neighborhood stigma and the social construction of «broken windows» / R. J. Sampson, S. W. Raudenbush // Social Psychology Quarterly. - 2004. - № 67. - P. 319-342.
30. Sampson, R. J. Neighborhoods and violent crime: A multilevel study of collective efficacy / R. J. Sampson, S. W. Raudenbush, F. Earls // Science. - 1997. - № 277. -P. 918-924.
31. Sechrest, L. The psychology of personal constructs: George Kelly / L. Sechrest. In J. M. Wepman and R. W. Heine (Eds.). Concepts of personality. Chicago: Aldine, 1963.
32. Siemsen, E. The influence of psychological safety and confidence in knowledge on employee knowledge sharing / E. Siemsen, A. V. Roth, S. Balasubramanian, G. Anand // Manuf. Serv. Oper. Manag. - 2009. -№ 11(3). - P. 429-447.
33. Sroufe, L. A. Infant-caregiver Attachment and Patterns of Adaptation in Preschool: The Roots of Mala-
daptation and Competence / L. A. Sroufe. - NJ : Erlbaum, 1983. Vol. 16.
34. Sroufe, L. A. The fate of early experience following developmental change: Longitudinal approaches to individual adaptation in childhood / L. A. Sroufe, B. Egeland, T. Kreutzer // Child Development. - 1990. -№ 61. - P. 1363-1373.
35. Thomas, S. Making archaeological heritage accessible in Great Britain: Enter community archaeology / S. Thomas. In Public participation in archaeology / S. Thomas & J. Lea (eds.). Woodbridge: The Boydell Press, 2014. - Pp. 23-33.
36. Tuan, Y. F. Space and place: The perspectives of experience / Y. F. Tuan. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1977.
37. Tynan, R. The effects of threat sensitivity and face giving on dyadic psychological and upward communication / R. Tynan // Journal of Applied Social Psychology. - 2005. - № 35. - P. 223-247.
38. Waters, E. Attachment security in infancy and early adulthood: A twenty-year longitudinal study / E. Waters, S. Merrick, D. Treboux, J. Crowell, L. Albersheim // Child Development. - 2000. - № 71. -P. 684-689.
39. Wells, J. C. Historic preservation, significance, and age value: A comparative phenomenology of historic Charleston and the nearby new-urbanist community of I'On / J. C. Wells, E. D. Baldwin // Journal of Environmental Psychology. - 2012. - № 32(4). - P. 384-400.
40. Wen, M. Objective and perceived neighborhood environment, individual SES and psychosocial factors, and self-rated health: An analysis of older adults in Cook County, Illinois / M. Wen, L. C. Hawkley, J. T. Cacioppo // Social Science & Medicine. - 2006. -№ 63. - P. 2575-2590.