Научная статья на тему 'Теоретический и практический подходы к изучению специфики развития памяти лиц с расстройством аутистического спектра'

Теоретический и практический подходы к изучению специфики развития памяти лиц с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
545
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) / ПАМЯТЬ / СИНДРОМ САВАНТА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Семянникова А. А.

В статье освещается вопрос о развитии памяти лиц с расстройством аутистического спектра. Представлен теоретический анализ актуальности данной проблемы, а также итоги практического изучения специфики памяти у воспитанников специальной (коррекционной) школы г. Екатеринбурга. Статья носит новаторский характер в связи с выдвинутой автором гипотезой о том, что расстройство аутистического спектра отличается не только нарушениями в эмоционально-волевой сфере, но также положительно сказывается на мнемических особенностях детей, развитие которых могло претерпеть значительные отклонения в интеллектуальном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический и практический подходы к изучению специфики развития памяти лиц с расстройством аутистического спектра»

Список литературы:

1. Никишов С.Н. Значение характеристик памяти в структуре профессиональной деятельности специалистов сферы «человек - человек»: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Казань, 2005. - 20 с.

2. Никишов С.Н. Особенности воспроизведения информации из долговременной памяти людьми пожилого возраста // Материалы Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы психологии и педагогики». -Саратов, 2012. - С. 134-137.

3. Нуркова В. В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 2009. - 50 с.

4. Нуркова В. В. Методы исследования автобиографической памяти // Вестник Университета РАО. - 1999. - № 2. - С. 11-31.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

© Семянникова А.А.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье освещается вопрос о развитии памяти лиц с расстройством аутистического спектра. Представлен теоретический анализ актуальности данной проблемы, а также итоги практического изучения специфики памяти у воспитанников специальной (коррекционной) школы г. Екатеринбурга. Статья носит новаторский характер в связи с выдвинутой автором гипотезой о том, что расстройство аутистического спектра отличается не только нарушениями в эмоционально-волевой сфере, но также положительно сказывается на мнемических особенностях детей, развитие которых могло претерпеть значительные отклонения в интеллектуальном развитии.

Ключевые слова расстройство аутистического спектра (РАС), память, синдром саванта, умственная отсталость, диагностика.

Феномен памяти человека полностью не изучен специалистами. Множество аспектов и возможностей данной психической функции индивидуальны, что значительно затрудняет и замедляет ее изучение. Не менее своеобразны проявления расстройств аутистического спектра (РАС), что оказывает влияние на специфичность развития памяти у данной категории лиц. Малое число публикаций, касающихся исследования непосредственно памяти людей с рас-

* Студент.

стройством аутистического спектра, отражает сложность диагностики, но не ее актуальность. Память - одна из основополагающих психических функций и в обучении играет ведущую роль, в том числе и коррекционном. В современном обществе нет обобщенного и единого мнения насчет развития процессов, свойств, закономерностей или нарушений памяти у лиц с РАС.

РАС охватывают самый разнообразный круг проблем: интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, агрессивное поведение, навязчивые состояния, гиперактивность при недостатке внимания и концентрации, аллергии на пищу и т.д. Но, как полагают такие исследователи как О.С. Никольская, К.С. Лебединская, О.С. Аршатская, К. Гилберт и др. главным дефектом является нарушение коммуникации с окружающей средой. На фоне такого насыщенного перечня проблем иногда затруднительно найти сохранные или менее нарушенные функции. Память зачастую является одной из них.

В источниках можно найти лишь малейшие упоминания об особенностях памяти людей с РАС. Информацию можно получить в основном только из ресурсов глобальной сети, по оговоренным прежде причинам. Чаще всего данные о памяти людей с РАС фигурируют на различных форумах, посвященных данной теме, в документальных фильмах и в статьях о Синдроме саванта зарубежного ученого: профессора Университета штата Висконсин «Школа медицины и общественного здравоохранения», психиатра, доктора медицинских наук - Дарольда Трефферта [1].

Синдром саванта, иногда сокращённо называемый «савантизм» - состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм).

Общая для всех савантов интеллектуальная особенность - феноменальная память. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз или безошибочно и мгновенно выдать результат умножения шестизначных чисел и т.п. При этом, в областях, лежащих вне возможностей и интересов саванта, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

Рассмотрим специфику памяти на примере некоторых знаменитых людей с синдромом Саванта:

1. Стивен Вилтшер (24 апреля 1974 г.) - британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти в точности воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их только один раз. В возрасте трех лет Стивену диагностировали Синдром саванта. Первое слово «бума-

га» он произнес в пять лет, что было достижением его учителей, которые стимулировали его к требованию дать ему необходимые для рисования вещи.

В феврале 1987 года в программе канала BBC о Синдроме саванта «Глупые Мудрые», в одном эпизоде была показана история двенадцатилетнего мальчика, Стивена Вилтшира, нарисовавшего по памяти удивительно точный эскиз станции Сент-Панкрас, на котором он находился несколько минут [3].

2. Дэниел Таммет (31 января 1979 г. ), которому в детстве диагностировали Синдром Каннера (классический аутизм), а в 2004 г. высокофункциональный аутизм - британский савант, который с четырехлетнего возраста производит в уме сложнейшие математические вычисления (на данный момент оперирует числами, состоящими из более ста знаков). Дэниел наизусть назвал 22 514 цифр, следующих после запятой в числе Пи в эфире одной из программ канала BBC.

Также он доказал, что за неделю может выучить совершенно незнакомый ему язык (на примере исландского языка). Помимо него Таммет знает еще одиннадцать языков: английский (родной), французский, финский, эстонский, испанский, немецкий, литовский, эсперанто, румынский, валлийский и ирландский. Кроме того, он сам создал новый язык - мэнти (Mänti), грамматика которого сходна с финским и эстонским языками [2].

3. Ким Пик (11 ноября 1951 - 19 декабря 2009) - американец с феноменальной памятью. Он наизусть и навсегда запоминал тысячи книг, прочитав их один раз. Пик помнил календарь за две тысячи лет, знал расписание движения поездов по всему миру, но не умел сам одеваться, расчесывать волосы и чистить зубы.

Ким научился читать в возрасте 16 месяцев. В возрасте трёх лет читал газеты и пользовался толковым словарем для разъяснения смысла незнакомых слов. К семи годам знал наизусть Библию. Прочитав в домашней библиотеке книгу, он переворачивал её на полке, чтобы больше не возвращаться к ней.

Он знал все междугородные телефонные коды и почтовые индексы США, названия всех местных телевизионных станций страны. Он помнил карты всех городов Америки, и мог дать рекомендации, как проехать по любому из них. Ему были знакомы сотни классических музыкальных произведений, он мог рассказать, где и когда каждое из них было написано и впервые исполнено, называл имя композитора и различные подробности его жизни.

Ким Пик выработал особую технику чтения: правым глазом он читал страницу с правой стороны от него, а левым - по левую сторону. В общей сложности на чтение одного стандартного книжного разворота уходило около 8-10 секунд. К концу жизни Ким хранил в памяти содержание около 12 тысяч ранее прочитанных книг [1].

Нами было проведено изучение возможностей памяти воспитанников младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умеренной умственной отсталостью, обучающихся в специальной (коррек-ционной) школе и проживающих в детском доме-интернате.

По итогам диагностики памяти испытуемых мы пришли к следующему выводу: ее показатели при умственной отсталости и РАС лучше, чем у детей только с умственной отсталостью. Так, например, учащийся 4 «Д» Дима В. спустя 7 дней смог вспомнить 4 слова из 5, которые нужно было запомнить (цирк, клоун, звонок, шум), а спустя полгода 7 из 10 слов (цирк, звонок, собака, сердце, карандаш, коробка, дом). Ребенок детально помнит и рисует интерьер комнаты, в которой когда-то находился, может рассказать о походе в цирк или храм спустя долгое время. Естественно, как любой человек, эмоционально подкрепленные впечатления он запоминает лучше.

Или, например, учащаяся 4 «В» Рита Ш. со сложной структурой дефекта: умеренная умственная отсталость; ДЦП (как следствия недоразвитие общей и мелкой моторики и низкий уровень самостоятельности в передвижении); грубые нарушения звукопроизношения (речь представлена лишь отдельными неразборчивыми словами); частые эпилептические микроприступы, ухудшающие динамику познавательной деятельности, приводящие к деградации личности, к ухудшению мнемических процессов; а также РАС. Девочка узнавала учебники, по которым занималась год назад, помнила иллюстрации из этих учебников (показывала пальцем на картинку куклы и говорила «кука» и т.д.), знала цветовую последовательность пирамидки, везде узнавала, находила и показывала букву «а», узнавала лица воспитателей детского сада, в котором обучалась 5 лет назад.

Исследованиями многих ученых доказано, что при умственной отсталости отмечаются очень низкие показатели памяти, в свою очередь при РАС они высокие. В таком случае при умеренной умственной отсталости, отягощенной частыми эпилептическими микроприступами память должна была дать наименьшую динамику, но в сочетании с РАС память мобилизовалась.

Мы смеем утверждать, что РАС отличается не только нарушениями в эмоционально-волевой сфере, но также положительно сказывается на мне-мических особенностях лиц, развитие которых могло претерпеть значительно большие отклонения.

Список литературы:

1. Darold Treffert Extraordinary People: Understanding Savant Syndrome [Электронный ресурс]. - 2000. - Режим доступа: http://www.iUniverse.com.

2. Сайт Дэниела Таммета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.danieltammet.net/about.php.

3. Сайт Стивена Вилтшера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stephenwiltshire.co.uk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.