УДК 130.2
Харькова Р. А. старший преподаватель кафедра русского языка Туркменский национальный институт мировых языков
имени Довлетмамеда Азади Ашхабад, Туркменистан.
ТВОРЧЕСТВО МАХТУМКУЛИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В данной статье говорится о творчестве Махтумкули Фраги как о средстве обучения в педагогической деятельности. Рассматриваются принципы преподавания.
Ключевые слова: творчество, рукописи, воспитательный аспект.
Harkova R.A.
Senior lecturer of the Russian Language Department Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmamet Azady Ashgabat, Turkmenistan.
MAKHTYMGULY'S CREATIVITY IN TEACHING
Abstract: This article talks about the work of Magtymguly Pyragy as a means of teaching in pedagogical activity. The principles of teaching are considered.
Keywords: creativity, manuscripts, educational aspect.
В настоящее время жизнь и творчество наших поэтов-классиков, известных личностей туркменского народа включаются научному изучению, а их драгоценное наследие становится доступным нашему народу.
В ходе подготовки к 300-летию Махтумкули Фраги творчеству мыслителя было уделено больше внимания. С целью детального изучения творческого мира поэта проводятся научные и практические консультации, форумы на национальном, региональном и международном уровнях, издаются книги, пособия и сборники поэта. Подходы к преподаванию творчества поэта учащимся в системе образования — в общеобразовательных учреждениях — приобретают новый смысл. В данной статье мы стремились рассмотреть возможность решения образовательных проблем современности в связи с творчеством Махтумкули. В связи с этим было бы правильно использовать заботу президента о туркменской молодежи, проводимую им
политику, мудрые идеи, основанные на туркменском национальном образовании, в качестве основного источника уроков.
При изучении творчества мудрого Махтумкули необходимо формировать любовь к Родине и воспитывать в учениках туркменские национальные качества. Студентам следует глубоко разъяснить важность вклада Президента в наше национальное достояние, политику, связанную с 300-летием со дня рождения Махтумкули Фраги, великого мыслителя Востока, образ мудреца Махтумкули в произведениях общенационального лидера туркменского народа, его волю и его воспитательное значение.
Богатство художественных оборотов стихотворений поэта, глубина смысла и разнообразие форм поэтической композиции означают, что к изучению (преподаванию) его творчества следует подходить с особой тщательностью. В целом, при изучении творчества поэта следует ценить то, что он показывает политические и жизненные условия своего времени, жизнь народа, обращается к глобальным проблемам своего времени и умеет использовать художественные средства языка своего времени. Это еще более важно при изучении творчества такого гения, как Махтумкули.
Учитель литературы должен уделять особое внимание каждому своему уроку, когда он преподает произведения, посвященные воспитанию высоконравственных, энергичных молодых людей, воспитывающих преданность нашей Родине.
Анализ литературного произведения - это основная форма работы над художественным произведением. После предоставления информации о биографии и творчестве писателя изучается его творческий путь. В соответствии с учебной программой тщательно анализируются его отдельные произведения. Прежде чем приступить к анализу художественного произведения, необходимо определить, насколько хорошо учащиеся знают произведение, читали ли они его, а перед анализом произведения час или полтора урока следует посвятить подготовке к анализу произведения. На уроках литературы учащиеся должны получить четкое представление о жизненных событиях и развить языковые навыки и навыки письма. Для анализа произведения можно использовать следующие принципы.
Принцип историчности. В художественном произведении жизненные события, оказии и эмоциональные впечатления автора от жизни представлены в описательной манере. Сюжет в произведениях описывает жизнь определенного исторического периода. Например, мыслитель Махтумкули в своих патриотических стихах описывает историческую ситуацию своего времени, то есть мечты туркменского народа об объединении и построении сильного государства.
Принцип единства содержания и образа. В произведении искусства содержание и образ тесно взаимосвязаны. Следовательно, содержание и образ должны быть предметом обучения. Содержание - это выбранная автором тема из жизни, идея и образ, которые она выражает, а образ - это структура,
художественный язык, стиль и жанр произведения. Сначала автор выбирает материал из жизни. Затем он находит подходящий образ, чтобы раскрыть его. Чем богаче содержание произведения, тем больше ему соответствует образ, общество и читатель воспринимают его как интересное и ценное произведение. Если произведение искусства имеет историческое содержание и образ, его национальный статус сохраняется навсегда. Например, мудрые мысли, патриотизм, героизм, жизнь, советы, критика, любовь-дружба, восхваление природы (пейзажная) лирика, философские стихи.
Великий Махтумкули Фраги - поэт-философ, глубоко задумывающийся о будущем туркменского народа и человечества, об их мирной, халяльной, достойной и ответственной жизни. Анализ поэта Махтумкули очень глубокий и новаторский. Сочетая мистическое и рациональное понимание в своем духовном развитии, он по-новому смотрит на общество, размышляет о способности человека преобразовывать общество и выдвигает новые идеи по этому поводу. По мере того, как Махтумкули достигал нового уровня в духовном развитии поэта, в его мировоззрении происходили фундаментальные изменения. Результатом этих преобразований стала забота поэта о реальной жизни людей и стремление найти пути совершенствования туркменского общества на основе национальных ценностей. Махтумкули -поэт, который призывал людей полностью понимать значение каждого слова, используемого в языке, с очень мудрым пониманием.
Говоря о стилистическом языке произведений Махтумкули, следует подчеркнуть тот факт, что его стихи написаны на языке, на котором говорит туркменский народ, и что в них не используются непонятные народу слова. Какое бы стихотворение поэта вы ни прочитали, нетрудно убедиться, что оно написано на языке народа, на языке, который понятен народу.
Правда, Махтумкули мастерски использует в своих стихах арабский и персидский языки. Он часто использует арабско-персидские слова, чтобы исправить количество слогов в строках своего стихотворения, или когда он использует слово из лексикона туркменского языка в той же строфе, а когда ему нужно снова использовать то же самое слово, он использует его как синоним, потому что это одно и то же слово. С другой стороны, использование неуместных повторений ухудшает художественность стихотворения. Но эти случаи, типичные для художественного творчества великого поэта, подтверждают, насколько он совершенный мастер. Одной из главных причин высокого художественного уровня стихов Махтумкули является умелое использование им имеющихся в языке художественных средств.
Использованные источники:
1. Поэтический мир Махтумкули Пираги и языки мира. — А: Туркменская государственная издательская служба, , 2014
2. Аннагурбан Ашыров, 2014. Комментарий к рукописям Махтумкули.
3. Махтумкули. — Ашхабад, 1977.