Научная статья на тему 'Теоретический анализ составов правонарушений в области конкурентного права Российской федерации'

Теоретический анализ составов правонарушений в области конкурентного права Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

971
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / монополистическая деятельность / конкурентное право / доминирующее положение / злоупотребление / недобросовестная конкурен¬ция / согласованные действия / competition / monopolistic activity / competition / dominance / abuse / unfair competition / coordinated action

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимирова П. М.

В статье рассматриваются составы трех групп правонарушений, совершаемых в области конкурентного права Российской Федерации. Первую группу составляют правонарушения, выраженные в форме злоупотребления доминирующим положе¬нием на рынке, а также в виде ограничивающих конкуренцию соглашений или согла-сованных действий хозяйствующих субъектов, т.е. монополистическая деятельность. Вторая группа это правонарушения, осуществляемые путем ведения недозволен¬ных методов конкурентной борьбы недобросовестная конкуренция. Действия ор¬ганов исполнительной власти, органов местного самоуправления, внебюджетных фондов, Центрального банка России, направленные на ограничение конкуренции составляют третью группу правонарушений, рассматриваемых в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical analysis of the composition of offenses in the area of competition law of the Russian Federation

The article deals with three groups of offenses committed in the area of competition law, the Russian Federation. The first group consists of the offense, expressed in the form of abuse of dominant position and restricting competition in 155 the form of agreements or concerted actions of economic entities, that is, monopolistic activity. The second group – the offences is carried out by conducting unlawful methods of competition – unfair competition.Actions of executive authorities, local governments, extra budgetary funds, the Central Bank of Russia aimed at restricting competition is the third group of offenses that are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ составов правонарушений в области конкурентного права Российской федерации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВОВ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются составы трех групп правонарушений, совершаемых в области конкурентного права Российской Федерации. Первую группу составляют правонарушения, выраженные в форме злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также в виде ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, т.е. монополистическая деятельность. Вторая группа - это правонарушения, осуществляемые путем ведения недозволенных методов конкурентной борьбы - недобросовестная конкуренция. Действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, внебюджетных фондов, Центрального банка России, направленные на ограничение конкуренции составляют третью группу правонарушений, рассматриваемых в статье. Ключевые слова: конкуренция, монополистическая деятельность, конкурентное право, доминирующее положение, злоупотребление, недобросовестная конкуренция, согласованные действия.

Рынок является основным элементом, «который с помощью трех механизмов - конкуренции, спроса и предложения, ценообразования - приводит систему хозяйства в движение и дает ей стимулы для дальнейшего развития. Законы рынка вынуждает хозяйствующих субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно поддерживает конкуренцию между ними.

Одна из главенствующих задач правового регулирования общественных отношений - сознательность в соблюдении установленных нормативноправовыми актами правил поведения. Несоблюдение правовых норм является нарушением, которое может быть выражено как в активной, так и в пассивной форме. Степень опасности правонарушения зависит от сферы общественной деятельности, в которой оно совершено, способа его совершения, а также характера и степени негативных последствий.

Так, нарушение законодательства о защите конкуренции, определяемого в нормативно-правовом обороте как «антимонопольное законодательство», выражается в противоречащих законодательству действиях (бездействии) участников различных рынков, результатом которых является недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Следовательно, указанный вид правонарушения имеет состав, в который входят: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, влияющие на конкуренцию, поддержание которой охватывается одним из конституционных принципов - «Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»1. Поэтому правонарушитель посягает на общественный порядок в сфере конкуренции, и непос-

редственным предметом каждого отдельного правонарушения будет являться единая категория - товар, к которому в соответствии с законом о защите конкуренции относятся объекты гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу).

Объективная сторона правонарушения, как правило, выражается в противоправном поведении (действие, бездействия) участника какого-либо рынка, вредных последствиях и причинно-следственной связи между последними. Нарушения законодательства о защите конкуренции также может быть совершено путем сознательного действия или бездействия, которые нарушают общественный порядок. Допустим, хозяйствующие субъекты могут заключать нарушающие конкуренцию соглашения, устанавливать монопольно высокие (низкие) цены, а могут уклоняться от заключения договора или ликвидации искусственно созданных препятствий, которые нарушают интересы других предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на том же рынке, т.е. бездействовать в случае, когда от них ожидают совершения конкретных действий.

Субъективная сторона характеризуется виновным действием или бездействием (например, сознательный отказ от устранения условий, ущемляющих интересы других участников рынка), наносящим вред экономике. Вред, в первую очередь, выражается в дезорганизации рыночных отношений и ограничении охраняемой Конституцией РФ свободы экономической деятельности участников рынка. Следует также учитывать, что данное правонарушение совершается только в форме умысла, когда субъект осознает, что своими действиями (бездействием) ограничивает конкуренцию или даже устраняет конкуренцию, и это является его непосредственной целью, поскольку позволяет извлекать больше личной выгоды.

К субъектам правонарушений закон о защите конкуренции относит хозяйствующих субъектов, группы лиц, а также федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования России), Банк России. В последнем случае речь идет о принятии актов, а также осуществлении действий (бездействии) перечисленными субъектами, если такие акты или действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Причем сам законодатель предусматривает возможность установления федеральным законодательством случаев принятия актов или осуществления указанными субъектами действий, которые могут ограничить или повлиять иным негативным образом на конкуренцию.

Кроме того, субъектный состав может зависеть от типа рынка, на котором совершено правонарушение. Предположим, на рынке финансовых услуг, хотя порядок регулирования конкуренции та товарном рынке и рынке финансовых услуг унифицированный, субъектами правонарушения выступают финансовые организации, группы лиц и указанные выше органы влас-

ти, и иные органы. При этом к финансовым организациям статья 4 закона о защите конкуренции относит кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, страховщиков, страховых брокеров, общества взаимного страхования, фондовые биржи, валютные биржи, ломбарды, лизинговые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, управляющие компании негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии инвестиционных фондов, специализированные депозитарии паевых инвестиционных фондов, специализированные депозитарии негосударственного пенсионного фонда, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В целом анализ законодательства о защите конкуренции позволяет выделить три основных группы правонарушений:

1. монополистическая деятельность, выраженная в форме злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также в виде ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов;

2. правонарушения, осуществляемые путем ведения недозволенных методов конкурентной борьбы - недобросовестная конкуренция;

3. деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, внебюджетных фондов, Центрального банка России, направленные на ограничение конкуренции.

Так, первая группа представлена правонарушениями, которые квалифицируются как монополистическая деятельность. Основным и наиболее негативным по своим последствиям является злоупотребление доминирующим положением, которое выражается в форме действий (бездействия), направленных на ограничение (устранение) конкуренции и (или) ущемляющие интересы других участников рынков. Причем для такого вида нарушения как злоупотребление доминирующим положением установлен формальный состав, то есть для наступления ответственности не требуется наличие вреда. В данном случае хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, сознает, что совершает противоправные действия указанными в законе способами, и желает этого, и субъективная сторона усложнена специальными целями, достигнуть которые стремится монополист2.

Следует отметить, что гражданским законодательством каждому участнику рыночных отношений гарантируется свобода предпринимательской деятельности, свободное распоряжение своим имуществом и капиталом, свобода договора. В то же время хозяйствующий субъект, который в соответствии с законодательством о защите конкуренции занимает доминирующее положение, реализуя свои субъективные права недозволенными способами, ограничит конкуренцию, то его действия будут признаны в качестве злоупотребления доминирующим положением.

Перечень конкретных форм злоупотребления доминирующим положением закреплен в статье 10 закона о защите конкуренции. При этом дан-

ный перечень не является исчерпывающим. Он характеризует действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые бесспорно квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением в случае, если их результатом может стать ограничение конкуренции или ущемление интересов других лиц. Как отмечают некоторые авторы, содержание перечня в большой степени уточнено по сравнению с предыдущей редакцией закона о защите конкуренции, убрана расплывчатость формулировок, позволяющих антимонопольному органу интерпретировать действия как злоупотребление правом у субъекта, который доминирует на рынке. Таким образом, законодатель попытался сделать закон более четким и удобным для применения3.

Еще раз напомним, какие монополистические действия относятся к злоупотреблению доминирующим положением4:

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами или судебными актами;

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами или судебными актами;

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; создание дискриминационных условий;

создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Настоящий перечень, по всей видимости, не является исчерпывающим и может быть дополнен в ходе правоприменительной практики.

Второй группой правонарушений являются правонарушения, осуществляемые путем ведения недозволенных методов конкурентной борьбы -недобросовестная конкуренция, которая представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям. Здесь выделяются следующие категории правонарушений:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации5;

введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Данные правонарушения, в первую очередь, ущемляют интересы потребителей и хозяйствующих субъектов - конкурентов. Причем хозяйствующие субъекты в целях защиты своих прав могут подать в антимонопольный орган письменное заявление с приложением доказательств нарушения законодательства о защите конкуренции6. Интересно, что в законодательстве не прописаны четкие требования, предъявляемые к форме заявления. В то же время заявление должно быть максимально информативным и включать в себя: информацию о хозяйствующих субъектах - конкурентах (организационно-правовая форма юридического лица, фирменное наименование, юридический адрес, а также фамилия, имя, отчество, адрес места жительства заявителя - физического лица), признаваемых таковыми в соответствии с законодательством о защите конкуренции, один из которых обжалует действия другого; сведения о рынке, на котором должны конкурировать указанные хозяйствующие субъекты; указания на конкретные обжалуемые действия, которые должны обладать всеми признаками недобросовестной конкурен-

ции. К заявлениям прилагаются заверенные копии учредительных документов, включая свидетельства о регистрации.

Нелишним будет сказать, что недостоверные сведения нарушают не только закон о защите конкуренции, но также нормы, закрепленные Законом РФ «О защите прав потребителя»7. В соответствии со статьей 8 означенного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Кроме того, подобные нарушения (акты недобросовестной конкуренции) могут осуществляться в форме некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Такие правонарушения чаще всего совершаются в сфере рекламы, тем более что реклама представляет собой одну из форм конкурентной борьбы. Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О рекламе»8 недобросовестной является реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов).

Третей группой правонарушений является ограничивающая конкуренцию деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих функции указанных органов, или организаций, внебюджетных фондов, Центрального банка России. В законе о защите конкуренции выделены две категории рассматриваемой группы правонарушений. Это ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) указанных выше органов и ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия тех же самых органов.

Как было в свое время отмечено заместителем руководителя Санкт-Петербургского Управления ФАС России, «одним из важнейших направлений антимонопольного контроля является выявление и пресечение актов и действий органов власти и управления, имеющих либо могущих иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов»9. Естественно, в каждом регионе есть своя специфика, т.е. нарушения совершаются на различных рынках.

Наиболее часто допускаются такие нарушения, как необоснованное препятствование осуществлению предпринимательской деятельности, необоснованное предоставление льгот и иных преференций отдельным хозяйствующим субъектам, наделение хозяйствующих субъектов властными функциями.

В целом административные барьеры органов исполнительной власти до сих пор являются большой проблемой, которая ведет к ограничению конкуренции на российских рынках, ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов. Например, для развития конкуренции на фондовом рынке, как отмечает А.Ю. Алимов, необходима активная и целеустремленная политика государства, направленная на создание равных условий конкуренции для всех участников рынка ценных бумаг в России10.

Нарушения законодательства о защите конкуренции выражаются в противоречащих законодательству действиях (бездействии) участников различных рынков, результатом которых является недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Следовательно, указанные правонарушения имеют состав, в который входят: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В целом анализ законодательства о защите конкуренции позволяет выделить три основных группы правонарушений: монополистическая деятельность, выраженная в форме злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также в виде ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов; правонарушения, осуществляемые путем ведения недозволенных методов конкурентной борьбы -недобросовестная конкуренция; деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, выполняющих функции указанных органов, внебюджетных фондов, Центрального банка России, направленные на ограничение конкуренции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Статья 8 Конституции Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 //Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2 См.: Даниленко В.Н. Гражданско-правовая ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках. Новороссийск: Издательство СГУПСа, 2005. С. 84.

3 См.: Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный)//Консультант Плюс, 2007.

4 См.: Статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»/^ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.

5 Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникаль-ных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 февраля 2005года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»//Бюллетень Верховного Суда РФ, 2005, № 4.)

6 Следует также отметить, что кроме хозяйствующих субъектов и потребителей инициировать рассмотрение дел о недобросовестной конкуренции может антимонопольный орган.

7 См.: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.11.2006)//СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.

8 См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 21.07.2007) // СЗ РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

9 См.: Антимонопольный контроль на товарных и финансовых рынках (из доклада Владимира Гребцова). Конкуренция и рынки. 2006, № 2. С. 11.

10 См.: Алимов А.Ю. Правовое обеспечение конкуренции на рынке ценных бумаг в России: Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.03. - М., 2005. С. 141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.