ISSN 1029-3388
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Киселева М.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ АСПЕКТОВ ПРОКРАСТИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ритм жизни современного человека достаточно стремительный и связан с выполнением множества запланированных, необходимых дел, принятием жизненно важных решений, касающихся перспективных планов. Однако процесс выдвижения цели, принятия решения и процесс реализации запланированного, иногда имеет временную отсрочку. Это связано с переживанием личности состояния прокрастинации - иррационального, осознанного откладывания значимых дел на неопределенный период. Состояние прокрастинации вызывается, как правило, переживаемым личностью противоречием между ценностью поставленной цели и осознанием её труднодостижимости. При наличии развитой волевой саморегуляции и достаточной мотивации, человек проявляет алертность и реализует желаемые планы. Готовность к действию, связанному с преодолением трудностей основывается на отсутствии ярко выраженного интрапсихического конфликта. В свою очередь, некритичное восприятие собственных ресурсов, как недостаточных для выполнения желаемых целей, может способствовать развитию тревоги и актуализировать состояние прокрастинации. Данный вопрос изучается нами в рамках научно-исследовательского проекта «Психологический анализ влияния прокрастинации на процесс самоопределения молодежи», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-06-00228а).
Прокрастинацию можно трактовать и как состояние психики человека, и как качество его личности, основанное на базовых убеждениях и социальных экспектациях. Процесс эффективного жизненного самоопределения личности предполагает гармоничное сочетание интериоризированных представлений и ожиданий [12]. В противном случае, возникший диссонанс между желаемым и возможным приводит к внутреннему конфликту и актуализации процесса прокрастинации.
В психологической практике исследований феномена мотивационной недостаточности можно отметить две тенденции: объяснение данного феномена в позитивном и негативном аспектах.
К негативным моментам прокрастинации относят, в первую очередь, низкую результативность реализованных целей. Подобный эффект возникает в результате дефицита самоорганизационных качеств личности, наличия неадекватной (чаще всего заниженной) самооценки и низкой степени развитости волевых качеств.
Человек, как субъект социально-психологических взаимодействий, индивидуален в переживании тех или иных явлений, отражающих его жизнь. Мы полагаем, вслед за Г.И. Челпановым, что внутренний психический мир человека обладает автономностью и специфичностью и, что «психическое объясняется только из психического» [11, с.279]. Субъективность восприятия явлений окрашена опытом личности, в частности,
68
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
фиксации в сознании успеха/неуспеха реализованных планов. Прокрастинатор откладывает значимые, но труднодостижимые цели на неопределенный временной период, так как анализ интроспектируемого поля необходимых действий для реализации планов имеет неблагоприятный прогноз. Личность, находящаяся в состоянии прокрастинации, не обесценивает желаемые цели, она их ранжирует, выделяя первостепенные и долгосрочные. Причем, данные группы довольно условны, так как к «первостепенным», чаще всего, относят более легкие в достижении цели, создавая фантомную необходимость действий и «загруженность» времени (П.Стил, Дж. Перри, Р. Бенчли и др.).
Прокрастинация, таким образом, приводит к непродуктивной реализации желаемых планов и характеризуется некритичностью перцептивно-семантической оценки временного пространства. В данном контексте особое внимание заслуживает идея Г.И Челпанова об «эмпирическом параллелизме», иными словами, о соприкосновении психического и материального в процессе жизненного выбора личности, своеобразном наличии собственной психической детерминации. Субъективность восприятия жизненнозначимых явлений обусловлена целостной системой влияния внешних, средовых факторов и внутренних, к которым, в первую очередь, можно отнести когнитивные установки и мотивационную готовность личности. Переживание процесса выбора и процесса достижения цели у прокрастинатора сопряжено с активизацией состояния стресса [7].
На наш взгляд, одним из факторов, запускающим процесс прокрастинации, является потребность в снижении общей тревоги, и откладывание выполнение планов выступает специфическим механизмом психологической защиты от заданий, вызывающих стресс. В то же время прокрастинация ослабляет ресурсы организма, так как прокра-стинатор тратит много энергии на формирование квазизначимых дел и реорганизацию, в связи с этим, своего времени. При отражении длительности и последовательности явлений и событий прокрастинатор склонен преувеличивать отрезок времени, выделенный для реализации поставленных целей. Возможно, что данное обстоятельство связанно с нереалистичной оценкой собственных активно - преобразующих свойств личности и некритичным ощущением времени. Данное утверждение требует дальнейшего уточнения, так как нам близка идея Г.И Челпанова, что оценить те или иные явления во всей полноте можно лишь, когда человек ретроспективно включается в пережитый самостоятельно опыт, и именно тогда возможна адекватная «настройка» на подобные переживания у другого человека [11]. Подобный опыт, как правило, формируется под воздействием переживания антагонистической взаимосвязи «удовольствия» и «страдания», что, по мнению Г.И Челпанова, равнозначно соответственно свободному выбору и «воспрепятствующим действиям» [11].
Сходную точку зрения можно проследить в работах В.М. Латушкиной и С.Н.Ко-строминой [4] , которые указывают, что прокрастинация является временным решением проблем, связанных с выполнением трудноразрешимых задач, вызывающих тревогу. В своем исследовании авторы характеризуют влияние прокрастинации на реализацию задач, связанных с учебной и научной деятельностью как деструктивное. Замещающие действия, используемые прокрастинаторами, впоследствии, становятся своеобразной преградой для обретения самоэффективности личности. И временное облегчение ситуации, связанной с выбором, приводит к интрапсихическому конфликту, снижает резуль-
69
ISSN 1029-3388
тативность работы и существенно уменьшает веру в собственные силы. Можно констатировать, что данное обстоятельство способствует дискретности процесса достижения желаемых целей и существенно затрудняет гармоничное личностное и профессиональное развитие человека.
Данную научную позицию разделяет исследовательница Ю. С. Ошемкова [6], которая связывает прокрастинацию с отсутствием/недостаточностью экзистенциальной мотивации у молодых людей. Автор считает прокрастинацию своеобразным антиподом саморегуляции личности. Особый интерес вызывает предположение ученого о том, что выполнение множества поставленных однотипных и не значимых задач, в ущерб основным и желаемым, не является выходом из состояния прокрастинации и не определяет успешность личностного развития. Возможно, дефицит экзистенциальной мотивации личности связан с опытом психологического давления, усвоенного в системе детско-родительских отношений, и закреплен впоследствии эффектом неудач при достижении трудноразрешимых задач. Личность, имеющая в анамнезе данный опыт, вероятнее всего, использует состояние прокрастинации как психологическую защиту в контексте со-владающего поведения.
Нельзя не упомянуть в данном контексте исследование Я.И.Варваричевой, где дан психологический анализ ситуативных и индивидуально-личностных проявлений академической прокрастинации у студентов. Исследовательница, отмечая многомерность воздействия на личность процесса откладывания на «потом», указывает на негативный характер данного влияния на перспективные и локальные цели личности. В исследовании Я. И. Варваричевой [3], отмечаются факторы, вызывающие актуализацию прокрастинации у личности: тревожность, перфекционизм, наличие демотивации и др. Вызывает интерес предположение автора о возможности позитивного эффекта прокрастинации, в частности, использование данного состояния, как копинг - стратегию в ситуации повышенной тревожности личности. На наш взгляд, психологическая защита личности активизируется именно в ситуации ожидания результата, так как личность ориентирована на эмоционально- оценочное отношение к затраченным усилиям.
Упоминание о прокрастинации в контексте совладающего поведения (Л. Шуберт - Уолкер, Д. Сюарт, К. Лэй и др.) рассматривается во взаимосвязи с личностной тревожностью, которое имеет место быть, чаще всего у молодых людей, занимающихся учебной деятельностью и имеющих недостаточно высокий уровень волевой саморегуляции. Так, например, в исследовании К. Лэй данное понятие противопоставляется понятию «добросовестность» и указывается на индивидуальные различия переживания состояния прокрастинации взрослеющей личности [13]. Вероятно, что прокрастинация может быть вызвана внешними факторами, такими как социальное влияние (нормативные требования обучения и воспитания), контекст взаимодействий с референтным окружением. Однако мы полагаем, что данное предположение требует дальнейших системных исследований для получения дополнительных результатов.
Ряд зарубежных исследователей (Н. Милгрем, С. Шер, Дж. Феррари и др.) рассматривали прокрастинацию в контексте реализации заданий и принятия решений. Особое внимание вызывает идея о провоцировании прокрастинации посредством отсутствия должного контроля за выполнением поставленных целей со стороны контро-
70
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
лирующих лиц [15]. На наш взгляд, данное обстоятельство можно отнести к внешним факторам достаточно условно, так как прокрастинатор, как правило, уже имеет интери-оризированную установку на готовность откладывания необходимых решений. Причем, эффект прокрастинации снижает самоэффективность личности и способствует развитию стресса.
В подтверждение сказанного, хотелось бы привести исследование О. О. Шемякиной, изучавшей прокрастинацию студентов [10]. Полученные автором результаты обосновывают положение, что, чем выше уровень прокрастинации, тем значительней показатели стресса. Прокрастинатор не всегда бездействует. Он может выполнять и достаточно много малозначимых дел, откладывая значительные - на потом. Причем, выполнять эти не значимые задачи достаточно эффективно, стремясь к идеализированному образу цели. Мы полагаем, что перфекционизм личности способен стимулировать устойчивую прокрастинацию. Возможность возникновения стресса (дистресса) определяется ситуативными и личностными качествами. Мы полагаем, что к личностным качествам, провоцирующим прокрастинацию и, как следствие, стрессовое переживание, можно отнести низкий уровень локуса контроля и неадекватно заниженную самооценку личности. В этой связи, вызывает особый интерес результаты исследования Е. Л. Михайловой, выявившей гендерные различия в проявлении прокрастинации у молодых людей [5]. На наш взгляд, подобные различия обоснованы спецификой социально-психологических требований общества, которые являются своеобразными детерминантами активности, настойчивости или уступчивости у юношей и девушек.
Одним из негативных факторов, провоцирующих возникновение прокрастинации, психолог Т В. Понарядова называет высокую личностную тревожность [7]. Автор трактует феномен иррационального, осознанного откладывания на неопределенный срок решения, как качество личности - лень. Т.В. Понарядова включает в понятие «лень»: добровольное бездействие, отсутствие обязательности, праздность. Можно сделать предположение, что стремление к праздности у прокрастинаторов имеет бинарную основу, в которую включены невротический и эмоционально - позитивный аспекты.
Разделять исследования на группы, акцентирующие внимание на позитивных или негативных аспектах, можно лишь только условно. Однако данная доминанта присутствует в работах современных исследователей (Д.А. Богдановой, С.С. Степанова, К.К. Платонова, М. Берендеевой и др.)
Так, в работе Д.А. Богдановой прокрастинация трактуется, как реакция личности на переживание противоречий между требованиями, диктуемыми ситуацией и степенью готовности реализовать поставленные задачи [2]. Объектом исследования автора являлись школьники, склонные к прокрастинации. Автор трактовала данный феномен многомерно и, одним из его позитивных эффектов функционирования было названо обретаемое личностью состояние психологической безопасности, внутренней гармонии, возможности пережить символическую свободу. Мы полагаем, что, в данном случае, неотрефлексированность собственных устремлений взрослеющей личности, дефицита понимания своей позиции и недостаточность саморегуляции способны провоцировать прокрастинацию. При этом откладывание реализации поставленных целей является паллиативным решением, способным подготовить к последующим действиям.
71
ISSN 1029-3388
Близкую точку зрения можно найти в трактовках феномена прокрастинации у психолога К.К. Платонова. Автор указывает на наличие в переживании прокрастинации эмоционально - позитивного аспекта, связанного с получением удовольствия от безделья. [8]. На наш взгляд, в данном контексте научного предположения, откладывание реализации запланированных дел на некий отрезок времени позволяет личности ощутить своеобразный «контроль» за ситуацией. Неготовность личности совершить волевое усилие для достижения цели может «переключить» человека на принятие осознанного, аргументированного решения об удлинении сроков его выполнения.
Сходную позицию обозначил в своей работе С.С. Степанов. По мнению автора, если у личности недостаточно сформирована привычка к работе, то выполнение любой задачи, требующей волевого усилия, воспринимается как негативная ситуация [9]. Автор считал, что личность способна наслаждаться отсутствием активной деятельности. Вероятно, данное обстоятельство связано не только с механизмом психологической защиты, но и индивидуально - психологическими особенностями личности.
Завершая теоретический анализ, хотелось бы упомянуть исследование М. Берендеевой, автора работы «Лень это полезно. Курс выживания для «ленивцев» [1]. По мнению автора прокрастинация не является негативным качеством личности, если она не осознается как аддитивная привычка. Мы полагаем, что в контексте данной гипотезы уместен будет акцент личности на реалистичное самопринятие, развитие навыка собственного контроля времени и принятие ответственности за свои решения.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Наиболее часто негативными аспектами проявления прокрастинации ученые считают: стресс/ дистресс; высокую личностную и ситуативную тревожность; заниженную самооценку; перфекционизм; недостаточность волевой саморегуляции; паллиативность решений; низкую самоэффективность и результативность деятельности; реакция сопротивления, как ответ на внешнее психологическое давление.
К часто встречаемым утверждениям, характеризующим иной, позитивный аспект прокрастинации личности, исследователи относят: психологическую безопасность; получение удовольствия от бездействия; символическое переживание собственной свободы; отдых; переключение с задач, требующих серьезной подготовки и волевых усилий; принятие ответственности за свои решения в процессе контроля времени.
72
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
Литература
1. Берендеева М. Лень это полезно. Курс выживания для «ленивцев». М.: Книж-кин Дом. Эксмо, 2004. 160с.
2. Богданова Д.А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников / Ананьевские чтения 2004. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 457-459.
3. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Вопр. Психологии, 2010. № 3. С. 121-131.
4. Латушкина В.М., Костромина С.Н., Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта / Ананьевские чтения 2010. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. С.110.
5. Михайлова Е.Л. Роль ситуационных и личностных факторов в формировании лени / Вестн. С.-Петерб. университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология и право, 2007. - Вып. 2, ч. 1. С. 219-226.
6. Ошемкова Ю.С. Лень у молодых людей как следствие отсутствия экзистенциальной мотивации / Ананьевские чтения 2004. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С.591-592.
7. Понарядова Т.В. Лень: причины, признаки, преодоление / СПб.: Образование, 1996. 96 с.
8. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / М.: Высшая школа, 1984. 174с.
9. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей / М.: Академия, 1996.
160 с.
10. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / Психология и право. [Электронный ресурс], 2013, №4. URL: http://psyjoumals.ru/ psyandlaw/2013/n4/66242.shtml (дата обращения: 28.02.2014).
11. Челпанов Г. И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. СПб.: 1900. 366 с.
12. Шустова Н.Е., Киселева М.А., Карина О.В., Базовые убеждения и социальные экспектации подростков как составляющие процесса самоопределения / Высшее образование сегодня, 2010. № 8. С. 75-77.
13. Lay, C Kovacs, A., Danto, D. The relation of trait procrastination to the big-five factor conscientiousness: an assessment with primary-junior school children based on selfreport scales Personality and Individual Differences. 1998. V.25. P. 187-193.
14. Lee D.-G., Kelly K.R., Edwards J.K. A closer look at the relationships among trait procrastination, neuroticism, and conscientiousness Personality and Individual Differences. 2006. V.40. P.27-37.
15. Milgram, N., Tenne, R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination //European Journal of Personality. 2000. V.14. P.141-156.
73