Н.В. КОНОВАЛОВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ» В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
В статье приводится теоретический обзор научной литературы по проблеме изучения понятия «стратегический потенциал». Стратегический потенциал рассматривается как набор компетенций, обеспечивающих уникальность организа-
ции, и включает в себя комплект разнообразных ресурсов, обеспечивающих связь с внешней средой. Анализ стратегического потенциала позволяет выявить возможности функционирования организации в отрасли.
Стратегический потенциал, стратегические возможности, ресурсы, компетенции, материальные ресурсы, нематериалъныересурсы.
В современном стратегическом менеджменте рассматриваются разнообразные аспекты функционирования организации во внешней среде. Анализ деятельности организации предусматривает системный подход к изучению конкурентных преимуществ, положения в отрасли, сильных и слабых сторон, маркетинговой политики организации и построению ее стратегии с учетом накопленного опыта и наращенного потенциала. Для анализа организации важно рассматривать стратегический потенциал как возможность ее развития и трансформации через ресурсный подход.
Т.Н. Патрахина определяет стратегический потенциал как совокупность ресурсов организации, необходимых для разработки и осуществления ее стратегии [1; 2], т.е. стратегический потенциал рассматривается как степень обеспеченности организации ресурсами во внутренней и внешней среде.
В.А. Щегорцов считает, что стратегический потенциал организации обеспечивает достижение сырьевых, финансовых, трудовых и информационных целей в будущем, способствующих созданию производственно-востребованных обществом продуктов и услуг [3]. Стратегический потенциал организации определяется зданиями, технологиями, производственным оборудованием, информационными коммуникациями, организационной культурой, нормами и ценностями, заложенными в основу организационного поведения. Развитие стратегического потенциала обусловливает качество персонала.
Указанные авторы представили стратегический потенциал через основные ресурсы материальных и нематериальных активов предприятия.
К наиболее значимым в российском менеджменте в рамках ресурсного подхода можно отнести работы В.В. Васильевой. Автор рассматривает стратегический потенциал как соответствие и достаточность стратегических ресурсов и компетенций организации для разработки и реализации стратегии, которая укрепляет ее конкурентные позиции [4]. Стратегическое развитие фирмы определяется наличием и качеством располагаемых ресурсов - материальных, человеческих и нематериальных (ноу-хау, гудвилл и т.п.). Не все ресурсы и компетенции фирмы имеют равную стратегическую ценность. Одни являются более ценными, трудно копируемыми, уникальными, другие - доступными для других участников рынка.
Выбор ресурсов, которые заложены в основу стратегии компании (т.е. которые будут являться источником ее устойчивого конкурентного преиму-
щества), требует от фирмы тщательного анализа позиции конкурентов [4].
Привлекательной чертой компетенций организации является то, что они вырабатываются через более эффективное использование ресурсов. Компетенции основываются на знаниях и навыках как корпоративных, так и индивидуальных. К становлению и укреплению компетенций необходимо прилагать организационно -административные усилия - создавать условия для их зарождения и роста, максимизировать прибыль: фирма должна постоянно инвестировать в развитие ключевых знаний и навыков, повышать их качество [5].
Ресурсы формируют стратегический потенциал фирмы, позволяя производить особые продукты, товары, услуги, обладающие характеристиками, ценными для потребителей, и являются базисными для стратегического планирования. В.В. Васильева рассматривает ресурсы и компетенции как набор, определяющий уникальность предприятия, предоставляющий возможность для вхождения в отрасль, т.к. они определяют начальный рост предприятия. За счет набора компетенций идет развитие предприятия: организация продвигает линейку продукции на рынке, занимая определенную нишу. Истощение набора ресурсов и компетенций приводит к сокращению доли рынка или к уходу с него. Анализ набора ресурсов и компетенций позволяет расширять долю рынка и увеличивать конкурентное преимущество предприятия, вводить новые товары или услуги.
Стратегический потенциал рассматривается через понятие «стратегические возможности» организации. Стратегическая возможность - это совпадение и годность ресурсов, главных компетенций, необходимых для ее существования и роста. Важные элементы стратегических возможностей - ресурсы, представляющие собой материальные и нематериальные активы предприятия, ключевые компетенции, являющиеся представлением деятельности и процессов. Базисные ресурсы и компетенции являются минимальным набором ресурсов и компетенций, который позволяет организации быть конкурентоспособной и оставаться нарынке [5].
В оценке стратегического потенциала на первое мес-то выходят компетенции, обеспечивающие преимущества в способах использования ресурсов. Преимущества начинаются там, где система позволяет фирме использовать ресурсы для достижения лучшей конкурентной позиции. Параметры организационной культуры по отдельности легко копируемы, но «работают» в комплексе.
Основными компонентами стратегических возможней являются ресурсы и ключевые компетенции, где ресурсы представляют собой материальные и нематериальные активы организации, а компетенции, являющиеся надстройкой над ресурсами, представляют собой деятельность и процессы, с помощью которых организация эти ресурсы использует [4].
Стратегические возможности формируют отличительные черты организации, которые тяжело скопировать конкурентам, и создают уникальный и неповторимый потенциал организации на рынке.
Ресурсный подход рассматривает предприятие как набор базовых и уникальных ресурсов и компетенций, позволяющий анализировать стратегию предприятия, наращивая конкурентное преимущество. Ряд авторов рассматривают стратегический потенциал через процессуальный подход.
A. Ованесов, А. Идрисов определяют стратегический потенциал как возможность производственных сил обеспечивать эффект от производства, согласованный с поставленными целями. Исследователи подразделяют стратегический потенциал на производственный, экономический, интеллектуальный, экспортный, кадровый и финансовый [6].
К основным чертам потенциала организации относят:
1) возможность качественной и количественной оценки, нормируемость, отчетливую структуру и компонентный состав;
2) возможность определить эффективность потенциала относительно поставленной цели;
3) возможность выявить и описать связи между элементами потенциала, потенциалом и внешней средой;
4) отражение состояния и развития ресурсной базы и возможностей организации;
5) отражение качественной и количественной оценки стратегии организации, производственной мощности и производственной программы;
6) мониторинг и управляемость в тактическом и стратегическом горизонте.
B.П. Чичканов определяет стратегический потенциал предприятия как совокупность количественных критериев результативности, качественных индикаторов эффективности его хозяйственной деятельности, включая параметры оценки внешней и внутренней среды, динамики их изменения, показывающей соответствие разработанной стратегии целям и возможностям предприятия в условиях неопределенности и риска [7]. Структурными компонентами стратегического потенциала можно считать имеющиеся в наличии стратегические ресурсы и способность предприятия управлять ими; соответствие уровня компетенции работников требованиям внешней среды; разработку альтернативных вариантов достижения поставленных целей; формирование качественных критериев достижения результатов стратегии; рыночное положение предприятия.
При анализе отрасли предприятия в контексте стратегического потенциала выделяют его крупные составляющие:
1) продуктовую и проектную составляющую направления деятельности предприятия и результаты деятельности в виде продукции или услуг;
2) функциональную составляющую, характеризующую производные функции и бизнес-процессы предприятия;
3) ресурсную составляющую, объединяющую финансовые, материально-технические, трудовые, информационные и прочие ресурсы предприятия;
4) организационную составляющую, отображающую организационную структуру, технологию процессов в разрезе всех функций и проектов, организационную культуру;
5) управленческую составляющую, показывающую уровень общего руководства предприятием, систему управления [7].
Соединение всех компонентов стратегического потенциала составляет его базис-оценку. Оценка стратегического потенциала - система взаимосвязанных показателей, описывающих состояние определенной сферы деятельности предприятия.
Процессуальный подход рассматривает стратегический потенциал как условия функционирования предприятия в отрасли. Стратегический потенциал позволяет оценить положение предприятия на рынке, проанализировать слабые места стратегии его развития, наметить выходы из сложившейся ситуации.
Таким образом, стратегический потенциал рассматривается как возможность развития организации в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Он позволяет организации как повышать, так и понижать накопленный потенциал. Анализ деятельности организации и ее компонентов с позиций стратегического потенциала позволяет увидеть сильные и слабые стороны стратегии ее развития. Использование вариаций трактовок понятия «стратегический потенциал» позволяет выстраивать стратегию развития организации как постоянно повышающееся конкурентное преимущество, что в итоге делает предприятие уникальным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Патрахина Т.Н. К вопросу об определении научной дефиниции «стратегический потенциал образовательной организации» // Научный альманах. 2015. № 8 (10).
2. Патрахина Т. И., Секриеру С. В. Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы // Молодой учёный. 2015. № 6 (86).
3. Меняйло Г.В., Гребенкина E.H. Стратегический потенциал организации: сущность, структура, оценка // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 7 (7).
4. Васильева В.В. Стратегический потенциал организации через призму ресурсного подхода к стратегии // Государственное управление. Электронный вестник. 2009. Вып. № 20.
5. Васильева В.В. Управление стратегическим потенциалом фирмы. Значение стратегического потенциала для определения перспектив развития фирмы //Российское предпринимательство. 2009. №1(2).
6. Ованесов А., Идрисов Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе / А. Ованесов, А. Идрисов // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. URL: http: sbiblio.com/biblio/archive/ ovanesov_strategical_menegment_would_help/? Search (дата обращения: 03.12.2016).
7. Чичканов В.П., Царикаев А.Ю. Анализ подходов к определению стратегического потенциала предприятия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11.