Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
868
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЭТНИЧЕСКИЙ ПСИХОТИП / НАЦИОНАЛЬНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР / РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Особый интерес с точки зрения процессов, происходящих в жизни и литературе, представляет современный национальный характер, в котором традиционные черты, составляющие его ядро, сочетаются с теми качествами, которые сформировались под влиянием изменений в национальной действительности. Национальный характер в литературе является отражением в образах психических особенностей нации, обусловленных социально-историческими, природными и другими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF NATIONAL CHARACTER IN FICTION

The particular interest from the point of view of the processes taking place in the life and literature represents a modern national character, in which the traditional features that make up its core, combined with the qualities that are shaped by changes in the national reality. National character in literature is a reflection of mental features in the images of the nation, due to the social, historical, natural and other factors.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ций на их основе. Обнаружено, что огнестойкость повышается симбатно содержанию атомов галогенов и сульфоновых групп. Композиции с 5% оксида сурьмы имеют повышенный кислородный индекс во всех случаях - на 20-30% от исходной величины. Показатель кислородного индекса компаундов достигает 42,5%, что в 2 раза выше огнестойкости промышленных эпок-сидиановых полимеров.

Литература

1. Структура и адгезионные свойства отвер-жденных эпоксидных смол. -works.tarefer.ru/94/100238/index.htm

2. Эпоксидные смолы специального назначения. all-epoxy.ru/tablizi/spez-smoli.htm

3. Микитаев А.К., Беев А.А., Коршак В.В. Синтез и некоторые свойства эпоксисоединений на оотове олигосульфонов фенолфталеина // Высокомолек. соед. - 1980. - Сер. Б. - Т. 22. -№11. - С. 860-862.

4. Микитаев А.К., Беев А.А. Синтез и исследование эпоксидного олигомера на основе тет-рабромфенолфталеина // Сб. Полимерные материалы и их применение в н/х-ве. - Нальчик. -1983.- С. 13-14.

5. Микитаев А.К., Беев А.А., Шустов Г.Б. Синтез и исследование самозатухающих эпоксидных смол // Мат. Всесоюзной конф. «Свойства, примен. и переработка фторопластов». Ленинград. - 1981. - С. 46.

6. Беев А.А., Микитаев А.К., Ошроева Р.З. Эпоксидные полимеры и компаунды с повышенной огнестойкосью // Пластические массы. -1986. - № 5. - С. 53-55.

7. Беев А.А., Микитаев А.К., Афаунова З.И. Синтез и свойства галогенированных, серосодержащих диэпоксидов и полимеров на их основе // Деп. в НИИТЭХим. № 137 - XII - 88. -С. 143-148.

8. Беев А.А., Микитаев А.К., Беева Д.А. Модифицированные эпоксидные олигомеры, полимеры, композиционные материалы на их основе. // Сб. «Поликонденсационные реакции и полимеры. Избранные труды». - Нальчик, КБГУ, 2008. - С. 21-45.

УДК 82: 821.35

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Гелястанова Э. Х., кандидат филологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

THEORETICAL ANALYSIS OF NATIONAL CHARACTER IN FICTION

Gelyastanova E. H., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Особый интерес с точки зрения процессов, происходящих в жизни и литературе, представляет современный национальный характер, в котором традиционные черты, составляющие его ядро, сочетаются с теми качествами, которые сформировались под влиянием изменений в национальной действительности. Национальный характер в литературе является отражением в образах психических особенностей нации, обусловленных социально-историческими, природными и другими факторами.

The particular interest from the point of view of the processes taking place in the life and literature represents a modern national character, in which the traditional features that make up its core, combined with the qualities that are shaped by changes in the national reality. National character in literature is a reflection of mental features in the images of the nation, due to the social, historical, natural and other factors.

Ключевые слова: национальный характер, этнический психотип, национальное и общечеловеческое, национальная действительность, национальная типология, нравственный идеал, эпический жанр, роман.

Key words: national character, ethnic psychological type, national and universal, national reality, national typology, moral ideal, epic genre, novel.

Развитие национальных процессов в нашей стране показывает, что без фундаментального исследования национального характера общество оказывается не в состоянии предпринимать адекватные практические действия, но без объективного анализа данного феномена невозможно понимание основных закономерностей развития национальной культуры.

В наши дни осознается реальная многогранность как самого национального характера, так и процесса его научного анализа, так как он динамичен. Но вместе с тем, он отличается преемственностью и устойчивостью определенных черт, тем более внимание к национальному характеру зависит от традиций соответствующей национальной культуры, уровня национального самосознания, а также от политической ситуации каждого исторического периода.

В связи с этим, следует изучать этнический психотип, отраженный в произведениях национальной художественной литературы, так как запечатленный в искусстве слова национальный характер отличается наглядностью и многообразием проявлений. Писатели и поэты, стараясь уловить нечто типичное, общее для представителей конкретного исторического времени, обращают внимание и на национальные черты ментальных структур, складывавшихся веками. Художественная литература дает возможность основательного изучения национального характера, запечатленного в конкретных поступках и действиях героев, позволяя проследить его трансформацию на разных этапах развития, учитывая при этом многообразие его проявлений. Особенности национального характера приобретают большую конкретность и своеобразие при сравнении их с другими национальными характерами, что и позволяет выявить общее - нравственные идеалы, что и дает возможность наметить типологию нескольких национальных характеров при изучении литератур родственных народов.

Полем для исследования национального характера может быть крупный эпический жанр -роман. Начиная с 60-х годов XX века, можно наметился глубокий интерес многих писателей Северного Кавказа к философским обобщениям, крупному эпическому жанру - роману. Балкарский роман достиг творческой зрелости, нако-

пив достаточный опыт художественного освоения действительности, что и обусловило появление в нем многих художественно-ярких национальных характеров (роман Б. Гуртуева "Новый талисман", М. Шаваевой "Мурат", Ж. Залиханова "Горные орлы", "Горящие сердца", З. Толгурова "Большая медведица", "Голубой типчак", Х. Кациева, "Тамада", А. Теппеева "Воля", "Тяжелые жернова", "Мост "Сыйрат", К. Кулиева "Была зима" и др.).

Жизнь требует от литературы отражения истины, т. е. художественного решения проблемы соотношения современности и человека, общества и личности. В каких связях человек находится с окружающей его национальной действительностью? Эта проблема приобретает исторический, социальный, национальный, духовный и эмоциональный характер и в зависимости от ответа на него умножаются условия проявления национального характера, усиливая при этом значение проблемы философского роста литературы, да и самого художника слова. В литературе происходит сложный процесс переоценки нравственных ценностей, художественное исследование проблем человеческого масштаба, вызванное стремлением создать историю человеческой души, способной к высокой духовности.

Г. И. Ломидзе отмечал: "... для исторического романа неизбежно возникает проблема соотношения потока исторических событий с человеческой личностью, с судьбой отдельного индивидуума. В развитом реалистическом романе событие не имеет самостоятельного значения: динамика, конкретная историческая суть событий выражается через движение и столкновение человеческих характеров" [1].

Сейчас как в балкарской, так и в литературе народов Северного Кавказа происходят процессы, свидетельствующие о качественной эволюции воспроизведения действительности: расцвет национальных художественных традиций и идущее вперед развитие литератур, проявляющиеся в изображении человека, в утверждении определенной концепции личности и в поисках новых художественных форм выражения.

Известный исследователь северокавказского романа А. Х. Мусукаева пишет: "Изучение национальных литератур в их связях с историче-

скими условиями жизни народов, а также в широком литературном, этногенетическом, географическом контексте - одна из важных задач современного литературоведения" [2].

Аспект выражения по отношению к национальному - это отражение и воплощение в художественном произведении этнического своеобразия, национально-специфического, что свойственно народу - носителю данной литературы, т. е. его исторических судеб, черт характера, природы, так как национальная форма литературы должна отражать духовный облик нации. Поэтому она динамична и ее следует рассматривать в контексте развития народа, придавая ему значение критерия при определении сущности национального своеобразия литературы, которое определяется весьма конкретными условиями жизни народа. "Когда поэт садится писать, он не думает, что он поэт, какой национальности. Ведь в написанном его национальность проявится сама собой, никуда он от себя не денется ... У писателя, когда он стремится глубоко вникать в жизнь, национальное и общечеловеческое неразрывно связаны" [3].

Изучать национальное своеобразие литературы можно лишь, исследуя исторические судьбы народа и исторические особенности его культурного развития. Вопрос о национальном своеобразии литературы Б.И. Бурсов изучает путем выявления ее связей с мировым литературным процессом. Он утверждает: "Исторический критерий - это не только обусловленность великого писателя конкретной исторической обстановкой, но и определение его места рядом с другими великими писателями в истории развития культуры своего народа и всего человечества" [4].

Становясь содержанием литературного произведения, действительность народного существования, взятая в ее социально-исторической конкретности и "пропущенная" через призму творческого сознания писателя, выступает основой национального характера как целостной картины мира, так как сам писатель (на чем настаивала уже классическая эстетика - в лице Гете и Гегеля) всегда "остается в своей нации, в своем веке" [5], всегда "принадлежит своему собственному времени... живет его нравами и привычками, разделяет его взгляды и представления" [6]. Из этого синтеза вырастает то сложное единство национального характера, в неповторимых особенностях национальной специфичности которого проявляет себя все богатство общечеловеческого содержания и национальных форм его выражения.

В. Г. Белинский отмечал по этому поводу: "... Великий талант делает поэта национальным, а не национальность делает его великим поэтом: последнее есть только необходимое следствие первого, ... если произведение художественно, то само собою оно и национально". При этом он подчеркивал: "Из этого ясно видно, что национальность в художественном произведении есть не заслуга, а только необходимая принадлежность творчества, являющаяся без всякого усилия со стороны поэта" [7].

Такое понимание этнической самобытности таланта писателя вытекает из глубинных основ творчества, идейно-художественного поиска в искусстве. Как бы сильно не был выражен в произведении "местный колорит", он может обрести общечеловеческое значение лишь в том случае, если в нем на высоком художественном уровне запечатлены исторически важные события народной жизни. Разве мыслимо «дозировать» в литературном произведении национальное и общечеловеческое? Если они связаны с насущными жизненными вопросами национального бытия, то не нуждаются в том, чтобы им специально еще придавали общечеловеческое или национальное значение. Нельзя делить национальное и общечеловеческое на две самостоятельные категории, отделдять общечеловеческое от определенной национальной почвы, тем более человек вырастает на национальной почве в своей этнической среде. Произведение без воплощенного национального начала не может принадлежать человечеству, ибо в нем выражается и общечеловеческое. Более того, без воссоздания особенностей национального бытия, существования национального характера произведение не может стать реалистически достоверным.

Глубинная связь с родной землей - необходимая черта подлинно национального искусства, а стремление к наиболее полному выражению национального характера свойственно художественной литературе, что и отмечает Г. Ломид-зе: "Общая тенденция находит свое выражение не только в сглаживании национального стилевого своеобразия, сколько в его интенсификации, уточнении, более глубоком, сложном его выявлении" [8].

Перед современными писателями Северного Кавказа стоит задача запечатлеть неповторимое в конкретном национальном характере и в то же время выразить и общечеловеческое содержание. Кажется, именно в этом и заключается талант настоящего писателя. Целесообразно привести здесь замечание Н. В. Гоголя о том, что "истинная национальность состоит не в описа-

нии сарафана, но в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии" [9].

Ложное понимание содержания народности нередко усугубляется несовпадением художественных взглядов на сущность народного характера. Верность национальному материалу не должна оборачиваться провинциальной замкнутостью и фетишизацией национальных особенностей. Вспомним негодование В. Г. Белинского по поводу утверждения, будто гений тогда и становится гением, когда он освобождается от груза национального и выражает общечеловеческое. Противопоставлять национальное человеческому "значит впасть в самый абстрактный, в самый книжный дуализм" - указывает критик. Человеческое, - обращал он внимание, - проявляется в человеке на основании его национальности. "Народности суть личности человечества. Без национальностей человечество было бы мертвым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения". "Великий человек, - отмечал далее Белинский, - всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ" [10], и отрицание национального характера и психологии лишает художественное произведение черт национальной самобытности.

Многовековая история народа, своеобразие путей развития его культуры, художественных традиций и нравственно-психологический опыт поколений, их преемственность придают балкарской литературе художественно неповторимые очертания. Однако, самобытность - не есть категория статичная, она исторически динамична, а постоянным признаком, сопровождающим национальную самобытность художественного творчества, следует считать самобытное творческое начало, которое немыслимо без опоры на накопленный опыт и постоянный поиск новых художественных традиций, выражающих веления времени и истории. Достоверное исследование народной жизни открывает новые грани этнической самобытности балкарской литературы, предполагающее глубокое знание художником национальной действительности, а подлинная национальная самобытность писателя - это исторически сложившийся национальный духовный опыт и инонациональная культурная традиция.

Национальный характер - многоаспектное и динамичное явление. Трудно учесть все факторы, которые воздействуют на его доминирующие качества, но принципы социально-исторической конкретности, закономерности

исторического развития этноса и национальной психологии, выступающей основой сюжетной канвы литературного произведения, очевидны. Изучение форм проявления национального в искусстве, литературе приобретает в наши дни особый интерес, и его исследование требует внимания к историческо-культурному опыту народа, тем более, социальное содержание жизни народа изменчиво.

Национальное как таковое в жизни и в искусстве воплощается именно через созидание, в котором мы отмечаем две стороны, а значит, национальное в искусстве постигается двумя путями. Через фольклор познается сущность самого творца, т. е. народа, и, наоборот, познание народа служит залогом более верного понимания специфики этноса в творческом воссоздании. Выявление специфики национальных черт в художественной форме, обнаружив созданную народной жизнью сторону своеобразия искусства народа, выступает выражением его самобытности и неповторимости при раскрытии его национальных качеств. Национальное может выражаться через художественный образ, в котором отражается его психический склад нации, образ мышления, т. е. специфика "взгляда на вещи" (В. Г. Белинский). Литература каждого народа хочет и должна быть народной, т. е. отличаться от литератур других народов не идейным содержанием, потому что она является общечеловеческой, не мотивами, ибо они общенародны, а способом его восприятия и мышления. Основные особенности художественной мысли народа отражены в его фольклоре, который занимает исключительное место в искусстве народа.

Общеизвестно, что каждая страна имеет свою национальную специфику, являющуюся результатом тысячелетней истории, условий быта и характера народа, преломляющееся в творчестве писателя, в облике его художественных героев, в неповторимом психологическом складе нации, а также в воссоздании типичных национальных характеров.

Литература

1. Ломидзе Г.И. Расширение эстетического диапазона. // Вопросы литературы. - 1971. -№9. - С.20-21.

2. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман //. Нальчик. - 1993. - С.3.

3. Кугультинов Д. Поэт - ровесник человечества. // Вопросы литературы. - 1968. - №2. -С. 32.

4. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. - М., 1964. - С.307.

5. Гете. Собрание сочинений в 13-ти томах. -М., 1949. - Т. 13.- С.314.

6. Гегель. Собрание сочинений в 14-ти томах.

- М., 1958. - Т. 12. - С.271.

7. Белинский В.Г. ПСС в 9-ти томах. - М., 1976. - Т. 5. - С.317.

8. Ломидзе Г.И. В поисках нового. - М., 1963.

- С.92.

9. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М., 1978. - Т. 6. - С.64.

10. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года. - М., 1960. - С.64.

УДК 81'37

СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Гоова Ф. И., старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

SEMANTICO-SYNTACTIC PECULIARITIES OF THE SENTENCES WITH SUBORDINATING "THAT". (TYPES OF PREDICATES COMBINING WITH "THAT-CLAUSES")

Goova F. I., Senior lecturer

FSBEIHPE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov"

Семантические особенности придаточных предложений (Types of Predicates Combining with "that-clauses"). Целью исследования было разграничение всех сложноподчиненных предложений по синтаксическим функциям придаточного "that-clause". В статье определены некоторые из них: 1) придаточное как часть составного глагольного сказуемого, 2) придаточное может выполнять функцию определения, 3) придаточное изъяснительное.

Ключевые слова: лексико-семантический анализ функций придаточного "that-clause ", глаголы.

The aim of article is to classify "that-clause" sentences according to their functions: 1) predicative "that-clause", 2) attributive "that-clause" and, 3) objective "that-clause".

Key words: lexico-semantic analysis of functions of "that-clause ", verbal units.

Значение предложения - широкая и неисследованная область лингвистики. Синтаксис, в задачу которого входит обследование жизни предложения, изучает его формальное строение безотносительно к семантике и в отвлечении от коммуникативных целей.

Будучи разделом грамматики, синтаксис не выходит за пределы грамматических форм. Анализ синтаксиса предложения с позиции семантики не был четко разработан и содержательно представлен до середины 60-х годов. Этот период характеризуется возрастанием роли семантики и выдвижением ее на первое место: применение ее не только к лексемам, но и к предложению в целом.

Наиболее актуальной тематикой семантики предложения является область, которая связана с соотнесением значения предложения с экстра-

лингвистической реальностью (объектами, ситуациями, событиями и т. д.). Референтная или денотативная концепция переходит из логики в лингвистику и становится одной из центральных проблем семантического синтаксиса. В своем содержании она имеет цель - определение отношений между высказыванием и тем, что происходит в действительности. Как известно, действительность, представленная в языковой форме, может иметь адекватное, относительно адекватное или неадекватное и даже искаженное отражение. В других терминах эта проблема часто соотносится с истинностью и неистинностью высказывания обозначаемого.

Одной из наиболее распространенных и специфичных языковых форм, отражающих соотношение между тем, что говорится и тем, что есть на самом деле, является форма предложе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.