Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫУСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ТАКСОНОМИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ НАУЧНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫУСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ТАКСОНОМИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ НАУЧНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ / ТАКСОНОМИЯ / ПОЗНАНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Н.Н.

Раскрыта педагогическая таксономия учебных целей иобосновано необходимость усовершенствовать таксономию Б. Блума, способствующий эффективному решению задач обучения в современной системе непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусаева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF IMPROVED TAXONOMY OF LEARNING OBJECTIVES IN ACCORDANCE WITH MODERN REQUIREMENTS OF SCIENTIFIC TECHNICAL PROGRESS

The pedagogical taxonomy of educational goals is revealed and the need to improve B. Bloom's taxonomy, which contributes to the effective solution of learning problems in the modern system of continuous professional education, is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫУСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ТАКСОНОМИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ НАУЧНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА»

Мусаева Н.Н., доктор педагогических наук (DSc)

доцент

Бухарский государственный университет

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫУСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ

ТАКСОНОМИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ НАУЧНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Аннотация: Раскрыта педагогическая таксономия учебных целей иобосновано необходимость усовершенствовать таксономию Б. Блума, способствующий эффективному решению задач обучения в современной системе непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: педагогическая технология, учебная цель, таксономия, познание, представление, отношение.

Musaeva N.N., doctor of pedagogical sciences (DSc)

docent

Bukhara State University

THEORETICAL FOUNDATIONS OF IMPROVED TAXONOMY OF LEARNING OBJECTIVES IN ACCORDANCE WITH MODERN

REQUIREMENTS OF SCIENTIFIC TECHNICAL PROGRESS

Abstract: The pedagogical taxonomy of educational goals is revealed and the need to improve B. Bloom's taxonomy, which contributes to the effective solution of learning problems in the modern system of continuous professional education, is substantiated.

Key words: pedagogical technology, educational goal, taxonomy, cognition, representation, attitude.

Сердцевиной педагогической технологии является последовательная ориентация на чётко определённые цели оперативную связь, которая пронизывает весь учебный процесс, и обучение через действие обучаемого.

При этом действия учащихся педагог или какой-либо другой эксперт может надёжно опознать или измерить. Чтобы сделать планируемые результаты обучения, выраженные через действия обученных студентов полностью диагностичными, а обучения воспроизводимым, необходимо учебную цель описать так, чтобы о её достижении можно было бы судить однозначно.

Их иногда называют идентифицируемыми учебными целями. Идея полной идентификации абсолютного однозначного описания целей

предполагает возможным точное описание учебной деятельности студента не в традиционной расплывчатой манере, а в терминах наблюдаемого, измеряемого поведения.

В описании идентифицированных целей используются глаголы отражающие действия обученных студентов - выделить, сгруппировать, составить, выделить, вычислить, доказать, упростить, разложить, сравнить, систематизировать и др.

При этом учебные цели полностью превращаются в диагностические, а обучение становится воспроизводимым. Воспроизводилось обучения - это одно из обязательных требований педагогической технологии.

Идея полной идентификации абсолютно однозначного описания целей, предполагает описывать учебную деятельность в терминах наблюдаемого, измеряемого поведения. Такой подход и технология перевода учебных целей на язык внешне выраженных, наблюдаемых действий формировался под влиянием одного из ведущих направлений американской психологии - бихевиоризма. (Behaviour - поведение). Это направление психологии изучает психику только с точки зрения её внешне выраженных проявлений (двигательных и речевых), то есть наблюдаемых действий. Для формирования конкретных целей для каждой области знаний (естествознания, математики и др. ) необходимо составить перечень своих глаголов.

При конкретизации целей необходимо использовать в описание глаголы, указывающие на действие с определенным результатом.

Необходимо отметить, что и идентифицируемая учебная цель представляет собой не абсолютную, исчерпывающую характеристику желаемого результата, а её приближенный, максимально достижимый при данных средствах описания результаты. Каким же способом перевести результаты обучения на язык действий?

Этого можно добиться следующими способами:

- Построение четкой системы целей по учебной дисциплине с классификацией учебных целей на категории и последовательные уровни. Такие системы учебных целей получили название педагогических таксономией (от греческих слов taxis - расположение по порядку и nomos -закон).

- Создание максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на которой педагог может перевести недостаточно ясные формулировки.

Таксономия (от греч. taxis-расположение по порядку, nomos-закон)

- теория классификации и систематизации сложно - органических областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания и т. д. ), построенная на основе их естественной взаимозависимости и

использующая для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности (т. е. по иерархии). Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Деканделом, разработавшим классификацию растений (1813 г. )[9].

Таксономия педагогических целей - представляет собой систему содержащая упорядоченную иерархическую классификацию целей, используемая при планировании обучения и оценке его результатов, являющаяся надёжным инструментом при проверке новых курсов.

На сегодняшний день наиболее распространенной таксономией педагогических целей является система Б. Блума. Таксономия Б. Блума позволяет не только выделить и конкретизировать учебные цели, но и упорядочивает их. Четкая иерархическая классификация целей позволяет педагогу конкретизировать усилия на главном и добиваться ясного понимания учебного материала. Основными категориями учебных целей по Б. Блуму являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [1], [7], [10].

Исследования показали, что данная таксономия уже в полной мере перестала отвечать всем требованиям интенсивного научного технического прогресса современного информационного общества.

В условиях интенсивного научно-технического прогресса, когда увеличение объёма научно-технической информации приобретает лавинообразный характер, усвоение всего учебного материала каждой образовательной дисциплины с минимальным уровнем «знание» становится невозможным, что вызывает необходимость введения в таксономию учебных целей категорию «представление». То, что данная категория является первой ступенью познания обоснованно на основе фундаментального учения о науке Великого Ибн Сины и современных достижений теории познания.

Необходимость использования научной категории «представление» исходит из сущности самого процесса познания. В процессе познания представление считается переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. По мнению Ибн Сины, всякое знание и всякая наука покоятся или на представлениях или на убеждениях.

Представление характеризует наличие у обучающегося способности своими словами рассказать учебный материал.

Интенсивный научный технический прогресс непрерывно порождает новые научно-технические проблемы. Выявлять эти проблемы и разрабатывать способы их решения стало в настоящее время одной из основных задач.

Поэтому целесообразным является проведение занятий по профессиональным и специальным дисциплинам в системе «колледж -высшее образовательное учреждение» с использованием технологии «кейс - стади».

На таких занятиях, встречающееся на практике определенное событие, в форме видио иллюстрации, письменно или словесно, преподносится обучающимся в виде проблемной ситуации. Они изучают эту ситуации, детально анализируют и выражают к ней свое отношение в виде сформированной научной (научно - технической, научно -технологической и др. ) проблемы, обосновывают ее решение, разрабатывают рекомендации.

Следовательно на занятиях «кейс - стади» студент формирует свое отношение к представленной проблемной ситуации. На этом основании нами рекомендована новая категория учебной цели - «отношение».

В науку, в философию, впервые категория «отношение» введена Аристотелем. «Отношение», являясь научной категорией, характеризует направленность действий и определяет связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено.

В педагогической таксономии «отношение» означает формирование определения научной проблемы на основе изучения представленной проблемной ситуации в рамках определенной дисциплины и разработка рекомендаций по ее решению.

В результате нами разработана восьми уровневая усовершенствованная таксономия учебных целей (табл1. ). В эту таксономию введены категории «представление» и «отношение»[1], [4],

[5].

Таблица 1.

Усовершенствованная таксономия учебных целей

Категория Глаголы, характеризующие категорию

Представление Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Отношение Показать, рассказать, описать. Воспроизвести, написать, повторить. Объяснить, прокомментировать, раскрыть. Внедрить, вычислить, рассчитать. Дифференцировать, классифицировать, разложить. Обобщить, систематизировать, составить. Оценить, сопоставить, сравнить. Выявить, сформулировать, определить.

На основе изложенного можно подчеркнуть следующее:

1. Таксономия учебных целей Б. Блума, являющееся основной составляющей педагогической технологии, в настоящее время уже не в состояние в полной мере отвечать специфическим требованиям современного уровня научно-технического прогресса и общественного развития к образованию и обучению;

2. В связи с лавинообразным ростом объёма научно-технической информации, являющиеся следствием интенсификации современного научно-технического прогресса и учёта современного уровня развития

становится целесообразным в таксономию Б. Блума введение в качестве начальной категории учебных целей категорию «Представление»;

3. Интенсификация современного научно-технического и общественного прогресса, сопровождающаяся адекватным ростом научных проблем, способствовала развитию в системе непрерывного профессионального образования технологий проблемного обучения. Выявление проблемы, формулирование проблемы, определение путей её решений стало одним их важнейших составляющих навыков и умений, приобретаемых в системе непрерывного профессионального образования. В процессе приобретение таких навыков и умений обучаемый формирует своё отношение к выявляемым проблемам. В связи этим возникает необходимость введения в таксономию Б. Блума в качестве самой высокой, категорию учебных целей - «Отношение»;

4. В результате развития теоретических положений таксономии учебных целей Б. Блума, она становится восьми уровневой: представление, знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, отношение.

Усовершенствованная таксономия учебных целей способствует эффективному решению задач обучения в современной системе непрерывного профессионального образования.

Использованные источники:

1. Avliyaquov N. Х., Musayeva N. N. Pedagogik texnologiya. Darslik. -Т. : Таfakkur Bo'stoni, 2012. - 208s.

2. Авлиякулов Н. Х., Мусаева Н. Н. Современная таксономия учебных целей для систем среднего и высшего профессионального образования //Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2011. - №. 1. - С. 233-235

3. Авлиякулов Н. Х., Мусаева Н. Н. Педагогик технологиялар //Т. :«Fanvatexnologiyalar» нашриёти. - 2008. - Т. 164

4. Мусаева Н. Н., Авлиякулов Н. Х. Таксономия учебных целей для современного учебного процесса системы среднего специального и высшего профессионального образования //Проблемы современного образования. - 2017. - №. 3.

5. Мусаева Н. Н. Теоретические основы и технология обеспечения неразрывности обучения в системе непрерывного профессионального образования. Монография. - Тошкент: Фан ва технология, 2018-140 б.

6. Мусаева Н. Н. Укув максадларнинг замонавий таксономияси ва ундан касб-хунар коллежларида фойдаланиш технологияси// Педагогик махррат. - Бухоро, 2014. - № 3. -Б. 7-10.

7. Bloom B. S. (Ed). Taxonomy of edicational objectives: The classification of edicational goals: Handbook I, cognitive domain. -New York: Longman., 1956.

8. Кларин M. В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М: Знание, 1989 - 80 с.

9. Сейитхалилов Э. А., Рахимов Б. Х., Маджидов И. Х. Педагогический словарь справочник. - Т. : Согдиана, 2011 - 700 с.

10. Фарберман Б. Л. Прогрессивные педагогические технологии. - Т. : Фан, 2002. - 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.