Научная статья на тему 'Применение таксономии учебных целей при изучении технических дисциплин'

Применение таксономии учебных целей при изучении технических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
таксономия / цель / знание / taxonomy / goal / knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Ирина Алексеевна

В статье представлены примеры применения таксономии учебных целей на примере преподавания технических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TAXONOMY EDUCATIONAL PURPOSES IN THE STUDY OF TECHNICAL DISCIPLINES

The article presents examples of the application of the taxonomy of educational purposes on the example of teaching technical disciplines.

Текст научной работы на тему «Применение таксономии учебных целей при изучении технических дисциплин»

УДК 377. 378

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11677

ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Федорова Ирина Алексеевна

старший преподаватель кафедры Агроинженерии ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: В статье представлены примеры применения таксономии учебных целей на примере преподавания технических дисциплин.

Ключевые слова: таксономия, цель, знание.

APPLICATION OF TAXONOMY EDUCATIONAL PURPOSES IN THE STUDY OF TECHNICAL DISCIPLINES

Fedorova Irina Alekseevna

Senior Lecturer of the Department of Agricultural Engineering Krasnoyarsk State Agrarian UniversityAchinsk branch Russia, Achinsk

Annotation: The article presents examples of the application of the taxonomy of educational purposes on the example of teaching technical disciplines.

Keywords: taxonomy, goal, knowledge.

В условиях рыночной экономики современная система непрерывного профессионального образования предполагает планирование результатов обучения и гарантированное их достижение, основанное на уточнении учебных целей[1]. Разработка учебных целей базируется на педагогической таксономии, основателем которой выступил Б. Блум в 1956г.

Согласно технологии Бенджамина Блума интеллектуально-развивающие цели объединены в группу целей в когнитивной (познавательной) области, включает шесть категорий обучения - знание, понимание и интеллектуальные навыки (умение, анализ, синтез и оценка). Первые две категории характеризуют уровень знаний, остальные относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности. В основе данной таксономии лежит продвижение обучающегося по уровням освоения.

Использование глаголов действия, позволяет строить цели занятий от низкого до высокого уровня. Учебные цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить. Использование правильных глаголов - ключ к успешному написанию результатов обучения.

6. Оценка 5. Синтез 4. Анализ 3. Применение 2. Понимание 1.Знание

Рисунок 1- Уровни таксономии Б. Блума

Формулировка целей обучения на основе таксономии позволяет преподавателю инструментально, диагностично ставить цели. [2] Общий прием конкретизации целей -использовать в их описании глаголы, указывающие на определенное действие. Поставленные цели деятельности неразрывно связаны с содержанием образования, его элементами, конкретным предметным содержанием и влияют на его отбор.

Ниже приведены примеры применения таксономии учебных целей на занятиях технических дисциплин, таких как Теоретические основы электротехники,

тема - Метод эквивалентных преобразований электрической цепи и дисциплина -Электробезопасность,

тема - Приемы оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока

Таблица 1 - Применение таксономии учебных целей

№ Уровень Обобщенные типы учебных целей Задания

1 2 3 4

1 Знание- Знать (запоминать и Назовите основные элементы

запоминание и воспроизводить) электрической цепи

воспроизведение междисциплинарные Где происходит короткое

материала термины; употреблять замыкание

модульных технические термины; Напишите формулу закона Ома

дисциплин знать конкретные факты, законы, формулы; знать методы, процедуры; знать основные понятия; знать правила и принципы Перечислите режимы работы электрической цепи

2 Понимание- Понимать формулы, Почему происходит короткое

преобразование правила, принципы; замыкание

усвоенного интерпретировать Преобразуйте выражение для

материала из схемы, графики, параллельного соединения

одной формы диаграммы; приемников

выражения в использовать принципы Объясните взаимосвязь между

другую формализации; прогнозировать последствия, вытекающие из имеющихся данных электрическим сопротивлением и проводимостью Расскажите как достигается цель расчета электрической цепи

3 Применение- умение использовать изученный материал для решения производственных и технических задач Использовать понятия и принципы для описания производственных ситуаций; применять научные термины и законы для решения производственных задач; выбирать оптимальное техническое решение Какая теория позволит объяснить выражение баланса электрической цепи Проверьте предложенную гипотезу о том, что сумма токов входящих равна сумме токов выходящих Решите данную задачу двумя способами: применением законов Кирхгофа и применением метода свертывания Выводы о том, какой метод предпочтительнее для электрической цепи с двумя источниками ЭДС

4 Анализ- умение вычленять частности из целого, выявлять взаимосвязи между ними, осознавать принципы организации технической или производственной системы в целом Выделять неявные тенденции; видеть ошибки и упущения в логике рассуждений; проводить разграничение между теоретическим и практическим уровнями; оценивать достоверность и значимость информации Классифицируйте вспомогательные элементы и приборы электрической цепи Какова структура электрической цепи со смешанным соединением элементов Сравните известные методы расчета электрической цепи и решите - какой из них предпочтительнее Проанализируйте причины холостого хода электрической цепи

5 Синтез- умение комбинировать различные элементы, разделы, дисциплины для описания технических и производственных систем, их моделирования и проектирования Комбинировать -знания из разных областей для решения стоящей задачи; составлять план инженерных экспериментов; выполнять на этой основе расчетные и курсовые работы Найдите собственное решение-путь преобразования (свертывания) электрической цепи Предложите алгоритм метода свертывания Каковы возможные изменения расчета электрической цепи при наличии источника тока Систематизируйте классификацию вспомогательных приборов по назначению Исследуйте режимы работы электрической цепи постоянного тока

6 Оценка- умение выдвигать критерии оценки и с их помощью оценивать информацию разделов дисциплин, Оценивать результаты на совпадение с реальными данными, исходя из выделенных критериев; оценивать практическую пригодность полученных результатов Опишите достоинства метода свертывания электрической цепи Выделите основные критерии сравнения мощности источников и приемников электрической цепи Соответствуют ли полученные расчетные токи действующим токам

входящих в тот или иной модуль Что вы думаете об энергосбережении в электрической цепи Сделайте выводы о преимуществах расчета электрической цепи с помощью метода свертывания (эквивалентных преобразований)

Таблица 2- Применение таксономии учебных целей

№ Уровень Обобщенные типы учебных целей Задания

1 2 3 4

1 Знание- запоминание и воспроизведение материала модульных дисциплин Знать ( запоминать и воспроизводить) междисциплинарные термины; употреблять технические термины; знать конкретные факты, законы, формулы; знать методы, процедуры; знать основные понятия; знать правила и принципы Назовите наиболее опасные схемы включения человека в сеть Где происходит поражение электрическим током Напишите формулу сопротивления Перечислите последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему

2 Понимание-преобразование усвоенного материала из одной формы выражения в другую Понимать формулы, правила, принципы; интерпретировать схемы, графики, диаграммы; использовать принципы формализации; прогнозировать последствия, вытекающие из имеющихся данных Почему происходит поражение электрическим током Преобразуйте выражение для электрического сопротивления ввв зависимости от длины проводника Объясните взаимосвязь срочности мероприятий по спасению жизни и продолжительностью действия электрического тока Расскажите как происходит освобождение пострадавшего от действия электрического тока

3 Применение- умение использовать изученный материал для решения производственных и технических задач Использовать понятия и принципы для описания производственных ситуаций; применять научные термины и законы для решения производственных задач; выбирать оптимальное техническое решение Какая теория позволит объяснить зависимость степени поражения от напряжения Проверьте предложенную гипотезу о том, что можно перерубить провода Решите данную задачу при напряжении выше 1000 В Выводы о том, как не оказаться под шаговым напряжением

4 Анализ- умение вычленять частности из целого, выявлять взаимосвязи между ними, осознавать принципы организации технической или производственной системы в целом Выделять неявные тенденции; видеть ошибки и упущения в логике рассуждений; проводить разграничение между теоретическим и практическим уровнями; оценивать достоверность и значимость информации Классифицируйте мероприятия по спасению пострадавшего Какова структура первой помощи пострадавшему Сравните меры предосторожности от действия электрического тока при напряжении до 1000В и свыше 1000 В Проанализируйте причины поражения электрическим током

5 Синтез- умение комбинировать различные элементы, разделы, дисциплины для описания технических и производственных систем, их моделирования и проектирования Комбинировать -знания из разных областей для решения стоящей задачи; составлять план инженерных экспериментов; выполнять на этой основе расчетные и курсовые работы Найдите собственное решение-по спасению жизни пострадавшего Предложите путь отделения пострадавшего от токоведущих частей Каковы возможные изменения мер для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение Систематизируйте последовательность оказания первой помощи пострадавшему Исследуйте способы отключения опасной электроустановки

6 Оценка- умение выдвигать критерии оценки и с их помощью оценивать информацию разделов дисциплин, входящих в тот или иной модуль Оценивать результаты на совпадение с реальными данными, исходя из выделенных критериев; оценивать практическую пригодность полученных результатов Опишите комплекс мероприятий, направленных на сохранении жизни пострадавшего Выделите основные критерии мер предосторожности Соответствуют ли топор с деревянной ручкой способу изоляции от действия электрического тока Что вы думаете о воздействии опасных и вредных факторов на организм пострадавшего Сделайте выводы о необходимости обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим

Выводы: Таксономия Б. Блума актуальна на сегодняшний день, так как позволяет выделить, конкретизировать и упорядочить учебные цели и, в конечном, итоге, разработать способы их достижения приобретая таким образом знания, умения и навыки.

Список литературы:

1. Мусаева Н.Н. Таксономия учебных целей для современного учебного процесса системы среднего специального и высшего профессионального образования//журн. Проблемы современного образования №3, 2017г

2. В.А. Скакун. Организация и методика профессионального обучения. учеб. пособие, М.:ФОРУМ-ИНФРА-М,2007г

УДК 81

DOI 10.24411/2409-3203-2018-116878

ДИАЛОГ В УСТНОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Чернова Вероника Евгеньевна

студенка 4 курса кафедры языкознания и переводоведения ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

Россия, г. Москва Сулейманова Ольга Аркадьевна д.ф.н., профессор кафедры языкознания и переводоведения ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

Россия, г. Москва

Аннотация: в статье обозначена значимость диалогичности академического дискурса и свойственное данному дискурсу наличие фигуры другого, проявляющегося в речи как эксплицитно, так и имплицитно. Актуальность работы обусловлена развитием теории дискурса и растущим интересом к исследованиям в области устного академического дискурса, а также недостаточной степенью изученности проблемы проявления личности в академическом дискурсе. Материалом исследования послужили видеофайлы открытых лекций с сайта ПостНаука (postnauka.ru). В статье представлено описание феноменов академический дискурс, его интерпретаций и основных характеристик. Проанализированы феномены имплицитный и эксплицитный диалоги. Рассмотрена категория другого в академическом дискурсе. Результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке речей выступления, в таких областях научного знания как дискурс-анализ, психология, социолингвистика и другие.

Ключевые слова: устный академический дискурс, диалог, эксплицитность, имплицитность.

DIALOG IN ORAL ACADEMIC DISCOURSE

Veronika Chernova

4th year student Department of linguistic and translation studies Moscow City University Russia, Moscow Sulejmanova Olga Arkadyevna

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.