SCIENCE TIME
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ
Ладейщикова Анна Александровна, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Филиал «Восход» Московского авиационного института, г. Байконур
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам определения термина «локальные рынки» и изучению предпосылок их формирования. В статье рассмотрены различия между местным, региональным и локальным рынком на _ основе определений различных авторов, описаны сформулированные ранее предпосылки локализации рынков. В заключении на основе изложенного материала приведено авторское определение и оценка перспектив изучения рассматриваемых в статье положений.
Ключевые слова: местный рынок, региональный рынок, локальный рынок, локализация, территориальное образование.
В период глобализации и активной интеграции на территории постсоветского пространства в совокупности с процессами региональной дифференциации выделяется множество видов локальных рынков разного уровня развития и характера обращающихся на них товаров, что делает проблему их изучения особенно актуальной.
Объяснение понятия «локальный рынок» стоит начинать с анализа его определений. В своей статье В.И. Беляев говорит о том, что рынки можно классифицировать не только по доминирующим понятиям, которые лежат в основе объяснения их содержания. Так, в одной из классификаций рынков в качестве признака использована территория. По этому признаку выделяют мировой рынок, между-народные рынки, национальные (рынки отдельных стран), региональные, местные, локальные рынки. Есть и другие классы рынков из этой классификации, например глобальный. [2] Для целей данного исследования нет необходимости анализировать каждый из этих классов. Достаточно сосредоточиться на таких понятиях, как «местный рынок», «региональный рынок» и «локальный рынок».
475
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Одним из определений рынка, в котором в качестве домини-рующей основы использовано понятие территории, следует, пожалуй, назвать определение, сформули-рованное А. Маршаллом, основоположником современной экономической теории. Под рынком он пред-ложил понимать район (а район - это и есть территория или местность), в котором продавцы и покупатели настолько хорошо осведомлены о делах друг друга и настолько осто-рожно действуют, что цены на конкретный товар в пределах этого района устанавливаются на опре-деленном уровне [1].
На данном этапе важным буде разграничить понятия «местный», «региональный» и «локальный» рынок.
Термин «местный рынок» использовался в трудах немногих экономистов. Ж.-Б. Сэй рассматривал «отдельные рынки» как аналог местных. [4] Впервые термин «местный рынок» появляется в трудах ранее упомянутого А. Маршалла [1].
B. В. Черных в своей статье определяет местный рынок, как систему экономических отношений, находящаяся в пределах определенного места и характеризующаяся наличием определенных границ [3].
А.Г. Гранберг под региональным понимает рынок отдельного региона, отличающийся как местоположением, так и видами представленных на нем товаров, ценами, конъюн-ктурой, спросом и предложением товаров [5]. В этом определении прослеживается, во-первых, признак территориальной
ограниченности, т.е. некая привязка к конкретной местности, и, во-вторых, воспроизвод-ственная составляющая, поскольку автор в качестве определяющих параметров таких рынков называет, в дополнение к территориальной ограниченности, и «представленные на них товары». Очевидно, что речь идет о товарах, которые и производятся, и про-даются на данной конкретной территории.
Труднее обстоит дело с определением понятия «локальный рынок». В переводе с английского языка прилагательное «local», от которого происходит термин, имеет несколько значений: местный, частный, частичный,
локализованный, встречающийся лишь в отдельных районах. Однако в научной литературе понятие «локальный рынок» чаще отождествляется с понятием «региональный». Внести ясность может в данном случае определение предложенное А.Н. Демьяненко, который определяет локальный рынок, прежде всего, как внутрирегиональный, на котором происходит интенсивное и непосредственное взаимодействие агентов рынка [6].
C. Н. Булыга под локальным рынком подразумевает всю территорию городской агломерации или ее часть, в пределах которой локализовано предоставление и потребление услуг инфраструктуры обслуживания населения. А поскольку пространственные факторы, в том числе местоположение,
476
о
Щ SCIENCE TIME Щ
расстояние, доступность, оказывают значительное влияние на предоставление и потребление локальных услуг, локальные рынки рассматриваются, прежде всего, с позиции пространственной организации участников рыночного обмена [7].
Таким образом, понятие «локальный рынок» может быть рассмотрено, как связующее, так как «региональный рынок» - достаточно широкое понятие, а «местный рынок» не предполагает учета участников рыночных отношений. В результате понятие «местный» и «локальный» прочно взаимосвязаны, но утверждать, что они являются полноценными синонимами сложно.
Стоит сказать, что в целом, анализ работ, посвященных вопросу формирования и функционированию локальных рынков, показал, что общего мнения по поводу определения данного понятия на сегодняшний день не сложилось, также, как нет единогласия и в отношении разграничений между всеми рассмотренными понятиями. В отечественной и иностранной литературе все еще отождествляются понятия «местный» и «локальный» рынок, что, прежде всего, связано с дословным переводом и происхождением слова «локальный».
Кроме разночтений в определении рассмотренных понятий, существует множество мнений в отношении причин формирования локальных рынков. Отправной точкой теории локализации принято называть труд немецкого экономиста Й. Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии» (1826 г.), в котором сформулированы принципы размещения сельскохозяйственного производства [8].
Э.Чемберлин обращает внимание на территориальный аспект конкуренции, спроса и предложения и, как следствие, территориальную дифференциацию рынков. В соответствии с моделью линейного города в формировании локальных рынков большую роль играют транспортные издержки, то есть в соответствии с моделью потребительского предпочтения, чем ближе располагается фирма, тем большее монопольное влияние она имеет [9].
На современном этапе проблема локализации рынков изучается достаточно активно. Современные авторы в качестве подходов к определению локального рынка определяют пространственно-территориальный, экономико-
географический, товарный, ценовой, факторный и сетевой подход.
Анализ вышеизложенного и подходов ряда авторов позволяет утверждать, что локальный рынок имеет свои характерные черты, в том числе единое экономическое пространство в рамках ограниченных территорий, ресурсные ограничения, значительную долю товаров местного производства, действие единой ценовой зоны, функционирование рынка под влиянием местных природных и географических факторов, единая логистика.
В России одним из признаков локализации рынков является значительное расхождение в ценах на идентичные товары в разных регионах страны. Более
477
о
Щ SCIENCE TIME Щ
того, такое расхождение можно наблюдать в пределах одного населенного пункта, чаще города, что свидетельствует о формировании различных уровней локализации. Еще одну причину локализации торговли можно выделить из потребности и желания со стороны потребителей получать качественный товар (на пример свежий) и потребности рыночного предложения реализовать товар без потери его качества, и, как следствие, цены. Немаловажную роль в этом процессе играет стремление продавцов и производителей увеличить скорость товарооборота. Также приводить к локализации рынка могут межрегиональные барьеры, что приводит к снижению конкурентоспособности товаров и монополизации. Такими барьерами, в том числе могут служить и слабое развитие транспортной инфраструктуры, и административные барьеры, наличие или отсутствие субсидий.
Обзор научной литературы по данной теме показал, что теоретические вопросы определения и формирования локальных рынков на сегодняшний день изучены недостаточно. Современные исследователи активно изучают влияния ценового фактора на локализацию торговли, а также проблему определения границ локальных рынков. Гораздо менее изученным вопросом является влияние о менталитета на формирование и функционирование локального рынка в регионах.
В итоге все вышеприведенные взгляды авторов несколько различаются, но сходятся к тому, что можно определить «локальный рынок», как внутрирегиональный рынок с единой ценовой зоной, доступный для ведения сбытовой деятельности, ограниченным географическими факторами, рыночным агентам, имеющим значительные монопольные преимущества в рамках указанной территории.
В заключении стоит отметить, что все описанные подходы к определению локальных рынков не раскрывают содержание важной социально-экономической проблемы ведения сбытовой деятельности в рамках определенных территорий, особенно с учетом незавершенного процесса интеграции в постсоветском пространстве. Как следствие, является необходимым дальнейшее более глубокое исследование основополагающих в данной сфере понятий, а также предпосылок локализации рынков в рамках административно ограниченных территориальных образований, что должно способствовать экономическому росту и развитию данных территорий.
Литература:
1. Маршалл А. Основы экономической науки. - М., 2007.
2. В.И. Беляев Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах//Известия государственного алтайского университета. - 2012. - № 2-1(74).
478
о
Щ SCIENCE TIME Щ
3. Черных В.В. К вопросу об определении понятия «местный рынок» // Российское предпринимательство. — 2007. — № 11 Вып. 2 (102). — С. 154-158. URL: — http://old.creativeconomy.ru/articles/12301/
4. Baumol W. Say's (at least) eight laws, or what Say and James Mill may really have meant// Economica (44). - 1977. - May. - P 156.
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики : учебное пособие. - М., 2004.
6. Демьяненко А.Н. Территориальная организация хозяйства на Дальнем Востоке России. - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 284 с.
7. Булыга С.Н. Концептуальный анализ локального рыночного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vuzlib.com.ua/articles/ book/33085-Konсeptualnyjj_analiz_lokalno/1 .html
8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — С. 42.
9. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т.1.
Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
о
о
479
а