УДК 811.161.1.37
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Евдокимова Татьяна Михайловна
аспирант кафедры русского языка и стилистики Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А [email protected]
Аннотация. Рассматриваются основные проблемы современной сатирической публицистики с позиций языковой картины мира и языковой личности автора сатирического текста.
Ключевые слова: сатира, языковая картина мира, языковая личность, сатирический текст, теория сатиры, оценка, отрицательная оценка.
Важнейшими понятиями современного научного подхода к языку являются «языковая картина мира» и «языковая личность», которые имеют общие и специфические черты в современной гуманитарной науке.
Согласно большому энциклопедическому словарю сатира (лат. satira) — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной «смеховой» культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр и литературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды [1, с. 396].
Одна из основных проблем теории сатиры — понятие оценивающего субъекта, который является актором оценки, восприятия теоретического понимания сущности сатиры, ее трактовки с позиций реципиента и исследователя.
Ключевым при рассмотрении оценивающего субъекта является понятие языковой картины мира как субъективного образа объективной реальности. Картина мира — категория идеального, которое, не переставая быть образом реальности, опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них. Тем самым картина мира имеет две формы существования: как неопредмеченный элемент сознания и жизнедеятельности человека и как объективированное в виде опредмеченных образований, случайных или намеренных, оставляемых человеком в процессе жизни.
Важнейшей чертой картины мира является модель ее создания: 1) экспликации, экстрагирования, опредмечивания, объективирования и осмысления образов мира, лежащих в основе жизни человека и, в частности, его практической деятельности; 2) созидания,
творения, разработки новых образов мира, осуществляемых в ходе специальной рефлексии, имеющей систематический характер. Во втором случае автор создает ценностно-познавательную конструкцию, обусловленную принципиальным отличием идеальной картины мира от представленной в видении автора картины мира.
По утверждению Н.Д. Арутюновой, «оценка относится к числу собственно человеческих категорий. Она задана физической и психической природой человека, его бытием и чувствованием; она задает его мышление и деятельность, его отношение к другим людям и предметам действительности».
Оценка является также формой отражения действительности и кодируется в значениях языковых символов.
В центре любой сатиры всегда лежит насмешка автора над ситуацией, которая противоречит идеальной картине мира. Согласно Т.В. Маркеловой, в процессе оценивания для субъекта важен оценочный стереотип, который постоянно присутствует в сознании реципиента как «идеал должного». Он имеет характеристики как «вечного» идеала, так и объекта конкретно-истори-ческой ценности. Оценочный стереотип опирается на соотношение субъективных и объективных факторов, в которых учитывается нормативный подход субъекта и реципиента оценки к ее объекту [3, с. 213].
Вместе с тем картина мира также соотносится с эмоциями субъекта оценки. Как отмечает исследователь В.А. Василенко, эмоциональные переживания содержат информацию о важности, ценности оцениваемого объекта, выраженную определенным набором языковых и внеязыковых средств.
Современная языковая картина мира, по мнениям исследователей, носит ярко выраженный оценочный «глубокий и системный» характер.
Исследователь Д. Николаев называет сатиру насущным средством общественной борьбы, которая наиболее ярко проявляет себя в средствах массовой информации. При этом автор отмечает, что, воспринимая сатиру в озвученном ключе, важно понимать, что это «переменная величина, зависящая от истори-
ческих, национальных и социальных обстоятельств» [6, с. 56].
Степень воздействия на реципиента определяется во многом силой экспрессии, а также универсальностью идеала, стереотипа, в разрез с которым проявляется социальное явление или событие. Механизм воздействия сатирического суждения может быть соотнесен с возвышенным идеалом, который незримо всегда присутствует в сатирическом произведении или суждении и который в силу тех или иных причин оказывается оскорблен, испорчен, унижен.
Так, специфичной чертой современной публицистики является ее политичность. Смех — наиболее продуктивное, побуждающее и в определенной мере более действенное средство исправления существующей картины мира, изобличающее открыто, в полной мере диссонанс между нормативом, существующим в мышлении реципиента, и объективной действительностью. Фельетоны, пародии, памфлеты, эссе, сатирические миниатюры и зарисовки служат ярким и результативным средством борьбы с негативными явлениями действительности.
Ф. Шиллер, впервые рассмотревший сатиру как эстетическую категорию, отмечает, что сатирическая действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности.
Современная лингвистика ставит перед собой вопрос личности, представляющей из себя центральное звено картины мира. Как было сказано выше, важнейшим компонентом мировоззрения человека является категория оценки, однако не менее важна личность, способная оценивать окружающую действительность.
Проблема языковой картины мира тесно переплетается с понятием языковой личности. В современной лингвистике термин «языковая личность» понимается как носитель языковой картины мира, субъект оценки, в основе функционирования которого лежит оценивание объекта с учетом его представлений о норме, идеале и ценностях.
Основоположником теории языковой личности является Ю.Н. Караулов, хотя сам термин впервые ввел в лингвистику В.В. Виноградов. Ю.Н. Караулов понимает данный термин как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются по трем критериям: степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности и определенной целевой направленностью» [2, с. 261].
В основе языковой личности, согласно теории Ка-раулова, лежат три ее составляющих: вербально-семантический уровень подразумевает нормальное владение естественным языком; когнитивный включает в себя системы понятий, идей, концептов, которые складываются в упорядоченную картину мира, отражающую иерархию ценностей; прагматический уровень отражает цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности языка [2, с. 261].
При этом активаторами для осуществления общения выступают коммуникативная потребность и языковая способность. Реализация данных средств в конкретном речевом акте затрагивает проблему коммуникативной компетенции.
По мнению А.М. Шахнаровича, языковая способность — это механизм, обеспечивающий использование «психологических орудий», в то время как «процесс использования этих орудий, культурные правила их выбора и ситуативная организация находятся вне собственно языковой способности. Они принадлежат коммуникативной компетенции, которая вместе с языковой способностью составляет языковую личность».
Коммуникативная лингвистика рассматривает языковую личность с позиций речевого акта, коммуникативной способности. Согласно Г.Н. Беспамятно-вой, языковая личность представляет собой совокупность отличительных качеств личности, обнаруживающихся в ее коммуникативном поведении и обеспечивающих ей коммуникативную индивидуальность [5, с. 71].
Применительно к сатирической публицистике языковая личность автора обладает уникальными языковыми качествами, способности пропустить негативные черты объекта оценки через смеховую призму и отразить данные явления, используя строго подобранные языковые средства, емко, четко и остро проявляющие авторское видение. При этом важно помнить, что сатирический жанр предусматривает безоговорочное отрицание описываемого явления или события. Автор всегда стоит на позициях антагониста, жесткого критика определенного явления действительной картины мира.
В современной сатире смех оказывает наиболее яркое эмоциональное влияние на языковую личность реципиента, который воспринимает отраженные в сатирических текстах реалии с позиций мировоззрения автора, его личности и субъективных установок. Благодаря авторской индивидуальности, построенной на креативном мышлении, субъективном наборе лексико-стилисти-ческих средств оценки, достигается бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, основанная на откровенной тенденциозности. В основе категории оценки лежит реальное установление непреодолимой границы между индивидуальной картиной мира автора и предметом саркастического смеха.
Проблема и уникальность сатиры заключается в ее способности раскрывать острую проблематику отрицательного явления через своеобразный сплав негодования с комическим изобличением.
Согласно исследованиям М.М. Бахтина, смех является основой эмоционального мировосприятия субъекта оценки, «первоисточником эмоций смеха-плача языковой личности» [8, с. 238].
Возвращаясь к утверждению В.Н. Волошинова об абсолютной оценочности в языке [9, с. 166] о том, что «каждое высказывание есть прежде всего оценивающая ориентация», важно понимать, что не только каждое отдельное слово самостоятельно проявляет положительную, нейтральную или отрицательную
оценки, но, являясь элементом более крупных языковых единиц, актуализирует глубинное оценочное значение высказывания, текста, жанра. Важно также учитывать тот факт, что оценочная картина мира, реализуемая в системе высказываний, публицистических текстов, является отражением не только эпохи, с которой они соотносятся, но и отражением специфических запросов аудитории, общественного, социального, культурного развития. Поэтому существенную роль в анализе сатирических текстов играет тот факт, что формирование публицистики в целом и сатирической публицистики в частности возможно только с опорой на конкретный исторический этап развития общества. Вместе с тем большое значение для развития и формирования сатирических жанров публицистики имеют как уровень социального развития общества, так и временной фактор.
Анализируя круг теоретических проблем сатирической публицистики на современном этапе развития языкознания, важно помнить, что в основе исследования сатирической специфики, методологии, лежит проблема определения языковой личности автора как носителя языковой картины мира.
Формирование сатирической публицистики на разных этапах ее развития обусловлено особенностями личностного авторского мировосприятия, сопряженного с конкретным историческим этапом развития общества, которые в совокупности представляют языковую картину мира определенной языковой личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Энциклопедический словарь / изд. Ф.А., И.А. Ефрон. Т. 56. — СПб., 1900 — С. 225.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.
— М.: Изд-во ЛКИ, 2010. — 231 с.
3. Маркелова Т.В. Прагматика и семантика средств выражения оценки в русском языке: монография.
— М., 2013. — С. 15.
4. Маркелова Т.В. Выражение оценки в русском языке // Русский язык в школе. — 1995. — № 1. — С. 48-49.
5. Беспамятнова Г.Н. Российсский телевизионный инфотейнмент: истоки и особенности коммуникации в современном мире: матер. научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 11-12 мая 2005 / под ред. проф.
B.В. Тулупова. — Воронеж: Изд-во ВДУ, 2005.
6. Николаев Д.Н. Смех — оружие сатиры. — М.: Искусство, 1962. — С. 56.
7. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки (на материале португальского языка). — М., 1985. —
C. 167.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
9. Волошинов В.Н. О границах поэтики и лингвистики. — М., 1932. С. 61.
THEORETICAL PROBLEMS OF MODERN SATIRICAL
JOURNALISM
Tatyana Mihailovna Evdokimova
Moscow State University of Printing Arts 127550, Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А
Annotation. In this work consider the main problems of modern satirical journalism from positions of a language picture of the world and the language identity of the author in the satirical text.
Keywords: satire, language picture of the world, language personality, satirical text, theory of satire, assessment, negative assessment.