Научная статья на тему 'Теоретические проблемы регионального развития: депрессивность или затяжной кризис?'

Теоретические проблемы регионального развития: депрессивность или затяжной кризис? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / ДЕПРЕССИВНОСТЬ / DEPRESSION / КРИЗИС / CRISIS / РЕГИОН / REGION / ПОЛИТИКА / POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагоев А. Б.

Даны понятия региональной экономики, региона как хозяйственной подсистемы. Приведена классификация регионов по источникам основной специализации производства. Определены характеристики депрессивных регионов и их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical problems of regional development: a depression or a long crisis?

Concepts of regional economy, region as economic subsystem are given. Classification of regions by sources of the basic specialization of manufacture is resulted. Characteristics of depressive regions and their classification are defined.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы регионального развития: депрессивность или затяжной кризис?»

УДК 658.1

Теоретические проблемы регионального развития:

депрессивность или затяжной кризис?

А.Б. Нагоев, канд. экон. наук, доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Регион как хозяйственная подсистема - более сложное образование, чем отрасль. Если отрасль - совокупность предприятий и производств, однотипных в технологическом отношении, то регион - совокупность самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

В настоящее время, в связи с быстрым и не всегда подготовленным вхождением регионов в рынок, предлагается новый критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений, а именно - емкость рынка какой -либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т. е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

При всем различии мнений экономистов в трактовке понятия региональной экономики общим является признание объективной основы выделения региона - территориальное разделение труда, а практическим применением - территориальный аспект формирования рынка.

Таким образом, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой воспроизводства, наличием территориальной интеграции форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека, имеющая соответствующие органы управления своей территорией (область, край, республика).

Регионы можно классифицировать по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промыш-ленные, морепромышленные, газонефтепромышленные и др. Но при этом одинаковых регионов нет. Существуют давно освоенные и недав-

Ключевые слова: региональная экономика; депрессивность; кризис; регион; политика.

Key words: regional economy; depression; crisis; region; a policy.

но освоенные, центральные и периферийные, где численность населения растет и где падает, в одних преобладает население старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров.

Все эти и другие различия в региональной экономике необходимо учитывать, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений. Экономическая наука уже в ближайшее время должна определить новое экономическое районирование с учетом особенностей послекризис-ного развития суверенных национально-территориальных образований в России.

Цель функционирования региональной экономики - обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона.

Региональная экономика должна базироваться на использовании основных принципов: тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; активная реализация региональных интересов.

Функции региональной экономики: в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т. д.); оказание общественных услуг (образование, медицина, жилье, туризм, культурные мероприятия и др.);

в области ценообразования: регулирование цен и тарифов, разработка всевозможных льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики;

в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;

в области обмена: стимулирование реализации товаров и услуг, послепродажное сервисное обслуживание, организация рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;

в области потребления: обеспечение рационального уровня потребления.

В основе региональной политики лежат учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.

Для выполнения этой цели в условиях становления и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:

сохранение единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

обеспечение достойного уровня жизни населения в каждом регионе, его постепенное выравнивание, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд на-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

селения и устойчивой работы предприятий, расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

оздоровление экологической обстановки, модернизация инфраструктуры и улучшение жизненной среды в сельской местности;

обеспечение стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.

Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.

Обострившаяся в кризисных условиях проблема - это увеличение количества дотационных и депрессивных регионов. Под депрессивным регионом понимается часть территории страны, в наибольшей степени пострадавшая от кризисных процессов (роста безработицы, спада производства, снижения реальных доходов населения) вследствие особенностей своей специализации и структуры. Депрессивный регион может представлять собой довольно благополучную территорию страны в прошлом, с наличием промышленной и производственной инфраструктурой, а его реальное состояние в настоящем связано с кризисом всей российской экономики, который обусловил спад производства по отраслям, и соответственно, по многим регионам.

В качестве основных критериев депрессивного региона учитываются спад промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень безработицы и темпы её роста, реальные доходы населения и темпы их изменения.

По результатам проведенных исследований по уровню жизни регионов РФ по группам кластеров, полученных при кластеризации в соответствии с Ward Zinkage за предкризисный период к депрессивным ре-

гионам или к регионам со стабильно низким уровнем жизни относятся: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Ставропольский край [1].

Единственным документом, определяющим критерии отнесения тех или иных территорий к категории «депрессивных», а также устанавливающий порядок расчетов их финансовой поддержки, является относительно давнее Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов». Этим постановлением одобрена разработанная Министерством финансов и Министерством экономики РФ «Методика распределения средств дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов».

Федеральный закон «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ» в качестве основных критериев и условий отнесения отдельных регионов РФ к депрессивным территориям определяет:

расположение в пределах административных границ одной или нескольких сопредельных административных единиц в составе субъектов Российской Федерации (на территории данного субъекта имеется не более двух основных отраслей экономики, каждая из которых испытывает в 3 и более раза спад производства за последние 3 года);

однородность экономики депрессивной территории (уровень ее развития, состояние основных производственных фондов и т. д.) в каждой административной единице, входящая в состав данной территории.

многократный (в 3 и более раза) спад производства в основных отраслях экономики, произошедший на данной территории за последние 5-6 лет;

значительное (более чем 1/4) отставание от средних по РФ в течение последних 3 лет показателей: уровня безработицы, соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума населения.

В качестве основных показателей оценки социально-экономической ситуации в регионах рекомендуют использовать «накопленный» и «текущий» (за последние 3 года) спад промышленного производства; уровень официальной безработицы и темпы ее роста; реальные доходы населения и темпы их изменения.

Ряд специалистов [2] рекомендуют ввести в оборот вместо «депрессивного региона» понятие «проблемный

регион». По мнению автора, конструктивный смысл понятия «проблемный регион» заключается в том, что это территория, которая не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.

Таким образом, отсталым регионам свойственен традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов на фоне низкой интенсивности хозяйственной деятельности, слабой диверсификации отраслевой структуры промышленности, недостаточного научно-технического потенциала, слабого уровня развития социальной сферы.

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. В качестве причин их депрессивного состояния выделяются падение спроса на основные виды производимой продукции или снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов и т. д.

Признание возможности отнесения субъектов федерации к депрессивным регионам, которое с учетом вышеизложенного представляется вполне логичным, в корне меняет и процедуру их диагностики. Так, считается, что ключевую роль в решении этой проблемы должны играть органы власти субъектов Российской Федерации, организовывающие оценку депрессивности своих населенных пунктов и иных локальных территорий по единой системе законодательно закрепленных критериев и правил, что неизбежно ведет к усилению роли федерального центра [3 ].

Такое усиление реализует принцип доминирования в процессе санации депрессивных территорий того уровня государственного управления, за счет которого осуществляется основная государственная поддержка. То есть, если депрессивным является субъект федерации, в целом по объективным причинам не располагающий внутренними ресурсами осуществления антидепрессивных мер, то роль федерального центра не может заключаться в простом утверждении принятых на субфедеральном уровне решений. Если же поддержка депрессивных территорий осуществляется преимущественно за счет внутрирегиональных ре-

сурсов, то в данном случае ключевая роль в решении рассматриваемой проблемы остается за субъектом федерации.

Показательно, что различные вышеприведенные качественные характеристики депрессивности регионов проявляются, как правило, не во всей своей совокупности, а фрагментарно. Например, в КБР можно констатировать определенную устойчивость кризисных явлений во времени, но такие признаки депрес-сивности, как стагнация профилирующей отрасли экономики, локализация явлений, депрессивности на ограниченной территории и ухудшение экологической ситуации, ей совершенно не свойственны. Можно приводить самые разные примеры по другим регионам, но они лишь подтвердят наличие неизбежных сложностей диагностики депрессивного состояния регионов по разнородным качественным критериям.

Таким образом, большинство экономистов, занимающихся региональной экономикой, имеют собственное видение экономического содержания понятия «депрессивный регион». Причем имеющиеся точки зрения крайне сложно привести к общему знаменателю. Такой разброс мнений связан, прежде всего, с тем, что все определения оперируют либо качественными (например, невозможность самостоятельного преодоления кризиса), либо разнородными количественными характеристиками (снижение темпов экономического развития, рост безработицы, снижение реальных доходов населения и т. д.).

Более правильным представляется сопоставление уровней развития отдельных регионов, в том числе и в целях отнесения некоторых из них к депрессивным, на основе согласования методики определения соответствующих интегральных показателей. В этом случае создаются объективные предпосылки для унификации имеющихся разнородных классификаций регионов и их типологии с позиций выработки научно обоснованного инструментария региональной политики государства.

С учетом изложенного сформулируем собственную позицию по рассматриваемому вопросу определения экономического содержания понятия «депрессивный регион». Под депрессивными следует понимать регионы, интегральный показатель уровня развития которых не превышает 50 % от среднероссийского.

Представляется целесообразной классификация депрессивных регионов по трем подгруппам:

регионы, относимые к депрессивным в соответствии с приведенным определением, фактический (на дату последнего определения) интегральный показатель уровня развития которых находится в диапазоне 0,30,5, и имеющие позитивную динамику валового регионального продукта в течение трех последних лет (темпы роста ВРП опережают среднероссийские показатели), эти регионы могут быть классифицированы как умеренно депрессивные;

регионы, относимые к депрессивным (с интегральным показателем уровня развития в диапазоне 0,30,5) и имеющие негативную динамику ВРП в течение трех последних лет, или регионы с усиливающейся депрессией;

глубоко депрессивные (отсталые) регионы, интегральный показатель уровня развития которых составляет менее 30 % от среднероссийского значения.

Вместе с тем, выработка общего подхода к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» на основе сравнительных интегральных количественных оценок уровня развития регионов представляется крайне сложной из-за наличия явно несогласованных региональных интересов.

В настоящее время известно множество типов экономических кризисных процессов, начиная от теории солнечных пятен и, до наиболее распространенных ныне, инновационных теорий. Всесторонне исследованы сырьевые, энергетические, валютные, финансовые, политические, структурные и многие другие типы кризисов. Активно исследуются циклы, связанные с обновлением активной части основного капитала, основных капитальных благ, с технологическими флуктуациями, с колебаниями в сфере движения финансовых ресурсов и т. п. Однако среди множества теоретических подходов практически отсутствует направление, связанное с теоретической разработкой региональных кризисов, что особенно актуально для российской экономики, отличающейся большими пространственными параметрами.

Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть особую сущность кризисов регионального развития, которые имеют иное содержательное и формальное наполнение.

Во-первых, главная характеристика таких кризисов - не традиционная цикличность, связанная с абсолютными параметрами сокращения и роста объемов производства (которые часто тоже имеют место),

сколько длительное отставание экономической динамики, нарастание разрывов (или согласно западной терминологии, так называемого «гэп», т. е., непреодолимой пропасти, расстояния).

Во-вторых, это нарастающие отрицательные совокупные миграционные тенденции на территории - оттоки труда, капитала и инвестиций становятся устойчиво преобладающими.

В-третьих, ускоренно развиваются и явления, присущие традиционным экономическим кризисам, - высокий уровень процента, блокирующий использование сбережений на инвестиции, перенакопление готовой продукции инвестиционного назначения, увеличение безработицы, понижение средней заработной платы, сокращение спроса на предметы потребления и услуги потребительского назначения, что дополнительно способствует сокращению производства и раскручиванию так называемой «спирали кризиса».

Все это распространяется и на региональные составляющие. Соответственно, описание этих кризисов более адекватно через экспоненциальные тренды, чем через волнообразные циклические колебания. По своей сути региональные кризисы не соответствуют ни коротким, ни средним, ни длинным циклам, у них своя временная и пространственная характеристика. При этом, в процесс региональных кризисов могут оказаться вплетенными любые другие типы кризисов, что делает ситуацию еще более трудно разрешимой, более затратной и продолжительной по времени.

Поэтому разработка теории региональных кризисов - одно из наиболее актуальных направлений исследований в области регионалистики, практическая востребованность которых будет только усиливаться. Особенно в контексте преодоления мирового и общероссийского кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ярашева, А.В. Депрессивные и отсталые территории в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития/А. В. Ярашева. - М.: ЭТНА МНГ, 2003.

2. Баширов, Х.Г. Проблемы перехода к устойчивому развитию экономики депрессивного региона/Х.Г. Баширов.- Махачкала: Лотос, 2008.

3. Гранберг, А.Г. Стратегия и проблема устойчивого развития России в XXI веке/А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.