Научная статья на тему 'Теоретические проблемы определения сущности и правовой природы интеграционного права'

Теоретические проблемы определения сущности и правовой природы интеграционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
365
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СООТНОШЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРАВА С МЕЖДУНАРОДНЫМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРАВОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРАВА / МЕТОД ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Искакова Жанна Туркистановна

Статья посвящена вопросам теоретического осмысления сущности интеграционного права, выделения права интеграционных объединений в самостоятельную систему права, со специфическим предметом, методом и принципами правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы определения сущности и правовой природы интеграционного права»

Искакова Жанна Туркистановна,

докторант 3-го курса специальности «6D030200- Международное право» юридического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

теоретические проблемы определения сущности и правовой природы интеграционного права

Проблема научного осмысления сущности, правовой природы интеграционного права и соотношении с другими системами права является одним из актуальных и сложных вопросов теории и практики современной правовой науки. В доктрине имеет место позиция о существовании двух систем права - международного и национального (внутригосударственного) права.

Вместе с тем в правовой литературе явно недостаточно анализируется вполне очевидный случай формирования самостоятельных систем права. Речь идет о праве интеграционных образований[1].

Хотя первые попытки определения статуса интеграционных образований наметились еще со второй половины XX века. Так, одним из первых договоров, в который включены соответствующие положения, явилась Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. В статье 1 данной Конвенции указано о существовании «региональной организации по экономической интеграции». Упомянутая организация «определяется как организация, образованная суверенными государствами данного региона, которая компетентна в вопросах, регулируемых данной конвенцией и протоколами к ней, и должным образом уполномочена, в соответствии с ее внутренними процедурами, подписывать, ратифицировать, принимать, одобрять соответствующие документы или присоединяться к ним» [2].

В дальнейшем в универсальных международных договорах, заключенных под эгидой ООН, можно встретить положения о региональных организациях экономической интеграции

Так, в ст. 2 Конвенции ООН о биологическом

разнообразии 1992 г. дается официальное определение «региональной организации экономической интеграции» как организации, созданной суверенными государствами данного региона, которой ее государства-члены передали полномочия по вопросам, регулируемым настоящей Конвенцией, и которая должным образом уполномочена в соответствии с ее внутренними процедурами подписывать, ратифицировать, принимать, одобрять ее присоединяться к ней[3].

В ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной

преступности от 15 декабря 2000 года дается аналогичное определение «региональной организации экономической интеграции, созданной суверенными государствами какого-либо региона, которой ее государства-члены передали полномочия по вопросам, регулируемым настоящей Конвенцией, и которая должным образом уполномочена в соответствии с ее внутренними процедурами подписывать, ратифицировать, принимать, утверждать настоящую Конвенцию или присоединяться к ней». Помимо этого в п. 2 ст. 36 указанной Конвенции указывается, что она «открыта для подписания региональными организациями экономической интеграции при условии, что, по меньшей мере, одно из государств-членов такой организации подписало настоящую Конвенцию.. ..»[4].

Итак, в положениях Конвенций указано, что «региональные организации экономической интеграции» официально приравниваются к государствам, субъектам международного права.

Подобные положения о региональных организациях экономической интеграции встречаются в других универсальных

международных договорах: Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Конвенции о международном взыскании алиментов, предназначенных для детей и других членов семьи, подписанной в 2007 г. в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.

В советской, российской, казахстанской правовой науке специальных исследований, посвященныхправовомустатусуинтеграционных объединений или интеграционному праву, долгое время не существовало. Внимание в основном было сосредоточено на анализе роли и значения международных межгосударственных (межправительственных) организаций.

Вместе с тем неоспоримым представляется тот факт, что в правовой доктрине международного права существовал целый ряд исследований, в рамках которых предпринимались попытки определить назначение, круг полномочий существующих международных организаций экономической интеграции.

Рассмотрим некоторые из предложенных концепций.

В 1993 году был выпущен 7 том Курса международного права, посвященный межгосударственной интеграции, где был проведен анализ деятельности существующих интеграционных объединений Европы, Азии, Африки и Америки. Составители изданного тома отмечали, что интеграционные объединения неоднородны по своему правовому статусу и среди них, наряду с организациями координационного типа, есть и такие, которые, оставаясь в своей основе межгосударственными, наделены надгосударственными полномочиями [5].

В этой связи перед юристами -международниками встал вопрос о выделении характерных, специфических критериев, позволяющих обособить интеграционные объединения от других международных организаций.

В данном аспекте весьма интересен подход определения правового статуса интеграционных образований в системе международного права, предложенный Н.А. Ушаковым. По его мнению, это - «особый тип объединений государств, выступающих в международном общении не только от своего имени, но и от имени входящих в них государств, обозначенных как конфедерация государств или «наднациональная организация». Термин «наднациональная организация», - пишет Н.А. Ушаков - не должен при этом отпугивать,

так как речь идет не об утрате государствами-членами своего суверенитета, а лишь о передаче ими некоторых своих правомочий совместно созданному объединению, которое приобретает определенные права выступать в сфере этих правомочий не только от своего имени, но и от имени государств-членов, связывая их своими юридическими актами - договорами[6].

Согласно представленной позиции «конфедерация государств - это особое объединение (союз) государств, сохраняющих свое качество суверенных образований, но не передавших некоторые свои полномочия такому объединению, наделив его тем самым правоспособностью выступать в международных отношениях от их имени, то есть специальной международной правосубъектностью. Создается такое объединение суверенных государств (двух или более) путем заключения международного договора между ними, и предусматривает оно создание совместного органа государств-членов, правомочного выступать от их имени в международном общении (иногда такими правомочиями наделяется одно из государств-членов) [7]. При этом отношения государств - членов в представленном объединении регулируются внутренним правом, сформированным его участниками. Соответственно, согласно концепции Н.А. Ушакова при международно-правовом взаимодействии государств, конфедеративный союз основан на международном договоре и сохраняет государственный суверенитет, и делегируют ряд полномочий в пределах, установленных международными договорами.

Подобную точке зренияУшакова Н.А. позицию занимает Юмашев Ю.М., рассматривающий проблему в разрезе внешнеэкономической деятельности Европейского Союза, интеграционным образованиям во внешней сфере присущ «конфедеральный союз государств, т.к. они продолжают сохранять свой суверенитет, а во внутренней - оно обладает некоторыми чертами, свойственными федерации, главным образом благодаря автономному правопорядку»[8].

Капустин А.Я., Федоров В.Н. отмечают, что по характеру закреплённой компетенции все международные межправительственные организации можно разделить на международные организации сотрудничества и международные организации интеграции» [9].

В подтверждении своих слов Капустин А.Я. отмечает, что «если первые, из которых предназначены для обеспечения сотрудничества

между государствами-членами и координации их деятельности в согласованных сферах международных отношений. то вторые стремятся к интеграции государств-членов в тех сферах, в которых и они приобрели у них часть суверенных прав» [10].

Исследователь Герчикова И.Н. разделяет межгосударственные и надгосударственные (наднациональные) международные организации. К первой группе Герчикова И.Н. относит «практически все международные организации, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества, и решения которых адресуется государствам-членам», «цель надгосударственной организации - осуществление интеграции; их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств-членов» [11].

Как видим, по целому ряду вопросов о правовой природе интеграционных объединений авторы соответствующих работ вступали и вступают в полемику друг с другом, но при этом указанные концепции близки в позиции, определяющей интеграционные объединения как особый род международных организаций со специфическими чертами, характеризующими их правовой статус.

В целом научный интерес к праву интеграционных образований в казахстанской, российской, зарубежной доктрине обусловлен не только желанием выяснить причины, подталкивающие государства создавать такого рода объединения, но и в уяснении общих закономерностей при формировании, функционировании права, которое ими устанавливается. При этом в доктринальных построениях прослеживается два основных концептуальных подхода.

Первый, где исследователями определяется положение о том, что интеграционное право является составной частью международного права, а входящие в него интеграционные объединения выступают в качестве одной из разновидности международных организаций. Преимущественно данной позиции

придерживаются большая часть российских и казахстанских юристов-международников. Так, по мнению, белорусского исследователя О.Н. Толочко, интеграционное право является безусловной составной частью международного права, несёт в себе признаки и черты, связанные с международно-правовыми принципами, императивными нормами, иерархической

структурой и правилами взаимоотношений с национальными правовыми системами. По своей природе интеграционное право как совокупность норм различного происхождения и содержания, регулирующих отношения в рамках конкретной международной межгосударственной организации, а термин «интеграционное право» условно-собирательный, признанный идентифицировать конкретную подсистему («микроуровень») международного права, регулирующую взаимодействие суверенных государств в определённой сфере [12].

В противовес представленной позиции о существовании права интеграционных объединений как составной части международного права или международного экономического права выступают правовые конструкции зарубежных и российских, казахстанских исследователей о выделении и наделении в самостоятельную правовую систему, отличную от международной и национальной правовых систем.

В частности, попытка выделить право интеграционных объединений в отдельную самостоятельную правовую систему,

независимую от международного и национального права, представлена в работах ряда российских исследователей - Кашкина С.Ю., Моисеева А.А., Нешатаевой Т.Н., Топорнина Б.Н., Энтина М.Л.

При этом исследователями отмечался правовой опыт европейского интеграционного права, как уникальной правовой системы, отличающейся от систем международного и национального права.

Так, в первом российском учебнике Топорнина Б.Н. по европейскому праву рассматриваемое право Европейских сообществ в контексте соотношения с международным правом, выделялось его в отдельный автономный правопорядок[13].

В работах, подготовленных под редакцией Энтина М.Л., право ЕС выделяется как автономная и самостоятельная правовая система, которая не идентифицируется ни с национальным правом государств - членов ЕС, ни с действующим международным публичным правом[14].

Аналогичной позиции придерживаются другие специалисты по Европейскому праву Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. По их мнению, интеграционное право зарождается в рамках международно-правовой системы, но в дальнейшем может демонстрировать тенденцию

к приобретению самостоятельного статуса и к отделению от международного права. Интеграционное право может рассматриваться не только как межотраслевой комплекс юридических норм, но и как новый вид правовых систем, который возникает в результате процессов международной интеграции и постепенно занимает самостоятельное место по отношению как к национальным правовым системам (внутреннему праву отдельных государств), так и к международно-правовой системе (международному публичному праву)

[15].

Но более основательные положения о выделении интеграционных объединений в самостоятельную правовуюкатегорию, отличную от международного и национального систем права представлены в исследовании Бахина С.В. «Право интеграционных образований: вопросы конкуренции систем права». «В каждой интеграционной группировке создается собственная система интеграционного права, которая должна иметь приоритет (по крайней мере, в некоторых вопросах) по отношению к соответствующим положениям национального права», - пишет Бахин С.В. [16].

Данный тезис обосновывается тем, что в рамках интеграционных объединений появляются специфические источники -регламенты и директивы ЕС, единообразные акты в ОГАДА, решения, резолюции и рекомендации в ЕврАзЭС и вновь созданном ЕАЭС, более того создаются специальные судебные учреждения, признанные обеспечить единообразное толкование интеграционного права и разрешать коллизии между ним и национальным правом. Исследователь убежден, что вне зависимости от тог, какой механизм создания единообразного правового регулирования задействован, совершенно очевидно, что создаваемое право практически сразу образует самостоятельную структуру с четкой иерархией нормативных актов [17].

Полагаем, что данная аргументация подтверждается практикой функционирования интеграционных объединений, и здесь речь не идет об ущемлении суверенных прав государств-участников данного объединения.

Следует отметить, что к казахстанской правовой доктрине прослеживается

тенденция о признании самостоятельности права интеграционных объединений. Так, казахстанский специалист по проблемам экономической интеграции на постсоветском

пространстве, д.ю.н. Айдарбаев С.Ж. указывает, что момент возникновения права интеграции (или интеграционного права) непосредственно связан по времени с моментом перехода фазы сотрудничества государств в фазу интегрирования, где учреждаются и функционируют интеграционные органы, имеющие наднациональные полномочия. Именно с этого момента, - пишет Айдарбаев С.Ж., - можно говорить о возникновении интеграционного права как комплексного правового образования, имеющего переходный характер от международного к национальному праву [18].

Представленный научный подход Айдарбаева С.Ж. видится нам весьма интересным, и нуждающимся в дальнейшем теоретическом осмыслении и изучении в вопросе формирования новой правовой системы, отличной от системы международного и внутригосударственного права.

Оценку о месте интеграционного (регионального) права в правовых системах можно проследить исследованиях д.ю.н., профессора Абайдельдинова Е.М. По его мнению, «региональное право, или право региональных объединений государств представляет собой быстро развивающееся явление, которое, с одной стороны, является фактически международным правом, с другой стороны, становится новой правовой системой, правом регионального объединения, обладающего в ряде оговоренных договорами регионального объединения случаев приоритетом над национальным правом[19]. Как мы видим, исследователем высказана идея о выделении регионального (интеграционного) права в отдельную правовую систему с определением приоритетности норм перед национальной правовой системой.

Итак, ретроспективный взгляд на содержание правовой конструкции права интеграционных объединений, его правовой природы дает основание полагать, что она эволюционирует, претерпевает ряд существенных изменений, отражающихся на доктринальных подходах.

Основное предназначение интеграционного права в современных реалиях будет состоять не в прямом подчинении национальных правовых систем, а формировании оптимальных условий для развития государств в рамках интеграционного объединения, в результате которой взаимодействие примет другие черты и формы.

Анализ различных научных позиций о

содержании интеграционного права позволяет убедиться в ценности каждого предложенного подхода. При этом важно обратить внимание на то, что сложность обсуждения данного вопроса обусловлена рядом причин, во-первых, действующие интеграционные объединения, имея общие закономерности функционирования, различаются по целому ряду признаков, во-вторых, правовая система интеграционного права в современных условиях только формируется и окончательные выводы делать преждевременно и нецелесообразно.

Все рассмотренные научные подходы имеют важное теоретическое значение для нашего исследования в вопросе уяснения сущности интеграционного права, его правовой природы. Аргументы, приведенные исследователями в пользу существования права интеграционных объединений, позволяют сделать следующие выводы.

Интеграционное право или право интеграционного образования представляет собой комплексную систему публично-правовых, так и частно-правовых правоотношений, относящихся различным отраслям и правовым институтам. Это самостоятельный вид правовой системы, формирующийся по своим квалифицирующим признакам и собственным закономерностям на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

В рамках представленной системы международный договор будет являться фундаментом, первоосновой с целью формирования новых правовых положений, регулирующих вопросы межгосударственного сотрудничества.

Полагаем, что право интеграционных объединений имеет ряд характерных черт, позволяющих отнести его к самостоятельной системе права, отличной от других систем права:

- предметом правового регулирования в рамках интеграционного объединения выступают межгосударственные отношения, основанные на общепризнанных принципах и нормах международного права, направленные на осуществление единой экономической и социальной политики формирующегося регионального объединения;

- методы правового регулирования обусловлены спецификой отношений суверенных государств-участников;

- вырабатываются собственные принципы построения, не противоречащие общепризнанным принципам международного права. При формировании интеграционного объединения общие принципы международного права изначально заложены в его учредительных документах;

- представляют особый правопорядок и регулируются нормами внутреннего присущего им права. Имеют место первичные и вторичные источники, имеющие четко выраженную иерархичность, согласованность;

- имеется соподчиненность основных и вспомогательных органов в рамках интеграционного объединения, механизм принятия решений в рамках органов интеграционных объединений;

- особая роль отведена специальным судебным органам, призванным обеспечивать единообразноетолкованиенорминтеграционного права для государств-участников.

Список литературы

1. Бахин С.В. Право интеграционных образований: вопросы конкуренции систем права. Международные отношения и право: взгляд в 21 век. Материалы конференции в честь профессора Л.Н. Галенской / Под ред. С.В. Бахина. СПб: Издательский дом С-Петерб. Гос. Ун-та, 2009. - 512с.

- С. 98.

2. Венская конвенция об охране озонового слоя. Вена, 22 марта 1985 г. // http://online.zakon.kz./ Дата обращения 24.04.2016 г.

3. Конвенция ООН о биологическом разнообразии 1992 г. http://www.un.org/ru/eve/ Дата обращения 24.04.2016 г.

4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 13 декабря 2000 года. http://online.zakon.kz/Дата обращения 24.04.2016 г.

5. Курс международного права: В 7 т. Т. 7 Международно-правовые формы интеграционных объединений в современном мире / Отв. ред. Е.Т. Усенко. М, 1993. - 328 с. - С. 26.

6. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. - 62с.

- С. 50-58.

7. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. - 62с.

- С. 52.

8. Юмашев Ю.М. Внешнеэкономические связи ЕЭС правовые аспекты: Автореф. дисс... докт. юрид. наук: 12.00.10. - Москва, 1989. - 41 с.: http://lawtheses.com/vneshneekonomicheskie-svyazi-ees-pravovye-aspekty.

9. Международное право / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. - Издательство: Норма, Инфра-М, 2010 г. - 720с. - С. 415.

10. Капустин А.Я. Понятие, предмет, источники и субъекты права международных организаций // Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права / Под ред. Л.Н. Галенской, М.Л. Энтина. СПб, 2004. - С. 146.

11. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2002. - 624 с. - С. 27.

12. Толочко О.Н. Международное экономическое право и имплементация его норм в национальное законодательство (на примере Республики Казахстан). - СПб: СКФ «Россия-Нева», 2012.-320с. -С. 86.

13. Топорнин Б.Н.. Европейское право: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 456 с. - С. 297.

14. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Л.Н. Энтин - 2 изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2013. 960с.- С.27. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. - М.: Изд-во «Аксиом», 2009г. - С. 34.

15. Основы интеграционного права: учебное пособие / Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. - Москва; Проспект, 2014. - 291с. - С. 127-129.

16. Бахин С.В. Право интеграционных образований: вопросы конкуренции систем права. Международные отношения и право: взгляд в 21 век. Материалы конференции в честь профессора Л.Н. Галенской / Под ред. С.В. Бахина. СПб: Издательский дом С-Петерб. Гос. Ун-та, 2009. - 512с.

- С. 109.

17. Бахин С.В. Указ. соч. - 512 с. - С. 110.

18. Айдарбаев С.Ж. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в условиях глобализации мира: международно-правовые аспекты. Монография. - Алматы: Каза^ университет^ 2010. - 416с. - С. 59.

19. Международное право: Общая часть / Отв. ред. А.Х Абашидзе, Е.М. Абайдельдинов. -Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013. - 650с. - С. 211.

Мащала интеграциялъщ щщъщтъщ мэтн теориялъщ тургыдан пайымдауга, интеграциялъщ б1рлест1ктер цуцыгын езтдт ерекше пэт, цуцъщтъщ реттеу тэсыдер1 мен принциптер1 бар цуцъщтъщ дербес ЖYйесiне айналдыруга цатысты мэселелерге арналган.

Ty^h свздер: интеграциялъщ щущъщ, интеграциялъщ бiрлестiктер, интеграциялъщ щщъщтъщ халыщаралыщ жэне улттъщ щущыщпен аращатынасы, халыщаралыщ шарт, интеграциялъщ щущъщ щагидаттары, интеграциялъщ щущъщ ddici.

Статья посвящена вопросам теоретического осмысления сущности интеграционного права, выделения права интеграционных объединений в самостоятельную систему права, со специфическим предметом, методом и принципами правового регулирования.

Ключевые слова: интеграционное право, интеграционные объединения, соотношение интеграционного права с международным и национальным правом, международный договор, принципы интеграционного права, метод интеграционного права.

The article is concerned with theoretical understanding of the entity of integration law, the allocation of the right of integration associations in an independent legal system, with a particular subject, method and principles of legal regulation.

Keywords: Integration law, integration associations, ratio of integration law with international and national law, international agreement, principles of integration law, method of integration law.

Жанна Туртстанцызы Искакова,

Л.Н. Гумилев атындагы Е¥Уч зац факультетi «6D030200-Xanub;apanub; цуцыц» мамандыгынъщ 3-курс докторанты

Интеграцияльщ црцьщтыц мэш мен црцьщтьщ табигатын аныцтаудыц теориялыц MsceMmepi

Искакова Жанна Туркистановна,

докторант 3-го курса специальности «6D030200 - Международное право» юридического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

Теоретические проблемы определения сущности и правовой природы интеграционного права

Iskakova Jeanne Turkistanovna,

3rd year PhD student, International law, Law faculty, ENU after L.N. Gumilyov Theoretical challenges of defining the entity and legal nature of integration law

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.