УДК 342 ЯСТРЕМБСЬКАЯ С. В.
ББК 67.400 Института экономики и права (филиал)
ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе,
Севастополь
E-mail:[email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация: в статье исследуется проблема теоретического понимания конституционно-правовой культуры как особой подсистемы современной культуры общества. Анализируется категория «социальная ответственность» как социокультурная ценность конституционной правовой культуры современной России.
Ключевые слова: конституционно-правовая культура, правовая культура, социально ответственная личность, социальная ответственность.
YASTREMBSKAYA Svetlana V.
senior lecturer,
The Institute of Economics and Law (branch) of the educational Trade Union institution of Higher Education "The Academy of Labour and Social Relations" in Sevastopol. Sevastopol.
THEORETICAL ISSUES OF CONSTITUTIONAL LEGAL CULTURE IN THE SOCIETY AS THE SOCIAL LIABILITY BASIS
Abstract: the article analyses the problem of the theoretical interpretation of the constitutional legal culture as a special subsystem of the modern culture in the society. The author examines the category "social liability" as a socio-cultural value of the constitutional legal culture in present-day Russia.
Key words: legal culture, constitutional legal culture, socially liable personality, social liability
Современная Россия как государство, стремящееся к обеспечению приоритета конституционных ценностей, заложенных в Конституции РФ1, поступательно модернизирует все правовые сферы общественной жизни в результате чего происходит форматирование правовой системы государства. Этот процесс имеет естественное отражение в конституционно-правовой культуре российского общества.
Конституционно-правовая культура как явление, связанное с состоянием конституционно-правовой действительности, а именноэффек-тивностьюправовых актов, конкретизирующих положения конституции, качественным уровнем правоприменения, правовой грамотности населения, навыков в реализации конституционных прав и обязанностей, отношения обще-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации.2014. № 31,ст. 4398.
ства к предписаниям права имеет объективное внешнее проявление.
Установление сущности конституционно-правовой культуры и тенденций ее динамики в процессе совершенствования государственности современной России является проблемой, к которой обращаются современные ученые-конституционалисты, юристы-практики и политики. Интерес к пониманию сущности конституционно-правовой культуры объясняется, на наш взгляд, тем, что именно осмысление содержания и функций конституционно-правовой культуры способствует выбору вектора развития государственно-правовой политики и методов эффективного взаимодействия государственных институтов и общества.
Конституционно-правовая культура как условие развития правового государства и совершенствования политико-правовой системы является основой функционирования современного государства. Содержание понятия «конституционно-правовая культура» раскрывается в работах ученых по-разному. Это объясняется многоаспектностью подходов к этому явлению.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8• 2018
Современные научные представления о конституционной культуре в качественной определенности понятия можно представить на основе подходов, как в широком, так и в узком смысле. Так, в широком смысле это ценностная система убеждений, представлений, правовос-приятия, правосознания основных правил демократического и правового поведения2. В узком смысле это проявление конституции в действии, где конституционная культура это знания, уважение, соблюдение и защита конституции3.
Обращаясь к предметному пониманию конституционной культуры профессор Г. Г. Ару-тюнян установил: «конституционная культура - это принятие законов и иных правовых актах, соблюдение основных принципов международного права, деятельность политических институтов и органов власти, их взаимоотношение, общественный статус личности и ее правоспособ-ность»4.
Институциональный подход к понятию конституционная культура предложен Тамашем Бауэром. Он предложил рассматривать это явление как «совокупность формальных институтов в виде правил функционирования государства, а именно конституции, важнейших законов, определяющих взаимоотношения между государством, частными лицами и различными организациями, и неформальных институтов»5.
Обращаясь к сущности конституционной культуры,профессор Г.Г.Арутюнян отметил: «конституционная культура- это определенная ценностная система исторически сформировавшихся, стабильных,обогащенных опытом поколений и всего человечества убеждений, пред-ставлений,правовосприятия, правосознания, которая является основанием для установле-
2 См.напр: Андреева Г.Н. Значение теории конституционной культуры для России: приглашение к обсуждению // Конституционная культура: универсальные ценности и национальные особенности: сборник научных трудов. М., 2011. С. 11.; Арутюнян Г.Г. Слагаемые конституционализма: верховенство права, стабильное развитие / Г.Г. Арутюнян // Конституционализм: уроки, вызовы, гарантии: сб. избр. публ. и выступлений на междунар. форумах, посвященных данной проблематике. К.: Логос, 2011. 308 с.
3 Мамонов В.В. Конституционная культура -основа государства // XVIIЦарскосельские чтения, Материалы международной научной конференции 23-24 апреля 2013 г., Санкт-Петербург, С 32
4 Арутюнян Г.Г. Роль конституционной диагностики в обеспечении устойчивости общественного развития / Г.Г. Арутюнян // Конституционное правосудие: Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. 2010. № 4 (50). С. 29
5 Бауэр Т. Конституционная культура в
контексте диалога культур // Диалог культур и
партнерство цивилизаций: XIV Международные
Лихачевские научные чтения: СПбГУП, 2014. С. 478.
нияи гарантирования общественным согласием для социального обществаосновных правил его демократического и правового поведения»6.Осо-бенностью конституционно-правовой культуры является внутренняя природа этой подсистемы культуры. Она включает в себя элементы как правовой, так и политической культуры, отражая качественное состояние политической и правовой жизни общества.
Таким образом, следует констатировать, что конституционная культура общества, как основа правовой культуры, это особая система-ценностей, закрепленных в конституции, которая включает в себя достижения этого общества в сфере нравственно-этических и государственно-правовых отношений. Ценностная ориентация на нравственно-этические нормы, сложившиеся в обществе, является основой идейной консолидации общества, а государственно-правовой характер - основой функционирования политико-правовых механизмов общества.
Ученые отмечают: «любая конституция исходит из базовых положений, признаваемых властями в качестве ценностей в данной цивилизации, в той или иной форме закрепляет их»7. Означает ли это, что природа конституционно-правовой культуры основана только на тех ценностях общества, которые признаются властью? Очевидно, нет. Конституционно-правовая культура в своей основе имеет правовые традиции, обычаи и нормы, сформировавшиеся на основе духовно-нравственных образцов и стереотипов правового поведения, присущих этому обществу. Следовательно, принятие властью только отдельной части сложившихся правовых ценностей не приемлемо в условиях современного «конституционализма»8.
Конституционная культура не может быть основана только на принципах, отвечающих властным интересам, так как это противоречит
6 Арутюнян Г.Г. Конституционализм как фундаментальный принцип права в правовом государстве / Г.Г. Арутюнян // Конституционализм: уроки, вызовы, гарантии: сб. избр. публ. и выступлений на междунар. форумах, посвященных данной проблематике. К.: Логос, 2011. С.20
7 Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: монография / отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 22.
8 См.напр : Бондарь Н. С. Права человека в теории и практике российского конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения. М., 1999.; Нерсесянц В. С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации : сб. ст. / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 2000. С. 6-8; Сонина Л. В. Конституционализм в Российской Федерации как политико-правовой режим :автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 7.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018
сущности правовой культуры, которая, как отмечают исследователи, характеризуется «позитивным отношением граждан к заложенным в правовых нормах моделям поведения, их готовности и умению активно и точно исполнять требования права»9, «обеспечивает социализацию личности и реализацию ее интересов, стабильное развитие социума и реализацию интересов социальных групп»10. Исполнение конституционно-правовых предписаний в современном обществе может быть основанотолько на позитивном отношении к этим предписаниям, а также выработанных умениях и навыках правомерного поведения.
Ученые отмечают, что политико-правовая культура, являясь составной частью жизни общества стала тем основным элементом, который определяет духовный и социальный потенциал этого общества11. Следовательно, конституционно-правовая культура, как политико-правовой феномен, это и есть объективное проявление нравственно-моральных и социальных ориентиров современного общества, закрепленных в конституционных нормах и обеспеченных к исполнению государственно-властными механизмами правового регулирования. Этим объясняется первичность нравственно-этических достижений в системе ценностей, определяющих сущностную основу конституционно-правовой культуры современного общества.
Конституционно-правовая культура,ока-зывая прямое воздействие на общественные отношения и их участников,выполняет познавательную, регулятивную, оценочную, социализирующую, прогностическую и иные функции, присущие правовой культуре. Представляется, что в условиях высоко развитого конституционализма, именно конституционно-правовая культура общества, основным стержнем которой является ценностная ориентация на нравственно-этические нормы, должна определять характер и методы государственно-властной деятельности.
Очевидно, что формирование осознанного отношения к правовой действительности, основанной на духовных ценностях и достижениях общества, способствует мотивации к приобрете-
9 Воробьёва О. А., Мычак Т. В. Правовая культура личности // Вектор науки ТГУ. 2009. №4
10 Цветков А. О формировании правовой культуры в современной России // Власть. 2007. № 1. С.71
11 См.: Воробьёва О. А., Мычак Т. В. Правовая
культура личности // Вектор науки ТГУ. 2009. №4; Петров А. Г., Медведев В. А. Понятие правовой политики и ее взаимосвязь с правовой культурой // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. №17 С.45-48
нию правовых знаний, освоению правовых установок в процессе воздействия конституционных норм, реализации этих норм в правомерном поведении и совершенствованию механизмов взаимодействия индивидов, общественных и государственных институтов. Функциональной же задачей власти в этом процессе является выявление тенденций, способствующих укреплению и развитию духовно-нравственных ценностей, консолидирующих общество и обеспечивающих законность и правопорядок.
Примерами такого рода государственной деятельности служат концептуальные и программные меры государственной политики, направленные на популяризацию и усиление роли социальной ответственности. Так, в 2018 году, в год 25-летия со дня принятия Конституции России, Президентом РФ В.В. Путиным перед органами исполнительной власти поставлена государственная задача по разработкенаци-онального проекта в сфере образования, целью которой является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»12.
Полагаем, что закрепление правовой категории «социально ответственная личность» и ее толкование в нормативных и правоприменительных актах, это важный шаг в развитии конституционно-правовой культуры нашего государства. Ценности, которые представляют собой идейную основу создания правового государства, в значительной степени связаны с менталь-ностью народа, нормами морали и другими социальными нормами, сложившимися в обществе. Полагаем, что конкретизация конституционных норм, которые по духу отвечают общим представлениям о социальной ответственности, гражданском долге, человеческом достоинстве, является естественной и не порождает конфликта в сознании общества, а поэтому служат конкретизацией ценностных ориентиров. Однако, для правовой действительности «социально ответственная личность» как правовой статус и правовая категория явление новое, а потому потребует научного исследования и анализа.
В современной науке проблемы формирования и развития социальной ответственности личности в единстве с индивидуальной свободой
12 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018.№ 20, ст. 2817.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8• 2018
являются частью социальной философии13 и опосредовано соотносятся с философией права. Правовая ответственность (позитивная и ретроспективная правовая ответственность) не может отождествляться с социальной ответственностью. Правовая ответственность является частью социальной ответственности и ограничена действием права.
Так как социальная ответственность личности имеет социальную природу, онаобуслов-лена характером общественных отношений и социальными нормами, регулирующими эти отношения. В процессе общественного взаимодействия социальная ответственность, представляет собой особый вид отношений в виде взаимных прав и обязанностей, которые не имеют абсолютной предопределенности, так как зависят от личностных установок и тех условий, с которыми связаны отношения. В то время как правоотношения, какособый вид общественных отношений, являются конкретизированными и урегулированы общеобязательными и формально определенными нормами права, и потому предопределены. Следовательно, установить нормативное понимание категории «социальная ответственность личности» фактически невозможно, так как эта категория до недавнего времени имела неправовой характер и основана на социальных и этических критериях права.
Традиционно социальную ответственность связывают с активной жизненной позицией личности, признанием и защитой ценностей, принятых в обществе, взаимоуважением, следованию общепринятым социальным нормам и соответствием поведения индивида социальным ожиданиям. Таким образом, нравственно-этический спектр социальной ответственности личности может быть обозначен социальными нормами и свободой других индивидов.
Государственная цель по воспитанию социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, историческихи национально-культурных тра-
13 См.: Белова О. М. Социальная ответственность как один из аспектов формирования личности // Вестник ОГУ. 2005. №7. С.40-48.; Матвеева А.И. Социальная ответственность личности в духовном измерении // Дискурс-Пи. 2013. №3. С.56; Пазина О. Е. Социальная ответственность личности в современном обществе: автореф. дисс.. к. филос. н. Н. Новгород, 2007. 25 с. и др.
диций отвечает духу Конституции России и является объективным отражением конституционно-правовой культуры нашего государства.
Это позволяет сделать вывод о том, что целеполагание в виде воспитания социально ответственной личности на уровне государственно-правовых установок есть способ правового закрепления социокультурных ценностей, обеспечение их гарантированности и защиты, а также государственнойподдержкой воспитательного процесса личности.
Следует признать, что государственно-правовая деятельность по закреплению нравственно-этических ценностей является проявлением функции правовой социализации как функции конституционно-правовой культуры.
Сплоченность общества на основе конституционных принципов - это не только идейное объединение граждан, но и форма обмена правовым опытом. Без формирования правовых традиций невозможно обеспечить преемственность в правовом развитии общества и стабильность государства.
Такое воздействие конституционно-правовой культуры выступает связующим элементом всех институтов государства и общества. Конституционные идеи в их нормативной форме способны выступать интеграционной основой правовой реальности, где и чиновник, и отдельный гражданин имеют общие цели и установки.
Обращаясь к предложению власти, адресованному российскому обществу, повоспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций, следует признать, что это назревшая и необходимая задача современного российского общества и государства. Конституционно-правовая культура как явление, связанное с состоянием конституционно-правовой действительности (уровнем правовых актов, конкретизирующих положения Конституции, уровнем правоприменения, уровнем правовой грамотности населения, навыков в реализации конституционных прав и обязанностей, отношения общества к предписаниям права)должна основываться на духовно-нравственных ценностях народов России, исторических и национально-культурных традициях российского общества.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018