Научная статья на тему 'Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии'

Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
972
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗЫ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильюшкин Виталий Владимирович

в статье дается кратный анализ теоретических подходов к изучению и определению стереотипов в отечественной и зарубежной психологии. Актуальность исследования связана с изучением социально-перцептивных механизмов межнационального взаимодействия, основанных на механизмах стереотипизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии»

Theoretical views about national and ethnic stereotypes in the social Sciences and psychology Il'jushkin V. (Russian Federation) Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах

в социальных науках и психологии Ильюшкин В. В. (Российская Федерация)

Ильюшкин Виталий Владимирович /Il'jushkin Vitalij - кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново

Аннотация: в статье дается кратный анализ теоретических подходов к изучению и определению стереотипов в отечественной и зарубежной психологии. Актуальность исследования связана с изучением социально-перцептивных механизмов межнационального взаимодействия, основанных на механизмах стереотипизации. Abstract: this article provides an analysis of multiple theoretical approaches to the study and definition of stereotypes in domestic and foreign psychology. The relevance of research related to the study of social and perceptual mechanisms of international cooperation based on the mechanisms of stereotyping.

Ключевые слова: стереотипы, социальное восприятие, стандартизированные образы, модели поведения.

Keywords: the purpose of learning activity, educational process.

Закономерности социальной перцепции проявляются в том, каким образом представители одних социальных групп воспринимают представителей других групп, по каким признакам они их идентифицируют, «классифицируют». Подобно тому, как восприятие предметного или событийного мира, обладающего некими сходными чертами, позволяет формировать понятия, так и люди классифицируются по признакам принадлежности к социальным или социально-демографическим группам, например, по полу, возрасту, образованию, или к определенному социально-экономическому классу. Эти «фильтры восприятий» становятся основой социальных стереотипов, которые, в большинстве случаев, не являются результатом личного опыта индивида. Чаще всего их «заимствуют» от группы, к которой сами субъекты принадлежат, особенно от представителей близкого социального окружения (родителей, родственников, друзей, учителей), а также средств массовой коммуникации, зачастую транслирующих упрощенное представление о тех группах людей, в отношении которых нет полной и точной информации [1].

Человек в повседневной жизнедеятельности, в большинстве случаев не имеет возможности критически анализировать общепринятые традиционные нормы, групповые ценности, договоренности о правилах социального поведения. Субъект не всегда обладает достаточной информацией о происходящих событиях, в отношение которых ему приходится вырабатывать собственное мнение или оценку. Именно по этой причине в обыденной жизни люди поступают стереотипно, шаблонно, в соответствии со сложившимися когнитивными, эмоциональными и поведенческими паттернами.

Понятие «стереотип» традиционно означает «обобщенную, упрощенную и ригидную систему широко разделяемых представлений группы людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств» [6, 369].

В стереотипах сознания отражается социальное, культурно-историческое содержание. Также под стереотипом сознания понимаются культурно-исторически сложившиеся автоматизмы - модели действительности, схемы действования,

направляющие мышление и поведение индивидов, групп, масс, проявляющиеся в их речи, поступках, действиях, по которым можно реконструировать соответствующие модели поведения.

Понятие «стереотип» введено У. Липпманом. В работе «Общественное мнение» [4] он охарактеризовал стереотип как «характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека в процессе познания окружающего мира подвести разнообразие мира под определенные категории и тем самым облегчить себе восприятие, понимание, оценку окружающих явлений».

У. Липпман выделил следующие характеристики и свойства стереотипа [4]:

1. Стереотип возникает на основе опосредованного восприятия объекта. Хотя многие стереотипы первоначально возникают стихийно и спонтанно в силу «неизбежной потребности в экономии внимания» в межличностной коммуникации, в процессе усвоения опыта других людей, групп, предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений.

2. Стереотипы способствуют распространению традиций и привычек.

3. Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового опыта. Степень соответствия стереотипа действительности всегда различна. Они возникают от незначительных намеков, которые могут иметь правдивое обоснование. Но чаще всего, стереотип - неадекватный образ объективной реальности, основанный на ошибке человека, по привычке понимающего предвзятость за видение.

4. Стереотип однозначен, он делит мир на две полярные категории - на «знакомое» и «незнакомое». Слегка узнаваемое видится как очень знакомое, в какой-то степени незнакомое - как остро враждебное.

5. Стереотип несет в себе оценочный элемент, который выступает в виде установок и особого эмоционального отношения.

6. Оценочный элемент стереотипа всегда социально детерминирован, он всегда соотнесен с групповыми чувствами и ценностями.

7. Стереотип обладает уникальной устойчивостью, он либо совсем не изменяется, либо поддается изменениям с большим трудом, даже в результате столкновения с действительностью. Последнее обстоятельство объясняется тем, что стереотип создается не индивидом, а определенной референтной группой, к которой относится индивид. Он, по существу, заимствует готовый стереотип у своей группы, некритически полагаясь на ее социальный опыт.

8. Стереотип неадекватен. Он упрощает восприятие, оценку и поведение по отношение к отражаемому в стереотипе явлению, служа, таким образом, инструментом психологической защиты группы, ее интересов и ценностей. В конечном счете, стереотипы способствуют процессу становления социально-психологического единства группы.

Вслед за У. Липпманом предложено значительное количество определений стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления. По мнению В. Дуааза, стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними [2].

В. А. Ядов [8] считает, что, являясь продуктами социальной среды и социального восприятия, стереотипы как стандартизированные образы или представления о социальных объектах, обладают высокой устойчивостью. Эти социальные образы «содержатся в сознании людей и способны оказывать известное влияние на представления человека об окружающей действительности».

Р. С. Немов определяет стереотип так: «Стереотип - это социально-психологическое явление, которое определяется как искаженное, неточное, обобщенно-иррациональное

представление определенной категории людей о чем-либо, как искаженная система социальных установок, сложившаяся в данном обществе» [5, 240].

В. Г. Крысько и Э. А. Саракуев [3] полагают, что стереотип есть сокращенное, упрощенное и ценностно-окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Стереотип формируется в сознании представителя социальной группы в результате многократно повторяемой связи неких символов с фиксируемой категорией явлений. Авторы утверждают, что национально-психологические особенности людей проявляются по механизму стереотипа, который формируется не на основе собственного опыта, а заимствуется готовым у той социальной (национальной) группы, к которой принадлежит субъект, причем для него не имеет значения достоверность стереотипа, он черпает в нем групповую оценку определенного явления и строит свое поведение в соответствии с этой оценкой. Стереотип обобщает похожие явления, соединяет их в единую категорию, сокращает до предельного минимума набор его отличительных характеристик - черт, которые либо присущи данному явлению, либо могли бы быть ему присущи.

С точки зрения Д. В. Ольшанского: «Стереотип - стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, в том числе и несущественные его черты» [цит. по 7, 87].

Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс дают следующее определение стереотипа: «Стереотип - когнитивный компонент группового антагонизма, представления об индивидуальных особенностях, характеризующих людей, которые принадлежат к конкретным группам или социальным категориям» [6, 86].

Т. Адорно [10] предложил теорию стереотипов с методологических позиций психоанализа. Согласно его подходу, стереотипы основаны на глубинных, неосознаваемых иррациональных источниках. По Т. Адорно, стереотип - это «приспособление для удобного видения вещей», это чрезвычайно устойчивый к изменению и всеобъемлющий механизм, который экономит время и энергию. Наряду с этим, он может искажать восприятие, так как игнорирует индивидуальные характеристики объектов. Особое внимание исследователь обращает на случаи, когда стереотипы выходят из-под контроля личности, «обезумевают», то есть «становятся совершенно независимыми от реальности». Концепцию стереотипов Т. Адорно [9] обосновывал в русле теории «авторитарной личности». Он считает, что стереотип - атрибут сознания авторитарной нетворческой, этноцентрической личности, одержимой ощущением жесткого различия между своей группой и внешними группами.

Стереотипы представляют собой определенные представления или образы, которые передают, отражают тот или иной объект (явление, факт, тип людей) в сжатой, выразительной форме и имеют широкое распространение в обществе в целом или в данной социальной среде. Стереотипы, привитые средой и закрепленные традицией, часто становятся проводником и обоснованием действия членов группы.

Таким образом, можно следующим образом суммировать важнейшие характеристики стереотипа:

1. Сущность (сокращенный, упрощенный и ценностно окрашенный образ действительности) стереотипа проявляется в том, что они укореняются в исторически-культурной основе общности, содержатся в ней чаще всего потаенно, потенциально. Их каждый раз оживляет общественно-политическая практика. Стереотипы отражают действительность, воспринимаемую чувственно, для них характерна эмоционально-оценочная окрашенность.

2. Генезис стереотипа выражается в многократной связи его символов с определенной категорией явлений, традиций.

3. Способ существования (в содержании сознания индивида, массовом сознании) состоит в том, что в первом приближении стереотип есть разновидность оценочного суждения, убеждения, представления. Как суждение, стереотип подлежит логической классификации, как убеждение, он изучается, скорее, с использованием психологических подходов.

4. Усвоение индивидом стереотипов происходит, прежде всего, в межгрупповых и внутригрупповых отношениях, в которых функционирует индивид. Контекст его проявления позволяет раскрыть (в абстрактном виде) некоторые свойства стереотипного суждения. Психологический контекст стереотипа отражает индивидуальную предрасположенность к восприятию стереотипных суждений.

5. Главная функция стереотипа вытекает из разделения и проявления в сфере общественного сознания понятий «мы - они». Стереотипы формируют чувство социальной и личностной идентичности, возникшей в результате функционирования оппозиции собственной группы (мы) группе чужой (они). Социальная функция стереотипа, состоящая в защите общепринятых обществом или группой ценностей или оценок, интернализация которых как обязательная социальная норма служит условием интеграции индивида с группой.

Литература

1. Агеев B. C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1986. - № 1. - С. 95-101.

2. Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 239 с.

3. Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. - М. 1996. - 342 с.

4. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. - С. 128.

5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

6. Психология. - М.: Политиздат, 1990. - С. 384.

7. Славская А. Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. -С. 75 - 92.

8. Ядов В. А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии. - М., 1978. - С. 53.

9. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. - М., 1975. - С. 89-105.

10. Adorno T. W. and others. The authoritarian Personality / N-Y / London, 1950.

11. Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. 2014. №23. С. 42-44.

12. Мастикова Н. С. Опыт сопоставления доминирующих рангов ценностей «свобода» и «равенство» россиян и народов западных стран. // Проблемы современной науки и образования. 2013. №17. С. 227-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.