джень люу, сшгу i дандшафтсв, Бiрменсдорф, Швейцарiя; Рахiв, КБЗ, Укра'на, 2003. -192 с.
9. Химинець В.В. Еколого-економiчнi засади сталого розвитку Закарпаття /В.В.Химинець/.- Ужгород, 2004. - 212 с.
Про схвалення Концепцп реформування та розвитку люового господарства. Розпоря-дження Кабiнету мiнiстрiв Украши вщ 18 квiтня 2006 р. № 208-р. - Кшв. - 2006.
УДК 338.24 (477)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
В ОРГАНИЗАЦИИ
Ковалёва В.И., канд. экон.наук, доцент Харьковского национального
экономического университета Тютликова В.В., канд. экон.наук, доцент Харьковского национального
экономического университета
Аннотация: статья посвящена обоснованию теоретических предпосылок необходимости управления знаниями для повышения эффективности деятельности организации в условиях экономики знаний. Были рассмотрены виды знаний, особенности трансформации знаний и на этой основе предложена система управления знаниями в организации.
Ключевые слова: знания, экономика знаний, организационная память, явные знания, неявные знания, система управления знаниями.
Знания всегда играли не маловажную роль в развитии человечества, однако на современном этапе их значение сложно переоценить. Это напрямую связано с новым витком в развитии современного общества и появлением так называемого когнитивного общества (общества знаний), отличительной чертой которого является то, что знания становятся источником экономического и социального развития и роста стран. Современные исследователи приводят ряд показателей, характеризующих о постепенном наступлении когнитивного общества, а именно: рост расходов на компь-терно-инженерные технологии по отношению к ВВП страны, рост доли высоких технологий в экспорте продукции обрабатывающей промышленности, увеличение числа статей в научных и технических журналах, увеличение числа персональных компьютеров в расчете на 1000 человек и т.д. Сейчас знания вышли на позицию наиболее важного производственного актива, но так уж сложилось, что они находятся у работников в голове. Данный факт существенно меняет представление о знании как экономическом ресурсе и требует фундаментальной переоценки способов и инструментов управления ресурсами организации, так как это абсолютно авторизованный ресурс.
Экономика знаний это модель будущего. Ее первое представление произошло в ежегодном аналитическом докладе Мирового Банка «Отчет о мировом развитии» 1998-1999 гг., который носил название «Знания для развития». На сегодняшний день в Китае экономика знаний официально
признана государственной стратегией. В университетах всего мира из года в год возрастает количество китайских студентов, в стране создается государственная система освоения научных и технологических нововведений -природная основа экономики знаний. Главным своим заданием государство провозгласило организацию спроса на знания [1, с. 40]. Все это является свидетельством актуальности изучения данной проблемы.
Среди ученых, которые занимаются изучением концептуальных основ экономики знаний и управления знаниями следует выделить таких как: Б. Мильнера, З. Румянцеву, В. Смирнова, А. Блинникова, Л. Федулову, Т. Кулопулоса, К. Фраппаоло, Ф. Махлупа, Дж. Борка, Р. Уильямса, У. Буковича и др.
Целью данной статьи является теоретическое обоснование необходимости управления знаниями для повышения эффективности деятельности организации в условиях экономики знаний.
В научной литературе можно встретить разнообразное количество трактовок понятия «знание». Проблема усложняется тем, что это междисциплинарное понятие. Обобщая ряд определений стоит остановится на том, что знания это перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры в последующей человеческой деятельности.
С середины 60-х годов XX в. широкое распространение получил социально-конструктивистский подход, в соответствии с которым знания трактуются как социальная конструкция реальности, которую создает человек. Знаниями охватывается вся совокупность сведений и способностей, которые используется человеком для решения задач, они включают идеологические, нормативные и эмоциональные элементы, зависят от контекста и времени [2, с.12].
Однако встает вопрос о процессе формировании знаний. В этой связи особого внимания заслуживает концепция Р. Аккофа, согласно которой формирование знаний представляет собой цепочку из пяти категорий: данные - информация - знания - понимание - мудрость [3]. В этой цепочке прослеживается соединение категорий, которыми можно управлять, а именно данные и информация в организации, которые в свою очередь сформируют знания и «мудрость» в организации, т.е. создадут так называемый «коллективный разум» организации или «организационную память». По мнению Т. Гавриловой и Л. Григорьевой эта «память» помогает организации сохранять информацию, знания из разных источников и делать ее доступной специалистам для решения производственных заданий [4]. Р. Дафт проводя различие между информацией и знаниями определяет информацию как то, что изменяет и усиливает знания.
О актуальности изучения «знания» на современном этапе свидетельствует появление огромного количества видов данного понятия, что представлено в табл. 1.
Однако представленные виды знаний не дают возможности подобрать адекватный инструментарий управления этими знаниями поскольку не имеют единой системы «координат».
Таблица 1. Печень видов «знаний»
Авторы Виды знаний Содержание
Л. Федулова Индивидуальные (субъективное) знания Система усвоенных или произведенных понятий, которые опосредуют отношение человека к действительности
Кодированные знания Представлены в знаковой форме или в форме символов (письменный текст, формулы, изображения и т.д.)
Объективные знания Интеллектуальные модели, воплощенные в объективной форме процессов деятельности, ее инструментов и результатов
Д.Ходкинсон, П.Сперроу Декларативные или описательные знания Описывающее, чем что-либо является
Процедурные или знания процесса Описывающее то, как что-либо делается
Причинные знания Описывающее то, почему что-либо случается
Т. Кулопулоса, К. Фраппаоло Эксплицитные (явные) знания Знания, которые могут быть выражены на формальном языке и с легкостью переданы от одного человека другому
Имплицитные (неявные) знания Определяется как персональные знания, связанные с личным опытом, они включают такие неосязаемые факторы, как предположения, идеи, инстинкт и анализ
Б. Мильнер Знания, устанавливающее цель Используется для определения возможности формования целей и ценностей
Систематические знания Применяются для анализа причин и синтезирования новых методов и альтернатив
Прагматические знания Используются в процессах принятия решений и являются фактическими знаниями
Автоматически знания Применяются при выполнении заданий автоматически, без осознанного обоснования (подсознательные знания)
[Обобщено: 1, с.40; 5, с.129; 6, с.253]
Сегодня в теории появились методологические подходы, которые предложили своего рода систему координат. В частности подход М. Поланьи,
основанный на взаимосвязи явных и неявных знаний, модель 8БС1, авторами которой являются И. Нонако и Х. Такиучи [7], показывающую поэтапный взаимопереход явных и неявных знаний. Все эти подходы предлагают построение «мостика» от неявных знаний к явным и цикличность этого процесса, что представлено на рис.1.
Кодирование
Рисунок 1. Взаимозависимость явных и неявных знаний [8, с.28]
Трансформация знаний, представленная на рис.1, раскрыла главную цель системы управления знаниями - перевод неявных знаний, которые являются уникальными и индивидуальными, на уровень явных знаний, через их распространение путем развития социального капитала и кодирование за счет создания организационной памяти предприятия.
Популярная сегодня модель японских исследователей И. Нонако и Х. Такиучи, которые сформулировали основные процессы преобразования знаний, установив их определенную последовательность: социализация, экстернализация, комбинация и интернализация, имеет один важный недостаток - линейную направленность. Это связано с особенностями деятельности японских компаний. Стоит отметить, что процесс формирования новых знаний может происходить не обязательно в предложенной ими последовательности, это непредсказуемый, гибкий процесс. На рис. 2 рассмотрены основные условия, при которых может состояться трансформации неявных знаний в явные и обратно, с учетом возможности формирования новых знаний на любой стадии в силу динамичности этого процесса.
ЯВНЫЕ ЗНАНИЯ
Условия перехода:
- Организация и контроль высокой скорости коммуникаций между отделами в организации;
Высокий уровень социально-психологического климата в коллективе;
Высокий уровень профессионального креативного,творческого персонала;
- Инновационная активность предприятия;
- Инновационная деятельность персонала;
- Создание условий для поиска новых знаний, не хватающих для производственной деятельности предприятия,
- Использование различных методов обучения в организации (наставничество, коучинг, ротация, копирование, инструктаж);
- Наличие организационной «памяти»
НЕЯВНЫЕ ЗНАНИЯ
Рисунок 2. Трансформация знаний в организации
Перевод неявных знаний в явные обеспечивает: рост интеллектуального капитала организации, создает предпосылки для возникновения инноваций в организации, осуществляет мотивацию персонала для собственного саморазвития, что в конечном итоге приводит к достижению миссии организации и полноценной реализации ее целей.
Учтя все выше сказанное модель управления знаниями можно визуализировать, что представлено на рис.3.
То есть система управления знаниями представляет собой процесс создания, хранения, усвоения и распространения знаний. При чем процесс создания знаний строится на определенной интуиции руководителя, его опыте, а также на некой интуиции персонала о необходимости тех или иных знаний. Создание знаний во многом основывается на методах обучения, которые используются организацией. Специфику организации, ее особенности наиболее действенно передадут такие методы как: стажировка, ротация, наставничество, копирование. Другие методы обучения как коучинг, тренинги, лекции и др. будут влиять на приток новых идей, нового видения тех или иных процессов организации.
Рисунок 3. Система управления знаниями в организации
На этапе хранения знаний стоит отдельно еще раз упомянуть об организационной «памяти». Организационная память это сохраненная информация, которую организация может использовать для решения различных проблем. Чаще всего она не хранится централизованно, а распределена по различным объектам, где она удерживается и где ее можно найти в случае необходимости.
На этапе усвоения знаний очень важно мотивировать сотрудников на саморазвитие и самосовершенствование. Сейчас это становится возможным благодаря распространению так называемого менеджмента вовлеченности. При управлении знаниями важно понимать что в организации в первую очередь будут востребованы обучаемые и стремящиеся к постоянному поиску знаний сотрудники.
И, наконец, для распространения знаний необходима особая «среда», особый социально-психологический климат, поддерживающий активное межличностное взаимодействие. Именно в таком взаимодействии происходит активный обмен знаниями и их обогащение.
И, конечно, все описанные выше этапы системы управления знаниями цикличны и включают в себя социализацию, экстернализацию, комбинирование и интернализацию.
Дальнейшие исследования стоит сосредоточить на инструментарии управлении знаниями, а также на методах оценки системы управления знаниями.
Литература:
1. Федулова Л.1. Концептуальш засади економши знань [Текст] / Л. I. Федулова / / Економiчна теорiя. - 2008. - №2. - с. 37 - 60.
2. Мильнер Б.З. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие [Текст] / Б. З. Мильнер, З. П. Румянцева, В.Г. Смирнова, А. В. Блинникова / под ред. д.э.н., проф. Б.З.Мильнера. - М.: Дело, 2006. - 304 с.
3. Акоф Р. Планирование будущего корпорации [Текст] / Р. Акоф / - М.: Прогрес, 1985. - 327 с.
4. Гаврилова Т. Копилка знаний [Текст] / Т. Гаврилова, Л. Григорьева // Стратегия. - 2005. - №1. - с.17 - 21.
5. Ходкинсон Д. П. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента [Текст] / Д. П. Ходкинсон, П.Р.Сперроу. / Пер. с англ. -Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 392 с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник - 4-е изд. [Текст] / Б. З. Мильнер - М.: ИНФРА-М, 2005. - 648 с.
7. Нонака И. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах [Текст] / И. Нонака, Х. Такеучи - М.: Олимп-Бизнес, 2011. - 384с.
8. Кулопулос Т. Управдение знаниями - что это такое [Текст] / Т. Кулопулос, К. Фраппаоло. - М.: «Документум Сервисиз», 2001. - 120 с.