Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки разработки информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов на основе рейтинговой оценки'

Теоретические предпосылки разработки информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов на основе рейтинговой оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова М. В., Дрождин В. В.

Рассматриваются теоретические и методологические основы разработки информационной системы оценки качества подготовки студентов (ИСОКПС) на основе балльнорейтинговой оценки знаний. Обсуждается цель, задачи, основные принципы, достоинства рейтинговой системы оценивания студентов. Представлена модель организации учебного процесса в условиях модульного обучения. Определены этапы создания информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов на основе рейтинговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканова М. В., Дрождин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки разработки информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов на основе рейтинговой оценки»

Объект DirectSound создаётся с помощью метода DirectSoundCreate объекта DirectX. Единственный параметр этого метода - строка GUID, идентифицирующая звуковое устройство. Если значение этого параметра - пустая строка, то используется устройство по умолчанию. Затем с помощью метода SetCooperativeLevel объекта DirectSound с этим объектом ассоциируется форма, а также устанавливается уровень приоритета этого объекта. Константы DSSCL_NORMAL, DSSCL_PRIORITY и DSSCL_ WRITEPRIMARY означают соответственно нормальный, повышенный и самый высокий уровень приоритета. Для большинства случаев хватает DSSCL_ NORMAL.

В качестве первого параметра метода CreateS oundBufferFromFile объекта ds вы можете использовать строку, содержащую имя любого *.wav файла. При создании буфера DirectSound используется структура BufferDesc. Член этой структуры lFlags -это комбинация флагов из набора констант CONST_ DSBCAPSFLAGS. Флаг DSBCAPS_CTRLPAN означает, что буфер поддерживает контроль баланса, DSBCAPS_CTRLVOLUME - контроль громкости, DSBCAPS_CTRLFREQUENCY - контроль частоты.

Теперь напишем небольшую процедуру PlaySound, проигрывающую буфер, указанный первым параметром с использованием баланса, громкости и частоты указанных в последующих параметрах:

Public Sub PlaySound(ByRef psBuffer As DirectSound SecondaryBuffer8, Pan As Integer, Volume As Integer, Frequency As Integer) psBuffer.SetPan Pan

psBuffer.SetVolume Volume psBuffer.SetFrequency Frequency psBuffer.Play DSBPLAY_DEFAULT End Sub

Если использовать в качестве единственного параметра метода Play, проигрывающего звук, константу DSBPLAY_DEFAULT, звук будет воспроизводится один раз. При использовании же константы DSBPLAY_LOOPING звук будет воспроизводиться постоянно.

Метод SetPan устанавливает громкость колонок относительно друг друга. При значении DSBPAN_ LEFT (-10000) параметра pan этого метода звучит только левая колонка, DSBPAN_RIGHT (10000) -только правая, DSBPAN_CENTER (0) означает идеальный баланс между двумя колонками. При значении, например, -8500 параметра pan левая колонка звучит на полной громкости, громкость правой же колонки уменьшена на 85 дб.

Метод SetVolume устанавливает громкость воспроизводимого звука. Параметр volume этого метода может принимать значения в диапазоне от -10000 до 0. При этом 0 означает полную громкость, а -10000 -громкость, уменьшенную на 100 дб, что в большинстве случаев означает полную тишину. Метод SetFrequency устанавливает частоту воспроизводимого звука в герцах. Его параметр frequency может принимать значения в диапазоне от 100 до 100000.

Создадим процедуру CleanUp, удаляющую созданные объекты, вызов которой необходимо поместить в Form_Unload: Public Sub CleanUp()

Set dsBufferl = Nothing:Set dsBuffer2 = Nothing Set ds = Nothing End Sub

Теперь, чтобы в этой программе воспроизвести звук из буфера dsBuffer, можно пользоваться, например, таким кодом: PlaySound dsBufferl, 0, 0,30000.

УДК 681.3

теоретические предпосылки разработки информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов на основе рейтинговой оценки

М. В. БАКАНОВА, В. В. ДРОЖДИН Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра прикладной математики и информатики

Рассматриваются теоретические и методологические основы разработки информационной системы оценки качества подготовки студентов (ИСОКПС) на основе балльно-рейтинговой оценки знаний. Обсуждается цель, задачи, основные принципы, достоинства рейтинговой системы оценивания студентов. Представлена модель организации учебного процесса в условиях модульного обучения. Определены этапы создания информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов на основе рейтинговой оценки.

В современных условиях разработка новых государственных образовательных стандартов и внедрение информационных технологий обучения и контроля знаний ведут к необходимости создания принципиально новой системы оценки качества подготовки студентов вузов для проверки соответствия знаний образовательным стандартам.

Возросшие требования к выпускникам профессиональных учебных заведений в связи с появившейся конкуренцией на рынке труда, переход к новой образовательной парадигме и общая модернизация высшего профессионального образования требуют разработки и внедрения инновационных элементов, которые реально обеспечили бы высокое качество подготовки спе-

циалистов. Достоверность оценки уровня подготовки специалиста, стимулирование и активизация учебного труда обучающихся можно достичь путем регулярного контроля знаний на основе использования рейтинговой системы оценки.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса.

Рейтинговая сумма баллов формируется по результатам различных видов контроля: входного, текущего, рубежного, итогового, отсроченного контроля, самоконтроля, экспресс-аттестации и т.д.

Сочетание различных форм контроля предполагает регулярность контроля и обеспечивает высокую достоверность и адекватность оценки знаний обучающегося в форме его рейтинга. Рейтинговая система оценки знаний - это накапливаемая оценка знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, обучаемый по завершении курса получает совокупную оценку [1].

Рейтинговая система относительно традиционной системы контроля успеваемости студентов обеспечивает:

- стимулирование активности студента в течение семестра за счет прозрачности схемы оценки успеваемости, возможности достижения желаемого уровня оценки успеваемости при планировании своей нагрузки и успешного выполнения плановых учебных мероприятий, возможности систематического контроля своей текущей успеваемости;

- повышение адекватности оценки успеваемости студента за счет систематизации количественных показателей успеваемости, планирования контрольных учебных мероприятий, систематической оценки успеваемости студента в семестре;

- повышение качества и объема остаточных знаний студента за счет сознательного распределения им в семестре своей учебной нагрузки для получения высокого значения рейтинга в отличие от общепринятой системы оценивания, стимулирующей высокую активность студента только в период сессии.

- повышение содержательности работы преподавателя за счет необходимости планирования большого количества оцениваемых учебных мероприятий в семестре, формирования объективных критериев оценки отдельных учебных мероприятий, необходимости большого количества контрольных мероприятий в семестре, предполагаемых рейтинговой системой, обеспечения высокого уровня восприятия учебного материала по оцениваемым учебным мероприятиям для достижения приемлемого уровня успеваемости учебных групп;

- улучшение организационных и методических аспектов контроля учебного процесса за счет анализа закономерностей в показателях успеваемости с последующим анализом недостатков учебно-методической

работы и оперативным внесением корректив в организацию учебного процесса; объективного решения вопроса о переводе студентов с курса на курс и объективного решения вопросов материального поощрения студентов (стипендии, надбавки и др.)

Несомненным достоинством рейтинговой системы является возможность оперативного проведения текущего и итогового анализа процесса обучения, при этом оперативный анализ помогает выявить слабые места каждого тематического блока в подготовке каждого студента и предпринять соответствующие корректирующие и превентивные меры.

Из вышесказанного следует, что назрела необходимость разработки инновационной системы балль-но-рейтингового контроля знаний студентов высших учебных заведений на основе следующих принципов:

- структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части - дисциплинарные модули;

- интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

- рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования;

- регулярность и объективность оценки результатов работы студентов;

- строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студенты, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административно-управленческий персонал университета);

- открытость результатов рейтингового контроля всем участникам учебного процесса - студентам, преподавателям, руководству вуза.

Разработка и внедрение балльно-рейтинговой системы направлена на решение следующих задач:

- оптимизация управления образовательным процессом в вузе;

- стимулирование активности студентов в освоении учебного материала и при организации самостоятельной работы студентов;

- осуществление адекватного балльно-рейтин-гового контроля знаний студентов специальностей различных профилей;

- обеспечение текущего, рубежного и итогового контроля знаний студентов различных специальностей и профилей;

- усиление обратной связи «преподаватель -студент» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса;

- повышение качества учебно-методических и оценочных материалов, используемых в учебном процессе.

Схематично организацию балльно-рейтинговой системы подготовки и оценивания знаний студентов в условиях модульного обучения можно представить в виде структурно-функциональной модели, состоящей из следующих блоков: целевого, организационного, содержательного, оценочного, результативного (рис.).

Рис. Модель организации балльно-рейтинговой системы подготовки и оценивания знаний студентов

в условиях модульного обучения

Для нашего исследования наиболее важными являются содержательный блок (представляющий базис для формирования информационной системы оценки), а также оценочный и результативный блоки, которые являются неотъемлемыми взаимосвязанными частями разрабатываемой инновационной интерактивной информационной системы оценки качества подготовки студентов.

В соответствии с представленной моделью рассмотрим этапы разработки и внедрения информационной системы оценки качества подготовки студентов вузов:

1. Обоснование необходимости разработки ИСОКП студентов, определение методологических основ создания, актуализации и развития инновационной интерактивной системы балльно-рейтингового контроля знаний студентов; создание и обоснование технологии обучения и контроля знаний студентов на балльно -рейтинговой основе;

2. Создание дидактической модели организации самостоятельной работы студентов, включающей постановку целей и задач, определение принципов, методов, форм, средств организации самостоятельной работы студентов, на основе системы балльно-рейтин-гового контроля знаний;

3. Формирование информационного комплекса электронных дидактических материалов для обеспечения поддержки учебного процесса на основе балльно-рейтинговой технологии обучения;

4. Создание банка электронных ранжированных тестовых заданий, соответствующих требованиям бал-

льно-рейтинговой системы обучения и контроля знаний в условиях модульного обучения; формирование вариантов банка ранжированных тестовых заданий с учетом специфики направлений профессиональной подготовки;

5. Проектирование, разработка, апробация и коррекция соответствующего программного продукта, его адаптация к требованиям информационного комплекса дидактического обеспечения и балльно -рейтинговой педагогической технологии

дальнейшая эксплуатация информационной тестирующей системы предусматривает создание сетевой версии, а также подготовку нормативных и методических материалов, обеспечивающих эффективное использование данной системы оценки качества подготовки студентов в учебном процессе.

Таким образом, разработка и внедрение информационной системы оценивания качества подготовки студентов на основе балльно-рейтинговой оценки в учебный процесс позволит обеспечить высокий уровень автоматизации рутинных операций формирования базы данных успеваемости и анализа статистики успеваемости студентов.

список литературы

1. О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов. Министерство образования России. Приказ № 2654. 11.07.2002.

УДК 519.688

сравнительный анализ алгоритмов реализации булевых операций над полигонами

В. и. ГОРБАЧЕНКО, М. О. ЯРЕМКО Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра вычислительных систем и моделирования

Проводится обзор алгоритмов пересечения, объединения и разности многоугольников и сравнение их по ряду таких параметров, как вычислительная устойчивость, трудоемкость, скорость работы, простота программной реализации. В результате анализа делаются выводы о выборе оптимального алгоритма для применения на практике.

Во многих приложениях вычислительной гео- гонами и выбор оптимального для применения на

метрии основные объекты описываются с помощью плоских многоугольников. Операции построения объединения, пересечения или разности полигонов, несмотря на внешнюю простоту постановки, обладают большой сложностью в реализации.

Многие существующие алгоритмы реализации обладают существенными недостатками для использования на практике. Основная проблема связана с потерей вычислительной точности при вычислениях, что приводит к некорректной работе алгоритмов. Во многих алгоритмах устранение такого рода проблем с точностью приводит к существенному усложнению реализации алгоритма [2, 3].

Целью данной работы является анализ алгоритмов реализации булевых операций над поли-

практике.

Под выполнением некоторой булевой операции над многоугольниками Л и В понимается выполнение операции над описываемыми ими областями и получение множества многоугольников, описывающего полученную область.

Алгоритм Сазерленда-Ходжмана

Алгоритм Сазерленда-Ходжмана является одним из самых первых и простых алгоритмов отсечения многоугольников [8]. Этот алгоритм рассекает исходный общий многоугольник любым выпуклым многоугольником. Отсекающий многоугольник обычно называют отсекающим окном. Суть алгоритма заключается в том, что отсекаемый многоугольник последова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.