экономические науки
Тюрина Юлия Габдрашитовна, Троянская Мария Александровна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЛОЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ ...
УДК 336.2, 336.02, 504.75.05, 504.75.06
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЛОЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
© 2018
Тюрина Юлия Габдрашитовна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Троянская Мария Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. Во всем мире качеству атмосферного воздуха уделяется особое внимание, что вполне оправданно, поскольку воздух это главный жизненно необходимый ресурс на нашей планете. В ходе исследования выделены источники выбросов и их виды, отмечено, что наибольшую экологическую опасность представляют стойкие органические соединения, производство и использование которых запрещено в 152 странах мира. Сделан акцент на том, что проблема обеспечения благоприятной окружающей среды стала предметом серьезного и неослабного внимания в последние десятилетия, а законодательное закрепление права человека на благоприятную окружающую среду стало толчком для разработки эффективных направлений для его реализации. Особое место в стимулировании бережного использования природных ресурсов заняли доказавшие свою эффективность экономические меры. Установление платежей за негативное воздействие на окружающую среду было обусловлено имеющимися проблемами (например, изменение климата, выпадение кислотных осадков, повышение количества парниковых газов в воздушной среде, образование озоновых дыр, рост болезней дыхательных путей и сердца). На решение этих проблем расходовались значительные объемы государственных денежных средств. По этой причине руководство подавляющего числа стран мира приняло решение о введении платежей за вредные выбросы в атмосферный воздух, которые способствуют повышению экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на атмосферу и аккумулируют ресурсы для возмещения ущерба (вреда), причиненного загрязнением.
Ключевые слова: выбросы в атмосферный воздух, источники выбросов, виды источников загрязнения, нормативы выбросов, качество атмосферного воздуха, охрана окружающей среды, сотрудничество в сфере экологии, экономические меры регулирования охраны окружающей среды.
THEORETICAL PRECONDITIONS FOR THE POSITION OF EMISSIONS
IN ATMOSPHERIC AIR
© 2018
Tyurina Yuliya Gabdrashitovna, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management Troyanskaya Mariya Alexandrovna, candidate of economic sciences, associate professor
of the department of finance Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. All over the world, the quality of atmospheric air is paid special attention, which is quite justified, since air is the main vital resource on our planet. The study identified sources of emissions and their types, noted that the greatest environmental hazard is persistent organic compounds, production and use of which is prohibited in 152 countries. The emphasis is placed on the fact that the problem of providing a favorable environment has been the subject of serious and unflagging attention in recent decades, and the legislative consolidation of the human right to a favorable environment has become the impetus for developing effective directions for its implementation. A special place in stimulating the careful use of natural resources is taken by proven economic measures. The establishment of payments for the negative impact on the environment was due to existing problems (for example, climate change, acid precipitation, increased amount of greenhouse gases in the air, formation of ozone holes, increased respiratory and heart disease). To solve these problems, significant amounts of public funds were spent. For this reason, the leadership of the vast majority of the world decided to introduce payments for harmful emissions into the air, which contribute to increasing the economic interest of payers in reducing the negative impact on the atmosphere and accumulating resources to compensate for damage (damage) caused by pollution.
Keywords: emissions to air, sources of emissions, types of pollution sources, emission standards, air quality, environmental protection, cooperation in the field of ecology, economic measures to regulate environmental protection.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Окружающая среда является базовой площадкой для жизнедеятельности настоящих и будущих поколений. От ее состояния зависят важнейшие параметры человеческого развития - здоровье и долголетие. По оценкам Всемирной организации здоровья (далее - ВОЗ), загрязнение окружающей среды в 2016 г. привело к смерти более 3 миллионов человек [1]. Это является ярким примером реальной деградации среды обитания и не может не волновать человечество. В этой связи встал вопрос об экологическом налогообложении, которое в большей мере должно применяться в целях влияния на поведение субъектов экономики, а основное назначение платежей за выбросы в атмосферу обязано проявляться в стимулировании бережного отношения хозяйствующих субъектов к окружающей среде, компенсации нанесенного загрязнением ущерба. Отмеченное потребовало создания комплексного подхода, когда экономические инструменты должны совмещаться с другими природо-
охранными механизмами.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывались авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию вопросов изменения климата за счет избыточного содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, выпадения кислотных осадков, повышенного количества парниковых газов в воздушной среде, образования озоновых дыр, увеличения болезней дыхательных путей и сердца и взаимосвязи этих последствий с затратами на их ликвидацию / минимизацию посвящены труды R.A. Ortiz, A. Hunt, R. Seroa da Motta, V. Mac Knight [2], P. David, J. Montag [3], Т.А. Журавлевой, Е.М. Семеновой, К.В. Павлова [4], А.И. Козлова, В.П. Полуянова [5], S. Gulia, Sh. Nagendra, M. Khare, I. Khanna [6]. Изучение государственного влияния платежей за вредные выбросы в атмосферный воздух на хозяйственную деятельность экономических субъектов, поведение населения освещено в работах Х.К. Аль-Кураиши [7], Т.П. Москвиной,
Tyurina Yuliya Gabdrashitovna, Troyanskaya Mariya Alexandrovna THEORETICAL PRECONDITIONS FOR THE POSITION ...
economic sceinces
Ю.С. Шегуровой [8], О.С. Калачевой, М.В. Тарановой [9], Т.А. Журавлевой [10], M. Rogulski [11], P.G. Cornelia and T.C. Lenuta [12], D.J. Taylor, S. Paiva, A.H. Slocum [13]. Нерешенными остаются проблемы, раскрывающие теоретико-методологические основы регулирования выбросов в окружающую среду в формируемой и реализуемой налоговой политике государства.
Формирование целей статьи (постановка задания). На основе рассмотрения существующих исследований изучить теоретические предпосылки обложения выбросов в атмосферный воздух, используя общенаучные методы анализа и сравнительные сопоставления.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одним из важнейших критериев, характеризующих благоприятность окружающей среды, является качество атмосферного воздуха. Воздух представляет собой смесь газов, которая наполняет атмосферу, давая жизнь человеку, растениям и животным. В чистом виде воздух преимущественно состоит из двух газов - азота (78 %) и кислорода (21 %). Примеси других газов присутствуют в абсолютно малых количествах и составляют не более 1 %. Воздухом такого состава человечество может дышать без каких-либо отрицательных побочных эффектов. Опасность возникает тогда, когда, с силу тех или иных причин, в воздух проникают частицы вредных и ядовитых веществ (то есть происходят нежелательные выбросы).
Источники таких выбросов могут быть различны. По характеру образования их принято классифицировать на:
1) антропогенные источники, которые создаются искусственно в процессе деятельности человеческого общества. В большинстве своем они поддаются управлению с помощью инструментов государственной политики. К антропогенным источникам относятся следующие:
- стационарные источники, включающие дымовые трубы электростанций, промышленные предприятия, а также котельные установки, атомных и тепловых электростанций. Описанные источники загрязнения больше характерны для развитых и развивающихся территорий. В бедных территориях основными загрязнителями воздуха являются отходы, образуемые при сжигании традиционной биомассы (древесины, отходов сельскохозяйственных культур и навоза);
- мобильные источники, которые включают в себя автомобили, морские суда и самолеты;
- контролируемые и неконтролируемые пожары. В первом случае речь идет о технике предписанного сжигания, используемой в лесном и сельском хозяйстве при возобновлении леса и борьбе с выбросами парниковых газов. Неконтролируемые пожары возникают внезапно вследствие несоблюдения правил безопасности, самовозгорания легковоспламеняющихся веществ и т.д.;
- пары, выделяемые из токсичных веществ;
- отложения промышленных и бытовых отходов на полигонах, выделяющие ядовитые и вредные вещества. Наиболее опасным среди них является метан, он легко воспламеняется и может образовывать взрывоопасные смеси с воздухом;
- военные ресурсы, такие как ядерное, бактериальное оружие, токсичные газы ракет;
2) природные источники загрязнения атмосферного воздуха - естественные процессы, происходящие на Земле. Ими сложно управлять, а зачастую даже не представляется возможным. К природным источникам загрязнения относятся:
- пылевые бури. Во время таких явлений в атмосферу поднимаются тонны частиц грунта и прочих твердых элементов, которые неизбежно и значительно загрязняют окружающую среду;
- пожары, возникающие на торфяных болотах, в степях и лесах. Ежегодно они уничтожают тонны природного топлива, в процессе горения которого выделяются
вредные вещества, засоряющие воздушный бассейн. В большинстве случаев возгорания обусловлены халатностью людей, а остановить стихию огня бывает крайне сложно;
- растения и животные тоже неосознанно загрязняют воздух. Представители флоры могут выделять летучие органические соединения и распространять пыльцу, и все это способствует засорению воздушного бассейна. Животные в процессе жизнедеятельности также выделяют газообразные соединения и прочие вещества, а после их смерти губительное влияние на среду оказывают процессы разложения;
- дым и окись углерода от торфяных пожаров;
- вулканическая активность, которая производит оксиды серы, хлор, сероводород, сульфаты и зольные частицы. Все эти вещества под давлением выбрасываются из кратера и сразу устремляются в воздушную среду, способствуя ее значительному загрязнению.
Среди выбросов в атмосферный воздух могут быть твердые частицы, капли жидкости или газы. Все они, независимо от состояния, содержат опасные для окружающей среды загрязняющие вещества (т.е. загрязнители). Выделяют первичные и вторичные загрязнители. Первичными являются такие химические вещества, которые попадают непосредственно в воздух из природных или антропогенных источников. Образование вторичных загрязняющих веществ происходит в процессе взаимодействия между собой в атмосферном воздухе под воздействием ультрафиолетовых лучей первичных загрязнителей и находящихся в воздухе веществ (кислород, озон, аммиак, вода).
В структуре загрязняющих веществ атмосферного воздуха наибольшую опасность представляют стойкие органические загрязнители, таковыми именуются соединения, устойчивые к изменениям окружающей среды, способные перемещаться на большие расстояния, био-аккумулировать в тканях человека и животных, бионаге-низировать в пищевых цепях и оказывать потенциально значительное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях к таковым относит 12 соединений: дихлордифенил-трихлорэтан, альдрин, диль-дрин, эндрин, хлордан - лишь некоторые из них [14]. В настоящее время в 152 странах мира производство и использование указанных соединений запрещено.
Выбросы в атмосферный воздух поддаются измерению. Степень их опасности определяется свойствами загрязняющих веществ и характером их воздействия. Закон о чистом воздухе США, Рамочная директива ЕС по воздуху устанавливают нормативы выбросов в атмосферный воздух. В Великобритании, Канаде, Австралии приняты аналогичные стандарты.
Таким образом, в мировом сообществе качеству атмосферного воздуха уделяется особое внимание. Это вполне оправданно, ведь воздух - один из главных жизненно необходимых ресурсов на нашей планете. Каждая страна стремится, так или иначе, ограничить вредные выбросы. Для этих целей создаются международные форумы и конференции, принимаются наднациональные нормативно-правовые акты, содержащие прямые и косвенные механизмы по минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду. Только объединение усилий в этой сфере позволит достичь желаемых результатов.
Глобальность угроз экологического характера начала осознаваться обществом лишь во второй половине ХХ века. Первым международным форумом, на котором было объявлено о включении в программу мероприятий на уровне правительства действий по решению актуальных экологических проблем и вопросов охраны окружающей среды, стала Конференция ООН по проблемам окружающей среды человека 1972 г. (также известная как Стокгольмская конференция). Стокгольмская конференция активно способствовала изучению окружаю-
340
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)
экономические науки
Тюрина Юлия Габдрашитовна, Троянская Мария Александровна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЛОЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ ...
щей среды на национальном и международном уровне, оказала влияние на формирование правовых норм и законодательных инициатив в данной области, стимулировала появление международных направлений по сотрудничеству в вопросах защиты окружающей среды [15]. По итогам данной конференции право на условия жизни в благоприятной окружающей среде стало рассматриваться в качестве основополагающих прав человека.
По мере того как значимость охраны окружающей среды начала становиться все более очевидной, многие государства ввели нормы, которые содержат экологические вопросы, в свои национальные конституции. В 1976 г. Португалия стала первым государством, которое включило в Конституцию «право на здоровую и экологически сбалансированную окружающую человека среду» [16]. С тех пор более 90 стран добавили похожие правые вопросы в свои национальные конституции. К примеру, в ст. 64 «Природные ресурсы» Конституции Республики Гватемалы 1985 г. написано, что «объявляется национальный интерес в хранении, защите и улучшении природных ресурсов Нации» [17]. Страна оказывает содействие в создании неотчуждаемых национальных парков, резерватов и заповедников. Закон дает гарантию их защиты и защиты фауны и флоры, которая в них будет иметься. Статья 74 Конституции Польши 1997 г. объявляет, что «Общественные власти должны преследовать политику, обеспечивающую экологическую безопасность текущих и будущих поколений. Защита окружающей среды должна быть обязанностью общественных властей. Общественные власти должны поддерживать деятельность граждан, чтобы защитить и улучшить качество окружающей среды» [18]. В Конституции Испании также в части 2 статьи 45 прописано, что «Государственные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни, а так же для охраны восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность» и т.д. [19]. Российский Основной закон предусмотрел экологические основы в статьях 41, 42, 71, 114, тем самым подтвердил ответственность государства и должностных лиц перед человеком, а также призвал обеспечить целевое и рациональное природопользование [20].
На субтерриториальном уровне соглашения о правах человека, которые были разработаны после 1970-х гг., также стали включать такие положения [21]. Например, Африканская хартия прав человека и народов, которая была принята в 1981 г., содержит положения о том, что «все народы имеют право на общий удовлетворительный уровень окружающей среды, благоприятствующий их развитию» (статья 24). Дополнительный протокол 1988 г. к Американской конвенции о правах человека включает положения о том, что «каждый человек имеет право жить в здоровой окружающей среде» (пункт 1 статьи 11). Декларация прав человека, которая принята в ноябре 2012 г. Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, содержит в качестве одного из элементов права на достаточный уровень жизни «право на безопасную, чистую и устойчивую окружающую среду» (пункт 281). В Орхусской конвенции, которая разработана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, содержится положение о «праве каждого человека нынешнего и будущего поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния» (статья 1).
Несмотря на представленную эволюцию законодательных актов на национальном и региональном уровнях, на уровне планеты не существуют соглашения, которые содержат четкую формулировку права на здоровую (удовлетворительную, безопасную или устойчивую) окружающую среду. Направления сотрудничества в сфере экологии, как правило, формулируются в рамках общих соглашений о сотрудничестве и взаимодействии.
Таким образом, проблема обеспечения благопри-
ятной окружающей среды стала предметом серьезного и неослабного внимания в последние десятилетия. Законодательное установление права человека на благоприятную окружающую среду стало толчком для разработки эффективных направлений для его реализации [22]. На национальном и международном уровнях начал осуществляться поиск механизмов, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов, поддержание экологического равновесия.
Особое место в стимулировании бережного использования природных ресурсов заняли доказавшие свою эффективность экономические меры. Введение платежей за вредное воздействие на атмосферный воздух было обусловлено существованием следующих проблем:
- изменение климата за счет избыточного содержания вредных веществ в атмосферном воздухе;
- участившиеся случаи выпадения кислотных осадков;
- повышенное количество парниковых газов (углекислого, озона, метана, водяного пара) в воздушной среде, приводящее к росту температуры нижних слоев атмосферы Земли и, как следствие, парниковому эффекту;
- образование озоновых дыр;
- увеличение болезней дыхательных путей и сердца (в особенности рака легких, инсульта).
На решение указанных проблем и ликвидацию/минимизацию их последствий тратились огромные ресурсы. В связи с этим руководством подавляющего большинства государств было принято решение о введении платежей за вредные выбросы в атмосферный воздух.
Платежи за вредное воздействие на атмосферный воздух призваны:
- повысить экономическую заинтересованность плательщиков в сокращении уровня негативного воздействия на атмосферу;
- обеспечить аккумулирование ресурсов для возмещения ущерба (вреда), причиненного загрязнением, представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Теоретические предпосылки обложения
выбросов в атмосферный воздух *Источник: составлено авторами
Платежи за вредные выбросы в атмосферный воздух усиливают влияние государства на хозяйственную деятельность экономических субъектов, поведение населения. Посредством введения платы за вредное воздействие на природу, запускается механизм стимулирования общественно полезного поведения субъектов при одновременном ограничении совершения ими нежелательных действий. Вместе с тем доходы бюджетов,
Tyurina Yuliya Gabdrashitovna, Troyanskaya Mariya Alexandrovna economic
THEORETICAL PRECONDITIONS FOR THE POSITION ... sceinces
образуемые за счет обложения выбросов в атмосферу, направляются на возмещение:
- расходов на реализацию природоохранных, приро-довосстановительных мероприятий;
- затрат на лечение болезней, которые вызваны неблагоприятными условиями окружающей среды;
- потерь валового регионального продукта по причине заболеваний жителей;
- потерь валового регионального продукта вследствие сокращения продолжительности жизни граждан.
Выводы исследования. Рассмотрев теоретико-методологические предпосылки обложения выбросов в окружающую среду, отметим, что под выбросом в атмосферный воздух понимается проникновение в воздушное пространство частиц вредных и ядовитых веществ из природных и (или) антропогенных источников. В настоящие время объемы выбросов в атмосферу достигли таких размеров, что ставят под угрозу жизнь всего живого на планете. Последствиями высокого содержания вредных веществ в атмосфере становятся: изменение климата, выпадение кислотных осадков, глобальное потепление, образование озоновых дыр, увеличение болезней дыхательных путей и сердца. Решением указанных проблем обеспокоено все мировое сообщество. На разработку механизмов снижения вредного воздействия на окружающую среду направляются огромные ресурсы.
Одними из распространенных инструментов, доказавшими свою эффективность в сдерживании выбросов из антропогенных источников, являются экологические налоги (платежи), имеющие двоякую направленность и определяющие их экономическое значение для каждой конкретной страны: с одной стороны - они стимулируют экономическую заинтересованность плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на атмосферу, с другой - посредством поступления в государственный бюджет образуют фонды для возмещения экологического ущерба (вреда), причиненного загрязнением.
СПИСОК ЛИTЕРATУРЫ:
1. Всемирная организация здравоохранения II http:// www.who.int/en/
2. Ramon Arigoni Ortiz, Alistair Hunt, Ronaldo Seroa da Motta, Vivian Mac Knight Morbidity costs associated with ambient air pollution exposure in Sao Paulo, Brazil II Atmospheric Pollution Research. 2011. Vol. 2. pp. 520-529 II doi:10.5094IAPR.2011.059
3. Petr David, Josef Montag Taxing Car-produced Carbon Dioxide Emissions: Matching the Cure to the Disease II Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 12. pp. 111120 II doi: 10.1016IS2212-5671(14)00326-8
4. Журавлева ТА., Семенова Е.М., Павлов К.В. Экономический рост и проблемы экологии в России II Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. № 2-1. С. 188-195.
5. Козлов A.H, Полуянов В.П. Влияние производственной деятельности на экологию окружающей среды II Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. № 1. С. 118-123.
6. Sunil Gulia, S.M. Shiva Nagendra, Mukesh Khare, Isha Khanna Urban air quality management - A review II Atmospheric Pollution Research. 2015. Vol. 6. pp.286-304 II doi:10.5094IAPR.2015.033
7. Aль-Kурaиши Х.К. Роль зеленых налогов в сокращении загрязнения окружающей среды в Ираке II Биоэкономика и экобиополитика. 2016. № 1 (2). С. 32-38.
8. Москвина Т.П., Шегурова Ю.С. Экологические налоги как инструмент обеспечения безопасности окружающей среды II E-Scio. 2016. № 2 (2). С. 24-34.
9. Калачева О.С., Таранова М.В. Экологический сбор как основной источник природоохранных мероприятий II Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 179-182.
10. Журавлева ТА. Экологизация систем налогообложения в России и в 342
вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 10А. С. 181-191.
11. Mariusz Rogulski Environmental fees. Polish case study // Environment Protection Engineering. 2015. Vol. 41. No. 2. рр. 81-97 // DOI: 10.5277/epe150207
12. Piciu Gabriela Cornelia and Tricä Carmen Lenuta Assessing the Impact and Effectiveness of Environmental Taxes // Procedia Economics and Finance. 2012. Vol. 3. pp. 728-733 // doi: 10.1016/S2212-5671(12)00221-3
13. David D.J. Taylor, Santiago Paiva, Alexander H. Slocum An alternative to carbon taxes to finance renewable energy systems and offset hydrocarbon based greenhouse gas emissions // Sustainable Energy Technologies and Assessments. 2017. Vol. 19. pp. 136-145 // http://dx.doi. org/10.1016/j.seta.2017.01.003
14. Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru
15. Цверианашвили И.А. Стокгольмская конференция 1972 г. и ее роль в становлении международного экологического сотрудничества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 1. С. 8994.
16. Конституция Португальской Республики http:// www.par-lamento.pt/Le-gislacao/Paginas/Consti-tuicao-RepublicaPortuguesa.aspx
17. Конституция Республики Гватемала // http://ley-deguatemala.com/constitucion-de-guatemala/5/
18. Конституция Республики Польша // http://konsty-tucja.pl/
19. Конституция Испании // http://www.congreso.es/ consti/constitucion/indice/index.htm
20. Доклад Независимого эксперта по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой Джона Х. Нокса от 24.12.2012 г. // http://publickomitet.ru/un/Resources/5/sp/ %D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0/2013.pdf
21. Ялбулганов А.А. Понятие природоресурсных платежей в правовой доктрине и законодательстве Российской Федерации // Петербургский юрист. 2016. № 2. С. 49-64.
22. Малых И.А., Рейшахрит А.Л. Выгодная экология: пути оптимизации затрат на охрану окружающей среды // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2003. № 1. С. 138-140.
Статья поступила в редакцию 10.04.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)