УДК 502.3:502.175 КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Яковенко Н.В., Марков Д.С.
Цель данной работы: анализ качества атмосферного воздуха на территории Ивановской области как основного фактора формирования качества среды обитания населения.
Методы. В работе были применены следующие методы исследования -анализ и обработка статистических материалов, сравнения, систематизации и картографирования. Анализ загрязнения атмосферного воздуха проводился по материалам статистической отчетности 2 ТП-воздух за 2005-2011 гг. государственных докладов «О состоянии окружающей природной среды Ивановской области» Федерального управления экологии и природных ресурсов Ивановской области и данных Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Ивановской области.
Для сравнительной оценки уровня загрязнения городского атмосферного воздуха и выявления тенденций его изменения был применен формализованный показатель (методика Акимовой Т.А., Мосейкина Ю.Н. (2009)).
Результаты работы. Дана комплексная характеристика качества атмосферного воздуха на территории Ивановской области. Определены основные факторы, способствующие загрязнению воздушного бассейна региона и выделены загрязняющие вещества, вносящие весомый вклад в данную проблему. Рассчитан формализованный показатель - комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха. Разработана картосхема загрязнения атмосферного воздуха Ивановской области.
Область применения результатов. Результаты работы могут быть учтены Федеральным управлением экологии и природных ресурсов Ивановской области при подготовке рекомендаций по охране окружающей среды в регионе в области охраны атмосферного воздуха. Доказана необходимость ведения экологического мониторинга стационарных источников выбросов и качества атмосферного воздуха зон их воздействия с использованием системы базовых показателей.
Ключевые слова: атмосферный воздух, качество среды обитания, население, загрязняющие вещества, выбросы, индекс загрязнения атмосферы.
QUALITY OF ATMOSPHERIC AIR AS COMPONENT OF QUALITY OF HABITAT OF THE IVANOVO REGION
Yakovenko N.V., Markov D.S.
Purpose - the analysis of quality of atmospheric air in the territory of the Ivanovo area as major factor of formation of quality of habitat of the population.
Methodology. In work the following methods of research - the analysis and processing of statistical materials, comparisons, ordering and mapping were applied. The analysis of pollution of atmospheric air was carried out on materials of the statistical reporting 2 TP-vozdukh for 2005-2011 of the state reports «About a condition of surrounding environment of the Ivanovo area» Federal management of ecology and natural resources of the Ivanovo area and data of the Center on hydrometeorology and monitoring of environment of the Ivanovo area.
For comparison purposes level of pollution of city atmospheric air and identification of tendencies of its change the formalized indicator (technique was applied Akimova T.A., Moseykina Y.N. (2009)).
Results of work - the complex characteristic of quality of atmospheric air in the territory of the Ivanovo area is given. The major factors promoting pollution of
the air basin of the region are defined and the polluting substances making a powerful contribution to this problem are allocated. The formalized indicator - a complex index of pollution of atmospheric air is calculated. It is developed картосхема pollution of atmospheric air of the Ivanovo area.
Research limitations/implications. Results of work can be considered by Federal management of ecology and natural resources of the Ivanovo area by preparation of recommendations about environmental protection in the region in the field of protection of atmospheric air. Need of conducting environmental monitoring of stationary sources of emissions and quality of atmospheric air of zones of their influence with use of system of base indicators is proved.
Keywords: atmospheric air, quality of habitat, the population, polluting substances, emissions, an index of pollution of the atmosphere.
Введение
Во второй главе Конституции Российской Федерации имеются положения, которые касаются прав и свобод человека и гражданина, защита которых гарантируется государством, среди которых и права на благоприятную окружающую среду, а также охрану здоровья. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), сформулированы основные направления обеспечения экологической безопасности социально- экономического развития, а также улучшения экологической среды обитания жизни человека, которые включают такое направление как создание безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха [3]. В соответствии с Концепцией для реализации этого положения необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, которые бы соответствовали безопасному уровню воздействия этих сред на состояние здоровья человека: нормативы допустимой антропогенной нагрузки; специальные экологические медико-
биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека; осуществление специализированного мониторинга. Основными инструментами реализации вышеназванных мер являются: ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных и захламленных территорий, обеспечение эффективной гигиены и санитарии, управление бытовыми отходами, а также пропаганда здорового образа жизни.
Основным положением Федеральных законов от 10 января 2002 г. (№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и от 30 марта 1999 г. (№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») [5] является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятных условий жизнедеятельности человека, благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Экологические требования, которые установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [5], направлены, прежде всего, на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В свою очередь, санитарно-эпидемиологические требования, изложенные в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - направлены на безопасность и безвредность факторов среды обитания для человека (здоровья человека и жизни). Основным условием для обеспечения безопасности среды обитания человека является то, что экологические и санитарные требования устанавливаются для антропогенных объектов и связанных с ними техногенных процессов, с целью определения их безопасности для человека и степени их воздействия на его среду обитания.
Основная часть
В настоящее время в России происходит процесс перехода от непреднамеренного к регулируемому взаимодействию общества с окружающей средой, что требует, прежде всего, пересмотра концептуальных основ
природоохранной деятельности, соответствующей перестройки организационных структур государственных органов. Повышение эффективности государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Ивановской области должно базироваться на экологическом нормировании и контроле качества окружающей среды; на установлении нормативов допустимых воздействий на окружающую среду исходя из принципов комплексного природопользования, гарантирующего полноту и достоверность данных о загрязнении различных компонентов окружающей среды; на установлении единых экологических требований к предприятиям - природопользователям. Важное значение имеет создание системы взаимосвязанных экологических нормативов для различных компонентов экосистем; внедрение передовых методов нормирования техногенных нагрузок на окружающую среду для снижения природоемкости производства; обеспечение создание регламентов компенсации ущерба в результате осуществления экологически опасных видов деятельности.
Одним из ведущих факторов среды обитания, который неблагоприятно сказывается на условиях жизни и здоровье населения, является техногенное загрязнение атмосферного воздуха. Качественный атмосферный воздух является непременным условием здоровой и комфортной жизни. Однако многие виды жизнедеятельности, которые связаны с обеспечением каждодневных потребностей человека и социально-экономическим развитием страны, приводят к загрязнению воздушного бассейна.
Негативные факторы техносферы снижают качество среды обитания и оказывают влияние на здоровье человека. В настоящее время возникает проблема экопатологии вследствие физических, химических и биологических факторов, которые в большей мере имеют антропогенное происхождение.
Последствия неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на организм человека могут проявляться различно. Поскольку особенностью
нормирования качества атмосферного воздуха является зависимость воздействия загрязняющих веществ, присутствующих в воздухе, на здоровье населения не только от значения их концентраций, но и от продолжительности временного интервала, в течение которого человек дышит данным воздухом.
Поэтому в Российской Федерации, как и во всем мире, для загрязняющих веществ, как правило, установлены 2 норматива:
> норматив, рассчитанный на короткий период воздействия загрязняющих веществ. Данный норматив называется «предельно допустимые максимально-разовые концентрации».
> норматив, рассчитанный на более продолжительный период воздействия (8 часов, сутки, по некоторым веществам год). В Российской Федерации данный норматив устанавливается для 24 часов и называется «предельно допустимые среднесуточные концентрации» [2].
Критерии качества атмосферного воздуха - это уровень, установленный на основе научных знаний, с целью исключения, предотвращения или сокращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в целом. В случае превышения установленных критериев качества атмосферного воздуха по каждому загрязняющему веществу он должен быть достигнут в течение заданного периода времени, после чего он не может быть превышен. Различные периоды усреднения отражают потенциальное воздействие загрязнителей на здоровье человека; загрязнители, на которые установлены нормативы с краткосрочным базисным периодом, оказывают быстрое воздействие на состояние здоровья, а те из них, которые имеют долговременный (годичный) отчетный период, связаны с хроническим вредным воздействием. В целях охраны здоровья ни один из стандартов не должен быть превышен. Чем выше концентрация, тем более ограниченным должен быть период воздействия на объект. Напротив, при более низкой концентрации загрязняющего вещества период воздействия может продлеваться. Показатель, который характеризует степень опасности для человека веществ, загрязняющих
атмосферный воздух, называется класс опасности. В зависимости от этого вещества делятся на следующие классы опасности: чрезвычайно опасные (1 класс); высоко опасные (2 класс); опасные (3 класс); умеренно опасные (4 класс). Источники загрязнения атмосферного воздуха многообразны, а многокомпонентный состав выбросов обуславливает ухудшение качества воздушной среды населенных мест многих регионов Российской Федерации, в том числе и Ивановской области. Несмотря на то, что Ивановская область по экологическому рейтингу находится на 19 позиции среди регионов, здесь также наблюдается тенденция ухудшения качества атмосферного воздуха, особенно в областном центре - г. Иваново.
Согласно данным статистической отчетности по наблюдению за качеством атмосферного воздуха ГУ «Ивановский ЦГМС» контроль качества осуществляется на 4-х стационарных постах: ПНЗ №1 и ПНЗ №2 (г. Иваново). Анализ проб воздуха осуществляется по 8 ингредиентам (взвешенным веществам, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота, оксиду азота, фенолу, формальдегиду, бенз(а)пирену) ПНЗ №1. На ПНЗ № 2 анализ проб воздуха проводится по 9 ингредиентам (взвешенным веществам, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота, растворимым сульфатам, оксиду азота, фенолу, формальдегиду, тяжелым металлам. На ПНЗ г. Плес) и ПНЗ в г. Приволжске анализ проб воздуха проводится по 4 ингредиентам (взвешенным веществам, диоксиду серы, оксиду углерода и диоксиду азота)
Согласно данным государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Ивановской области [3] в 2008 г. на территории г. Иваново отмечалось устойчивое загрязнение воздуха бенз(а)пиреном, формальдегидом, взвешенными веществами, что указывает на преобладающую роль в структуре выбросов передвижных источников загрязнения атмосферы (атотранспорт). В 2008 г. средняя за год концентрация бенз(а)пирена составила 1,4 ПДКс.с., максимальная из разовых концентрация - 2,4 ПДКм.р. Средняя за год концентрация формальдегида превышала ПДКс.с. в 4,6 раза, тогда как
максимальная разовая концентрация составила 1,1 ПДКм.р.. Среднегодовая концентрация фенола не превысила ПДКс.с. Максимальная разовая концентрация достигает 0,9 ПДКм.р. Для взвешенных веществ наибольшая разовая концентрация составила 1,4 ПДКм.р. Средняя концентрация таких критериальных загрязнителей как диоксид серы, оксиды азота, взвешенные вещества и оксида углерода не превышает предельно-допустимых значений.
Значение индекса загрязнения атмосферы 10,25. Исходя из этого, состояние атмосферы на территории г. Иваново можно обозначить как «кризисное».
Если рассматривать Приволжский муниципальный район, то качество атмосферного воздуха здесь отличается от ситуации в г. Иваново. В 2008 г. концентрация диоксида азота, оксида углерода, взвешенных веществ не превышала ПДКс.с., и ПДКм.р. Также не наблюдалось случаев экстремально высокого и высокого загрязнения воздуха. ИЗА составил всего 1,47- это низкий уровень, поэтому состояние атмосферного воздуха Приволжского муниципального района отнесем к классу «нормы». На приведенной ниже диаграмме (рис. 1), представлена динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Ивановской области за период с 2005 по 2008 гг.
160 140 120 100 80 60 40 ■ 20 о
151
140
-00
40
14-9,27
1117,2
І ^
10
К8;7^
■ 3,7
Г И!!* Lli'
7,37
L
Ы суммарный выброс
I автотранспорт
_ стационарные источники
2005
2006 2007
2008
Рис. 1. Структура суммарных выбросов в атмосферу Ивановской области за
период 2005-2008 гг., тыс.т.
Исходя из представленных данных, можно судить о том, какие
источники являются приоритетными загрязнителями. Наибольший вклад вносят передвижные источники, т.е. автотранспорт (70% выбросов), причем доля грузового автотранспорта составляет всего 42% от общего выброса передвижными источниками. На территории Ивановской области имеется более 100 промышленных предприятий, которые осуществляют выбросы вредных загрязняющих веществ либо без очистки, либо недостаточно очищенные. В таблице 1 представлены основные загрязнители (предприятия) их всего 25 (75,3 % всех выбросов от стационарных источников). На рис. 2 представлена картосхема выбросов загрязняющих веществ по региону (тыс.т).
Наиболее загрязняющими атмосферный воздух являются такие предприятия как ОАО «ТГК 6» (ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3) и ОАО «Техуглерод и резина» (более 50 % всех выбросов от стационарных источников) [6].
Таблица 1
Предприятия, которые являются основными источниками загрязнения _____атмосферного воздуха на территории Ивановской области [3]______
№ п/п Наименование предприятия Выброс, т/год
1 ОАО «ТГК-6» (г. Иваново) 10580,008
2 ОАО «Ивановский техуглерод и резина» (Ивановский район) 9813,171
3 МУП «Пучежские тепловые сети» (Пучежский район) 1080,325
4 Филиал ООО «Волгатрансгаз» - Ивановское ЛПУ МГ (Савинский район) 1035,833
5 В/ч 62681 (Тейковский район) 999,771
6 МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» (Заволжский район) 869,641
7 ООО «Эггер Древпродукт» (Шуйский район) 645,584
8 МУП «Комсомольское ЖКХ» (Комсомольский район) 640,111
9 ООО «Майдаковский завод» (Палехский район) 615,868
10 В/ч 34048 (Тейковский район) 559,036
11 МП ЖКХ г. Шуя (Шуйский район) 549,801
12 ОАО «Ивановские ПГУ» (Комсомольский район) 527,932
13 ООО «Палехское предприятие объединенных котельных» (Палехский район) 447,578
14 ОАО «Автокран» (г. Иваново) 444,264
15 ООО «УКХК» (Шуйский район) 431,104
16 МУ МПП ЖКХ Тейковского района (Тейковский район) 417,460
17 ООО «Заречье-Сервис» (Заволжский район) 409,828
18 ФГУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области (Южский район) 388,426
19 МУП «Приволжское МПО ЖКХ» (Приволжский район) 385,704
20 ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (Шуйский район) 355,733
21 ОАО «Шуйский маслоэкстракционный завод» (Шуйский район) 353,282
22 МУП «Иврайжилкомхоз» (Ивановский район) 348,587
23 ФГУП «Совхоз «Тепличный» (Ивановский район) 347,345
24 ООО «КФК «Стандарт» (Шуйский район) 337,651
25 МУП «Приволжское ТЭП» (Приволжский район) 310,387
Существующая информация о загрязнениях окружающей среды в Ивановской области имеет много недостатков. Она неполна и не соответствует ни фактическому числу источников эмиссий, ни их фактической мощности. Поэтому одной из главнейших проблем организации управления природопользованием является получение полной достоверной информации и организация надежного банка соответствующих данных. Из-за недостатка дифференцированной по районам информации приведенная косвенная коррекция данных о техногенном загрязнении воздушного бассейна области не может быть распространена на отдельные административные районы. Поэтому при анализе районных уровней загрязнения и сравнении районов в данном исследовании идет опора на заниженные цифры официальной статистики.
J менее 500 j от 500 до 1 ООО ] от 1 ООО до 2 ООО I от 2 ООО до 5 ООО
Н более 5 ООО
Рис. 2. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тыс.т.
Энергетический подход позволяет на основании количества сжигаемого топлива оценить техногенное потребление кислорода в территории. Сравнение районов по загрязненности воздушного бассейна произведено с помощью индекса загрязнения воздуха (ИЗВ) на основе методики, предложенной Акимовой Т.А, Мосейкиным Ю.Н. 2009 [1]:
ИЗВ = 0,05 •
(1)
где:
Ро - энергетическое потребление кислорода в территории (тыс. т/год);
В0 - биопродукция кислорода в территории (тыс. т/год);
А - годовая сумма вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников (т/год);
Т - площадь территории (км).
Картирование области по районным значениям ИЗВ отображено на рис.
Рис. 3. Индекс загрязнения воздушного бассейна муниципальных районов
Ивановской области
Наибольший уровень загрязнения характерен для Ивановского и Ильинского районов, наименьший - для Комсомольского, Фурмановского, Приволжского, Савинского, Южского, Палехского, Пестяковского, Лухского и Верхнеландеховского районов. Анализ качества атмосферного воздуха на территории Ивановской области, а также интенсивность его загрязнения показывают относительную стабильность сложившейся ситуации.
Ниже (рис. 4) приведена динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по итогам наблюдений за период 2005 - 2009 гг. На протяжении периода с 2007 г. по 2009 г. намечается тенденция постепенного уменьшения объёмов выбросов от стационарных источников, т.е. от промышленных предприятий. Эта тенденция обусловлена тем, что все большее количество промышленных предприятий применяет технологии, позволяющих снизить объёмы вредных выбросов, а также постепенный переход многих котельных на более «чистые» виды топлива, в частности на газ. Если же
меиее 0.05 от 0.05 АО 0.10 от 0.10 до 0.25
от 0.25 А© 0.50 более 0.50
говорить, о выбросах автотранспортом, то следует отметить тенденцию увеличения, что обусловлено ростом автопарка. Естественно, что наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит г. Иваново, в котором наибольшее количество автотранспорта.
2005 2006 2007 2008 2009
■ Валовый выброс, тыс. т. в Выброс стационарных источников, тыс. т.
□ Выброс передвижных источников, тыс. т.
Рис. 4. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
тыс. т
Основываясь на вышесказанном, можно определить ранжированный ряд проблем по качеству атмосферного воздуха:
а) Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в городе Иванове.
Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:
У рост автомобильного парка;
У отсутствие окружной дороги и необходимого количества транспортных развязок в городе Иванове;
У не определен порядок введения ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
У низкое качество топлива.
б) Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий.
Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:
У высокая степень износа очистного оборудования, его низкая эффективность;
У отсутствие государственного учета состояния и эффективности работы очистного оборудования;
У недостаточность производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в том числе за эффективностью работы очистного оборудования[2].
Наиболее значимыми экологическими проблемами Ивановской области являются:
У отсутствие программно-целевого метода в решении экологических проблем (отсутствие долгосрочной целевой программы, направленной на обеспечение экологической безопасности региона);
У нет разграничений объектов контроля между Департаментом государственного контроля Ивановской области и управлением Росприроднадзора по Ивановской области. Список объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, носит временный характер и не учитывает требования постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».
Стратегической целью региональной экологической политики является разработка в регионе регионального плана действий по охране окружающей среды Ивановской области на 2009 - 2011 годы. Можно выделить следующие основные направления работы:
У создание условий и предпосылок для разработки долгосрочной целевой программы по экологической безопасности Ивановской области;
У совершенствование системы государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности, включая развитие интегрированной системы управления экологической безопасностью, комплексную оценку устойчивости территории, выявление экологически неблагоприятных зон;
У развитие нормативно-правовой базы в области экологической безопасности, обеспечение реализации нормативных правовых актов;
У координация действий органов государственной власти Ивановской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения экологической безопасности;
У повышение качества окружающей среды, включая улучшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, за счет снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, размещения отходов до нормативного уровня;
У недопущение ввода в действие новых объектов хозяйственной и иной деятельности с превышением нормативов предельно допустимого воздействия на воздушный и водный бассейны;
У обеспечение минимально возможного уровня риска возникновения техногенных аварий на экологически опасных объектах;
У установление единых экологических требований к хозяйствующим субъектам;
У обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий;
У развитие системы непрерывного экологического образования, повышение экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды; повышение уровня знаний, профессиональной подготовки руководителей и специалистов-экологов;
У обеспечение населения, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций достоверной информацией о качестве окружающей среды, уровне экологической безопасности в Ивановской области [4].
Выводы
Таким образом, для улучшения качества среды обитания в Ивановской области, и непосредственно качества атмосферного воздуха, считаем необходимым разработку инструментария информационно-методического обеспечения экологического мониторинга. Это обусловлено следующими причинами:
У комплексный индекс, который составляется при общей оценке загрязнения атмосферного воздуха и в который включаются наиболее распространенные вещества, не отражает специфические особенности загрязнения (имеем в виду функционирующие на территории производства);
У критериальная оценка загрязнения осуществляется без учета особенностей взаимного расположения селитебных и промышленных зон, а также метеопараметров, распространенных на территории;
У методы зонирования территорий по степени и характеру химического загрязнения требуют очень значительных в ременных и материальных затрат;
У отсутствует методика классификации и ранжирования стационарных источников выбросов по степени опасности для селитебных территорий;
У наблюдается сильная зависимость методов и результатов исследований от данных официальной отчетности предприятий;
У данные наблюдений позволяют отслеживать тенденции изменений общего состояния атмосферного воздуха, но поскольку они малопригодны для выявления источников загрязнения, то, следовательно, не предоставляют возможности оперативного управления качеством окружающей среды.
Таким образом, становится очевидной проблема разработки методических и критериальных подходов к решению комплекса задач по
ведению и внедрению экологического мониторинга стационарных источников выбросов и качества атмосферного воздуха зон их воздействия. Система контроля качества атмосферного воздуха в Ивановской области не отвечает современным требованиям, поскольку отсутствует научно обоснованный перечень контролируемых ингредиентов, а также эффективность проводимых мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух недостаточна. Поэтому исследование состояния качества атмосферного воздуха, необходимость создания научно-обоснованной системы мониторинга атмосферного воздуха и разработка методов эффективного контроля и повышения его качества на территории региона является насущной проблемой.
Научно-методический комплекс экологического мониторинга состояния качества атмосферного воздуха должен содержать средства отбора и обработки информации, ее систематизации, анализа, оценки, интерпретации и прогноза дальнейшего развития, а также средства поддержки принятия решений в реальном времени, т.е. доведение актуальной информации до органов регионального управления.
Список литературы
1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития: Учеб. Пособие. Москва: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 460 с.
2. ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест/АЦКЪ: http://snipov.net/c_4819_snip_106868.html (дата обращения: 20.10.2011).
3. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Ивановской области в 2011 г. (1-е издание). Иваново. 2012. 123 с.
4. О мерах по обеспечению экологической безопасности на территории Ивановской области. Распоряжение от 25 июня 2009 г. № 175-рп. Иваново, 2009. 19 с.
5. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» //URL: http://www.femida.i№fo/31/fzoav-g01.htm (дата обращения: 23.02.2012).
6. Яковенко Н.В. Техногенное воздействие на окружающую среду Ивановской области // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2009. № 2. С. 123-124.
References
1. Akimova T.A., Moseykin Y.N. Ekonomika ustoychivogo razvitiya [Economy of a sustainable development: Studies. Grant]. Moscow: JSC Ekonomika Publishing House, 2009. 460 p.
2. Predel'no dopustimye kontsentratsii (PDK) zagryaznyayushchikh veshchestv v atmosfernom vozdukhe naselennykh mest [Maximum allowable concentration (MPC) of pollutants in the air of populated areas]. http://snipov.net/c_4819_snip_106868.html (accessed, october 20, 2011).
3. Doklad o sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchey sredy Ivanovskoy oblasti v 2011 g [The report on a condition and on environmental protection of the Ivanovo area in 2011]. Ivanovo. 2012. 123 p.
4. O merakh po obespecheniyu ekologicheskoy bezopasnosti na territorii Ivanovskoy oblasti [About measures for ensuring ecological safety in the territory of the Ivanovo area]. The order from June 25, 2009 of №175. Ivanovo, 2009. 19 p.
5. Federal'nyy zakon ot 4 maya 1999 g. № 96-FZ «Ob okhrane atmosfernogo vozdukha» [The federal law from May 4, 1999 of № 96-FZ «About protection of atmospheric air»]. http://www.femida.i№fo/31/fzoav-g01.htm (accessed februar 23, 2012).
6. Yakovenko N.V. Tekhnogennoe vozdeystvie na okruzhayushchuyu sredu Ivanovskoy oblasti [Technogenic impact on environment of the Ivanovo area. Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk (Russkaya sektsiya), no. 2 (2009): 123-124.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Яковенко Наталия Владимировна, доцент кафедры географии и методики
обучения, кандидат географических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
Марков Дмитрий Сергеевич, доцент кафедры географии и методики
обучения, кандидат географических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Yakovenko Nataliya Vladimirovna, associate professor of geography and training technique, candidate of geographical sciences Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Markov Dmitriy Sergeevich, associate professor of geography and training technique, candidate of geographical sciences Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Кочуров Б.И., ведущий научный сотрудник, д.геогр.н., проф. ИГРАН