Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-ориентированные управленческие умения / управленческие действия магистров / проектное обучение в образовании / педагогическое сопровождение студентов / решение организационно-педагогических задач на рабочем месте / professional-oriented management skills / management actions of masters / project training in education / pedagogical support of students / solving organizational and pedagogical tasks in the workplace

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвин Сергей Николаевич, Адольф Владимир Николаевич

В представленной статье раскрываются теоретические предпосылки процесса формирования профессионально-ориентированных управленческих умений в вузе. Сформулирована актуальность научной проблемы, цель статьи. Выделены основания для выделения указанных умений будущих магистров и определен способ их формирования на основе организационно-педагогических условий. Представлена программа по реализации этих условий и основные результаты опытно-экспериментального исследования. Сделан вывод о достоверности предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвин Сергей Николаевич, Адольф Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED MANAGEMENT SKILLS OF FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This article reveals the theoretical background of the process of formation of professionally-oriented management skills in higher education. The relevance of the scientific problem and the purpose of the article are formulated. The reasons for the selection of these skills of future masters are highlighted and the method of their formation on the basis of organizational and pedagogical conditions is determined. The program for the implementation of these conditions and the main results of experimental research are presented. The conclusion is made about the reliability of the proposed method.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 37.08

Москвин Сергей Николаевич Moskvin Sergey Nikolaevich

ст. преподаватель sen. lect-r

Адольф Владимир Николаевич Adolf Vladimir Nikolaevich

д-р пед. наук, проф. doct. of ped., prof.

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

Krasnoyarsk state pedagogical University named after V.P. Astafiev

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

THEORETICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED MANAGEMENT SKILLS OF FUTURE

MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация: В представленной статье раскрываются теоретические предпосылки процесса формирования профессионально-ориентированных управленческих умений в вузе. Сформулирована актуальность научной проблемы, цель статьи. Выделены основания для выделения указанных умений будущих магистров и определен способ их формирования на основе организационно-педагогических условий. Представлена программа по реализации этих условий и основные результаты опытно-экспериментального исследования. Сделан вывод о достоверности предложенной методики.

Abstract: This article reveals the theoretical background of the process of formation of professionally-oriented management skills in higher education. The relevance of the scientific problem and the purpose of the article are formulated. The reasons for the selection of these skills of future masters are highlighted and the method of their formation on the basis of organizational and pedagogical conditions is determined. The program for the implementation of these conditions and the main results of experimental research are presented. The conclusion is made about the reliability of the proposed method.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований Ключевые слова: профессионально-ориентированные управленческие умения, управленческие действия магистров, проектное обучение в образовании, педагогическое сопровождение студентов, решение организационно-педагогических задач на рабочем месте.

Key words: professional-oriented management skills, management actions of masters, project training in education, pedagogical support of students, solving organizational and pedagogical tasks in the workplace.

Направления модернизации российского образования в современных социально-экономических условиях охватывают широкое поле задач. Одним из ключевых векторов его развития является формирование новых моделей управления образовательными организациями, обеспечивающих гуманизацию и демократизацию образования, совершенствование его качества, повышение конкурентоспособности образовательных организаций. Для решения этой проблемы возникает необходимость пересмотра роли педагога в деятельности организации общего образования. Предпосылками для этого служат:

формирование информационного общества, и как следствие, сокращение жизненного цикла знаний и технологий, при котором принцип lifelong learning -обучение на протяжении всей карьеры работников образования становится важным условием их успешной деятельности;

глобализация образования, доступность разнообразных образовательных платформ и диверсификация образовательных технологий, ведущих, с одной стороны, к расширению образовательных возможностей обучающихся, с другой, к размыванию целостности и идентичности методологии образования;

дифференциация образовательных программ, услуг и направлений формирует потребности в индивидуализированном образовании, уникальных образовательных запросах и применении индивидуальных образовательных траекторий;

вертикальная интеграция образовательных организаций по типу школа -университет - корпорация с созданием образовательных кластеров или сетевых моделей для реализации стратегии вовлечения и профильной подготовки лучших потенциальных специалистов и руководителей.

Международная научно-практическая конференция Такая переоценка роли педагога, структуры его деятельности и функций с включением в структуру его профессионального ядра управленческих умений позволяет ему не только управлять развитием личности обучающихся, но и активно участвовать в процессах управления развитием школы. Особенно остро проблема формирования управленческих умений стоит при подготовке магистров педагогического образования.

Необходимость формирования у них управленческих умений продиктована Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - Магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», в котором определено, что освоение программы дает право магистру решать организационно-управленческие задачи профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт «Педагог» определяет трудовые действия педагога, которые реализуют управленческие функции в таких терминах, как анализ, планирование, организация, регулирование, контроль и т. д.

Обозначенная проблема стала предметом широко обсуждения в педагогической науке. Ей посвящены исследования А.П. Беляевой, В.С. Безруковой, Г.Е. Зберовского, В.М. Кротова, Н.В. Кузминой, С.Е. Матушкиной, В.А. Поляковой, А.Д. Сазоновой, М.И. Скаткиной, В.Д. Симоненко, Н.А. Томиной, П.И. Черепановой и других. Мы признаем очевидную ценность представленных работ, однако несмотря на большое их разнообразие и объем, все же констатируем отсутствие единой позиции на исследуемую проблему авторов. Необходимо также отметить отсутствие разработанности механизмов формирования управленческих умений в теоретическом и практическом аспекте. Данные факты обусловили актуальность настоящего исследования.

Целью данной статьи является представление экспертному сообществу анализа и теоретических предпосылок по формированию профессионально-ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования в вузе.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований Проанализировав многочисленные исследования в области анализа управленческих умений, в том числе, работы Д.И. Антонова [], А.Д. Держании [] и Н.А. Кузминой [], обобщим сущность исследуемого вопроса. Профессионально-ориентированные управленческие умения магистров педагогического образования - это совокупность интегрированных осознанных действий личности, обусловленных усвоенными знаниями, опытом, имплицитными мыслительными механизмами, позволяющая осуществлять целенаправленную управленческую деятельность в образовательной сфере.

Сформированные профессионально-ориентированные управленческие умения используются в тесной связи между собой, позволяя усиливать их взаимное влияние в решении сложных вопросов управления образовательной деятельностью.

Основаниями для выделения управленческих умений будущих магистров педагогического образования в нашем исследовании стали:

трудовые действия педагога, взятые из профессионального стандарта «Педагог» [1], как основополагающего нормативно-правового документа, регламентирующего деятельность педагогов общего образования, однако не все, а относящиеся к сфере управленческой деятельности;

взгляды ряда современных исследователей о наиболее актуальных действиях современного магистра педагогического образования в сфере управления образовательной деятельностью школы (особенно стоит упомянуть работы Л.В. Стройкиной [163], А.Ю. Михайличенко и Н.Р. Нуриахметовой [96], С.Р. О.А. Михальковой и К.С. Марченко [97]);

мнения учредителей и руководителей образовательных организаций общего образования, определяющие наиболее важные действия преподавателей школы, имеющие степень магистра в сфере образования.

На основе исследования методом опроса педагогов, имеющих степень магистра педагогического образования и руководителей образовательных организаций, были выявлены наиболее актуальные управленческие действия современного педагога. Они представлены в таблице 1.

Международная научно-практическая конференция Профессионально-ориентированных характер управленческих умений определяется их соответствием следящим принципам:

ориентацией умений на результативную практическую деятельность в образовательной организации общего образования в соответствии с требованием современных условий и вызовов образования;

совокупность умений на только делает субъекта профессионально состоятельным, но и позволяет определять ясные ориентиры личностно-профессионального развития в реализации данной стратегии.

Далее нами была раскрыта педагогическая сущность вузовской подготовки будущих магистров в контексте формирования профессионально-ориентированных управленческих умений. Было установлено, что их формирование возможно за счет организационно-педагогических условий.

Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования данных умений:

Обогащение содержания образования средствами проектного обучения в сфере управления образовательной деятельностью.

Педагогическое сопровождение студентов магистратуры в процессе проектного обучения.

Активизация освоения управленческих действий посредством решения организационно-педагогических задач на рабочем месте.

Таблица 1. Состав и содержание профессионально-ориентированных

управленческих умений магистров педагогического образования

Профессионально-ориентированные управленческие умения Перечень действий, раскрывающих содержание умения

Умение системного стратегического моделирования Выявляет потенциал развития объектов образовательной деятельности Прогнозирует стратегические направления развития объектов образовательной деятельности Ставит образовательные цели и определяет приоритеты Моделирует объекты образовательной деятельности Разрабатывает программы и проекты развития объектов образовательной деятельности Осуществляет мониторинг изменения объектов образовательной деятельности и корректирует их

Проектно-командное умение Привлекает к проектной и исследовательской деятельности представителей педагогического коллектива с формированием временных команд Использует эффективные приемы коммуникации и стратегии взаимодействия в командной работе

Креативно-инновационное умение Осуществляет поиск и реализацию инновационных педагогических идей, технологий, моделей образования в условиях постоянных изменений, многозадачности, противостояния стрессовым факторам, конструктивно преодолевать состояние эмоционального выгорания Использует творческий подход и инициативу при проектировании и осуществлении образовательной деятельности

Рефлексивно-аналитическое умение Проводит комплексный анализ объектов образовательной деятельности Осуществляет рефлексию собственной профессиональной деятельности, выявляет существующие проблемы и препятствия Разрабатывает и реализует направления личностного и профессионального развития

Оно раскрывается через содействие проектной деятельности студентов мотивационно-целевыми, коммуникативными, информационно-методическими, конструирующими, рефлексивно-корректирующими компонентами.

Активизация освоения управленческих действий посредством решения организационно-педагогических задач на рабочем месте. Условие реализуется путем использования средств активизации освоения управленческих действий в ходе выполнения организационно-педагогических задач на рабочем месте.

Международная научно-практическая конференция

Анализируя данные организационно-педагогические условия, мы пришли к выводу, что их реализация должна происходить в форме программы (рисунок 1). Программа имеет комплексный характер, то есть позволяет реализовать совокупность условий в их взаимосвязи, а также с учетом методологических, учебно-воспитательных, методических и оценочно-диагностических аспектов формирования профессионально-ориентированных управленческих умений.

В ходе проведения экспериментального исследования доказана результативность процесса формирования профессионально-ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования и обеспечивающих ее организационно-педагогических условий (доля будущих магистров у которых профессионально-ориентированные управленческие умения сформированы: при проведении входной диагностики в экспериментальной и контрольной группах - по 25,00%; при проведении итоговой диагностики в экспериментальной группе - 90,91%, в контрольной группе - 41,67%).

Таким образом, полученные результаты в ходе опытно-экспериментальной работы в полной мере доказали достоверность предложенных профессионально-ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования и методов их формирования.

Результаты представленной работы открывают возможности для дальнейшей работы исследователей педагогических вузов в сфере поиска путей совершенствования профессиональной деятельности педагогов в условиях современного образования.

Таблица 2. Программа формирования профессионально-ориентированных

управленческих умений

Смысловой блок

Цель: Формирование профессионально-ориентированных управленческих умений будущих магистров

педагогического образования

Методологические подходы: гуманистический, системный, деятельностный, компетентностный

Профессионально-ориентированные управленческие умения

Умение системного стратегического моделирования

Проектно-командное умение

Креативно-инновационное умение

Рефлексивно-аналитическое умение

Организационно-содержательный блок

« к

к и

в П о

§ § I

а и й

¿а |

о ю я

к о о

к

аз „

к

2 3 еи он ре

5 I I

рт С Я Г- ^ аз

5 й Й ед ре ел

р ф те

о о к

Содержание проектного обучения

Понятие, содержание и инструменты проектной деятельности Методы и стратегии эффективной коммуникации Комплексный анализ образовательной деятельности Системное стратегическое управление объектом образования Освоение методов поиска инновационных педагогических идей, содержания, технологий

Методы учебной проектной деятельности

Метод проектов, проблемный метод, метод конкретных ситуаций

^ м

я В р ке

8 Я

зг к

£ |

о 2

Ь га

га зг

^ >-,

« ю

Цель педагогического сопровождения

Создание благоприятной образовательной среды для осуществления учебной проектной деятельности будущих магистров в соответствии с заданным направлением формирования умений и учетом их индивидуальных особенностей

Компоненты педагогического сопровождения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностический, коммуникативно-целевой, информационно-методический, конструирующий, рефлексивно-корректирующий Методы педагогического сопровождения

Группового и индивидуального консультирования, стимулирования, ре-

в 8

к аз

И 3

Я В

а о,

о

К га

Я И 1

|| Р

5 <0 к

>-• о. В

§ 8 й иое

я о ^

и в к

8 5 £

о « Р

^ ^ ь о р а

е с

Я с с

5 =к о

8 5 я

я В й

н н о

¡=1 "

<

е ца

Организационно-педагогические задачи, выполняемые на рабочем месте

1. Проведение анализа управленческой системы образовательной организации

2. Организация и реализация проекта по решению организационно-образовательной проблемы в деятельности образовательной организации

3. Разработка и внедрение инновационной идеи в педагогической деятельности

4. Освоение новой управленческой функции Способы активизации

Критерии сформированное™ умений, раскрываемые че-

Личностно-мотивационный Когнитив- Деятельност-

Оценочно-результативный блок

Уровни: репродуктивный, продуктивный, творческий

Результат: сформированные профессионально-ориентированные управленческие умения магистров

Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru /uploadfiles/ profstandart/ 01.00.pdf.

2. Антонов, Ю.И. Сущность и виды управленческих умений / Ю.И. Антонов //Известия Волгоградского государственного технического университета, Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Выпуск 6. 2009 № 9 (57). С. 96-100.

3. Держания, А.Д. Формирование организационно-управленческих умений студентов технических специальностей профессионального колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Д. Держания. Астрахань: [б. и.], 2010. - 24 с.

4. Кузмина, Н.А. Формирование профессионально-ориентированных умений студентов - будущих специалистов в условиях сетевого взаимодействия: Дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Кузмина; Хабаровск: [б. и.], 2015. 233 с.

5. Стройкина Л.В. Понятие «организованно-управленческие задачи»: мнения авторов образовательных стандартов и ученых / Л.В. Стройкина // Проблемы современного образования. 2019. №2. С.136-144

6. Михайличенко, А.Ю. Проблемы формирования управленческой компетентности учителя сельской школы / А.Ю. Михайличенко, Н.Р. Нуриахметова // Вестник ТПГУ. 2011. №13 (115). С. 114-117.

7. Михалькова О.А. Формирование умений и навыков управленческой деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей / О.А. Михалькова, К.С. Марченко // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 70-73; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5629.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.