Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологические ценности / преемственность / учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность учащихся. / environmental values / continuity / educational / cognitive and educational-practical activities of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусираликызы Ажар, Рысбаева Галия Алтынбековна

в статье показано, что необходимость формирования экологических ценностей, учащихся проявляется наиболее актуально при изучении курса «Общая биология». Особенности содержания данного курса позволяют осуществить преемственность с предшествующими курсами биологии («Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»), с другими учебными предметами (химия, география, экология), что позволяет выявить взаимосвязь общечеловеческих и экологических ценностей с общебиологическими, фундаментальными, духовными, нравственными ценностями, выйти на новый уровень формирования ценностей личности в условиях преемственности и этапности процесса формирования при взаимодействии обучающей, воспитывающей деятельности учителя и учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусираликызы Ажар, Рысбаева Галия Алтынбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL VALUES OF STUDENTS

the article shows that the need for the formation of environmental values of students is most relevant when studying the course "General Biology". The features of the content of this course allow us to carry out continuity with previous biology courses ("Plants", "Animals", "Man and his health"), with other academic subjects (chemistry, geography, ecology), which allows us to identify the relationship of universal and ecological values with general biological, fundamental, spiritual, moral values, to reach a new level of formation of personal values in the context of continuity and phasing of the formation process in the interaction of the teaching, educational activities of the teacher and educational, cognitive and educational-practical activities of students.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Мусираликызы А.1, Рысбаева Г.А.2

Мусираликызы Ажар - магистрант, 2Рысбаева Галия Алтынбековна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии,

Южно-Казахстанского педагогического университета им. У. Жанибекова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье показано, что необходимость формирования экологических ценностей, учащихся проявляется наиболее актуально при изучении курса «Общая биология». Особенности содержания данного курса позволяют осуществить преемственность с предшествующими курсами биологии («Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»), с другими учебными предметами (химия, география, экология), что позволяет выявить взаимосвязь общечеловеческих и экологических ценностей с общебиологическими, фундаментальными, духовными, нравственными ценностями, выйти на новый уровень формирования ценностей личности в условиях преемственности и этапности процесса формирования при взаимодействии обучающей, воспитывающей деятельности учителя и учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся.

Ключевые слова: экологические ценности, преемственность, учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность учащихся.

THEORETICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL

VALUES OF STUDENTS Musiralikyzy A.1, Rysbayeva G.A.2

1Musiralikyzy Azhar - undergraduate, 2Rysbayeva Galiya Altynbekovna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF BIOLOGY, U. ZHANIBEKOV SOUTH KAZAKHSTAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SHYMKENT, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article shows that the need for the formation of environmental values of students is most relevant when studying the course "General Biology". The features of the content of this course allow us to carry out continuity with previous biology courses ("Plants", "Animals", "Man and his health"), with other academic subjects (chemistry, geography, ecology), which allows us to identify the relationship of universal and ecological values with general biological, fundamental, spiritual, moral values, to reach a new level offormation of personal values in the context of continuity and phasing of the formation process in the interaction of the teaching, educational activities of the teacher and educational, cognitive and educational-practical activities of students.

Keywords: environmental values, continuity, educational, cognitive and educational-practical activities of students.

УДК 372.8

На основе анализа и синтеза философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования выявлено, что каждая группа ценностей, выделяемая по содержательной направленности, организована в систему, в различных науках систематизированы ценности, регулирующие отношения человека к природной среде, природопользованию и побуждающие индивида к экологической деятельности. Экологические ценности необходимо рассматривать в единстве с общечеловеческими ценностями, так как некоторые элементы системы экологических ценностей имеют двойственную природу, распространяющую свое влияние и менталитет в системе общечеловеческих ценностей.

Исследование содержания биологического и экологического образования, литературных источников по проблеме формирования экологических ценностей, результатов исследований позволило уточнить понятие «экологические ценности», которое нами определено как подструктура общей системы человеческих ценностей, отражающая ориентацию человека на экологическую целесообразность и субъектное восприятие природы, характеризующее индивидуальный образ идеального состояния отношений в системе «человек -общество - природа»; являющаяся компонентом экологической культуры, влияющая на экологически оптимальное поведение личности и направленная на решение экологических и общечеловеческих проблем.

Установлено, что формированию ценностного компонента содержания биолого-экологического образования уделялось большое внимание на различных этапах развития образования в условиях общеобразовательной школы. Основными направлениями исследований в методике обучения биологии по данной проблеме являются: формирование экологической культуры, эмоционально-ценностного отношения к природе, экологических ценностных ориентации, эколого-гуманистических понятий и научно-методическое обеспечение

данных процессов. Вместе с тем выявлено, что экологические ценности как цель, компонент содержания биологического образования, целостные и комплексные методики их формирования недостаточно представлены в соответствии с современными требованиями к уровню био лого-экологической образованности школьников. Не определена эффективность применения интерактивных форм, методов обучения в целях формирования экологических ценностей учащихся при изучении курса «Общая биология».

На основе анализа исследований по формированию ценностей и ценностных ориентации учащихся выявлены психолого-педагогические закономерности формирования экологических ценностей: целенаправленное воздействие специально организованного процесса воспитания и обучения; эмоционально насыщенный характер деятельности; осуществление субъектом ценностно-ориентационной деятельности; соединение познавательной деятельности и общения участников образовательного процесса; ориентация на возрастные особенности школьников, потребности, мотивы и стимулы, личностно значимые для учащихся; ориентация на механизмы усвоения ценностей (поиск - оценка - выбор - проекция); специфическими особенностями формирования экологических ценностей является субъектификация природных объектов, высокий уровень противоречивости между заявляемыми ценностями и ценностями, проявляемыми в поведении.

В процессе исследования установлено, что старший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом развития для формирования экологических ценностей. В этом возрасте происходит оформление структуры ценностных ориентаций. Он является педагогически важным и сложным этапом развития отношения школьников к природе. Поэтому междисциплинарный подход к формированию экологических ценностей является стратегией научного обоснования методики и вносит тактические предпосылки изменения в сознании учащегося, в осознании важности коэволюции человека и природы.

На основе содержания учебного материала курса «Общая биология», с учетом взаимосвязи формируемых экологических ценностей, нами определены научно-методические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологических ценностей.

Данные условия включают:

- организационно-предметные условия, обеспечивающие целенаправленное планирование содержания процесса формирования экологических ценностей с целью актуализации усвоения экологических ценностей в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей;

- процессуальные условия, направленные на осуществление учебно- воспитательного процесса с учетом этапности формирования ценностей, отбор и использование рациональных способов формирования экологических ценностей учащихся, активизирующих во взаимосвязи эмоционально- чувственную сферу личности учащихся и личностно-деятельностного воздействия их на отношение, понимание, развитие системы экологических ценностей, перенос на реальную окружающую действительность.

Исследование позволило определить вывод о том, что усвоению экологических ценностей способствует взаимосвязь традиционных методов обучения с использованием интерактивных методов обучения, которые позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, особенности потребностно-мотивационной сферы личности старшеклассника, эффективно включать учащихся в межличностное взаимодействие по обмену ценностями и природоохранную деятельность, а также обеспечивают механизмы усвоения экологических ценностей.

Список литературы /References

1. Глазычев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. -

М.: Современный писатель, 1998. - 432 с.

2. Груздева Н.В. Культура мира как система ценностей для устойчивого развития общества // Экология и

образования. - 2001. - № 1-2. - С. 7 - 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.