Научная статья на тему 'Теоретические положения регионального товарного рынка'

Теоретические положения регионального товарного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1058
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / РЫНОК УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силин Яков Петрович, Чумаков Александр Иванович

Рассматриваются теоретические положения товарного и регионального рынков. Представлена система рынков в сфере обмена воспроизводственного цикла, основанная на методологии системы национальных счетов. Исследование позволило уточнить определение товарного и регионального рынков и определить взаимосвязь рынка продуктов промежуточного и конечного потребления с рынками товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические положения регионального товарного рынка»

© Силин Я. П., Чумаков А. И., 2009

Доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя Правительства

СИЛИН Яков Петрович

Правительство Пермского края

614006, РФ, г. Пермь, ул. Куйбышева, 14 Контактный телефон: (342) 217-74-48 e-mail: [email protected]

ЧуМАКОВ Александр Иванович

Ассистент кафедры экономики сферы услуг

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 373-43-67 e-mail: [email protected]

Теоретические положения регионального товарного рынка

Ключевые слова: товарный рынок; региональный товарный рынок; воспроизводственный процесс; рынок услуг.

Аннотация. Рассматриваются теоретические положения товарного и регионального рынков. Представлена система рынков в сфере обмена воспроизводственного цикла, основанная на методологии системы национальных счетов. Исследование позволило уточнить определение товарного и регионального рынков и определить взаимосвязь рынка продуктов промежуточного и конечного потребления с рынками товаров и услуг.

С целью ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации в 1991 г. был введен в действие Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1, впервые на законодательном уровне давший определение понятию «товарный рынок».

Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами [4]. Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 в Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. внесены значительные изменения. Отныне в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (с изм. от 8 ноября 2008 г.) понятие «товарный рынок» трактуется как «сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами».

Проблема регулирования функционирования и развития товарных рынков в Российской Федерации в новых рыночных условиях впервые была обозначена в Законе РСФСР № 948-1 в 1991 г. В 1996 г. были предложены новые мероприятия для ее решения в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской

Федерации [1]. Актуальность проблемы обуславливалась тем, что рыночные преобразования привели к уничтожению существовавших производственных и хозяйственных связей между отраслями экономики, регионами, хозяйствующими субъектами. В результате товарообменные операции наряду с неплатежами, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров и ограниченным платежеспособным спросом большей части потребителей стали одним из узких звеньев процесса воспроизводства. Иными словами, проблема приобрела общегосударственные масштабы, и, значит, появилась необходимость непосредственного участия государства в ее решении.

В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. [1] товарные рынки рассматривались как система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Многие исследователи, занимающиеся вопросами рынка или торговли (И. К. Белявский, Л. А. Данченок, А. В. Зырянов, Г. Д. Кулагина, О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина, Т. И. Николаева, Ф. П. Половцева, Б. И. Пугинский и др.), оперируют понятием «товарный рынок».

Для специалистов таких отраслей науки, как маркетинг, мировая экономика характерно отождествление товарного рынка прежде всего с конкретным видом товара. Например, Ф. Котлер в структуре современной экономики выделяет пять основных рынков: рынок государства, рынок ресурсов, рынок производителей, рынок посредников, рынок потребителей. В качестве примера товарного рынка Ф. Котлер приводит рынок покупателей диетических продуктов, рынок покупателей обуви [11. С. 34-35]. Давая определение товарному рынку, А. Н. Романов за основу классификации принимает материально-вещественную форму товара, различая ее по уровням детализации: «Товарный рынок - сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера» [12. С. 58]. В. В. Поляков и Р. К. Щенин отмечают, что «крупнейшими товарными рынками являются рынок машин и транспортного оборудования, рынок минерального топлива, рынок черных и цветных металлов [13. С. 514]».

Распространенность «товарного признака» как наиболее часто употребляемого в качестве классификационного признака товарных рынков даже среди специалистов торговли подтверждает работа А. В. Зырянова [10. С. 32]. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» [5] также определяет товарный рынок как рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам, и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

На наш взгляд, отождествление товарного рынка с конкретным видом товара не совсем верно, так как рынок как экономическое понятие предполагает наличие не только объекта (в данном случае товара), но и субъектов, осуществляющих определенные действия. Причем товар, по мнению Н. Р. Егоровой и Т. И. Николаевой [6], должен рассматриваться неотделимо от услуг торговли.

Как справедливо отмечают Н. Р. Егорова и Т. И. Николаева, «рынок - это сложная социально-экономическая категория, сущность которой раскрывается через различные аспекты ее проявления» [6. С. 5]. Поэтому для раскрытия понятия и сущности товарного рынка был использован аналитический, сравнительный подход с выделением, по мнению авторов настоящей работы, следующих главных составляющих: место товарного рынка в воспроизводственном процессе; субъект товарного рынка; объект товарного рынка; форма взаимодействия субъекта и объекта; цель функционирования товарного рынка; составляющие товарного рынка.

Таким образом, товарный рынок - сфера обмена, которая включает систему рынков товаров и/или услуг, обеспечивающую взаимодействие между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем) с целью удовлетворения их потребностей.

В отличие от существующих определений представленное авторами имеет следующие особенности:

• использован субъектно-объектный подход и методология, включающая такие элементы, как форма субъектно-объектного взаимодействия, целевая функция и составляющие товарного рынка, что определяет место товарного рынка в производственном процессе;

• для обозначения формы взаимодействия субъекта и объекта использован термин «обмен», что объединяет все обозначенные в авторских определениях формы взаимодействия (купля-продажа, товарообмен, товарно-денежные операции);

• целевая функция существования товарного рынка обозначена как рациональное обращение товаров и услуг, предложение средств производства или потребительских товаров, реализация товаров, что определяет удовлетворение как материальных, так и нематериальных потребностей продавца (производителя) и покупателя (потребителя). При этом следует подчеркнуть, что существующие определения не учитывают, что не всегда продавец является производителем, а покупатель - конечным потребителем;

• использован расширительный перечень элементов товарного рынка, включающих не только совокупность рынков товаров и услуг, но и систему их взаимодействия.

Кроме того, определение лишено излишней детализированности, что позволяет понять сущность и содержание товарного рынка.

Для эффективного выполнения своих функций товарный рынок должен характеризоваться следующими признаками: потенциал, привлекательность, доступность, стабильность [6. С. 7].

Авторы определяют товарный рынок как стадию обмена, циклически взаимосвязанную с другими стадиями процесса воспроизводства, осуществляемую через систему рынков товаров и/или услуг.

На рисунке отражена система рынков в сфере обмена. Торговля осуществляется посредством обмена, поэтому представляет собой неотъемлемый этап воспроизводственного цикла.

С одной стороны, основываясь на методологии системы национальных счетов [2, 3, 7], всю совокупность рынков можно объединить в две группы: рынок продуктов промежуточного потребления и рынок продуктов конечного потребления, каждый из которых в свою очередь подразделяется на рынок товаров и рынок услуг.

С другой стороны, как рынок товаров, так и рынок услуг включают две составляющие: товары (услуги) промежуточного и конечного потребления, при этом, согласно определению, предложенному авторами, совокупность этих рынков формирует товарный рынок.

Представленная авторами система взаимосвязи рынков учитывает:

• теорию процесса воспроизводства, определяя место торговли и товарного рынка как составляющих стадии обмена;

• методологию системы национальных счетов с выделением понятий «промежуточное потребление» и «конечное потребление»;

• взаимообусловленность рынков товаров и услуг как составляющих товарного рынка, предполагая, что в качестве продавца может выступать не только производитель, а в качестве покупателя - не только конечный потребитель.

Возможность обмена определяется наличием рынка продуктов промежуточного потребления и рынка продуктов конечного потребления. Данный подход заложен в основу исследования межрегионального товарообмена.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Система рынков в сфере обмена воспроизводственного цикла

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Основным принципом, определяющим региональный товарный рынок, Т. И. Николаева называет географические границы: «Национальный (федеральный) товарный рынок определяется территорией России; региональный - республикой, областью, краем и др.; местный (локальный) - территорией нескольких административных районов, города, района города, отдельного населенного пункта и другими территориями, на которых экономически целесообразно продавать и приобретать определенный вид товара» [14. С. 145].

С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов, А. Г. Цыганов [9. С. 21], основываясь на определении товарного рынка, данного Законом РСФСР № 948-1, утверждают, что границы товарного рынка обусловлены не только географическими (природными) условиями, но и экономическими, технологическими, административными условиями, ограничивающими возможность покупателей приобрести товар в рамках определенной территории. Выход за пределы этой территории существенно повышает издержки покупателей, связанные с приобретением товара. Экономические, технологические, административные барьеры ограничивают возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории [9. С. 27].

Наиболее структурированный подход к определению факторов, влияющих на формирование регионального товарного рынка, предлагают В. Г. Игнатов и В. И. Бутов. Они выделяют шесть групп таких факторов: природно-географические, экономические, технологические, национально-административные, организационно-экономические, политические и исторические [8. С. 226].

Региональные различия территориальных рынков бывают обусловлены социально-экономической политикой территориальных и местных органов управления, производством и качеством товаров, насыщенностью рынка, уровнем и соотношением цен на них, темпами роста денежных доходов и размерами денежных сбережений населения, природно-климатическими условиями. Территориальное разделение труда, с одной стороны, усложняет формирование регионального рынка, а с другой - способствует налаживанию хозяйственных связей на основе эквивалентного обмена товарами между территориями.

Формирование регионального товарного рынка на определенной территории обусловлено единством системы производительных сил и производственных отношений, экономических, хозяйственных, социальных связей [14. С. 145].

В целом, как отмечают С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов, А. Г. Цыганов, при определении географических границ рынка необходимо учесть следующие факторы [9. С. 27]:

• возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок;

• возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок;

• сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

Таким образом, большинство исследователей связывают региональный товарный рынок с определенной территорией, но установить границы этой территории на основании предлагаемых определений достаточно сложно.

Для того чтобы дать собственную авторскую трактовку регионального товарного рынка, обратимся к понятию «региональный рынок».

Теорией региональной экономики накоплен богатый опыт и знания. В данном направлении ведут свои исследования Е. Г. Анимица, А. Г. Гранберг, Н. Н. Некрасов, А. С. Новоселов, Р. И. Шнипер и др.

Региональный рынок как экономическое понятие базируется на:

• определенных границах;

• общих условиях самостоятельной экономической деятельности (воспроизводственная основа: производство, распределение, обмен, потребление);

• общности экономических интересов в рамках границ (что определяет региональные особенности);

• внутренней и внешней открытости.

Региональный товарный рынок - это сфера обмена, которая включает открытую систему рынков, функционирующую в рамках общих условий и интересов в пределах определенных границ с целью обеспечения взаимодействия между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем) для удовлетворения их потребностей. Следовательно, границы регионального товарного рынка обозначаются административными барьерами и организационной доступностью со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления; транспортной и технологической доступностью со стороны производителя; транспортной (пешеходной) доступностью и платежеспособностью со стороны потребителя.

Товарный рынок, в нашем понимании, представляет собой часть воспроизводственного цикла - стадию обмена; завершается цикл производства потреблением. Добавление этой стадии к обмену олицетворяет переход товарного рынка к потребительскому.

Проведенное исследование показало, что региональный товарный рынок и региональный потребительский рынок взаимосвязаны между собой:

• являются частями воспроизводственного процесса, олицетворяют собой стадии, следующие друг за другом - обмен (товарный рынок) и потребление (потребительский рынок);

• с одной стороны, потребительский рынок формируется благодаря операциям, совершенным на товарном рынке; с другой стороны, региональный товарный рынок формируется с учетом потребностей и экономических возможностей регионального потребительского рынка;

• субъектами обоих рынков являются производители и потребители, но на товарном рынке потребителями могут выступать как домохозяйства, так и хозяйствующие единицы, использующие приобретаемый товар в производственных целях; а на потребительском рынке потребителями выступают домохозяйства, приобретающие товар для личного потребления.

Проведенное исследование позволило уточнить определения товарного и регионального товарного рынков и установить взаимосвязь рынка продуктов промежуточного и конечного потребления с рынками товаров и услуг с учетом воспроизводственного процесса и методологии системы национальных счетов.

Источники

1. Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. : постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 936 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации».

2. Методологические положения по статистике. М. : Логос, 1996. Вып. 1.

3. Методологические положения по статистике. М. : Логос, 2006. Вып. 5.

4. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. от 26 июля 2006 г.).

5. Торговля. Термины и определения : ГОСТ Р 51303-99 : принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст.

6. Егорова Н. Р., Николаева Т. И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

7. Иванов Ю. Н., Казаринова С. Е., Карасева Л. А. Основы национального счетоводства : учебник. М. : ИНФРА-М, 2005.

8. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д : МарТ, 1998.

9. Конкуренция и антимонопольное регулирование : учеб. пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. ; под ред. А. Г. Цыганова. М. : Логос, 1999.

10. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: учебник / под. общ. науч. ред. А. В. Зырянова. Екатеринбург, 2001.

11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. СПб. : Питер, 2005.

12. Маркетинг : учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. ; под ред. А. Н. Романова. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

13. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / под общ. ред. В. В. Полякова и Р. К. Щенина. М. : КНОРУС, 2005.

14. Николаева Т. И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.