Зкратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 6. С. 975-980 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 975-980
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Теоретические подходы к учебному пособию «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси
Павлов Д. Н., Цветкова О. Ю.
Аннотация. Цель исследования - объяснить необходимость применения учебного пособия «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси, населяющих территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в образовательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств, колледжей культуры и искусств. В статье раскрыта сущность этноинтонаци-онного слуха и представлен комплексный анализ музыкального фольклора народов ханты и манси. Данный фольклор, составляющий основу учебного пособия «Сольфеджио», впервые вводится в практику преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла. Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и практически проверена технология развития этноинтонационного слуха обучающихся, этапам которой соответствуют разделы учебного пособия «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси, ориентированные на развитие чувства ритма, интонационного слуха, ладового мышления, освоение мелодики композиторского творчества по мотивам фольклора народов ханты и манси. В результате исследования представлено учебное пособие «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси при описании цели, задач и содержания разделов данного пособия.
EN
Theoretical Approaches to the Training Manual "Solfeggio" by the Material of the Khant and Mansi People's Musical Folklore
Pavlov D. N., Tsvetkova O. Y.
Abstract. The paper aims to explain the need to use the training manual "Solfeggio" by the material of the musical folklore of the Khant and Mansi people who inhabit the territory of the Khanty-Mansiysk Autonomous Region - Ugra in the educational process at musical schools for children and art schools, colleges of culture and art. The article reveals the nature of the ethno-intonational hearing and carries out the complex analysis of the Khant and Mansi people's folklore. This folklore which becomes a basis for the training manual "Solfeggio" is being put into practice in teaching musical-theoretical disciplines for the first time. The scientific originality of the research lies in the fact that it develops and tests the technology of development of the learners' ethno-intonational hearing with its stages corresponding to the sections of the training manual "Solfeggio" by the material of the musical folklore of the Khant and Mansi people focused on the sense of rhythm development, intonational hearing, modal thinking, mastering the melodics of the compositional works based on the Khant and Mansi people's folklore. As a result, the training manual "Solfeggio" by the material of the Khant and Mansi people's musical folklore has been presented, the goals, objectives and the contents of its sections have been described.
Введение
Актуальность темы исследования объясняется тем, что ведущими направлениями совершенствования системы российского образования, определенными в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.», является создание благоприятных условий для самореализации человека и свободного развития его творческих способностей, механизмов стимулирования профессионального и личностного развития подрастающего поколения. В ряде официальных документов, определяющих вектор развития государственной политики Российской Федерации в сфере культуры и образования (Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 г.», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.), указывается на необходимость реализации исторической
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210129
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирования российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации и т.д.
Самобытность культуры России является важнейшим фактором национального единства и солидарности, поэтому сегодня в социально-гуманитарном научном пространстве актуализируется проблема преемственности культуры, и одним из основных направлений развития образования является этнопедагогизация образовательного процесса (Кашина, 2012).
Согласно федеральным государственным требованиям дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, содержание образования обучающихся в детских музыкальных школах, школах искусств и колледжах культуры (по специальностям «Инструментальное исполнительство», «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство», «Сольное и хоровое народное пение», «Музыкальное звукооператорское мастерство» и др.) связано с овладением обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира и России. Это, в свою очередь, предполагает наличие знаний об особенностях национальных традиций и фольклорных истоков музыки, умений определять связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками и использовать лучшие образцы народного творчества для создания обработок, современных композиций на его основе.
В соответствии с требованиями государственной политики Российской Федерации в сфере культуры и искусства, связанных с этнопедагогизацией образовательного процесса, в музыкальном образовании актуальной является проблема развития этноинтонационного слуха у обучающихся посредством использования фольклора малочисленных народов России - хантов и манси, системы упражнений и творческих заданий, основанных на этом фольклоре. Данная проблема послужила причиной проведения авторского исследования и разработки соответственного учебного пособия. Отметим, что учебное пособие «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси является полностью завершенным авторами по своему содержанию и в настоящее время принято к публикации российским издательством, осуществляющим производство учебной литературы по музыкальным специальностям.
Для достижения обозначенной цели исследования необходимо решить ряд следующих задач:
- охарактеризовать сущность этноинтонационного слуха;
- охарактеризовать уникальность музыкального фольклора народов ханты и манси;
- определить цель и задачи, раскрыть содержание разделов учебного пособия «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси.
Для осмысления актуальности использования музыкального фольклора народов ханты и манси в качестве потенциального материала для развития музыкального слуха, творческих способностей у обучаемых в статье применяются следующие методы исследования: анализ нормативных актов и документов, анализ и обобщение научной литературы.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных авторов, посвященные интонационному строю музыки и музыкальному слуху, служащему смысловому прочтению музыкального текста (Б. В. Асафьев, И. И. Земцовский, Л. В. Шамина), труды, посвященные изучению этнической культуры народов ханты и манси (В. Н. Кулемзин, З. П. Соколова, В. И. Шесталов) и этнопедагогического потенциала музыкального фольклора и творческой самореализации обучающихся (Н.И. Кашина).
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленное в статье учебное пособие «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси может использоваться преподавателями для системного развития этноинтонационного слуха у обучающихся в соответствии с содержанием разделов учебного пособия, ориентированных на развитие чувства ритма, интонационного слуха, ладового мышления, на освоении мелодики композиторского творчества по мотивам фольклора народов ханты и манси. Для этого авторами учебного пособия предлагаются примеры музыкального фольклора, упражнения и творческие задания на создание, исполнение импровизаций и аккомпанементов по фольклорным материалам.
Сущность этноинтонационного слуха
Использование музыкального фольклора в преподавании дисциплин музыкально-теоретического цикла в школах и колледжах является целесообразным, поскольку у обучающихся расширяется запас музыкальных представлений, формируются этномузыкальное мышление и эстетический вкус, культурные ценности и т.д. Так, педагогический потенциал музыкального фольклора обусловлен его полифункциональностью - он реализует коммуникативную, нормативную, аксиологическую, эстетическую, социализирующую функции, функцию инкультурации (Кашина, 2011; Кашина, Москаленко, 2016). Кроме того, фольклор содержит в своих образах культурные ценности народа, являясь неисчерпаемым источником творчества для композиторов различных стран, эпох и стилевых направлений.
Коснемся теоретических положений исследователей музыкального искусства, музыкальной педагогики, рассматривавших в своих трудах проблемы интонационного строя музыки, функциональности музыкального слуха, служащего смысловому прочтению музыкального текста.
Согласно интонационному подходу и позициям теории интонации Б. В. Асафьева, музыка является искусством «интонируемого смысла», ведь в ее интонациях «свернута» та или иная музыкальная культура.
Музыкальный слух, по мнению ученого, направлен на художественно-смысловое прочтение музыки, чья эмоциональная природа позволяет через интонирование воссоздавать образную картину художественного мира (цит. по: Тарасову, 1996).
В рамках парадигмы этнослухового музыкознания известным музыковедом-фольклористом И. И. Зем-цовским (2002) введен в научный аппарат термин «этнослух», который, по его мнению, развивает и создает личность человека и делает музыку культурно значимой для социума (2002).
Об «этнографии слуха» в рамках парадигмы школьного музыкального образования писала в своих работах профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Л. В. Шамина. Этнографический слух, по ее мнению, является основой всей музыкальной деятельности, ключом к познанию всех музыкальных языков человечества, именно он открывает дорогу к восприятию других музыкальных культур (Шамина, 2004).
Современным ученым О. В. Пивницкой введено в научный оборот понятие «этноинтонационный слух». Согласно мнению ученого, это тот слух, который воспитывается на музыкально-слуховых представлениях, присущих конкретному этносу (Пивницкая, 2008).
Таким образом, учитывая вышеизложенные исследовательские позиции, можно сделать вывод, что этно-интонационный слух мыслится учеными в области музыкального искусства и музыкальной педагогики как способность личности полноценно воспринимать и оценивать народную музыку, поэтому этот слух является важным качеством для осуществления личностью творческой и профессиональной музыкальной деятельности, творческой самореализации в качестве музыканта-педагога, музыканта-исполнителя, музыковеда, композитора, звукорежиссера и др.
Уникальность музыкального фольклора народов ханты и манси
Для того чтобы охарактеризовать уникальность музыкального фольклора народов ханты и манси, коснемся образа их жизни, принципов их мышления и традиций, сложившихся под влиянием природных условий, их картины мира. Югорские народы ханты и манси - это малочисленные северные жители, принадлежащие уральской расе и относящиеся к угорской языковой группе. Они являются выходцами из степей Казахстана, лесостепей Западной Сибири и проживают на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Еще в глубокой древности аборигены Севера пришли к выводу, что земля, небо, реки и озера, снежные равнины хранят верховные божества - небесный бог Нуми-Торум и его посланники - духи. Деревья, птицы, животные, предметы быта наблюдают за всеми поступками человека, запоминая их. Согласно этим верованиям, человек должен подчиниться этому миру и глубоко почитать все окружение (Кулемзин, 1984). Смерть всегда служит началом жизни новых людей или явлений, бытие является обычной чередой различных состояний, а миры вселенной - верхний, средний и нижний, представляют собой круг бесконечных превращений (Кулемзин, Лукина, Молданов, Молданова, 2000; Соколова, 2009).
Эти верования послужили основным законом жизни югорских народов - ханты и манси, исторически привязанных к берегам рек и заболоченным лесам территории Приобья. В отличие от других северных народов, ханты и манси имеют развитую художественную культуру. Корни их музыкального фольклора, составляющего основу этнического мировосприятия, заключены в действительности жизни народов, связанной с бесконечными переездами, выслеживанием зверя или птицы, кропотливой домашней работой (Мархи-нин, 1993). Жизненные традиции обрели претворение в музыкальном творчестве, отражающем историческую правду об их жизни. С древности у этих народов шаман мог разговаривать с духами при помощи пения и бубна, исполняя фрагменты ритмизованной прозы. Сказителям и певцам применение ритмизации мелодий и текстов служило созданию подчеркнутой монотонности в их сочинениях (Шесталов, 2011). До сих пор многие шаманские, героические песни, сказания остались не зафиксированными. Сегодня удается обнаружить песни, напевы, наигрыши, танцевальные и хороводные темы, сохранившиеся в памяти некоторых представителей этих народов, услышанные ими от предков.
Народное музыкальное творчество ханты и манси отличается многожанровостью и включает наигрыши, музыку для танцев и хороводов, напевы, а также песни - эпические, календарные, трудовые, семейные, бытовые, лирические, любовные, именные, детские (колыбельные) и т.д.
Наиболее значимыми образами мировоззрения ханты и манси является животный мир - образы собаки, лося, лисы и т.д. Центральное место занимают священные символы языческого пантеона - медведь, являющийся хозяином леса и прародителем человека, а также ворона - вестник весны и перемен. Героем часто представлен и воспевается человек: мужчина - отец, оленевод, охотник, рыбак; женщина - невеста, мать, хозяйка, швея, рыбачка.
Несмотря на то, что музыкальные инструменты у северных народов встречаются достаточно редко, у ханты и манси имеется несколько видов струнных инструментов, среди которых: щипковые - мансийский сангквылтап и хантыйский нарс-юх. Они представляют собой трех-, пяти-, или семиструнную цитру (гусли). Есть и смычковые инструменты - нин-юх (с хантыйского - женское дерево), напоминающий однострунную или двухструнную скрипку, кугель-юх (с хантыйского - дерево-бегун), похожий на трехструнную скрипку. Именно на этих инструментах исполняются наигрыши, наигрыши-настройки, танцевальные и хороводные темы, представленные в качестве примеров для интонирования в учебном пособии «Сольфеджио», рассматриваемом в данной статье.
Музыка народов ханты и манси, как и русский фольклор, обладает свойством вариативности, имеет вариантное ритмическое и мелодическое развитие. Часто используется повтор первоначальной интонации,
мотива, фразы в новом ритмическом оформлении при относительной свободе в создании целостных мелодических линий. Формообразующими структурами выступают куплетно-вариационная и вариационная для вокальных и инструментальных замыслов, позволяющие разнообразить и динамизировать создаваемую в реально протекающем времени композицию.
В мелодике музыкального фольклора народов ханты и манси выявляются диатонические лады различного звукового состава: малообъемные - трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд; семиступенные - ионийский, эолийский, лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский; пентатоника - ангемитонная и гемитон-ная. Кроме того, ладовые структуры, сочетаясь друг с другом, служат самобытной выразительности народной мелодики. Воспроизведение народных сочинений их создателями и исполнителями нередко осуществляется с ускорением темпа, усилением динамики звучания, изменением тональности - зачастую ее повышением и т.д.
Следует сделать вывод, что уникальность музыкального фольклора народов ханты и манси состоит в его неразрывной связи с образом их жизни, с принципами их мышления и традициями, с мифологической картиной мира. Музыкальная культура народов ханты и манси является развитой, поскольку представлена: многими музыкальными жанрами - наигрышами, танцами, песнями и др.; разнообразным музыкальным инструментарием с темперированным строем звучания - щипковыми и смычковыми струнными инструментами; многообразием ритмических рисунков, связанных с импровизационной природой бытования народных музыкальных тем и ладовым колоритом, основанным на ладовых моделях различного звукового состава.
Цель и задачи, содержание разделов учебного пособия «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси
Целью предлагаемого учебного пособия «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси является развитие у обучающихся этноинтонационного слуха.
К задачам учебного пособия отнесены: развитие у обучающихся ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, навыков слухового анализа, навыков интонирования, умений сольфеджировать и читать с листа, а также и развитие творческих способностей, необходимых им для дальнейшей профессиональной деятельности в качестве музыканта-педагога, музыканта-исполнителя, аранжировщика, звукорежиссера, саунд-дизайнера, музыкального редактора и др. Отдельно укажем на задачу формирования интереса обучающихся к музыкальному фольклору, расширения их музыкального тезауруса.
Предлагаемое учебное пособие впервые затрагивает в практике преподавания музыкально-теоретических дисциплин освоение музыкального фольклора народов ханты и манси. Оно отличается стройностью и логичностью структуры и состоит из четырех разделов. Рассмотрим подробно их содержание.
Первый раздел учебного пособия «Развитие чувства ритма» направлен на развитие у обучающихся навыков, связанных с осознанным и точным воспроизведением различной продолжительности звуков и пауз в их соотношении и последовательности. Здесь приведены упражнения, предполагающие освоение различных ритмических групп, составляющих особенности ритмической организации фольклорной мелодики, служащие ощущению метра, акцентов, темпа. Далее предлагаются для интонирования примеры народных мелодий, в которых наиболее ярко отражены особенности ритмической организации мелодики фольклора народов ханты и манси. В завершении раздела приведены творческие задания на создание ритмических импровизаций на мелодии хантыйского и мансийского фольклора и их исполнение. Импровизировать можно как индивидуально, так и в парах с другими обучающимися группы, при исполнении мелодической линии голосом или на фортепиано, и при отстукивании ритма по крышке фортепиано или на ударном инструменте (бубне).
Второй раздел учебного пособия «Развитие интонационного слуха» служит развитию у обучающихся навыков, связанных с осознанным и точным воспроизведением различных по высоте звуков мелодии, при выявлении опорных и подчиненных звуков, находящихся в функциональных ладовых взаимосвязях. В данном разделе приведены интонационные упражнения, основанные на ладовых особенностях фольклорной мелодики народов ханты и манси, приведенные вне фиксированного ритма и в несложной ритмической организации, которые необходимо петь в различных тональностях, добиваясь точности интонирования. Затем следуют примеры народных мелодий, расположенные в порядке расширения звукового состава их ладовых моделей до сочетания нескольких ладовых структур. Здесь же авторами приведены творческие задания на создание и исполнение мелодических импровизаций по мелодическим моделям в виде начальных мотивов или фраз из примеров хантыйского и мансийского фольклора. Исходные модели следует разрабатывать до завершенных мелодий в форме периода в соответствии с музыкально-художественными образами, применяя различные приемы создания мелодики.
Третий раздел учебного пособия «Развитие ладового мышления» направлен на развитие у обучающихся навыков, связанных с осмысленным воспроизведением мелодии, при выявлении составляющих ее нескольких ладовых структур. В разделе размещены упражнения для становления ладового мышления, воспроизводящие особенности ладовой организации мелодики фольклора народов ханты и манси. Тексты упражнений даны вне фиксированного ритма и в несложной ритмической организации, что позволяет обучающимся сосредоточить внимание на их логическом разделении на составляющие ладовые структуры и дальнейшем объединении их в целостные конструкции при выявлении функциональных ладовых взаимосвязей опорных и подчиненных звуков. Далее приведены примеры народных мелодий, расположенные в порядке выделенных ритмических особенностей, подчеркивающих своеобразие основанной на сочетании различных ладовых структур мелодики. Завершают раздел творческие задания на создание сопровождения к мелодиям хантый-
ского и мансийского фольклора в жанре вокализа и исполнение завершенных вокальных миниатюр. Исполнение может осуществляться как индивидуально, так и в парах с другими обучающимися группы при пении мелодической линии и игре на фортепиано сопровождения.
Четвертый раздел учебного пособия «Освоение мелодики композиторского творчества по мотивам фольклора народов ханты и манси» нацелен на развитие у обучающихся навыков, связанных с осмысленным воспроизведением мелодических тем сочинений, созданных на основе хантыйского и мансийского народного музыкального творчества определенным композитором, при выявлении в самих темах ритмической, ладовой функциональности и жанровых признаков. В данном разделе приведены примеры мелодических тем сочинений В. Ипшановой, П. Кравцова, П. Кучкова, В. Меркушина, Ж. Металлиди, Д. Павлова, В. Панкова, Ю. Сысолятина, А. Терентьева, П. Чисталева, В. Шесталова, расположенные в порядке расширения звукового состава выявленных ладовых моделей до сочетания нескольких ладовых структур.
Можно сделать вывод, что отличительной особенностью учебного пособия «Сольфеджио» является то, что оно включает упражнения и творческие задания на основе музыкального фольклора народов ханты и манси и направлено на развитие у обучающихся музыкального слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, навыков интонирования, навыков импровизации и сочинения музыки в процессе актуализации, формирования и развития творческих способностей.
Заключение
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы. Во-первых, учитывая исследовательские позиции в области музыкального искусства и музыкальной педагогики мы пришли к убеждению, что сущность этноинтонационного слуха представляет собой способность полноценно воспринимать и оценивать музыку народного творчества, поэтому этот слух является важным качеством для осуществления личностью творческой и профессиональной музыкальной деятельности, в нашем случае будущими выпускниками школ и колледжей сферы культуры и искусств.
Во-вторых, уникальность музыкального фольклора народов ханты - свидетельство развитой музыкальной культуры этих народов, которая представлена различными музыкальными жанрами - наигрышами, танцами, песнями и др., разнообразным музыкальным инструментарием - щипковыми и смычковыми струнными инструментами, многообразием ритмических рисунков, связанных с импровизационной природой бытования народных музыкальных тем и ладовым колоритом, основанным на ладовых моделях различного звукового состава.
В-третьих, «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси является завершенным учебным пособием, имеющим собственные цель и задачи, системно разработанное содержание, а отличительной его особенностью являются упражнения и творческие задания на основе музыкального фольклора, что служит развитию у обучающихся музыкального слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, навыков интонирования, навыков импровизации и сочинения музыки в процессе актуализации, формирования и развития творческих способностей.
Таким образом, обозначенные во введении задачи выполнены и цель статьи достигнута: учебное пособие «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси, созданное исследователями-практиками Д. Н. Павловым и О. Ю. Цветковой, направленное на развитие этноинтонационного слуха обучающихся, актуально для применения в образовательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств, колледжей культуры и искусств.
Учебное пособие «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси вносит вклад в теорию и методику музыкального образования, поскольку затронутая тематика находится в русле тенденций его развития, что обозначено в документах, отражающих требования государственной политики в сфере культуры и искусства. Материал, представленный в учебном пособии, может быть полезен как обучающимся школ и колледжей культуры и искусств, так и студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, консерваторий, композиторам, поскольку музыкальный фольклор обладает мощным этнопедаго-гическим и творческим потенциалом.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы представляются в изучении фольклора и введении его в практику преподавания музыкально-теоретических дисциплин не только народов ханты и манси, составляющих обскую группу, но и других групп финно-угорских народов - прибалтийско-финской, саамской, волжско-финской, пермской и др.
Финансирование | Funding
RU
Публикация подготовлена в рамках гранта на реализацию проекта, способствующего сохранению, развитию, популяризации фольклора коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Название проекта: «Учебное пособие "Сольфеджио" на материале музыкального фольклора народов ханты и манси».
EN
The publication has been prepared as a part of a grant for project contributing to maintenance, development, popularization of the folklore of the native minorities in the North of Khanty-Mansiysk Autonomous Region - Ugra. The name of the project is "The training manual 'Solfeggio' by the material of the musical folklore of the Khant and Mansi people".
Источники | References
1. Земцовский И. И. Апология слуха // Музыкальная академия. 2002. № 1.
2. Кашина Н. И. Этнокультурный компонент на уроках музыки в современных казачьих учебных заведениях // Педагогика искусства. 2012 № 1.
3. Кашина Н. И. Этнопедагогический потенциал музыкального фольклора уральского (яицкого) казачества // Искусство и образование. 2011. № 2.
4. Кашина Н. И., Москаленко О. А. Модель освоения современной российской молодежью традиционных культурных и художественных ценностей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 3.
5. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984.
6. Кулемзин В. М., Лукина Н. В., Молданов Т. А., Молданова Т. А. Мифология хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000.
7. Мархинин В. В. Этнос в ситуации выбора будущего: по материалам социол. исслед. образа жизни хантов, ненцев, манси Нижневарт. р-на Ханты-Мансийс. авт. окр. Новосибирск: Наука, 1993.
8. Пивницкая О. В. Освоение школьниками национального песенного фольклора: на материале среднерусского региона: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2008.
9. Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2009.
10. Тарасов Г. С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5.
11. Шамина Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
12. Шесталов В. И. Музыкально-инструментальная традиция и драматургические особенности медвежьего праздника обских угров: автореф. дисс. ... к. иск. СПб., 2011.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Павлов Денис Николаевич1, к. пед. н. Цветкова Ольга Юрьевна2
1 2 Сургутский колледж русской культуры имени А. С. Знаменского
Pavlov Denis Nikolaevich1, PhD Tsvetkova Olga Yurievna2
1 2 Surgut College of Russian Culture named after A. S. Znamensky
1 pavlov-dns@yandex.ru, 2 olga.tsvetkova.1967@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 25.10.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.
Ключевые слова (keywords): сольфеджио; учебное пособие; музыкальный фольклор; народы ханты и манси; этноинтонационный слух; solfeggio; training manual; musical folklore; Khant and Mansi people; ethno-into-national hearing.