Степанов С.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются основные подходы российских и зарубежных авторов к проблеме организаторской компетентности. В условиях адаптации Российской Федерации к Болонскому процессу важное место на сегодняшний день занимает проблема формирования компетентностей разных уровней, и часто, как в случае с организаторской компетентностью, теоретические подходы могут быть представлены в разных отраслях науки. Междисциплинарный характер исследования ставит перед научным сообществом новые задачи. Социология, педагогика, управление и философия стали основными науками, на которых основано исследование в данной статье.
Ключевые слова. Организаторская компетентность, компетентности студентов, социальные технологии формирования компетентностей.
Stepanov S.A.
THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF ORGANIZATIONAL COMPETENCE
Abstract. The article examines and analyzes key approaches of Russian and foreign authors to the problem of organizational competence. In the conditions of Russian Federation entering and adapting to the Bologna process, the problem of forming competencies at different levels is an important issue and often, as in the case of organizational competence, theoretical approaches can be represented in different fields of science. The interdisciplinary nature of research poses new challenges for the scientific community. Sociology, pedagogy, management and philosophy are the main sciences forming the research basis for this article.
Keywords. Organizational competence, students competence, social technologies of formation of competences.
На сегодняшний день все более актуальным становится изучение рынка профессий и тесно связанного с ним рынка профессионального образования. Разработка профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, где одним из ключевых условий является соблюдение нормативных документов. С другой стороны, для привлечения выпускников необходимо развивать бренд университета, а также выстраивать инновационные образовательные технологии. Исследование именно управленческих кадров становится актуальным в связи с тем, что при выстраивании новых социальных и экономических институтов необходим эффективный менеджмент.
Эффективность современного менеджера, на наш взгляд, напрямую зависит от качества его подготовки в университете, дело не только в навыках и умениях, которые он получает. Ситуация усложня-
ГРНТИ 04.51.31 © Степанов С.А., 2017
Станислав Андреевич Степанов - аспирант кафедры социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 135 55 64. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.07.2017 г.
164
Степанов С.А.
ется тем, что сегодняшнему менеджеру нужны стратегическое видение и понимание ценности своей деятельности, которая проявляется в компетентностях различного порядка. В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития усиливается потребность в управленческих кадрах, не только имеющих достаточный запас профессиональных знаний и умений, но и способных качественно и своевременно организовывать производственные процессы, принимать научно обоснованные управленческие решения, руководить коллективом на уровне современных требований, подбирать исполнителей и распределять обязанности адекватно сложившейся ситуации, находить выход из конфликтных ситуаций.
Большинство российских ученых [1] утверждает, что само понятие «компетенция» было предложено только в 1965 году Ноэлем Хомским, причем применительно к теории языка и трансформационной грамматике. Он подчеркивал фундаментальное различие между знанием и пониманием языка (собственно «компетенцией») и использованием языка в конкретных ситуациях («компетентность») [2]. Часть российских авторов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев), в первую очередь те, которые работают в области психологии и педагогики, связывают формирование компетенций и воспроизводство знаний с субъективной деятельностью, которую выполняет обучающийся. Немаловажную роль в этом процессе имеет умение преподавателя, тьютора или научного руководителя правильно выстроить мотивационную составляющую обучающегося.
Если рассматривать данный феномен подробнее, то в данной точке зрения поднимается вопрос о роли воспитательной функции в образовательном процессе. В данном случае заложено формирование компетенций именно через мотивацию, т.е. в основу процесса заложены ценности и нормы, от которых отталкиваются преподаватель и обучающийся. А.Н. Леонтьев говорит о том, что образование на любом уровне передает не просто совокупность знаний или отдельных компетенций, а формирует профессиональное мышление и ценности, основу для будущей деятельности, что проявляется в умении не просто решать задачи, а разрабатывать их, искать альтернативы.
Важным моментом для будущего руководителя является постановка целей и задач перед собой и своим коллективом, а также выбор путей их достижения [3]. Такую точку зрения разделяют Л.С. Выготский [4] и С.Л. Рубинштейн [5], которые настаивают на личной и творческой инициативе личности в обществе, реализующихся в совокупности академических и практических знаний у личности. По мнению А.В. Хуторского [6], которое изложено в его работе «Компетентностный подход в обучении», ключевыми задачами образования становятся передача общекультурных и профессиональных компетенций, социализация, воспитание принципов самотворчества и самоактуализации.
Самотворчество, исходя из вышесказанного, обусловливает раскрытие перспективы собственного восполнения, превосходства, самоактуализации потенциальных возможностей, т.е. в спектре открытия возможных моделей свершения. Это значит, что в отношении личностного бытия можно говорить о бесконечности самотворчества, претворяющего свое раскрытие, обнаружение, усложнение, совершенствование. Т.е. это - свершающееся бытиё (нельзя говорить о нём как о застывшем, ставшем, уже-состоявшемся, сбывшемся и т.д.). Посредством интуитивно-образных способов отношения к другим раскрывается творчески-продуктивный потенциал творчества на различных этапах формирования личности.
В целом, за последние годы получили широкое распространение понятия компетенции и компетентности. Часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность» взаимосвязаны друг с другом, но, вместе с тем, имеют определённые отличия. Наши наблюдения показали, что авторы сегодня по-разному определяют понятие «компетенция» (от английского «competency»). Например, в стандарте менеджмента Великобритании NVQ предлагается следующее определение [7]: «Компетенции - это основные способности, определяющие поведение». Здесь можно говорить именно о профессиональных, общекультурных и универсальных компетенциях. С другой точки зрения, А.Я. Кибанов понимает под компетенцией «характеристики, необходимые для успешной деятельности; другими словами, - совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения» [8]. С.В. Шекшня, Н.Н. Ермошкин считают, что «компетенция представляет собой демонстрируемую способность сотрудника выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его производственное поведение. Компетенции являются не просто знаниями сотрудника, это знания, применимые и применяемые на практике» [9].
Компетенция является совокупностью взаимосвязанных качеств личности (навыков, умений, знаний, способов и видов деятельности, выполнения трудовых функций, ценностей), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Понятие «компетенция» мы встречаем в образовательных стандартах, это та совокупность знаний, навыков и умений к которой стремится студент, а вуз формирует не знания, умения и навыки (как это было ранее), а компетенции.
Л.И. Новикова выдвигает важную мысль о преобразовании воспитательного пространства, что также предполагает комплексное развитие материально-технической базы, финансового и юридического обеспечения образовательного процесса, развитие информационных и кадровых ресурсов. Новикова определяет «компетенцию - как единое интегративное состояние ЗУНов» [знаний, умений, навыков - примечание редактора]. Н.В. Кузьмина выделяет организаторскую компетенцию педагога, как основную (метадеятельность), наряду с гностической, проектировочной, конструктивной и коммуникативной.
Понятие «компетенция» имеет профессионально-технологическое значение, связанное с конкретной областью, в которой специалист будет себя применять, компетенция имеет четко обозначенные границы. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к процессу деятельности, а также определяет продуктивность и результат этой деятельности. Особое внимание обращается на наличие в различных видах компетентности категорий «способность» и «готовность», а также психологических аспектов качества личности, таких как «уверенность» и «ответственность». Из всего вышесказанного получается вывод, что компетентность - это совокупность теоретических знаний, практического опыта и психологических качеств личности менеджера.
В наиболее широком плане (латинское competentis - «принадлежность по праву») компетентность представляет собой круг вопросов, в котором человек обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о предмете его трудовой деятельности. В психологической энциклопедии компетентность определяется как «степень овладения нужными умениями и навыками» [10]. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [11].
На современном этапе развития науки различные подходы к понятию организаторской компетентности рассматривали зарубежные и отечественные авторы в рамках: социологии, философии, психологии, педагогики и менеджмента. Разработка общего подхода к пониманию данной проблемы, а также выработка общих рекомендаций по формированию организаторской компетентности является актуальным и необходимым элементом в процессе воспроизводства управленческих кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 17.04.2017).
2. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006.
3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
4. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 52-65.
5. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 101-108.
6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.
7. Dale M., Lies P. Assessing Managment Skills. Kogan Page, 1996.
8. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М.: Инфра-М., 2003.
9. Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернета. М.: Интел-синтез, 2002.
10. Гурьянова Н.В. Понятие языка, знания языка и овладения этим знанием в концепции языка и мышления Н. Хомского // Учён. зап. Ульянов. гос. ун-та. Ульяновск, 1999. Вып. 2. С. 182-191.
11. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. 1999. № 9. С. 10-15.