Научная статья на тему 'Теоретические подходы к проблемам модернизации регионального социально-экономического развития'

Теоретические подходы к проблемам модернизации регионального социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / REGIONAL ECONOMICS / REGIONAL ECONOMIC POLICY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахмурзов А. М.

В статье обобщаются теоретические основы осуществления заложенных в рыночной экономике перспектив посредством интеграции новых региональных экономик в систему мировых хозяйственных связей. Рассматриваются возможности формирования эффективного механизма государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to the problems of modernization of the regional socio-economic development

The theoretical foundations laid in the implementation of a market economy through the integration of new perspectives of regional economies into world economic relations are generalized in the article. Possibilities of forming an effective mechanism of public-private partnership are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к проблемам модернизации регионального социально-экономического развития»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ШАХМУРЗОВ А.М.,

аспирант, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, e-mail: Ahmed.shah@mail.ru

В статье обобщаются теоретические основы осуществления заложенных в рыночной экономике перспектив посредством интеграции новых региональных экономик в систему мировых хозяйственных связей. Рассматриваются возможности формирования эффективного механизма государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: региональная экономика; региональная экономическая политика; государственно-частное партнерство.

The theoretical foundations laid in the implementation of a market economy through the integration of new perspectives of regional economies into world economic relations are generalized in the article. Possibilities of forming an effective mechanism of public-private partnership are considered in the article.

Keywords: regional economics; regional economic policy; public-private partnership.

Коды классификатора JEL: R11.

Современные российские регионы все более превращаются в воспроизводственные структуры, осуществляющее на каждой территории политику, обусловленную не только интересами государства, но и интересами самих регионов. Процесс регионализации стал более многообразным и адаптируется к воздействиям специфических условий развития региона, включая природно-географические, производственные, хозяйственно-территориальные, нормативно-правовые, культурно-этнические, демографические, экологические и другие факторы. Кроме того, регионы как территориальные субъекты имеют строго определенное место в территориальном разделении труда, развиваются специфически с учетом природноклиматических характеристик, геологическими условиями, местоположением, сложившейся структурой производства, социальными условиями и т.д.

Исследования проблем развития региональной экономики зарубежными учеными-экономистами начались с середины прошлого столетия. Внимание исследователей главным образом концентрировалось на вопросах пространственного размещения производства, определения рыночных потенциалов регионов и возможностей их взаимодействия, функционирования сферы обращения и распределения товаров и услуг. Затем активно стали изучаться институциональные аспекты функционирования и развития региональных рынков, выработки и реализации региональной экономической политики. Большой след оставили сторонники кейнсианских подходов, которые достаточно продуктивно разрабатывали версии регионального мультипликатора, отражающего изменения дохода или занятости в результате роста какого-либо компонента региональных расходов. Широкое распространение получила версия мультипликатора базовых отраслей, отражающего увеличение общей занятости, возникающего в результате увеличения занятости в базовых отраслях региона на основании наличия постоянной связи между базовой и общей занятостью.

В отечественной экономической науке, как считается, основы современной теории региональной экономики были заложены в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Но при этом надо подчеркнуть, что основным результатом этих исследований было то, что схемы развития и размещения производительных сил стали, наряду с планированием, важнейшим инструментом народнохозяйственного управления.

В то же время, как отмечают современные исследователи, в рамках народнохозяйственного планирования были допущены существенные ошибки в региональном развитии. Чрезмерное количество основных фондов было сосредоточено в дальних от границ страны регионах, а огромные окраины остались недофинансированными.

С позиций перспектив регионального воспроизводства экономический рост, если он приобретет устойчивый характер, должен стать основой преодоления кризисных тенденций и обретения нового ка-

© А.М. Шахмурзов, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

чества. Экономический рост стал той реальной предпосылкой, которую ученые и специалисты начали рассматривать в качестве фактора перехода к новому этапу реформирования и постановке новых целей общественного и экономического развития.

Одной из главных предпосылок практического осуществления заложенных в рыночной экономике перспектив является интеграция новых региональных экономик в систему мировых хозяйственных связей. Надо сказать, что на этот аспект экономическая наука обращает достаточно пристальное внимание. В качестве главной проблемы в этом контексте стала проблема соотношения общего и особенного в развитии мирохозяйственных связей. Мера особенного и мера общего — главный дискуссионный вопрос любой модели социально-экономического развития. Но одно практически нигде не оспаривается — это взаимосвязь интеграционных и инвестиционных процессов.

Кроме того, тенденции воспроизводства объективно обуславливают повышенную потребность регионов во внешних инвестициях, без привлечения которых становится уже невозможным сам опережающий посткризисный экономический рост.

Определяя стратегию экономического роста надо обратить внимание еще на ряд теоретических положений, относящихся к проблемам развивающихся экономик. Это становится необходимым потому, что в предшествующем параграфе нами было показано, что ситуация в региональной экономике северокавказских республик не укладывается в традиции наиболее распространенных концепций развитых стран мира.

Подобные теории обычно условно группируют на два класса. Во-первых, это доктрины представителей научного сообщества развитых стран, описывающие ситуацию в развивающихся странах. Во-вторых, это теории, непосредственно сформировавшиеся в развивающихся странах. На наш взгляд, ряд положений этих теорий нам учитывать на ближайшую перспективу просто необходимо [1].

С теоретической точки зрения ученые развитых стран достаточно долгое время весьма оптимистично оценивали возможности применения неоклассической и неокейнсианской теории для создания концепций развития освободившихся стран. В первые послевоенные годы считалось, что достаточно ввести дополнительные предпосылки и некоторые коэффициенты в традиционные модели, чтобы адекватно описать ситуацию, сложившуюся на периферии капиталистического мира, поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые державы.

Как известно, большое влияние на становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к «самоподдерживающемуся росту», выдвинутая американским ученым Уолтом Ростоу. Ее основная идея заключалась в обосновании перехода от традиционного общества к современному обществу западного типа через несколько стадий роста.

Для традиционного общества, считает Ростоу, характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно. Вторая стадия является переходной. В этот период происходят существенные изменения в трех непромышленных сферах: сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле. Третья стадия охватывает сравнительно небольшой промежуток времени: два-три десятилетия. В это время растут темпы капиталовложений, заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей (лидирующее звено) и лишь позднее распространяется на всю экономику в целом.

Для того чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимо, во-первых, резкое увеличение доли производственных инвестиций (с 5% до, как минимум, 10%) в национальном доходе; во-вторых, стремительное развитие одного либо нескольких секторов промышленности и, наконец, в-третьих, победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества. Возникновение новой институциональной структуры должно обеспечить, по мысли У. Ростоу, распространение первоначального импульса роста на всю экономическую систему путем мобилизации капитала из внутренних источников, реинвестиции прибылей и т.д.

Период движения и зрелости характеризуется У. Ростоу как длительный этап технического прогресса: развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда, руководство промышленностью сосредоточивается в руках квалифицированных управляющих-менеджеров. В пятую эпоху высокого массового потребления осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению.

В этой теории «самоподдерживающегося роста» большую логическую нагрузку несет тезис об удвоении доли производственных инвестиций в национальном доходе.

Другая группа теорий — это теории «большого толчка», ставшие своеобразным синтезом двух теоретических концепций западной послевоенной литературы: «порочного круга нищеты» и «самоподдер-живающегося роста».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО... 157

Концепция «порочного круга нищеты» возникла в связи с применением теории экономического равновесия для анализа слаборазвитых стран. Ученые попытались объяснить слабый уровень развития определенным набором взаимосвязанных экономических и демографических факторов.

Например, одной из разновидностей «порочных кругов нищеты» являются системы, объясняющие узость внутреннего рынка и нехватку ресурсов для модернизации. Нехватка капитала обуславливает низкую производительность труда и соответствующий низкий уровень доходов, что в свою очередь ведет к слабой покупательной способности населения и недостаточным стимулам к инвестированию. Анализ этих цепей как замкнутых кругов обосновывает фатальную неизбежность внешнего толчка для выхода из такого состояния.

Если же вернуться к рассматриваемым теориям, то логическим продолжением концепции «порочных кругов нищеты» стала концепция «большого толчка», которая в свое время использовалась для обоснования моделей экономического роста освободившихся стран. В центре их исследований оказались проблемы первичной индустриализации. Поэтому главное внимание уделялось роли автономных, обусловленных экономической политикой государства, инвестиций в росте национального дохода.

При решении этих вопросов следует учитывать, что многочисленные научные исследования последних десятилетий привели к необходимости выделения достаточно строгих различий между факторами инвестиционной активности.

Как известно, согласно прежним кейнсианским воззрениям главное — это обеспечить возрастающее количество инвестиций, так как они приводят к эффекту мультипликатора. Этот эффект заключается в том, что между инвестициями, потреблением и национальным доходом существуют устойчивые связи — каждый расход на инвестиции превращается в первичные доходы, которые в части расходов вновь превращаются в доходы и т.д., что предопределяет увеличение занятости и объема производства.

Согласно кейнсианским представлениям было не принципиально, куда направлять инвестиции и из каких источников их формировать — главное обеспечить количественный рост. Однако именно по этим причинам оформилась долговременная тенденция инфляционного роста, создавшая свои большие проблемы.

Поэтому ученые постепенно пришли к тому, что вместо теории мультипликатора стала все чаще использоваться более эффективная теория акселератора. Под акселератором в современной экономической теории понимается отношение прироста инвестиций к вызвавшему его приросту дохода (прежде всего, потребительского спроса).

При этом акселератор отражает отношение к приросту дохода (спроса, продукции) только так называемых «индуцированных» инвестиций (в экономической науке инвестиции подразделяются на автономные и индуцированные).

Под автономными инвестициями принято понимать образование нового капитала, происходящее вне зависимости от нормы процента или уровня национального дохода. Причинами появления подобного нового капитала считаются так называемые внешние факторы — нововведения, обусловленные техническим прогрессом, прирост населения, расширение внешних рынков и т.п. Наиболее типичными примерами выступают инвестиции государственных или общественных организаций, связанные со строительством гражданских и военных сооружений, дорог и т.п. Важнейшие источники автономных инвестиций — государственный бюджет и иностранные капиталовложения. Последние отличаются тем, что в странах-донорах их следует рассматривать в качестве индуцированных, поскольку они в основном обусловлены ростом доходов, а в странах-реципиентах они, как правило, не обусловлены ростом доходов.

Под индуцированными инвестициями принято понимать образование нового капитала в результате увеличения уровня потребительских расходов. Автономные инвестиции дают первоначальный импульс экономического роста и вызывают эффект мультипликации, а индуцированные инвестиции являются результатом возросшего дохода и приводят к дальнейшему росту экономики. Получается своеобразная мультипликативно-акселеративная причинно-следственная связь.

Для перспективного развития российской экономики важно, чтобы данный характер инвестиционных процессов начал формироваться в ее регионах. Поэтому, основы региональной экономической политики должны строиться на ориентации значительной части производств на основные параметры спроса со стороны населения региона. Пока эти параметры спроса не получат своего удовлетворения за счет регионального производства, сложно будет говорить не только об устойчивости и социально-экономической сбалансированности региональной экономики в современных российских условиях, но и о каких-либо перспективах эффективного регионального развития вообще.

Соответственно формирование региональной экономической политики должно начинаться с определения наиболее перспективных направлений реализации потребностей населения в продуктах питания, на которые, как мы уже отмечали, концентрируется основная часть потребительских расходов населения. Способность обеспечить эти потребности соответствующим развитием сферы услуг становится не только формой разрешения противоречия конкурентоспособности, но и главным фактором социальноэкономической сбалансированности региональной экономики.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

С этих теоретических позиций развитие региональной экономической политики необходимо внимательно рассмотреть условия взаимодействия малого бизнеса с высокорентабельным крупным производством на основе доминантного развития сферы услуг, что позволит активно задействовать диверсифика-ционный потенциал региональной экономики и повысить доходы значительной части населения.

С этих позиций интересно проанализировать недавно принятую комплексную Стратегию социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. В ней указывается, что главной целью является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в регионах СКФО и создания новых рабочих мест, а также повышение качества жизни и безопасности в регионе. При этом в рамках разработанной Стратегии запланирован переход от «политики стабилизации» к «политике форсированного роста» регионов СКФО, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования регионов СКФО, а также содействие активному вовлечению регионов Северного Кавказа в национальную и мировую экономику.

На этой основе становится возможным формирование эффективного механизма государственночастного партнерства (ГЧП), особенно в сфере инфраструктурного обеспечения.

Вообще, важным фактором преодоления региональных кризисных тенденций является развитие производственной и социальной инфраструктуры, которая оказывает значительное воздействие на рост эффективности функционирования социально-экономической системы как отдельного региона, так и целой страны. Региональная социально-экономическая инфраструктура, будучи взаимосвязанной с федеральной социально-экономической инфраструктурой, нуждается в системном развитии с учетом национальных и региональных интересов. Инфраструктура региона должна отвечать новым условиям рыночных отношений, обеспечивать согласование интересов предприятий инфраструктуры с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий, что в конечном итоге позволит модернизировать данную сферу.

Для развития ГЧП в регионах необходимо проведение следующих нормативно-правовых и организационных процедур [4]:

♦ разработка единого понимания и стратегии формирования партнерства государства и предпринимательских структур, требующего выработки субфедеральных положений, основанных на основе общефедеральной концепции и стратегии, учитывая региональную специфику, а также конкретизацию задач и этапов развертывания партнерства для более полной реализации потребностей региона и решения других задач;

♦ совершенствование нормативной и законодательной базы, требующее создания пакета нормативных актов и подзаконных документов на основе федерального законодательства, внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые документы, формирования пакета типовых документов (договоров, контрактов и т.п.) с учетом региональных особенностей;

♦ создание институциональной организационной основы, которая будет требовать формирования различных элементов институциональной среды, к которым относятся органы, в юрисдикции которых находятся вопросы формирования партнерства и финансово-экономических структур, обеспечивающих гарантирование и инвестирование средств;

♦ формирование определенной экономической среды для создания партнерских отношений, требующей разработки и внедрения экономически обоснованных преобразований в регионе в процессе реализации партнерства, обоснования и определения основных социально значимых направлений привлечения частных средств (инвестиций), вложения государственных средств, а также необходимости предоставления каких-либо региональных льгот на данном уровне;

♦ подготовка специалистов в области партнерства, требующая привлечения опытных и обучаемых специалистов в региональные органы управления партнерством. Также необходима подготовка специалистов по вопросам управления партнерством в региональных учебных заведениях;

♦ создание благоприятного общественного мнения для внедрения партнерства, которое требует реализации мер по снижению влияния неэкономических факторов развития в регионе, формирования общественного мнения с учетом особенностей развития субъекта РФ;

♦ обеспечение прозрачности деятельности в области партнерства. Для этого требуются разработки региональных мер, которые обеспечили бы прозрачность реализации различных мероприятий (например, внедрение тендеров, обеспечение прозрачности по операциям с региональной собственностью и трансакциям с бюджетными средствами, устранение факторов клановых принятий решений и т.д.).

Необходимо заострить внимание на том, что механизм ГЧП позволяет решить вопрос ограниченности ресурсов регионального и местного бюджетов в аспекте финансирования проектов социальной и производственной инфраструктуры, а также иных проектов, важность которых обоснована для развития социально-экономической системы региона. При использовании механизмов ГЧП происходит перерас-

ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ... 159

пределение рисков между субъектами частного сектора экономики и государственными структурами, в частности путем перераспределения коммерческих рисков. Также происходит качественное улучшение управления проектами и объектами инфраструктуры в силу применения навыков и опыта менеджмента частного сектора. Реализация проектов ГЧП является сложной задачей, успех решения которой, помимо приведенных выше аспектов нормативно-правовой и организационной базы, также зависит от минимизации коммерческих рисков посредством правильной оценки экономической обоснованности проектов, а также от их верного структурирования и четкой координации работы всех сторон.

Поэтому эффективное функционирование государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры позволит сформировать системные основы для преодоления кризиса регионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная история экономической мысли / Отв. ред. В.Н. Черковец. Т. 5, б. М.: Мысль, 1997.

2. Комплексная стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года. М., 2010.

3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2010.

4. Нелюбова Н.Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии развития региона // Региональная экономика и практика. 2007. № 11.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.