Научная статья на тему 'Теоретические подходы к оценке теневых доходов'

Теоретические подходы к оценке теневых доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / РЕФОРМЫ "ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ" / ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД / МОНЕТАРНЫЙ МЕТОД / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC LEVER / SHADOW ECONOMIC ACTIVITY / FORMAL-LEGAL APPROACH / MONETARY METHOD / PRODUCTIVITY / SECOND GENERATION REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Тигран Владимирович

Данная статья посвящена теоретическим подходам к оценке теневых доходов. В ней исследованы позиции известных теоретиков-экономистов, занимающихся проблемами теневой экономики. Показано, что методы учета теневой экономики и теневых доходов являются важными инструментами формирования социально-экономической политики любой страны. Кроме того, учетно-статистический подход к оценке теневых доходов не лишен недостатков. Суть последнего заключается в том, что в системе национальных расчетов почти невозможно оценить или определить масштабы теневой экономики и ее структуру. Причем, поскольку хозяйствующий субъект, вовлеченный в теневую экономику, всячески избегает государственного контроля, то он свои сделки заключает и совершает посредством наличных денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF SHADOW INCOMES

The article provides theoretical approaches to estimating unregistered incomes. The article studies the views of the renowned economists interested in issues on shadow economy. The author shows that methods of measuring the size of the shadow economy and estimating unregistered incomes are key tools to be used in designing social and economic policies of each nation. Moreover, accounting-statistical approach to estimating unregistered incomes has some shortages. The system of national accounts makes it virtually impossible to measure the size of the shadow economy and figure out its structure while relying on the above-stated approach. Hence, the entity operating in the informal sector by all means tries to avoid state control, and uses cash transactions.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к оценке теневых доходов»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

АРУТЮНЯН Т.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ

Аннотация: Данная статья посвящена теоретическим подходам к оценке теневых доходов. В ней исследованы позиции известных теоретиков-экономистов, занимающихся проблемами теневой экономики. Показано, что методы учета теневой экономики и теневых доходов являются важными инструментами формирования социально-экономической политики любой страны. Кроме того, учетно-статистический подход к оценке теневых доходов не лишен недостатков. Суть последнего заключается в том, что в системе национальных расчетов почти невозможно оценить или определить масштабы теневой экономики и ее структуру. Причем, поскольку хозяйствующий субъект, вовлеченный в теневую экономику, всячески избегает государственного контроля, то он свои сделки заключает и совершает посредством наличных денежных средств.

Ключевые слова: теневая экономика, экономические рычаги, теневая экономическая деятельность, производительность экономики, реформы «второго поколения», формально-правовой подход, монетарный метод.

HARUTYUNYAN TV.

THEORETICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF SHADOW INCOMES

Abstract: The article provides theoretical approaches to estimating unregistered incomes. The article studies the views of the renowned economists interested in issues on shadow economy. The author shows that methods of measuring the size of the shadow economy and estimating unregistered incomes are key tools to be used in designing social and economic policies of each nation. Moreover, accounting-statistical approach to estimating unregistered incomes has some shortages. The system of national accounts makes it virtually impossible to measure the size of the shadow economy and figure out its structure while relying on the above-stated approach. Hence, the entity operating in the informal sector by all means tries to avoid state control, and uses cash transactions.

Keywords: shadow economy, economic lever, shadow economic activity, productivity, second generation reforms, formal-legal approach, monetary method.

В условиях современного рынка исследование проблем теневой экономики стало объективной необходимостью, и следует признать, что без системного исследования экономических рычагов ожидать каких-либо серьезных шагов в направлении легитимизации теневых доходов не приходится. Сегодня много говорится о необходимости развития в республике экономики, однако экономические рычаги в определенной степени остались вне сферы внимания. Не следует думать, что непропорциональное развитие экономики имеет только объективные причины, и исключать обусловленное этим предложение новых экономических подходов. На наш взгляд, экономическое развитие республики может тормозиться до тех пор, пока не будут предприняты принципиальные меры в направлении выявления, оценки и анализа факторов, воздействующих на образование теневых доходов. Вопрос, конечно, не имеет однозначного решения, особенно в условиях наличия в стране различных непредвиденных рисков, сложности процесса оценки и снижения их уровня. Вместе с тем была сделана попытка выявить, оценить и проанализировать реальное воздействие экономических и социальных инструментов, оказывающих влияние на сокращение теневых доходов и на основные про^ссы их легитимизации.

Проблемам теневой экономики и теневой экономической деятельности, вопросам отмывания денег и предотвращению этого, а также предвидения рисков, связанных с отмыванием денег, в контексте теневых доходов посвящены многочисленные научно-практические исследования, с помощью которых сделаны попытки оценить масштабы теневой экономики в отдельных странах. Следует отметить, что до сих пор не существует четкого подхода или метода оценки реальных масштабов теневой экономики в абсолютном выражении. Подобные попытки ограничивались оценкой элементов налоговой системы, эффективности финансовых учреждений в различных экономических ситуациях. Однако в целом попытки оценки и анализа объемов теневых доходов страны в действительности осуществлялись лишь частично, с серьезными недостатками и упущениями. Безусловно, эта оценка предполагает довольно сложную

работу, которая включает в себя трудности, связанные с оценкой деятельности и степени рис-ковости отдельных институциональных систем в зависимости от особенностей развития политической, экономической, законодательной и юридической сфер.

Влияние легитимизации теневых доходов и совершенствования налоговой политики на экономический рост в разных странах характеризуется существенным многообразием, обусловленным характером развития макроэкономических показателей данной страны, эффективностью использования экономических механизмов, ролью государства в управлении и развитии экономики.

Для сохранения высоких темпов роста производительности в экономике Республики Армения актуальной задачей является использование возможностей новых реформ, направленных на развитие конкурентной среды, на более тесную интеграцию с международными рынками капитала, создание необходимых условий для освоения новых знаний с целью углубления финансовых рынков и внедрения высоких технологий. Причем истинной целью структурных и институциональных реформ выступает создание условий, способствующих в конечном счете формированию благоприятной бизнес-среды при одновременном снижении возможностей извлечения теневых доходов. В этом смысле исследование теневой экономики стало объективной необходимостью, особенно на новом этапе реформ «второго поколения» в республике, и следует признать, что в условиях сформированных экономических отношений налоговая политика оказывает непосредственное и прямое воздействие на пути легитимизации теневых доходов. В то же время параллельно с этим существуют наиболее значимые факторы, влияющие на образование теневых доходов, которые нейтрализуют или по возможности ослабляют «прямое воздействие (эффект)» налоговой политики, имеющее в экономической литературе общераспространенное применение.

Для определения теневой экономики как явления экономической реальности разумно обратиться к методологии системного анализа. Это позволит, не отвергая ни одного из вышеупомянутых определений, выделить в них наиболее важные подходы, соответствующие требованиям современного системного подхода, и дать адекватное определение теневой экономики.

Следует принять во внимание, что ни одна из экономических структур, а также институтов и хозяйствующих субъектов, какой бы экономический статус они ни имели, практически не оказывает существенного влияния на экономические процессы. Кроме того, считаем, что экономическая среда не диктует правила поведения субъектов, а всего лишь предлагает условия для выбора той или иной формы поведения. Поэтому теневую экономическую деятельность можно представить как серию выборов, осуществля-емых субъектами.

Для определения объема теневых доходов оцениваются доходы, не фиксиро-ванные Национальной статистической службой. То есть оценка неучтенных факторных доходов осуществляется с помощью системы национальных счетов. Основным макроэкономическим показателем, представляющим интерес с точки зрения выявления, учета и оценки теневых доходов, выступает валовой внутренний продукт (далее — ВВП), в частности, соотношение теневой экономики и ВВП в процентном выражении. Кроме того, учет теневых доходов в системе национальных счетов осуществляется:

1. По организационно-правовым формам деятельности бизнеса, позволяющим определить долю производства в структуре ВВП.

2. По удельному весу совершаемых хозяйствующим субъектом, гражданином преступлений против движимого и недвижимого имущества, которые не включаются в состав ВВП.

Теневые доходы образуются путем частичного недекларирования субъектами результатов экономических сделок, в частности:

- экономических сделок, заключенных на законном основании, в которых результаты неформальной экономической деятельности частично скрываются с целью уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- неформальных экономических сделок, выступающих в виде имущественных и неимущественных прав собственности взаимосвязанных лиц, например, право собственности принадлежит не одному лицу, а взаимосвязанным с ним лицам, что способствует раздроблению объектов собственности и сокращению налоговых обязательств, или в виде сельскохозяйственной продукции, производимой домашними хозяйствами, которые не учитываются органами государственного управления.

Таким образом, методы учета теневой экономики и теневых доходов являются важным инструментом формирования социально-экономической политики любой страны. Кроме того, учетно-статистический подход к оценке масштабов теневых доходов не лишен недостатков. Суть последнего заключается в том, что в системе национальных счетов почти невозможно оценить или определить масштабы теневой экономики и ее структуру. Причем в состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды общеуголовных и экономических преступлений общественно-производственных отношений, а с другой — не учитываются скрытые доходы, которые в свою очередь ограничивают объемы производства и потребления и в

_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

конечном счете влияют на сокращение объемов ВВП. Что касается учетно-статистического подхода к оценке масштабов теневой экономики, можно сказать, если искажения экономической деятельности выявляют степень соответствия объемов производства и потребления в структуре ВВП, то учетно-статистический подход при практическом использовании требует внедрения в систему национальных счетов новой методологии учета теневых доходов. Новая методология послужит основой для выявления экономических, правовых, политических, социальных, традиционных и культурных факторов, влияющих на образование теневых доходов в сферах реального сектора экономики.

При формально-правовом подходе к определению теневых доходов критерием выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативно-правовой системе регулирования. Причем в качестве основных критериев выступают:

- уклонение от процедуры официальной или государственной регистрации;

- уклонение от государственного контроля;

- противоправное поведение хозяйствующих субъектов.

Многие исследователи, экономисты, обществоведы и юристы, занимающиеся проблемами учета теневых доходов и их сокращения, предлагают различные подходы к изучению проблемы возникновения теневой экономики, можно сказать, как явления экономического феномена.

В рамках криминалогического подхода к определению степени теневизации оценку теневой экономики осуществляют, взяв за основу уголовно-правовую сущность экономических сделок, которые способствуют возникновению преступлений, явлений экономического характера, имеющих негативные последствия для общества. Многие зарубежные и отечественные исследователи при изучении теневой экономической деятельности отмечают, что опасные (вредные) для общества явления приводят к нарушению целостности структуры экономической системы, в частности, к возникновению теневых доходов. Например, идея о существовании общественной опасности (вредности) основывается на выявлении потенциала формирования теневых доходов, поскольку он в конечном счете способствует увеличению ВВП и улучшению социально-экономического состояния населения [1, с. 782-789].

В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения явлений теневой экономики используются такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность деятельности.

Рис. 1. Методы оценки теневой экономики1

1 Смирнов С. Из света в тень. Эксперт. 2000. № 30. С. 8

www.rppe.ru

81

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность в сфере теневой экономики, в формальных и неформальных производственно-экономических отношениях стремятся любыми способами остаться в тени, не выявляя своей сущности. Поэтому оценка масштабов теневой экономики является одной из наиболее сложных проблем. Кроме того, до сих пор не существует единого подхода к оценке с высокой точностью размеров теневой экономической деятельности.

В нынешней ситуации для учета и измерения теневой экономики разработаны многочисленные методы оценки ее масштабов, которые делятся в основом на две группы: микрометоды (прямые методы) и макрометоды (косвенные методы) (см. рисунок 1).

1. Особенностью прямых методов оценки теневой экономики является то, что с их помощью оцениваются объемы оборота теневой экономики, реализуемые на микроуровне.

К этой группе относится метод измерения масштабов теневой экономики, основанный на социологических опросах. Его суть заключается в том, что исследователи в качестве выборки для опроса отбирают субъекты, в той или иной степени вовлеченные в теневую экономическую деятельность.

Кроме того, в качестве прямых методов оценки на практике широкое распространение получили методы открытой проверки, находящиеся в компетенции специально созданных контролирующих органов: банковских, налоговых, таможенных и др.

В качестве прямых методов оценки используются также специальные методы комплексного экономико-правового анализа, которые в свою очередь, подразделяясь на различные подме-тоды, применяются при оценке масштабов теневой экономики на микроуровне.

Можно констатировать: особенность прямых методов оценки заключается в том, что полученные результаты с точки зрения достоверности масштабов теневой экономики являются достаточно низкими. То есть при использовании прямых методов оценки наиболее высока вероятность субъективной оценки, поскольку лица, непосредственно предоставляющие информацию, являются хозяйствующими субъектами, которые, в той или иной степени будучи вовлеченными в теневые экономические отношения, любым способом пытаются замаскировать реальные масштабы теневой деятельности вместо предоставления достоверной информации.

Следовательно, прямые методы оценки, как правило, склонны приуменьшать реальные масштабы теневой экономики.

2. Оценка экономистами масштабов теневой экономики на макроуровне осуществляется посредством косвенных методов.

К косвенным относятся монетарный метод, метод расхождений, итальянский метод или так называемый метод по показателю занятости, метод общего расхода электроэнергии.

Первым и наиболее распространенным методом оценки масштабов теневой экономики является монетарный метод, или метод спроса на наличные деньги, который впервые разработал и предложил П. Каган [3, с. 29].

Согласно данному методу, теневая экономика, всячески избегающая государственного контроля, свои сделки заключает и осуществляет в основном посредством наличных денег. В связи с этим монетарный метод, используемый для точной оценки обслуживающего теневую экономику потока наличных денежных средств, получил также название метода необъяснимого спроса на наличные деньги [4, с. 57-62]. Причем в качестве основного условия для практического использования последнего принимается тот факт, что как в официальной, так и в теневой экономике скорость обращения денег примерно одинакова (равна). В теневой экономике рассчитываются наличными деньгами, а степень государственного контроля и величина налоговых ставок выступают в качестве основных факторов, определяющих масштабы теневой экономической деятельности.

Следует учитывать тот факт, что, по мнению сторонников монетарного метода, в экономической реальности существует базовый период, а именно год, в течение которого теневой экономической деятельности абсолютно не существует.

Литература

1. Thomas J. J. The Underground Economy in the United States: A Comment on Tanzi // IMF-Staff Papers. — Vol. 33 (4). — 1986. — 850 p.

2. Смирнов С. Из света в тень // Эксперт. — 2000. № 30. — 25 с.

3. Cagan P. The Demand for Currency Relative to the Total Money Supply // Journal of Political Economy. — 1958. № 66. — 303 p.

4. Friedrich Schneider, Dominik Enste. Hiding in the Shadows. The Growth of the Underground Economy. — International Monetary Fund, March, 2002. — 410 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.