ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
УДК 331.556-054.73:316.334.3
А. С. Матвеевская
Теоретические подходы к изучению актуальных социальноэкономических проблем адаптации иммигрантов
В статье выделены и охарактеризованы основные аспекты интеграции иммигрантов. Оценена успешность социально-экономической адаптации. Рассмотрен ряд экономических факторов, оказывающих существенное влияние на процесс включения переселенцев в новое для них общество. Анализируются формы и причины межэтнических конфликтов.
In this article the basic aspects of immigrants’ integration are identified and characterized. The success of socio-economic adaptation is evaluated. The author also considers a number of economic factors that substantially affect the process of immigrants’ integration into the new for them society. Forms and reasons of ethnic conflicts are analyzed.
Ключевые слова: иммиграционные процессы, экономическая адаптация иммигрантов, межэтнические конфликты.
Key words: immigration processes, economic immigrants’ adaptation, ethnic conflict.
Миграция населения за последние десятилетия превратилась в значимый фактор, влияющий на экономическое и социальное развитие всех регионов мира. В настоящее время она принимает всё новые формы и может рассматриваться как одно из следствий усиливающейся глобализации.
Многие западноевропейские государства явились центром притяжения тысяч иммигрантов, прибывающих из неевропейских государств после второй мировой войны. Вследствие этого актуализировались проблемы, связанные с адаптацией переселенцев. Иммигранты, прибывающие в новую для них страну, привносят собственную культуру, традиции, языки. Такие нововведения стали особо заметными в последние десятилетия ХХ в., когда миграционные потоки интенсифицировались.
Когда личность или целая группа людей попадают в иную социальную среду, возникает необходимость приспособления к иной культуре, другой социальной организации. При этом происходит
смена не только социального пространства, но и физического пространства жизни с его природно-географическими, экологическими и климатическими факторами. Новыми также становятся политические и экономические условия жизни. Следовательно, смена места жительства приводит переселенца к необходимости приспособления к новым условиям: природным, социально-экономическим, этнокультурным. Это проявляется как в биологическом приспособлении (например, акклиматизации), так и в социально-психологическом. Решение мигрантов о переселении часто обусловлено целью обеспечения лучшей жизни для себя и своих семей. Приспособление к комплексу разноплановых свойств новой среды обитания происходит обычно сложно, не всегда успешно.
Адаптация иммигрантов в новое общество представляет собой двусторонний процесс, успешность которого влияет, с одной стороны, на самочувствие самого переселенца, а с другой - на социально-экономическую и политическую стабильность принимающего его общества. Многие авторы подразумевают под термином «адаптация» либо взаимное существование культур мигрантов и местного населения, либо ассимиляцию мигрантов среди местного населения. Под адаптацией мигрантов мы понимаем процесс, посредством которого переселенцы принимаются в новое сообщество при условии взаимоуважения прав и обязательств как мигрантов, так и принимающего социума, гарантирующего доступ к различным видам услуг, рынку труда и уважение культурных ценностей.
Адаптация проявляется в различных аспектах: экономических, социальных, культурных, политических и юридических. Важнейшим признается экономический аспект. Поэтому и наиболее дискутируемые вопросы в отношении адаптации переселенцев связаны с возможностью поиска ими работы. Широко обсуждается также и роль приезжих в экономике стран реципиентов (стран прибытия).
Политику в отношении переселенцев принимающие государства чаще всего выстраивают, основываясь на потребности трудового вклада мигрантов в развитие экономики страны. Свидетельствами неудачной экономической адаптации мигрантов могут быть безработица среди переселенцев, ограничение возможностей получения образования, усиливающееся их социальное отчуждение и даже изоляция. Результат - крушение планов по успешному обустройству на новых местах. Следствиями нерациональной политики в отношении иммигрантов, в частности отсутствия государственных программ по адаптации переселенцев, является рост социального напряжения и все чаще происходящие общественные беспорядки с участием прибывших в страну людей.
Рассмотрим социальный аспект адаптации. Предоставление социальных услуг может способствовать успешному включению переселенцев в социум. Так, успешная политика в сфере образования и здравоохранения помогает мигрантам и их семьям адаптироваться. Очень важно предоставить возможность мигрантам изучать язык принимающей их страны.
Юридические аспекты адаптации, включая взаимные права и обязательства со стороны мигрантов и их принимающих сообществ, в значительной степени влияют на все аспекты адаптационного процесса. Независимо от юридического статуса все мигранты - люди, которые обладают правами и свободами человека, изложенными в международных законах о правах человека, а для обеспечения их эффективной реализации приняты национальные законы. Вовлеченность в различные формы политического и гражданского участия - основная задача политико-правовой адаптации переселенцев.
Культурный и религиозный адаптационные аспекты наиболее сложны и многогранны. Миграция может изменить культурный состав и экономический ландшафт целых регионов и городов и способствовать их культурному богатству и разнообразию. Социокультурная адаптация ориентирует на индивидуальную включенность в систему социальных отношений и в культурное поле принимающего общества. В то же время культурные и религиозные различия между переселенцами и принимающим их сообществом способны концентрировать социальное внимание на таких демократических ценностях, как свобода слова и свобода вероисповедания. Ограничение этих свобод может вызвать нетерпимость, дискриминацию и ксенофобию.
Таким образом, адаптация предполагает полноправное участие во всех формах общественной жизни, не требуя отказа от собственной культурной идентичности. Успешность адаптации этнических меньшинств в мультикультурных обществах измеряется степенью их вовлеченности в образовательные и культурные инициативы, конкурентоспособностью, преодолением их дискриминации на рынке труда, обеспечением равных социальных гарантий.
По мнению С.В. Рязанцева, адаптация мигрантов может проходить в форме этнической миксации и ассимиляции [2]. Этническая миксация представляет собой смешение разных этнических групп. При этом возникает новая этническая общность, сочетающая черты исходных. Примерами данного способа адаптации могут являться формирования переходных рас: метисов, мулатов и самбо в Америке.
При адаптации в форме этнической ассимиляции, происходит социокультурное «поглощение» одной этнической группы другой -преобладающей (как насильственным, так и естественным способами). Такой вариант адаптации часто называют «плавильным тиглем», приводя в качестве примера современные США, некоторые страны Западной Европы.
Смена этничности (обретение новых этнических свойств при полной или частичной утрате исконных) или деэтнизация (утрата собственных национально-культурных и языковых черт без адекватной замены новыми) являются конечным результатом ассимиляции. Ряд авторов, приводя примеры деэтнизации, называют формирование таких общностей, как «советский народ» или «югославы» [1, с. 89].
Аккультурация - третья форма адаптации, при которой этническая группа частично усваивает обычаи и культуру другой этнической общности, сохраняя свое этническое своеобразие. Аккультурацию следует рассматривать не как разновидность ассимиляции, а как ее альтернативу. При этом наблюдается сосуществование различных культур, которое характеризуется терпимостью к иной культуре, создаются условия для сохранения этнических, культурных и языковых традиций. Результатом такого процесса является разнородное по этнокультурному составу, но стабильное в социально-экономическом и политическом отношениях общество. Такой вариант адаптации, по мнению П. Стокера, можно назвать «миской салата, в которой все ингредиенты создают единое блюдо, но каждый из них сохраняет свою отдельную сущность» [3, с. 85].
Обе идеи - ассимиляции и взаимного сосуществования культур - имеют своих сторонников и противников. Сторонников ассимиляции обвиняют в расизме, потому как считается, что в таком обществе не ценят национальные традиции и культуру этнических меньшинств. Существует мнение о появлении риска создания особых гетто по этническому принципу и, следовательно, ограничения в правах этнических меньшинств. Приверженцы совместного сосуществования культур обвиняются в недемократичности, нарушении идеалов равных прав.
Позиции правительств различных стран Западной Европы в отношении адаптации иммигрантов различаются. Европейские государства условно можно подразделить на две основные группы. Франция, Германия и Швейцария относятся к первой из них, которая в большей степени придерживается политики ассимиляции. Так, главной целью Франции является сохранение принципа Французской революции, т. е. получение общества, где все индивидуумы
были бы свободны и равны. Достигается это посредством натурализации, после чего человек становится «французом», т. е. гражданином Франции, независимо от места рождения и миграционного передвижения, расовой и этнической принадлежности.
Ко второй группе государств можно отнести Великобританию, Нидерланды, Бельгию, Данию, Финляндию и Швецию, где правительства придерживаются политики взаимного сосуществования культур. Однако при этом во многих из этих стран осуществляются попытки ограничения масштабов новой иммиграции.
На процесс адаптации иммигрантов в новое общество существенное влияние оказывают различные факторы как объективного, так и субъективного плана. Во многих случаях они определяют скорость и характер протекания адаптации переселенцев. Рассмотрим эти факторы.
Первый фактор - характер расселения и численность иммигрантов. Традиционно вследствие цепной миграции и устоявшихся исторических связей иммигранты стремятся концентрироваться в определенных местах, что, по-видимому, помогает им чувствовать себя уверенно в новом обществе. В странах Европы свидетельством этому стали, например, устойчивые связи турок с Германией, выходцев из Северной Африки - с Францией, индийцев и пакистанцев - с Великобританией, суринамцев - с Нидерландами и т. п. Существуют целые этнические кварталы во многих крупных городах Европы. Низкий социальный и образовательный статус иммигрантов, отсутствие достаточных для достойной жизни денежных средств - все это способствует возникновению и существованию подобных кварталов.
Второй фактор - продолжительность проживания в новом месте жительства. Для успешной и окончательной ассимиляции иммигрантов в новое общество необходима смена как минимум нескольких поколений. Дети иммигрантов, прибывшие в раннем возрасте или родившиеся в стране настоящего проживания, чаще идентифицируют себя с гражданами уже нового государства. Их можно отнести к некоей переходной группе, представители которой, с одной стороны, прекрасно владеют языком страны своего происхождения, знают её культуру и традиции и придерживаются их в своей повседневной жизни, а с другой - часто не считают себя представителями того государства, из которого происходят их родители.
Третий фактор - уровень образования и социальноэкономическое положение иммигрантов. Иммигранты с более высоким уровнем образования чаще выбирают свое место жительства не столько по этническому принципу (анклавы проживания), сколько
по социальному статусу. Так, выходцы из стран Магриба, проживающие в Париже, сконцентрированы во внутренних районах города вместе с местным населением того же социального уровня, при этом они никак не разделены по этническому признаку.
Четвертый фактор - религиозная принадлежность этнической группы, которая в некоторых случаях играет весьма значимую роль в ассимиляции. Представители этнических групп, исповедующих иную религию по сравнению с преобладающей в данной стране, значительно медленнее ассимилируются. С наибольшими конфликтами в странах Европы связана ассимиляция этнических групп, исповедующих ислам.
Все приведенные выше факторы можно отнести к числу субъективных, т. е. связанных непосредственно с характеристиками самих иммигрантов и их групп. К объективным факторам, оказывающим существенное влияние на процессы адаптации, следует отнести восприятие адаптации иммигрантов местным населением. Во многих странах Западной Европы данный фактор не может не вызывать беспокойства в связи с некоторыми обстоятельствами. Толерантность европейцев, о которой писали многие исследователи, выражается в «менталитете портовой таверны» (по К. Ясперсу) -способности и готовности воспринимать новых людей [4, с. 56]. Хотя в последние годы некоторые страны Европы ощущают всё чаще резкое обострение расизма и ксенофобии.
Межэтнические конфликты, произошедшие в цивилизованных европейских странах, имели различные формы проявления. Одной из таких форм являются выступления против иммигрантов части местного населения, в том числе совершение преступлений на расовой основе. Придерживаясь таких взглядов, часть населения стран реципиентов считает мигрантов «нахлебниками», находящимися на социальном обеспечении государства. Такие настроения ксенофобии сильны практически во всех странах Европы. Другой формой межэтнических конфликтов являются столкновения между иммигрантами и полицией.
На наш взгляд, существует ряд причин возникновения мигран-тофобии и ксенофобии в европейском обществе. Во-первых, это социально-экономические причины, а именно: рост безработицы и снижение жизненных стандартов. Даже в самых благополучных странах эти факторы мгновенно выступают в роли катализаторов этнической напряженности.
Рост активности и расширение влияния экстремистских политических партий и организаций, провозгласивших своей программной целью «чистоту нации», можно считать второй причиной роста ксе-
нофобии среди европейцев. Популистские призывы и лозунги широко используются некоторыми политиками для завоевания симпатий избирателей и повышения своего политического рейтинга. В 2010 г. правоконсервативная партия Шведских демократов (Sverigedemokraterna) впервые набрала на выборах 5,7 % голосов, что позволило ей получить места в Рейхстаге толерантной Швеции. Главным лозунгом этой партии было сокращение мусульманской миграции в Швецию на 90 %. Шведские демократы считают, что либеральная миграционная политика, исламизация являются угрозой для успешного будущего Швеции.
Причиной разжигания ксенофобии можно считать сообщения о переселенцах в средствах массовой информации. Материалы о том, что иммигранты отнимают рабочие места у коренного населения, нарушают демографический баланс и подрывают национальную самобытность, регулярно публикуют некоторые газеты и журналы.
Немало попыток определения индикаторов успешности экономической адаптации было предпринято рядом ученых. Среди них отметим исследования П. Коппингера (P. Koppinger) А. Мартина (A. Martin), Ф. Шнорренберга (F. Schnorrenberg), Х. Юихлейна (h. Uihlem), Х.Вернера (H. Werner) [5, 6]. Приведем перечень экономических индикаторов, обобщив исследования перечисленных авторов и несколько дополнив их.
Наиболее важным, на наш взгляд, является индикатор, отражающий разницу в уровнях безработицы среди иммигрантов и местного населения. Это достаточно эффективный критерий, наглядно демонстрирующий не только конкурентоспособность иностранных рабочих или иммигрантов, но и их доступ к национальным рынкам труда. Наименьшая разница показателей уровня безработицы между иностранцами и гражданами страны свидетельствует о более высокой степени экономической адаптации иммигрантов.
Разница в уровнях доходов между иммигрантами и местным населением - второй экономический индикатор, который тесно связан с уровнем образования и квалификацией работника. О наибольшей степени интеграции иммигранта свидетельствует незначительная разница по данному параметру.
Третий индикатор - разница в уровнях активности женщин из числа иммигрантов и местного населения на рынке труда. Рассматривая данный индикатор, мы имеем в виду именно активность, а не безработицу женской части населения. Женщины, с одной стороны, чаще всего являются наиболее незащищенной категорией иммигрантов, которым труднее всего найти работу, а с другой - в некото-
рых этнических меньшинствах в силу традиций, связанных с религией, женщины просто не имеют возможности работать.
Соотнесение социально-экономического статуса иностранцев и местного населения, на наш взгляд, может считаться четвертым экономическим индикатором. Анализ распределения экономически активного населения в пределах различных социальноэкономических групп доказывает, что более высокая степень адаптации иммигрантов будет характеризоваться более высокой долей занятых иностранцев в высококвалифицированных категориях.
Пятым индикатором мы выделяем соотношения показателей доли самостоятельно занятых и предпринимателей из числа иммигрантов и местного населения от общей численности экономически активного населения. Более высокой степенью адаптации иммигрантов является превышение доли предпринимателей-иностранцев над долей предпринимателей среди местного населения.
Таким образом, успешность экономической адаптации можно определить по ряду конкретных индикаторов. Процессы, связанные с переселением, оказывают влияние как на самих мигрантов, так и на население принимающих государств. Это отражается в динамике культурных и демократических устоев, изменениях национальной идентичности, внутренней и внешней политики стран, в которые переезжают переселенцы.
Список литературы
1. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах // Социологические исслед. - № 7, 1995. - С. 89.
2. Рязанцев С.В. Опыт и проблемы регулирования миграционных потоков в странах Западной Европы // РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. Центр соц. демографии. - М.: ИСПИ, 2001. - 71 с.
3. Стокер П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. - М., 1995. - С. 232.
4. Ясперс К. Ностальгия и преступление // Собр. соч. Т. 1. - СПб.: Белый кролик, 1996. - С. 8-122.
5. Koppinger P., Martin A., Schnorrenberg F., UiMein H. Migration in Europa -Vorbereitende Studie zur sozialen und beruflichen Eingliederung von Migranted, Konigigswinter, June 1992.
6. Werner Н. Integration of foreign workers into the labour market - France, Germany, The Netherlands and Sweden, Migration and population, Working Paper, Geneva: ILO, 1994. P. 63.