Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ДНР В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ДНР В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловодова Е.В., Биденко Т.В.

В статье, в контексте глобальных трансформаций и начавшегося в России процесса формирования суверенной технологической экономики, обоснована актуальность перехода экономики ДНР на инновационный путь развития. На теоретическом уровне раскрыта сущность инновационной инфраструктуры. Обоснована необходимость и показаны возможности использования в управленческой практике понятия инновационной инфраструктуры и образующих инновационную инфраструктуру функциональных блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE DPR IN TERMS OF INTEGRATION INTO THE RUSSIAN ECONOMY

The article substantiates the relevance of the transition of the DPR economy to an innovative development path in the context of global transformations and the process of forming a sovereign technological economy in Russia that has begun. At the theoretical level, the essence of the innovation infrastructure is revealed. The necessity is substantiated and the possibilities of using the concept of innovation infrastructure and the functional blocks forming the innovation infrastructure in management practice are shown.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ДНР В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ»

Инновационные проблемы структурной перестройки

экономики

УДК 001.895:339.92(477.62+470)

Е.В. ВОЛОВОДОВА, канд. соц. наук, ведущий научный сотрудник, е-mail: volovodova.ev@yandex.ru, Т.В. БИДЕНКО, ведущий экономист, е-mail: bidenko.tatyana@gmail.com,

отдел планирования социально-экономического развития территориальных систем

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ДНР В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

В статье, в контексте глобальных трансформаций и начавшегося в России процесса формирования суверенной технологической экономики, обоснована актуальность перехода экономики ДНР на инновационный путь развития. На теоретическом уровне раскрыта сущность инновационной инфраструктуры. Обоснована необходимость и показаны возможности использования в управленческой практике понятия инновационной инфраструктуры и образующих инновационную инфраструктуру функциональных блоков.

Ключевые слова: технологическая экономика, инновационная инфраструктура, функциональные блоки инновационной инфраструктуры, промышленный кластер.

Volovodova E.V., Bidenko T.V.

Theoretical approaches to the formation of innovative infrastructure in the DPR in terms of integration into the Russian economy.

The article substantiates the relevance of the transition of the DPR economy to an innovative development path in the context

of global transformations and the process of forming a sovereign technological economy in Russia that has begun. At the theoretical level, the essence of the innovation infrastructure is revealed. The necessity is substantiated and the possibilities of using the concept of innovation infrastructure and the functional blocks forming the innovation infrastructure in management practice are shown.

Keywords: technological economy, innovation infrastructure, functional blocks of innovation infrastructure, industrial cluster.

Важнейшей предпосылкой интеграции экономики Донецкой Народной Республики в российскую экономику, которая в условиях глобальной гибридной войны формируется как суверенная технологическая экономика, является переход на инновационный путь развития. Это предполагает формирование в Республике инновационной инфраструктуры, способствующей инновационной деятельности в контексте радикальных изменений, происходящих в России и мире.

© Е.В. Воловодова, Т.В. Биденко, 2022

Создание инновационной инфраструктуры в условиях глобальной гибридной войны, частью которой является беспрецедентная «санкционная» война, развязанная Западом против России, блокирующая доступ к высоким зарубежным технологиям, внешним инвестициям, разрушающая логистику и другое, должно быть ответом Республики на возникающие вызовы.

Инновационную инфраструктуру следует формировать в ДНР, прежде всего, в соответствии с радикальными изменениями в экономике Российской Федерации, возможным местом промышленных предприятий Республики в складывающейся новой системе разделения труда, исходя из имеющегося у нее инновационного потенциала, необходимого для развития технологической экономики, а также с учетом глобальных революционных трансформаций.

Проблеме формирования инновационной инфраструктуры, как неотъемлемого элемента национальной и региональной инновационных систем, посвящено множество научных публикаций. Однако общепринятое теоретическое понимание ее сущности в российской экономической науке не выработано. Единая точка зрения по вопросам определения понятия инновационной инфраструктуры, количества групп, входящих в ее состав, критериев их выделения и другое отсутствует.

Недостаточное теоретическое

осмысление сущности инновационной инфраструктуры не способствует выработке эффективной политики управления процессом ее формирования в условиях перехода к технологической экономике.

Цель данной работы заключается в том, чтобы в контексте радикальных изменений, происходящих на глобальном уровне и в России, систематизировать, обобщить и уточнить теоретические

подходы к пониманию сущности инновационной инфраструктуры для последующего использования в качестве основы в управленческой практике.

Современная мирохозяйственная система, находящаяся в глубоком кризисе, характеризуется переходом к шестому технологическому укладу. Его представляет комплекс НБИК-технологий, включающий конвергентные/природопо-добные нано-, био-, инфо-, когнитивные технологии. Одновременно происходит смена мирохозяйственного уклада, которая, как отмечает С.Ю. Глазьев, бывает раз в столетие. А именно, смена «институтов мирохозяйственных связей, производственных отношений и ... всей системы управления социально-экономическим развитием, которая сопровождается . сменой центров мировой экономики» [1], формированием макроэкономических регионов и многополярности в социально-политической сфере.

В процессе фундаментальных трансформаций вырабатываются новые идеи, принципы и модели будущего мироустройства, альтернативного однополяр-ному либеральному миропорядку, сформированного в интересах Западной цивилизации во главе с США.

Ответом России на вызовы глобальных трансформаций, согласно решениям, принятым политическим руководством страны, является построение новой суверенной экономики. То есть экономики, обладающей полным технологическим, производственным, финансовым, научным, кадровым суверенитетом [2].

Достижение экономической самостоятельности России во многом зависит от того, в соответствии с какой моделью будет развиваться её экономика.

К числу основных потенциально возможных моделей развития российской экономики относятся следующие [3]:

квазилиберальная экономическая модель, утвердившаяся в России после распада Советского Союза, но не связанная в нынешних условиях с экономикой западных стран;

мобилизационная модель экономики, предполагающая директивно-мобилизационное управление госпредприятиями и экспортными отраслями. Реализация мобилизационной модели в полном объеме, как в Советском Союзе, является маловероятной;

НЭП 2.0 - модель экономики, представляющая собой директивно-мобилизационные методы управления предприятиями госсектора и экспортными отраслями в сочетании с рыночной средой для предприятий потребительского сектора;

олигархически-капиталистическая модель, регулируемая государством.

В реальной жизни наиболее вероятным является развитие российской экономики в рамках комбинированной модели, которая будет сочетать в себе признаки нескольких моделей [3].

Первоочередная задача, стоящая перед правительством Российской Федерации, заключается в обеспечении экономического роста, основанного на суверенном технологическом развитии [2; 4].

Достижение технологического суверенитета России, т.е. наличия суммы важных для экономики технологий (технологической экономики), обусловливает необходимость развития сквозных технологий, образующих каркас нового технологического уклада. А именно, микроэлектроники, искусственного интеллекта, квантовых коммуникаций и вычислений, беспроводной связи, распределенных интеллектуальных энергосистем и накопителей энергии, водородной энергетики, генетических технологий и др.[4].

Актуальная проблема - проведение ускоренной многоаспектной цифровой трансформации российской экономики, ориентированной на внедрение в разных

сферах цифровых технологий и платформ. Их внедрение планируется осуществлять одновременно с отечественными разработками в этой области.

В связи с необходимостью восстановления технологических и производственных цепочек, разорванных в результате санкций, российские органы власти большое внимание уделяют импортозамеще-нию. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разработало двадцать пять отраслевых планов импортозамещения, включающих технологическую составляющую. Предприятия, которые будут участвовать в планах по импортозамещению, получат преференции.

Для успешной разработки новых инновационных технологий правительством России предусматривается соответствующее инфраструктурное обеспечение. В этой связи планируется, в частности, создание инфраструктурных центров компетенции и развития сквозных технологий, поддержка сообществ технологических предпринимателей, формирование команд для конструирования стартапов и выведения их на рынок, реализация проектов-маяков, поддержка передовых инженерных школ, создание инновационных научно-технических центров с особым режимом работы, применение госзаказа на критические технологии и др. [4].

Важная роль в построении суверенной технологической экономики отводится промышленным кластерам с новым режимом работы (налоговым, таможенным и др.) [2; 4].

С учетом фундаментальных трансформаций мир-системы, а также начавшегося в России процесса построения суверенной технологической экономики, как ответа на глобальные вызовы, в ДНР планируется создание промышленного парка, промышленных кластеров и особой экономической зоны [5]. Реализация этих планов будет осуществляться, помимо

прочего, при поддержке созданного в Республике Фонда развития промышленности, а также Межведомственной комиссии по оказанию поддержки субъектам предпринимательства [6].

Вопрос о том, на основе каких производств и в рамках каких моделей в ДНР будут создаваться промышленный парк и промышленные кластеры, остается открытым. Однако, несомненно, потребуется структурная перестройка старопромышленного комплекса Республики. Это предполагает переход от производств, относящихся преимущественно ко второму и третьему технологическим укладам, к производствам более высокого технологического уровня в рамках той системы разделения труда, которая будет складываться в условиях развивающейся инновационной технологической экономики в России, а также в ЕАЭС.

Планируемое создание в ДНР промышленного парка и промышленных кластеров актуализирует проблему формирования соответствующей инновационной инфраструктуры. Это обусловливает необходимость теоретического рассмотрения ее сущности.

В зарубежных публикациях понятие инновационной инфраструктуры не получило широкого распространения. Его общепринятое определение отсутствует. Термин «инновационная инфраструктура» чаще применяется в научной литературе, чем в документах по планированию. На уровне управленческой практики под инновационной инфраструктурой понимаются различные сервисы, которые являются составными элементами экосистемы. Они предоставляются стартапам и инновационным компаниям для поддержки инновационной деятельности [7].

В Законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» под инновационной инфраструктурой понимается «совокупность организаций,

способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультативных и организационных услуг» [8].

В российской экономической науке, как уже отмечалось, единая точка зрения по вопросу определения понятия инновационной инфраструктуры не выработана.

Выполненный в рамках данной статьи анализ позволил систематизировать существующие в научной литературе понятия инновационной инфраструктуры и выделить четыре основных подхода к ее пониманию.

В соответствии с первым подходом, инновационная инфраструктура рассматривается как совокупность либо организаций, либо объектов, либо структур, способствующих или обеспечивающих инновационную деятельность (или: инновационный процесс; реализацию инновационных проектов, продукции, развитие инновационных компаний) [9-12 и др.]. Так, например, представители этого подхода утверждают, что инновационная инфраструктура - это совокупность организаций, которые способствуют инновационной деятельности, включая предоставление услуг, направленных на создание и реализацию инновационной продукции [11, с.46].

С позиции второго подхода, под инновационной инфраструктурой понимаются институты, которые обеспечивают инновационную деятельность или реализацию инновационных процессов [13-16 и др.]. Сторонники данного подхода описывают инновационную инфраструктуру как комплекс организационно-экономических институтов (хозяйствующих субъектов - фирм, организаций и др.), которые взаимосвязаны, взаимодопо-

лняют друг друга и обеспечивают реализацию полного цикла инновационной деятельности [15].

Согласно третьему подходу, инновационная инфраструктура представляет собой совокупность необходимых условий (или наличие необходимой среды) для появления и осуществления инновационной деятельности (или реализации инновационных процессов) [17-20 и др.]. В данном контексте инновационная инфраструктура - это подсистема национальной инновационной системы, формирующая инновационную среду, которая необходима для протекания инновационных процессов. Для ускорения инновационного процесса элементы инновационной среды обеспечивают эффективное взаимодействие всех его участников [19].

В соответствии с четвертым подходом, который является комбинированным, инновационная инфраструктура трактуется достаточно широко [21, 22 и др.]. Так, например, она рассматривается как совокупность институтов (правовых, организационных, экономических), а также технологий и организаций, которые способствуют созданию условий, необходимых для установления взаимосвязей между всеми участниками инновационного процесса и его успешной деятельности [21]. Некоторые авторы используют еще более широкое определение инновационной инфраструктуры [22].

Исходя из анализа теоретических подходов к пониманию инновационной инфраструктуры, представляется обоснованным следующее ее определение.

Инновационная инфраструктура -это комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих структур, способствующих реализации инновационных проектов и развитию инновационных фирм, компаний и предприятий.

В литературных источниках инновационную инфраструктуру принято

разделять на несколько групп - элементов/подсистем/блоков. Однако, как уже отмечалось, единый подход к определению количественного состава элементов и критериев их группировки не выработан.

Некоторые авторы группируют элементы инновационной инфраструктуры на основе критерия внешнего окружения. В инновационную инфраструктуру они включают шесть составляющих: информатика и телекоммуникации; фондовый рынок; кредитно-финансовая сфера; институт посредников; транспорт и связь; компании и фирмы, которые оказывают услуги специального характера [17].

По мнению других авторов, элементы инновационной инфраструктуры необходимо рассматривать исходя из тех ресурсов, которые предоставляют формирующие ее организации. Они выделяют пять видов ресурсов: информация и консалтинг; технологическая поддержка; финансирование; подготовка кадров; сбытовая поддержка [23].

Некоторые исследователи, использующие критерий ресурсного подхода для выявления составляющих инновационной инфраструктуры, выделяют следующие пять блоков ресурсов: производственно-технологический; информационно-консалтинговый; кадровый; финансовый; сбытовой [21; 24].

Для группировки структур, образующих инновационную инфраструктуру, в литературных источниках используется и такой критерий как разные стадии переработки ресурсов и разнообразные виды работ, выполняемых организациями их предоставляющими. С этих позиций выделяются пять составляющих инновационной инфраструктуры: научные исследования и разработки - производство знаний; подготовка кадров, как для производства знаний, так и для их использования; переработка знаний в изделия и технологии -промышленные продукты; оказание специализированных услуг для обеспечения

инновационной деятельности; производственная деятельность, осуществляемая высокотехнологичными предприятиями [13].

Определение элементного состава инновационной инфраструктуры осуществляется также на основе иных критериев. Так, например, в одной из публикаций составляющие инновационной инфраструктуры выделяются с двух позиций. В соответствии с первой позицией, инновационная инфраструктура включает семь подсистем - маркетинговую, производственно-технологическую, консалтинговую, финансово-экономическую, информационную, подготовку кадров, коммерческую. В соответствии со второй позицией, инновационная инфраструктура рассматривается как сети. В их числе информационные, маркетинговые, организационные и другие сети, помогающие инновационной идее доходить до практического воплощения и находить потребителя [25, с.95, с.105].

В некоторых работах инновационная инфраструктура дифференцируется на основе критерия функциональной направленности инфраструктурных блоков [19, 20 и др.]. При таком подходе исследователи выделяют шесть функциональных блоков: производственно-технологический; экспертно-консалтинговый; инвестиционно-финансовый; кадровый; информационный; сбытовой [20]. Иные сторонники данного подхода предлагают включать в состав инновационной инфраструктуры восемь функциональных блоков/подсистем: инженерно-технологический; производственно-технологический; финансовый; экспертно-консалтинговый, в том числе институты стандартизации; информационный; сбытовой; защиты прав интеллектуальной собственности

[19].

В ряде публикаций [10; 11 и др.] представлена точка зрения, согласно ко-

торой группировку элементов, образующих инновационную инфраструктуру, целесообразно осуществлять на основе такого критерия как тип оказываемых услуг. Разделяющие данную точку зрения авторы рассматривают инновационную инфраструктуру как совокупность, включающую шесть подсистем - производственно-технологическую, информационную, экспертно-консалтинговую, финансовую, кадровую и сбытовую. В рамках этих подсистем организации предоставляют соответствующие услуги инновационным предприятиям [11].

Исходя из анализа различных подходов к определению состава элементов, образующих инновационную инфраструктуру и критериев их группировки, целесообразно выделить на основе критерия функциональной направленности шесть взаимодействующих инфраструктурных блоков: производственно-технологический; информационный; финансовый; экспер-тно-консалтинговый; кадровый; сбытовой.

В заключение необходимо отметить следующее.

Интеграцию экономики ДНР в российскую экономику, которая в нынешних условиях преобразуется в суверенную технологическую экономику, необходимо осуществлять в контексте происходящих в России радикальных изменений. Ответом на вызовы, стоящие перед Республикой, должен быть переход ее экономики на инновационный путь развития на новой технологической основе. Это обусловливает необходимость создания эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование инновационной системы ДНР.

Принятие управленческих решений, предусматривающих создание в Республике инновационной инфраструктуры, необходимо осуществлять исходя из следующего ее понимания:

инновационная инфраструктура -это комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих структур, способствующих реализации инновационных проектов и развитию инновационных фирм и предприятий;

структуры, входящие в инновационную инфраструктуру на основе критерия функциональной направленности, целесообразно объединить в шесть взаимодействующих функциональных блоков: производственно-технологический; информационный; финансовый; экспертно-консалтинговый; кадровый; сбытовой.

При формировании инновационной инфраструктуры необходимо иметь в виду, что она должна включать полный набор функциональных блоков. Исключение из состава инновационной инфраструктуры одного из функциональных блоков приведет к дезорганизации механизма их взаимодействия, разрушению связей между этапами инновационного цикла, обеспечивающими продвижение инновационного продукта, и снижению эффективности инновационной деятельности.

В рамках экспертно-консалтинго-вого функционального блока, входящего в инновационную инфраструктуру, представляется целесообразным создание центра инновационного развития ДНР -коллектива интеллектуалов (ученых, экспертов, лидеров общественного мнения и др.), генерирующих на междисциплинарной основе новые смыслы инновационного развития Республики в контексте происходящих изменений на глобальном уровне и в России.

Формирование в ДНР инновационной инфраструктуры должно осуществляться в рамках специального проекта, с учетом её экономического и инновационного потенциала и приоритетов социально-экономического и технологического развития.

Проект по созданию инновационной инфраструктуры следует разрабатывать, используя форму стратегических сессий. Данная форма групповой проектной работы должна обеспечивать совместную деятельность представителей всех заинтересованных сторон и принятие значимых для них решений по вопросам формирования функциональных блоков инновационной инфраструктуры, образующих их структур, механизма взаимодействия функциональных блоков и др.

Инновационную инфраструктуру целесообразно формировать в рамках промышленных кластеров, создание которых планируется в ДНР.

Промышленный кластер - это группа находящихся на одной территории взаимодействующих фирм и организаций, которые связаны с ними, функционирующая в определенной отраслевой или многоотраслевой среде [26].

В литературных источниках отмечается, что кластерная форма наиболее эффективна в плане построения инновационной инфраструктуры на определенной территории. Это происходит за счет концентрации составляющих ее функциональных блоков в едином пространстве, возможности согласования их функций, снижения издержек и др. [24, 27]. Кластеры могут создаваться в рамках таких моделей как научно-технологический парк или технополис [24].

Список использованной литературы

1. Глазьев, С.Ю. Россия воюет за сохранение человечества / С.Ю. Глазьев [Электронный ресурс] // ГЛАЗЬЕВ.РУ-URL: https:glazev. ru/articles/153-geopo litika/103254-rossija-vojuet-za-sokhranenie-chelovechestva

2. Полный текст выступления Владимира Путина на ПМЭФ 17 июня 2022 года: стенограмма [Электронный ресурс] // Комсомольская правда.- URL: https:www.kp.ru/daily/27407.5/4603800/

3. По какому пути может пойти российская экономика? Четыре сценария развития российской экономики после введения санкций [Электронный ресурс] // Открытый журнал.- URL: https:joumal.open-broker.ru/investments/ scenarii-razvitiya-ekonomiki-rf/

4. Путин, В.В. Заседание Совета по стратегическому планированию и национальным проектам [Электронный ресурс] / В.В. Путин // Официальный сайт Президента России. - URL: https://www. kremlin.ru/events/councils/by-council/1029/ 69019

5. В ДНР планируется создать промышленный индустриальный парк [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/ekonomika/15313957

6. В ДНР создан Фонд развития промышленности [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/ekono mika/15248773

7. Анализ инновационной инфраструктуры и сервисов: сравнение Москвы и зарубежных городов [Электронный ресурс] // ГБУ «Агентство инноваций города Москвы». - Апрель 2019. - URL: https://innoagency. т/й^/Анализ%20Ин-новационной%20инфраструктуры%20и% 20сервисов_29-07_вэб^Г

8. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. -URL: https://kremlin.ru/acts/bank/9973

9. Гамидов, Г.С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения / Г.С. Гамидов, Т.А. Исмаилов, И.Л. Ту-ккель // Монография. - СПб. - 2007. -356 с.

10. Исмагилов, Н.А. Инновационная инфраструктура и ее элементы: опыт систематизации / Н.А. Исмагилов, А.М. Му-хамедьяров, Ю.Р. Хабибрахманова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2015. - № 6. - С. 67-72.

11. Белоусов, В.Л. Организация создания инновационной инфраструктуры на основе кластеров / В.Л. Белоусов, Д.Г. Воронов // Экономика и управление. -2011. - № 1. - С.46-50.

12. Монастырный, Е.А. Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе / Е.А. Монастырный, Н.О. Чистякова // Инновации. - 2007. -№ 6(104). - С. 58-65.

13. Сергеев, Л.И. Исследование понятия инновационной инфраструктуры / Л.И. Сергеев, М.Ю. Писаренко // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2011. - №4. - С. 8992.

14. Балакирева, О.В. Оценка и планирование развития инновационного потенциала региона с использованием балансовых моделей / О.В. Балакирева // Дис. к-та экон. наук: 08.00.05. - Ростов-на-Дону. - 2005. - 126 с.

15. Семке, Ю. С. Сущность и основные элементы инновационной инфраструктуры / Ю. С. Семке // Вестник-экономист. - 2012. - № 4. - С. 1-8.

16. Каменская, Н.В. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития промышленного комплекса (на примере нефтехимического комплекса Республики Татарстан) / Н.В. Каменская // Казань: Наука. - 2010. - 336 с.

17. Кокурин, Д.И., Назин, К.Н. Формирование и реализация инфраструктурного потенциала экономики России: монография / Д.И. Кокурин, К.Н.Назин // ТрансЛит. - М. - 2011. - 336 с.

18. Махмутов, А.Х. Инфраструктура инновационной системы экономики Республики Башкортостан: основы методологии / А.Х. Махмутов, Г.В.Багаев // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2008. - № 3. - С. 42-49.

19. Гаврилова, Н.М. Современные подходы к формированию инфраструкту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рного обеспечения инновационного развития России / Н.М. Гаврилова // Вопросы экономики. - 2014. - № 29 (215). - С. 1927.

20. Евсеев, О.С. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики / О.С. Евсеев, М.Е.Коновалова // Фундаментальные исследования. - 2012. -№ 9. -Ч.1. - С. 220-224.

21. Соколов, Д.С. Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности / Д.С.Соколов, Н.С.Томилина // Инновационная наука. - 2016. - № 1. - С. 172176.

22. Королева, Л.П. Инновационная инфраструктура: состав и место в инновационной системе экономики / Л.П. Королева, Т.В.Ермошина // Инновации. -2014. - № 12 (194). - С. 59-61.

23. Райхлина, А.В. Формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности / А.В. Райхлина //Статистика и Экономика. -2013. - №2. - С. 5962.

24. Баев, С.А. Теоретические основы развития инновационной инфраструктуры / С.А. Баев // Финансы и управление. -2021. - № 4. - С. 83- 98.

25. Трибушная, В.Х. Инновационная инфраструктура как необходимость поддержки наукоемкого предпринимательства: технопарки и стратегическое управление / В.Х. Трибушная // Монография. - Ижевск: ИГТУ. - 2011. - 240 с.

26. Котов, Д.В. Проблема управления инновационным развитием экономики: государство, регион, кластер / Д.В. Котов //Нефтегазовое дело. -2010. -№ 1. - С. 21-38.

27. Борисова, Е.В. Вопросы формирования модели инновационной инфраструктуры на мезоуровне (на примере Красноярского края) [Электронный ресурс] / Е.В. Борисова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. -№ 2. - Ч. 3. - URL: https://web.snauka.ru/ issues/2015/02/46468

E.V. VOLOVODOVA, Candidate of Social Sciences, leading research associate, e-mail: volovodova.ev@yandex.ru, T.V. BIDENKO, leading economist, e-mail: bidenko.tatyana@gmail.com,

Department of planning socio-economic development of territorial systems

SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 29.08.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.