Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАВМЫ И ЕЕ ПРИМИНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАВМЫ И ЕЕ ПРИМИНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
травма / психология / социальная работа / эмоции / стресс / травматический стресс стрессовая ситуация / адаптационный ресурс / психотравматология / аффект / фрустрация / переживания / социальная работа. / trauma / psychology / social work / emotions / stress / traumatic stress / stressful situation / adaptive resource / psychotraumatology / affect / frustration / experiences / social work

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Н. Латипова

В статье исследуется проблема взаимосвязи социальной травмы и социальной работы, а также ее влияние на личность. В этой статье обсуждаются основные идеи теории социальной травмы, которая активно разрабатывается зарубежными социологами. Используя социологические и психологические теории показано научное исследование проблематики. Рассмотрены такие подходы Фрейда, Ж.М.Шарко, Ж.Брейера, К.Юнга, Г.Зиммеля и др. в изучении травмы. Проанализирован феномен травмы с точки зрения изменения качество человеческого материала, вовлеченного в процессы общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF TRAUMA AND ITS APPLICATION IN SOCIAL WORK

The article examines the problem of the relationship between social trauma and social work, as well as its impact on personality. This article discusses the main ideas of the theory of social trauma, which is actively being developed by foreign sociologists. Using sociological and psychological theories, a scientific study of the problem is shown. Such approaches are considered. Z.Freud, J.M.Charcot and J.Breuer, C.Jung, G.Simmel. et al. in the study of trauma. The phenomenon of trauma is analyzed from the point of view of changing the quality of human material involved in the processes of social development.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАВМЫ И ЕЕ ПРИМИНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАВМЫ И ЕЕ ПРИМИНЕНИЕ В

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Н. Латипова

д.с.н., профессор Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется проблема взаимосвязи социальной травмы и социальной работы, а также ее влияние на личность. В этой статье обсуждаются основные идеи теории социальной травмы, которая активно разрабатывается зарубежными социологами. Используя социологические и психологические теории показано научное исследование проблематики. Рассмотрены такие подходы Фрейда, Ж.М.Шарко, Ж.Брейера, К.Юнга, Г.Зиммеля и др. в изучении травмы. Проанализирован феномен травмы с точки зрения изменения качество человеческого материала, вовлеченного в процессы общественного развития.

Ключевые слова: травма, психология, социальная работа, эмоции, стресс, травматический стресс стрессовая ситуация, адаптационный ресурс, психотравматология, аффект, фрустрация, переживания, социальная работа.

THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF TRAUMA AND ITS APPLICATION

IN SOCIAL WORK

N. Latipova

Doctor of Science, Professor National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Tashkent, Uzbekistan

ABSTRACT

The article examines the problem of the relationship between social trauma and social work, as well as its impact on personality. This article discusses the main ideas of the theory of social trauma, which is actively being developed by foreign sociologists. Using sociological and psychological theories, a scientific study of the problem is shown. Such approaches are considered. Z.Freud, J.M.Charcot and J.Breuer, C.Jung, G.Simmel. et al. in the study of trauma. The phenomenon of trauma is analyzed from the point of view of changing the quality of human material involved in the processes of social development.

Keywords: trauma, psychology, social work, emotions, stress, traumatic stress, stressful situation, adaptive resource, psychotraumatology, affect, frustration, experiences, social work.

343

Научное исследование проблематики психологической травмы берет свое начало во второй половине XIX века, в период зарождения психотерапии и первых психологических теорий, связанных с перцепцией, памятью, эмоциями. Термин «психическая травма» был введен в 1878 году немецким неврологом А.Ойленбургом (Albert Eulenburg) [1, с. 43]. Научное исследование проблематики травмы началось со второй половины XIX века и совпало с формированием научной психологии, рождением психотерапии. В это время формулировались научные теории эмоций, ощущений, памяти; складывалось новое понимание невроза, его основных форм и причин, изменялось отношение к психическим расстройствам и методам их лечения.

История понятия травмы уходит к работам З.Фрейда, Ж.М.Шарко и Ж.Брейера, К.Юнга, Г.Зиммеля [2]. З.Фрейдом была создана первая психоаналитическая теория травмы, в которой это явление рассматривалось как глубоко укорененный в бессознательном аффект, оказывающий патогенное воздействие на психику человека и лежащий в основе невротических расстройств. Источник травмы он усматривал не во внешнем событии, а в самой психике, в расщеплении Эго, к которому приводит травматическая тревога, основанная на бессознательных фантазиях. в изучение психической травмы, в особенности ее инфантильной формы, внес Зигмунд Фрейд, его исследования легли в основу всех последующих разработок в этой области, проведенных представителями различных психоаналитических школ.

Идея З.Фрейда о травматогенном эффекте бессознательных фантазий была воспринята и развита К.Юнгом. Предпринятое им исследование блокированных аффектов и диссоциированных состояний привело к выводу о существовании множества разных индивидуальных историй и фантазий (комплексов), касающихся травмы, иначе говоря - к пониманию множественности травмы [3]. Любое переживание, которое вызывает расстраивающие аффекты, такие как аффекты испуга, тревоги, стыда или физической боли, - может действовать в качестве травмы такого рода» [4, с.5-6]. Идея фиксации на травме, которую изучали его ученики Ш.Ференци и Г.Зиммель [5], стала ключевым моментом современной трактовки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

К.Юнг в 1907 году опубликовал работу «Психоз и его содержание» [6], в которой высказал мнение о том, что симптомы травматического расстройства связаны с предшествующими негативными переживаниями индивида. Травматический комплекс вызывает диссоциацию психического. Сам комплекс оказывается вне волевого контроля и по этой причине обладает качеством психической автономии. Собственно, такая автономия заключается во власти комплекса проявлять себя независимо от воли индивида и даже противоположно

April 20, 2024

344

O'zbekiston МУИу universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi

^ationalUniversityofUzbekista^^^^^ranSf2■m■t

его сознательным тенденциям: утверждать себя тираническим образом над сознательным разумом. Взрыв аффекта - это полное вторжение парциальной личности, которая обрушивается на индивида подобно врагу или дикому животному. Мне довольно часто приходилось наблюдать, как типичный травматический аффект иллюстрировался в сновидениях в виде дикого и опасного животного - впечатляющее изображение автономной природы, отщепленной от сознания [7].

В ходе ассоциативных экспериментов он обнаружил сходство паттернов формирования комплексов у членов одной семьи, в особенности, у матери с дочерью. К.Юнг сделал заключение, что в условиях близких родственных контактов бессознательные структуры могут копироваться и оказывать влияние на всю последующую жизнь. Юнг указывал на то, что не все травмы создаются ситуацией, некоторые из них возникают в силу индивидуальных особенностей человека и усиливаются моральным конфликтом. До момента травмы архетипическая часть существует лишь образно, как мотивирующая сила, но в ней нет беспокоящего и порождающего тревогу качества комплекса. Травма создает эмоционально насыщенный образ-воспоминание, который ассоциируется с архетипическим образом, сливается с ним и застывает в более или менее постоянную структуру. Эта структура содержит определенное количество энергии, и с ней могут ассоциативно связываться другие образы, создавая сеть. Таким образом, комплекс обогащается и расширяется за счет более позднего опыта подобного рода» [8, с. 61].

В более поздних работах понятие психической травмы рассматривалось в контексте теории стресса в качестве особой формы общей стрессовой реакции [9]. Согласно этому подходу, травматический стресс наступает в том случае, если стрессогенный фактор достаточно силен, продолжается в течение длительного времени, перегружает психологические, физиологические и адаптационные возможности человека, разрушает психологическую защиту, вызывает тревогу и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме. Важно подчеркнуть, что если переживание стрессовой ситуации в норме мобилизует адаптационные ресурсы организма и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям, то травматический стресс истощает его адаптационные возможности. В современных работах психологическая травма определяется как состояние сильного испуга, переживаемого человеком при столкновении с внезапным, потенциально угрожающим его жизни событием, которое превосходит возможности индивида и которое он, поэтому, не способен ни контролировать, ни сколько-нибудь эффективно отреагировать [10].

Среди современных теорий психической травмы нас особенно интересует подход, разработанный американским ученым Питером Левином [11]. Развивая

April 20, 2024

345

его, автор интегрировал соответствующие знания в области не только психологии и психотерапии, но и биологии, психофизиологии, а также нейропсихологии. Травма понимается им как прорыв в барьере, защищающем человека от воздействий, сопровождающихся чрезвычайно сильным чувством беспомощности. Психологическая травма, как правило, возникает из-за отсутствия индивидуальных ресурсов, необходимых для преодоления травмирующего события. Понятие психотравматологии тесно связано с состоянием психической травмы, которая может быть вызвана любыми стрессовыми факторами, начиная с личных неудач, заканчивая случаями насилия над человеком. Психотравматология как одно из направлений в психологии и психотерапии предлагает эффективные методики, помогающие человеку адаптироваться после пережитой травмы. Примечательно, что 50% людей сталкиваются с различными видами психогенных расстройств, поэтому своевременная помощь психотравматолога сегодня выходит на первый план среди других способов лечения психических травм и стрессов.

Психотравматология сочетает в себе элементы многих смежных наук: нейронауки, социологии, социальной работы, биохимии и психиатрии, что позволяет обеспечить комплексный подход в нивелировании последствий психических травм, предложить разносторонние подходы к решению каждой индивидуальной проблемы. Работа с психотерапевтом и социальным работником помогает человеку выявить скрытые причины появления состояния стресса, фрустрации, избавиться от тяжелых переживаний в посттравматический период, провести своевременную коррекцию процессов психического развития.

Наиболее частыми причинами обращений к психотравматологу являются:

состояние постоянного стресса и депрессии;

фрустрация и апатия к жизни;

усиление симптомов невроза;

конфликтность;

кризис в отношениях с родными и близкими, окружающими людьми; сильные жизненные потрясения (развод, потеря близкого человека); пережитое насилие (психологическое, сексуальное, физическое); суицидальные настроения.

В литературе существуют различные определения психической травмы. Ф.Е.Василюк выделяет следующие типы критических ситуаций [12]:

1. Стресс - невозможность реализации «витальных» здесь-и-теперь установок.

2. Фрустрация - непреодолимая трудность в реализации жизненно необходимых мотивов.

3. Конфликт - субъективно неразрешимое противоречие мотивов и ценностей.

346

O'zbekiston МПИу universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi

National^niversity^f^zbekistan^^^TranS¿Ormati

4. Кризис - ситуации, способствующие невозможности реализации жизненных замыслов. Концепция критических ситуаций описывает механизмы их действия и способы преодоления. Можно говорить о разных механизмах возникновения психических травм, и в них, безусловно, задействовано смысловое измерение.

В.Д.Менделевич [13] дает следующее определение: психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Психическая травма, как событие или ситуация, стоит в ряду иных жизненных ситуаций.

Согласно классификации Д.Магнуссон [14, с. 5], существует пять уровней определения ситуации:

1. Стимулы - отдельные объекты или действия.

2. Эпизоды - особые значимые события, имеющие причину и следствие.

3. Ситуации - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями.

4. Окружение - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.

5. Среда - совокупность физических и социальных переменных внешнего

мира.

При анализе фактора психической травмы выделяются следующие ее характеристики - интенсивность, смысл, значимость и актуальность, патогенность, острота появления (внезапность), продолжительность, повторяемость, связь с преморбидными личностными особенностями. Г.К.Ушаков [15] говорит о психической травме как о внутреннем психическом конфликте, который, как правило, появляется на соматически ослабленной (измененной) почве в первую очередь у преморбидно* расположенных к психогениям лиц. Клинической его структуре присущи острота, выраженность болезненных переживаний, яркость, образность последних, болезненно обостренное воображение; усиленная фиксация на толковании измененного самочувствия, внутреннего дискомфорта, разлаженности; охваченность беспокойством за свое будущее; сохранность критики, т.е. понимание этого расстройства как болезненного.

Другие авторы [16] приводят такое определение: психическая травма представляет собой весьма сложное явление, в центре которого находится субклиническое реагирование сознания на саму психическую травму, сопровождающееся своеобразной «защитной» перестройкой, происходящей в системе психологических установок в субъективной иерархии значимого. Эта

* Преморбидно от лат. prae - перед и morbus - болезнь) (предболезнь), состояние организма, предшествующее развитию болезни (напр., предынфарктный период. Преморбидный фон играет как патогенетическую, так и патопластическую роль в формировании картины негативных расстройств.

347

защитная перестройка обычно нейтрализует патогенное действие психической травмы, предотвращая тем самым развитие психогенной болезни. В этих случаях речь идет о «психологической защите», выступающей как весьма существенная форма реакции сознания на перенесенную психическую травму.

В другой литературе авторы [17] указывают на то, что понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладению и превышению приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом.

Итак, травматический стресс можно определить, как специфический класс критических изменяющих жизнь событий, которым присущи следующие характеристики: они нежелательны; обладают крайне негативным воздействием по причине серьезной угрозы (собственной) жизни и высокой интенсивностью; их тяжело контролировать, вплоть до полной невозможности контроля; как правило, они превышают возможности совладения и чаще всего непредсказуемы. Нередко они обладают ярко выраженной новизной и случаются внезапно и непредвиденно. Энергия для новой адаптации требуется огромная, так как обычно эти события затрагивают не только самого индивида, но и близких ему людей, иногда - еще и материальное имущество, а при случае - социальное и личное существование в целом (например, ураган, пережитое насилие). В этом отношении можно сказать, что люди, попавшие в критическую ситуацию, подвергаются многократным перегрузкам, а нередко - еще и целому ряду следствий этих перегрузок, включая признание человека «жертвой». Кроме военных травм у солдат и гражданского населения все больше исследуются и «гражданские» травматические стрессы -природные катастрофы (например, землетрясение), технические катастрофы (железнодорожные аварии), насилия (изнасилование, захват заложников), угрожающие жизни события (тяжелые (дорожные) происшествия).

Психологическая травма сопровождается стрессовым расстройством, которое у каждого человека может произойти в результате событий, выходящих за пределы нормы в отдельно взятом случае. Причин психологической травмы может быть что угодно, но наиболее распространенными принято считать: потеря близких людей в результате смерти или разлада в отношениях, в том числе развод. Причем развод может стать проблемой не только для супругов, но и для детей; серьезная болезнь самого человека или его родных; физическое или психологическое воздействие со стороны третьих лиц в рамках военной операции, террористического акта; утрата привычного образа жизни в связи с переездом или переездом; угроза жизни посторонних людей может стать причиной

348

психологической травмы, если человек эмоционален и впечатлителен, а нестандартные события развивались на его глазах.

Можно сделать вывод, что работа с социальные травмы играют сегодня важную роль в конструировании современного мира, обозначая наиболее методы работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, определяя ценностные ориентиры современности. Социальная работа является важным регулятором, способствующим преодолению социальных травм, которые переживают общества, и предотвращающим появление новых.

REFERENCES:

1. Колесникова В.И. Психологические особенности травмы в парадигме аналитической психологии К.Г.Юнга. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. №1. - С.43-55.

2. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия; пер. с нем., сост., послесл. и коммент. А.А. Гугнина. - Москва: Прогресс, Литера, 1992. - 570 с.: Фрейд З., Эриксон.Э. Сценарий жизни». Комплекс детских травм. © Эриксон Э. (Erikson Е.), правообладатели, 2018. © Перевод с немецкого, 2018. © ООО «ТД Алгоритм», 2018.: Шарко Ж., Фрейд З. Исследование истерии 1893 г., К. Юнг «Психоз и его содержание» 1907 г., Т.Тилинг.:. Юнг К. Г. Тэвикстокские лекции, Аналитическая психология: ее теория и практика / К.Юнг ; сост., предисл. и пер. с англ. В. Менжулина. - Киев: СИНТО, 1995. - 236 с.; Юнг К. Г. Психология архетипа ребенка // Структура психики и процесс индивидуации / К. Г. Юнг. - Москва: Наука, 1966.; Фрейд З., Ференци Ш., Абрахам К., Зиммель Э., Джон Э. Клинический архив К психоанализу военных неврозов. Сборник статей. - Ижевск: ERGO, 2012. - 104 c.

3. Калшед Д Внутренний мир травмы. Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 1. https://psyjournals.ru/files/22671/mpj_2001_n1_Kalshed.pdf.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - Москва: Астрель, 2011. - 544 с.

5. Фрейд З., Ференци Ш., Абрахам К., Зиммель Э., Джон Э. Клинический архив. К психоанализу военных неврозов. Сборник статей. - Ижевск: ERGO, 2012. - 104 c.

6. Юнг К. психоз и его содержание. - СПб. 1909. - 32 с.

7. Юнг К. Г. Анализ Сновидений. Семинары (осень 1928 г. - лето 1929 г.) -Москва: Клуб Касталия, 2014. - 304 с.

8. Юнг К. Г. Психология архетипа ребенка // Структура психики и процесс индивидуализации. - Москва: Наука, 1966; Юнг К.Г. Анализ сноведений. Семинары. - 2014. - С.61.

349

9. Селье Г. Стресс без дисстреса. [Пер. с англ. А.Н. Лука и И.С. Хорола]; Общ. ред. д.-чл. АН СССР Е.М. Крепса; Предисл. чл.-кор. АМН СССР Ю.М. Саарма. -Москва: Прогресс, 1979. - 124 с.; Черепанова Е.А. Психологический стресс. -Москва. 1997. - 95 с.

10. Levine P. Waking the Tiger: Healing Trauma. North Atlantic books, Berkeley, 1997; Levine P. Nature's lessons in healing trauma. Foundation for trauma Enrichment. Lyons, 1996; Levine P., Chitty J. New Insights into trauma Therapy. APTA National Conference, 1994, p.13; Zettl L. & E.Josephs. Self-Regulation Therapy. Canadian Foundation for trauma Research and Education. Vancouver, 2001.

11. Zettl L. & E.Josephs. Self-Regulation Therapy. Canadian Foundation for trauma Research and Education. Vancouver, 2001.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - Москва,1984. - 200 с.

13. Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология: Учебник. - Москва: Медицина, 1995. - 581 с.

14. Фролова А.В., Минуллина А.Ф. Ф.91 Клиническая психология: Методическое пособие. - Казань: ФГАО УВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2013. - 74 с.

15. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. -2-е и перераб. и доп. -Москва: Медицина, 1984, - 272 с,

16. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник. - Москва: Медицина, 1995. - 608 с.

17. Клиническая психология. / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб. 2003. -1312 с.

350

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.