Научная статья на тему 'Теоретические основы современного корпоративного управления'

Теоретические основы современного корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагина К. С.

В условиях финансового кризиса, когда основной задачей является выход из него и купирование и минимизация негативных текущих по­следствий серьезных исследований по выявлению причин, к нему при­ведших, пока нет. Однако большинство авторов уже сейчас указывают на пробелы в современном корпоративном управлении возможно или приведшие к кризису, или серьезно к нему подтолкнувшие номи­нальная роль совета директоров, неподконтрольность высшего ме­неджмента акционерам, огромные бонусы, попрание интересов обще­ства, его социальной стабильности и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы современного корпоративного управления»

- сравнительный анализ налогово-бюджетных показателей исследуемого региона с результатами использования бюджетного потенциала других регионов, присвоение регионам рейтинга исходя из типа финансового состояния.

Список литературы:

1. Ислямутдинов С.И. Бюджетный потенциал города. - Самара, 2005. - 120 с.

2. Лавров A.M. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. - М.: КомКнига, 2005. - 555 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Вагина К.С.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В условиях финансового кризиса, когда основной задачей является выход из него и купирование и минимизация негативных текущих последствий серьезных исследований по выявлению причин, к нему приведших, пока нет. Однако большинство авторов уже сейчас указывают на пробелы в современном корпоративном управлении возможно или приведшие к кризису, или серьезно к нему подтолкнувшие - номинальная роль совета директоров, неподконтрольность высшего менеджмента акционерам, огромные бонусы, попрание интересов общества, его социальной стабильности и т.д.

Если внимательно проанализировать рынок и товарно-денежные отношения XVIII в., то можно понять практика корпоративного управления существует уже несколько столетий. Вспомним, например: в шекспировском «Венецианском купце» описываются волнения торговца, вынуэден-ного поручить заботу о своем имуществе - кораблях и товарах - другим лицам (говоря современным языком, отделить собственность от контроля за ней). А вот полноценная теория корпоративного управления стала формироваться лишь в 80-е гг. прошлого столетия. Правда, тогда же неторопливость осмысления сложившихся реалий была с лихвой компенсирована исследовательским «бумом» и активизацией регулирования отношений в данной сфере. Анализируя особенности современной эпохи и двух предшествующих, ученые делают вывод, что в XIX в. двигателем экономического развития было предпринимательство, в XX столетии - менеджмент, а в XXI в. эта функция переходит к корпоративному управлению.

* Аспирант кафедры Менеджмента.

Сейчас в развитых странах уже четко определены основы системы отношений ме^цу главными действующими лицами корпоративного «спектакля» (акционерами, менеджерами, директорами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, государственными чиновниками, жителями местных общин, членами общественных организаций и движений). Такая система создается для решения трех основных задач корпорации: обеспечения ее максимальной эффективности, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств [1].

Корпоративный менеджмент (corporate management) и корпоративное управление (corporate governance) - не одно и то же. Под первым термином подразумевается деятельность профессиональных специалистов в ходе проведения деловых операций. Иными словами, менеджмент сосредоточен на механизмах ведения бизнеса. Второе понятие гораздо шире: оно означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования фирмы. Корпоративное управление находится на более высоком уровне руководства компанией, нежели менеджмент. Пересечение функций корпоративного управления и менеджмента имеет место только при разработке стратегии развития компании.

Корпорация (от новолат. corporatio - объединение) - форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности. Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений.

Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания. Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, постольку термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».

В развитых странах используются две основные модели корпоративного управления. Англо-американская действует, помимо Великобритании и США, также в Австралии, Индии, Ирландии, Новой Зеландии, Канаде, ЮАР. Германская модель характерна для самой Германии, некоторых других стран континентальной Европы, а также для Японии (иногда японскую модель выделяют как самостоятельную).

Англо-американская модель действует там, где сформировалась рассредоточенная структура акционерного капитала, т.е. преобладает множество мелких акционеров. Эта модель подразумевает существование единого корпоративного «штаба» - совета директоров, осуществляющего как

надзорные, так и исполнительные функции. Надлежащая реализация обеих функций обеспечивается за счет формирования этого органа из неисполнительных, в том числе и независимых директоров («контролеров»), и исполнительных директоров («управленцев»). Германская модель развивается на базе концентрированной структуры акционерного капитала, другими словами, когда существуют несколько крупных акционеров. В этом случае система управления компанией является двухуровневой и включает в себя, во-первых, наблюдательный совет (в него входят представители акционеров и сотрудников корпорации; обычно интересы персонала представляют профсоюзы) и, во-вторых, исполнительный орган (правление), членами которого являются менеджеры. Особенность такой системы -четкое разделение функций надзора (отданных наблюдательному совету) и исполнения (делегированных правлению). Российская же модель корпоративного управления находится в процессе формирования, и в ней проявляются особенности обоих описанных выше образцов и на настоящем этапе развития в ней явно просматриваются элементы предпринимательского типа поведения, и поэтому многие исследователи сегодня называют российскую модель корпоративного управления предпринимательской.

По мнению Боба Трикера, одного из ведущих в мире специалистов по корпоративному управлению, сегодня данные о тенденциях бизнеса содержат больше информации, чем итоговые общие данные бизнеса. Необходимо делать проекции этих финансовых критериев в будущее. Нужно сравнивать межотраслевые финансовые показатели. Нужно изучать годовые финансовые отчеты директоров через призму именно тенденций данного бизнеса. Изучать тенденции общих коэффициентов эффективности, прибыли на акционерный капитал, прибыли на инвестиции, коэффициенты использования оборотных средств, оборачиваемости материальных запасов, ликвидности. Нужно изучать финансовые показатели дочерних предприятий, что часто бывает тоже эффективным показателем. Огромное значение имеет анализ структур финансирования. В любом случае не остается сомнений, что финансовые механизмы функционирования корпоративного управления были всегда очень значимы [2].

Именно поэтому становится интересно взглянуть на зарождение и развитие корпоративного управления и его теорий спутя десятилетия, с позиции современного корпоративного управления.

В XIX в. были заложены основы современных корпораций: это был век предпринимательства. XX в. стал веком менеджмента, феноменального развития теорий менеджмента, эрой консультантов по проблемам управления (management), гуру, преподававших основы менеджмента.

XXI в. обещает стать веком управления (governance), когда упор делается на решение задач легитимного и эффективного управления корпорациями по всему миру. В конце 1990-х гг. в странах Британского Содруже-

ства была разработана система принципов правильного корпоративного управления. Создание этого свода правил было спровоцировано стремительным развитием новых, более гибких глобальных корпоративных структур, которые стали вытеснять с экономического рынка Европы прочные региональные концерны, образованные в послевоенные годы. Сложные сети дочерних компаний, стратегические альянсы со взаимным владением акций компаний-союзников, взаимное членство в советах директоров, практика использования заемных (чаще общественных) средств, динамичные финансовые операции по купле-продаже и спекуляции на добавочной стоимости - все это способствовало учреждению новых законов ведения бизнеса. Свое место под солнцем стали отвоевывать компании, работающие повсеместно в различных юрисдикциях, со всеми видами денежных единиц, проявляющие небывалые аппетиты и стремление к развитию и росту. По всему миру представители топ-менеджмента ведущих мировых корпораций приобрели небывалое могущество. Директоры, деятельность которых должна быть направлена на защиту интересов владельцев компании, преследовали свои цели и получали при этом колоссальные вознаграждения, привилегии, на которые в прошлые века могли претендовать лишь аристократы и короли.

Теория корпоративного управления развивается достаточно медленно. Так, например, в 1998 г. Организация европейского сотрудничества и развития (The Organisation for Economic Co-operation and Development) предложила разработку глобального путеводителя по корпоративному управлению. На своем заседании на уровне министров Совет ОЭСР призвал организацию разработать свод стандартов и руководств по корпоративному управлению совместно с национальными правительствами Великобритании, США, Германии, Франции, Японии и другими заинтересованными международными организациями и частным сектором. Для выполнения этой задачи ОЭСР создала Специальную группу по корпоративному управлению, которой было поручено разработать не имеющие обязательного характера принципы, воплощающие взгляды государств-членов по этому вопросу. Содержащиеся в этом документе принципы основаны на опыте государств-членов, которые предпринимали подобные попытки в национальных масштабах, и на результатах работы, проводившейся в ОЭСР ранее, включая работу Консультативной группы ОЭСР по корпоративному управлению в бизнес-секторе.

Список литературы:

1. Корпоративное управление / Под ред. А.П. Шихвердиева. - Издательство Академии Государственной службы и управления при Главе Республики Коми, 2003.

2. Масютин С. А. Корпоративное управление: опыт и проблемы. - М.: «Финстатинформ», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.