Научная статья на тему 'Теоретические основы разработки стратегии реформирования естественной монополии'

Теоретические основы разработки стратегии реформирования естественной монополии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы разработки стратегии реформирования естественной монополии»

Е.Ю. Камынина, 2005

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Е.Ю. Камынина

Исследование проблем реформирования и эффективной организации естественных монополий приобретает особую значимость и актуальность в условиях рыночной трансформации российской экономики. Адекватное понимание природы и специфики естественных монополий, их места и роли в воспроизводственном механизме хозяйственной системы является основой построения стратегии их развития на длительный период.

Поиск эффективных путей реформирования естественных монополий в России осложнен недостаточной адаптированностью теории естественной монополии к современным условиям. Решению этой задачи может способствовать применение полученных за два последних десятилетия достижений в ее разработке, широко используемых в мировой хозяйственной практике *.

В современной экономической теории под естественной монополией понимается такая организация отраслевого рынка, при которой эффективное удовлетворение спроса осуществляется при условии функционирования на нем единственного продавца. Другими словами, отрасль естественной монополии состоит из одной фирмы, которая является единственным поставщиком услуги, т.е. категории «фирма» и «отрасль» в данном случае являются синонимами2.

Основной причиной существования естественной монополии является большой эффект от масштаба производства, который вызван тем, что при функционировании в отрасли единственного хозяйствующего субъекта (субъекта естественной монополии) наблюдается существенное снижение издержек производства, приходящихся на единицу продукции. «Отрасли, в которых рост экономии на масштабах настолько значителен, что только одна фирма должна функционировать в любом регионе, рассматриваются @ как естественная монополия»3, — считает

Дж. Стиглиц. По мнению Д. Хэя и Д. Морриса, «если отрасль имеет непрерывную экономию от масштаба производства до предела, определяемого рыночным спросом, то требуется только одна фирма для извлечения максимума экономии от масштаба. Там, где существуют такие условия для затрат, что наиболее характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т.п., маловероятна, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует способность свободного рынка обеспечить эффективное распределение ресурсов или полнокровные стимулы для эффективности производства»4.

При таком подходе отраслевой рынок может быть отнесен к естественной монополии, если для любых допустимых объемов выпуска, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, будет минимальной, при этом отрасль состоит из одной-единственной фирмы. Такое свойство отраслевой функции издержек называется субадцитивностью5.

Таким образом, существование естественной монополии обусловливается тем, что конкурентная организация соответствующей отрасли неэффективна вследствие технологических особенностей производства, а сам экономический эффект естественной монополии связан с наличием большой экономии на масштабах производства при функционировании на рынке единственного продавца. Крупные предприятия, действующие в условиях естественной монополии, обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью. В результате происходит повышение производительности труда и снижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественные

монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя их монопольная природа все равно вынуждает государство регулировать их деятельность.

Традиционно к естественным монополиям относят электроэнергетику, железнодорожный транспорт, газовую промышленность. Непосредственно естественно-монопольными признаками обладают лишь транспортирующие подсистемы указанных отраслей (инфраструктурные сети). Общепризнанным считается тезис о том, что производство, распределение и сбыт в указанных отраслях могут существовать в условиях конкуренции 6.

Такое понимание специфики естественной монополии нашло отражение и в законодательстве РФ. Сфера регулирования закона «О естественных монополиях»7 включает транспортировку нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, общедоступной электрической и почтовой связи.

Основной проблемой, осложняющей разработку стратегии реформирования естественной монополии, отвечающей интересам всех участников и регуляторов рынка, является отсутствие полной и достоверной информации об организационно-управлен-ческом и технико-экономическом состоянии дел в этой сфере. Причем полной информацией не располагают не только экономические министерства и ведомства, но и топ-менеджеры самих компаний-монополистов. Поэтому большинство оценок и выводов по естественно-монопольным отраслям основываются на построении базовых теоретических моделей, а не на результатах анализа эмпирического материала.

Формирование такой стратегии следует осуществлять на основе следующих принципов: системности и последовательности разработки составляющих ее блоков; учета мно-гопродуктовости отрасли естественной монополии; оптимизации действий по реализации стратегии; обеспечения сбалансированности интересов всех участников хозяйственных отношений в отрасли.

К разработке каждого блока стратегии реформирования естественной монополии следует подходить как с позиций системной целостности механизма осуществления соответствующих преобразований, так и с пози-

ций относительной самостоятельности его отдельных элементов. В соответствии с принципом системности рассматриваемую стратегию правомерно представить в виде системы иерархически связанных элементов: стратегии головной компании, а также стратегий развития отдельных предприятий, входящих в состав естественной монополии. Кроме того, реализация данного принципа предполагает, что стратегия реформирования естественной монополии должна быть интегрирована в макроэкономическую стратегию и осуществлена как ее составной элемент. Так, невозможно разрешить имеющиеся финансовые противоречия между ОАО «Газпром» и предприятиями РАО «ЕЭС», работающими на газовом топливе, в рамках отношений только между этими двумя компаниями, не руководствуясь при этом долгосрочными целями энергетической стратегии государства.

Соблюдение указанного принципа позволяет обеспечить четкое разграничение полномочий и функций различных субъектов хозяйствования в процессе реформирования естественной монополии, а также увязку конкретных целей, ориентиров и параметров реформирования отраслей и предприятий со стратегическими целями развития экономики России.

При построении стратегии реформирования естественно-монопольных структур необходимо соблюдать требуемую последовательность действий. В рамках каждого шага итеративного процесса построения стратегии целесообразно обеспечивать связь между этапом анализа объекта реформирования и следующим за ним этапом выработки мер его эффективного регулирования. Для решения задач различного уровня агрегации необходимо иметь достаточное представление о самом объекте реформирования как на уровне вербального описания, так и на уровне его экономико-математического моделирования. Это необходимо для определения на каждом этапе построения стратегии адекватных по сложности и детализации мер регулирования8.

В наиболее агрегированном виде содержание этапа анализа и выявления существенных свойств реформируемого объекта заключается в идентификации естественной монополии (отраслевой естественно-монопольной структуры). Идентификация предполагает определение сегмента естественной монополии в рассматриваемой многопродуктовой отрасли и выделение ее естественномонопольного ядра.

Этап выработки мер эффективного регулирования естественной монополии состоит в поиске путей оптимизации поведения ее субъектов. Речь идет о поиске стимулирующих воздействий на экономическое поведение предприятий естественной монополии, направленных на согласование отраслевых (корпоративных) и народно-хозяйственных (общественных) интересов.

Содержательное наполнение всех блоков стратегии должно быть ориентировано на формирование полного законченного варианта стратегии реформирования естественных монополий с учетом прямых и обратных связей. В зависимости от способа построения и степени детализации данной стратегии параметры преобразований могут определяться и как эндогенные, и как экзогенные переменные.

В процессе построения эффективных стратегий реформирования естественной монополии целесообразно представлять исследуемую отрасль как многопродуктовую. Это означает, что при решении различных задач развития данной отрасли структура производимой продукции должна быть адаптирована к разным группам потребителей, условиям места и времени и т.п. Учет многопродукто-вости отраслевого рынка дает возможность осуществить его диверсификацию, а также выделение монопольного и конкурентного сегментов на горизонтальных и вертикальных уровнях отраслевой естественно-монопольной структуры.

Поведение отрасли-монополиста с учетом многопродуктовости описывается через сочетание различных типов рыночных структур, которые могут действовать как на отраслевом рынке, так и вне его. По отношению к одним группам продуктов (услуг) отрасль может вести себя как монополия, по отношению к другим — как олигополия, к третьим — как конкурентная структура. Иными словами, в различных сегментах рынка стратегия реформирования должна строиться по-разному, в том числе как комплекс мер по управлению естественной монополией, включая обеспечение эффективного взаимодействия естественно-монопольного ядра отрасли с другими типами рыночных структур. Представления об отрасли как о многопродуктовой структуре позволяют разрабатывать различные схемы взаимодействия фирм-про-изводителей промежуточных и конечных продуктов на разных стадиях производственного процесса и формулировать с достаточной сте-

пенью детализации конкретные меры по ее реформированию.

Принцип оптимизации действий в рамках реализации рассматриваемой стратегии предполагает проведение эффективного реформирования естественной монополии при достижении максимальной общественной пользы. Идея оптимизации стратегии должна быть сквозной на протяжении всего периода преобразований, поскольку ее практическое осуществление обеспечивает движение по намеченной траектории «с максимальной концентрацией ресурсов и факторов на выбранных приоритетах и минимальными отклонениями от поставленной цели»9.

В то же время содержание процессов оптимизации стратегии может меняться на разных этапах реформирования в случае появления отклонений от генерального тренда, требующих текущей корректировки целей или используемых методов (инструментов) их достижения |0. Процесс оптимизации находит отражение в последовательном решении поставленных задач путем субоптимизации действий на каждом этапе.

На этапе идентификации естественной монополии оптимизация будет означать ориентацию на достижение «технологической» эффективности и устойчивости в смысле субаддитивности отраслевой многопродуктовой функции издержек. На этапе выработки мер управляющего воздействия содержанием процесса оптимизации должно стать формирование системы дифференцированных тарифов на услуги естественной монополии, обеспечивающей минимизацию интегральных потерь благосостояния общества и удовлетворяющей бюджетным ограничениям а. В конечном итоге необходимо выработать управленческие решения, основывающиеся на максимальном использовании возможностей стимулирующего регулирования в области ценообразования и контрактных схем. Такие решения создают условия для эффективной конкуренции в целях обеспечения оптимизации деятельности субъектов естественной монополии.

С позиций принципа оптимизации стратегии реформирования естественной монополии основополагающими можно считать следующие утверждения:

• цены, их набор и значения, а также виды совместимых с естественной монополией конкурентных сред, форма и структура контрактов, регламентирующих отношения в рассматрива-

емой сфере хозяйствования и управления, существенным образом зависят от представлений об отрасли как

о сложной, иерархически организованной производственно-технологи-ческой структуре, содержащей как горизонтально, так и вертикально интегрированные подразделения;

• наиболее плодотворным в методологическом плане является выделение вертикальных цепочек технологически связанных элементов_рас-сматриваемой отрасли, исследование процессов производства ее конечных и промежуточных продуктов, анализ взаимосвязей «ресурсы — выпуск», в которых промежуточные продукты (услуги) могут выступать и в том, и в другом качестве;

• возникающая при этом проблема доступа сторонних компаний к производству на тех или иных его стадиях порождает специфическую управленческую задачу формирования эффективных цен доступа;

• использование цен доступа в качестве

одного из важнейших параметров оптимизации стратегии реформирования естественной монополии в большинстве случаев также связано с сетевым характером производства продукции и услуг, с доступом к исключительному во многих отношениях ресурсу;

• устанавливая допустимые границы изменения уровней цен на продукцию и услуги естественных монополий, применяя конкретные модели и механизмы контрактов, следует учитывать общественный характер потребления конечных и промежуточных продуктов, относительно низкую ценовую эластичность спроса, соотношение цен «открытого» и «теневого» рынков;

• цены и контракты должны соответствовать конкретному типу рыночной среды, в которой функционирует рассматриваемая отраслевая структура. Здесь имеется в виду расширение традиционных рамок регулирования, когда на определенных сегментах (конечных и промежуточных продуктов) отраслевого многопродуктового рынка допускается создание совместимых с естественной монопо-

лией конкурентных сред, развитие форм контрактов, включающих договорные отношения как между предприятиями-участниками рынка, так и между государством (регулятором) и предприятиями.

При реформировании естественных монополий необходимо соблюдать баланс интересов всех участников рынка: субъектов естественной монополии, потребителей (населения и предприятий), государства. По объективным причинам их интересы вступают в противоречие. Столкновение интересов экономических субъектов различных уровней хозяйственной системы общества в данной сфере происходит в процессе реализации функций собственности и управления, распределения и перераспределения природной ренты, контроля за издержками производства и разделения ответственности за эти издержки и др. Такие проблемы, как перекрестное субсидирование, доступ независимых производителей к инфраструктурным сетям, выбор конкретных форм ценовой, налоговой, инвестиционной и технической политики, являются общими для всех стран.

При определении путей разрешения накапливающихся в этой сфере противоречий необходимо учитывать действие множества экономических и неэкономических факторов (в том числе, фазу экономического цикла, общую экономическую ситуацию, наличие адекватной нормативно-правовой базы, социальную обстановку и др.) с учетом масштабности и значимости оказываемого ими влияния.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Baumol W.J., Panzar J.C., Willig R.D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. New York: Harcourt Brace, 1982; DiLorenzo Thomas J. The Myth of Natural Monopoly // The Review of Austrian Economics. Vol. 9, № 2. 1996. P. 43—58; Train K. Optimal Regulation: The Economic Theory of Natural Monopoly. Cambridge: The MIT Press, 1991. P. 301.

2 Макконелл К.P., Брю С.JI. Экономикс. М.: Изд-во «Республика», 1992. Т. 2. С. 92.

3 Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во Московского государственного университета: ИНФРА-М, 1997. С. 180.

4 Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т. / Пер. с англ. под ред. АГ. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т. 2. С. 502.

5 Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных моно-

полий в России // Экономическая наука современной России. 2000. № 3—4. С. 58.

6 Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии // Вопросы экономики. 1998. № 4. С. 115-133.

7 О естественных монополиях: Федеральный закон Российской Федерации от 17.08.95 № 147-ФЗ // Экономика и жизнь. 1995. № 35. С. 28—29.

8 Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 1999. № 4. С. 13.

9 Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. АГ. Гранберга. М.: Наука, 2004. С. 190.

10 См.: Иншаков О.В. О модернизации Федеральной целевой программы «Юг России»: Доклад на Международной научно-практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России», г. Волжский, 23—25 сентября 2004 г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 39.

11 Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России. С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.