Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
память / виды восприятия / иностранные языки / методы обучения / мнемотехника / memory / types perception / foreign languages / teaching methods / mnemonics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведовская Н.С.

В данной статье рассматриваются важные для мнемотехники, такие понятия психологии как, «память» и её виды, «запоминание» и «мнемическая деятельность». Помимо этого, приводиться определение термина «мнемотехника», а также раскрывается потенциал применения мнемотехники в педагогике, в том числе и для обучения иностранным языкам, на примере нескольких исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS APPLICATIONS OFMNEMONICS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

This article discusses such important concepts of psychology for mnemonics as "memory" and its types, "memorization" and "mnemic activity". In addition, the definition of the term "mnemonics" is given, and the potential of using mnemonics in pedagogy, including for teaching foreign languages, is revealed using the example of several studies.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.1

Медведовская Н.С.

студент магистратуры Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: в данной статье рассматриваются важные для мнемотехники, такие понятия психологии как, «память» и её виды, «запоминание» и «мнемическая деятельность». Помимо этого, приводиться определение термина «мнемотехника», а также раскрывается потенциал применения мнемотехники в педагогике, в том числе и для обучения иностранным языкам, на примере нескольких исследований.

Ключевые слова: память, виды восприятия, иностранные языки, методы обучения, мнемотехника.

Ни для кого не секрет, что изучение иностранных языков положительно влияет на память. Однако, в процессе освоения иностранного языка сама память играет важную роль. Развитая память помогает легче и быстрее запоминать новую информацию во время обучения. Существует множество способов оптимизации процесса запоминания. Для начала стоит обратить внимание на термины психологии, которые помогут лучше разобраться в теме и понять, как работают механизмы памяти и как запоминается новая информация, в том числе и на иностранном языке.

В психологии память определяется как «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта» [7, стр. 136]. Наталия Сергеевна Ефимова называет основными свойствами памяти объем, быстроту запоминания, готовность к воспроизведению, точность воспроизведения и

длительность хранения [6, стр. 118]. Также существуют разные виды памяти, среди которых кратковременная и долговременная память [6, стр. 120]. Для освоения иностранных языков информация должна перейти из кратковременной памяти в долговременную: «Чтобы действительно владеть иностранным языком, необходимо перевести объем материала в долговременную память» [15, стр. 66]. Этот переход осуществляется благодаря усилиям обучающегося и различным приемам, таким как повторение: «Если идет систематическое повторение, то информация переходит в долговременное хранилище памяти, где она может храниться достаточно долго» [5].

Также выделяют типы памяти, связанные с органами чувств: зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная. Эти типы памяти могут сочетаться у разных людей, например, зрительно-двигательная или зрительно-слуховая память [12, стр. 229, 667]. Исследования показывают, что у изучающих иностранные языки развиты различные типы памяти, при этом у многих хорошо работает зрительно-слуховая память [12, 14]. Задача преподавателя — выяснить типы памяти обучающихся, чтобы подобрать упражнения и методы для наиболее эффективного обучения [9]. Исследования подтверждают, что, зная тип памяти обучающегося, преподаватель может подобрать упражнения и методы для более эффективного обучения.

Память представляет собой сложную систему взаимосвязанных психических процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание [10, стр. 248]. Особое внимание следует уделить процессу запоминания. В учебнике Н.С. Ефимовой запоминание определяется как «процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее полученными знаниями» [6, стр. 121]. А.Г. Маклаков отмечает, что запоминание наиболее эффективно при включении в деятельность, цель которой — запоминание материала. Такая деятельность называется мнемической: «деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью» [10, стр. 265].

Современные психологи исследуют мнемическую деятельность, объем памяти и скорость запоминания материала [10, стр. 265].

Смежными с изучением мнемической деятельности являются исследования в области мнемотехники. В учебнике В.А. Козаренко мнемоника определяется как «искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций» [8, стр. 7]. Исследователи отмечают потенциал мнемотехники для образования. Например, Владимир Алексеевич Козаренко утверждает, что приемы мнемотехники помогут школьникам и студентам лучше и с меньшими затратами готовиться к экзаменам [8, стр. 14].

Исходя из этого, стоит обсудить потенциал мнемотехники в педагогике и обучении иностранным языкам. Л.В. Бура и Г.А. Чепурной характеризуют мнемотехнику как «здоровьесберегающую технологию, повышающую запоминание, формирующую навыки эффективного усвоения сложной информации и уверенность в себе и своих возможностях, имеющую четкую методологическую базу» [1, стр. 262-268]. В другой работе Л.В. Бура выделяет положительные аспекты использования мнемотехники в процессе образования: «Её применение повышает эффективность усвоения новой информации, развивает коммуникативные и познавательные способности личности, творческое, логическое и образное мышление, а также формирует навыки самообучения и повышает уверенность обучающихся в своих возможностях» [2, стр. 113].

Обучение иностранным языкам является частью образовательной программы, поэтому мнемотехнические приемы могут быть эффективно использованы и в лингводидактике. Исследования показывают, что использование мнемотехники на занятиях иностранного языка облегчает запоминание лексико-грамматического материала. Обучающиеся, использующие приемы мнемотехники, такие как ассоциации и образы, запоминают больше слов на иностранном языке.

О.М. Осиянова и В.Д. Демина отмечают дидактический потенциал мнемотехники в лингвистическом образовании, указывая на её возможности для облегчения целенаправленного запоминания лексико-грамматического материала и его дальнейшего применения на практике [13, стр. 46]. М.А. Глазун пишет, что запас образной памяти человека безграничен, и проведённый эксперимент показал, что обучающиеся, использующие метод ассоциаций и образов, запомнили больше слов на иностранном языке. Как отмечалось ранее, одним из принципов мнемотехники является принцип ассоциаций [4].

Следовательно, приемы мнемотехники улучшают качество памяти и помогают сократить время на запоминание новой информации, в том числе и в процессе освоения иностранного языка: «...особенности памяти и способы оптимизации её функционирования оказывают значительное влияние на процесс овладения иностранным языком» [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бура Л. В. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации / Л. В. Бура, Г. А. Чепурной - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 47-2. - С. 262-268. - EDN UHUSEF. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24119015 (дата обращения: 05.03.23);

2. Бура Л. В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном образовании / Л.В. Бура - Текст: электронный // Гуманитарные науки. - 2018. - №4 (44). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-primeneniya-metodov-i-priemov-mnemotehniki-v-sovremennom-obrazovami (дата обращения: 05.03.23);

3. Газеева Е. А. Влияние особенностей памяти на процесс овладения иностранным языком. Метод мнемотехники / Е. А. Газеева, Т. И. Яковлева -Текст : электронный // Наука и современность. - 2012. - №15-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-osobennostey-pamyati-na-protsess-

ovladeniya-inostrannym-yazykom-metod-mnemotehniki (дата обращения: 05.03.23);

4. Глазун М.А. Память в процессе изучения иностранного языка / М.А. Глазун - Текст : электронный // Успехи современного естествознания. - 2005. -№ 5. - С. 28-28. - URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8437 (дата обращения: 05.03.23);

5. Голова И.Л. Приемы мнемотехники для успешного запоминания при изучении иностранного языка / И.Л. Голова - Текст : электронный // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Периодический сборник научных статей (электронное научное издание). - 2011. - № 3. - ISSN 2218-139. URL: https://iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2011_03/15.pdf (дата обращения: 05.03.23);

6. Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. - 288 с. - ISBN 978-5-8199-0301-8 (ИД «ФОРУМ») - ISBN 978-5-16-002846-0 (ИНФРА-М) - Текст : непосредственный;.

7. Коломинский Я.Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л. Коломинский - М.: АСТ, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-17-065820-6 - Текст : непосредственный;

8. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / А.В. Козаренко - Москва, 2002 - URL: http://www.mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm (дата обращения: 05.03.2023). -Текст : электронный;

9. Конышева А. В. О необходимости учета вида памяти при индивидуализации обучения иностранному языку / А. В. Конышева - Текст : электронный // Психологическое сопровождение: проблемы и перспективы : Материалы научно-практической конференции с международным участием, Великий Новгород, 19 марта 2015 года / Составитель Т.Б. Беляева. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава

Мудрого, 2015. - С. 56-59. - EDN ZBPHZL. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29776041 (дата обращения: 05.03.23);

10. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001. — 592 с. - ISBN 5-272-00062-5 - Текст : непосредственный;

11. Малых Т. А. Эмпирическое исследование «индивидуальные различия памяти у людей при изучении иностранных языков» / Т.А. Малых, Г.М. Шигабетдинова - Текст : электронный // Журнал «Научный лидер». - 2021. №42 (44). - URL: https://scilead.ru/article/1274-empiricheskoe-issledovanie-individualnie-razl (дата обращения: 05.03.23);

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1);

13. Осиянова О. М. Дидактический потенциал мнемотехники в лингвистическом образовании студентов / О. М. Осиянова, В.Д. Демина -Текст : электронный // Вестник ОГУ. - 2020. - №3 (226). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-mnemotehniki-v-lingvisticheskom-obrazovanii-studentov (дата обращения: 05.03.2023);

14. Талханова Ф. Д. Выявление различных видов памяти как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку / Ф.Д. Талханова -Текст : электронный // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - №1 (17). - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-razlichnyh-vidov-pamyati-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 05.03.23);

15. Ясненко М. М. Важность памяти при изучении иностранного языка / М. М. Ясненко // Педагогический опыт: от теории к практике : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 22 января 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества

"Интерактив плюс", 2018. - С. 65-67. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32584300 (дата обращения: 05.03.23)

Medvedovskaya N.S.

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

THEORETICAL FOUNDATIONS APPLICATIONS OF MNEMONICS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Abstract: this article discusses such important concepts of psychology for mnemonics as "memory" and its types, "memorization" and "mnemic activity". In addition, the definition of the term "mnemonics" is given, and the potential of using mnemonics in pedagogy, including for teaching foreign languages, is revealed using the example of several studies.

Keywords: memory, types perception, foreign languages, teaching methods, mnemonics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.