Научная статья на тему 'Теоретические основы построения модели выпускника вуза'

Теоретические основы построения модели выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

Исследуется проблема экономического образования современного человека, представлены основные подходы к пониманию ключевых компетенций и сформулированы их характеристики, очерчен круг факторов, влияющих на построение модели выпускника экономического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы построения модели выпускника вуза»

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Г.А. ГУЩИНА (Киров)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Исследуется проблема экономического образования современного человека, представлены основные подходы к пониманию ключевых компетенций и сформулированы их характеристики, очерчен круг факторов, влияющих на построение модели выпускника экономического вуза.

Геополитическая реальность, закономерно выдвигающая в современном мире на передний план научно-технический прогресс, экономику знаний, обусловливает ведущую роль профессионального образования.

Только личность, обладающая определенными профессиональными качествами в постиндустриальную эпоху, в состоянии естественно и органично взаимодействовать с экономической, политической, общественной и другими сферами жизнедеятельности субъектов эволюционно-демократичного развития цивилизации XXI в., может обеспечить себе благоприятное гармоничное самосовершенствование.

В условиях ускорения научно-технического прогресса, обостряющейся демографической ситуации, усиливающейся конкуренции среди вузов страны и бурного развития рынка труда в России, подход, позволяющий прогнозировать будущие потребности в профессионалах того или иного профиля, будущие параметры рынка образовательных услуг, должен, в первую очередь, опираться на определение качеств личности выпускника вуза, их адекватности меняющимся условиям рынка труда.

Современные педагоги, работающие в системе экономического, социального образования, преподаватели вузов испытывают насущную потребность в системном обновлении фундаментальных мировоззренческих основ своего профессионального инструментария, эффективном внедрении прогрессивных подходов в комплексный процесс раз-

ностороннего развития личности сегодняшнего студента - потенциального гражданина всемирного содружества людей второй половины наступившего столетия.

Фундаментальные педагогические исследования, посвящённые проблемам естественного вхождения личности в эволюционно-демократический, меритократиче-ский социум постиндустриального периода, саморазвитию ноосферы, ориентированы в прогрессивных развивающих системах на общественно-образовательные стандарты нового поколения, единое образовательное пространство и определенные качества личности, представленные как компетенции.

По существу, это реальный образовательный ценностный ориентир экономики образования, доминанта геополитического контекста соразвития общества и личности homo sapiens novus.

Следовательно, одна из важнейших задач высшей школы - подготовка учащегося в соответствии с потребностями современной экономики. Выпускник вуза должен обладать таким набором профессиональных характеристик, которые позволят ему осуществлять свою деятельность на уровне отраслевых стандартов и обеспечат фундамент для дальнейшего профессионального развития. Систему этих профессиональных характеристик и качеств личности можно назвать компетенциями.

Основополагающим в большинстве современных моделей, представленных зарубежными учеными, является понятие «ключевые компетенции», введенное в научный обиход в начале 1990-х гг. Международной организацией труда. Это понятие трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Вместе с тем подчеркивается, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность и уже поэтому не могут быть узкоспециализированными.

Итоги многолетних исследований нашли отражение в рекомендациях Совета Европы и отражены в пяти ключевых ком-

© Гущина Г.А., 2008

петенциях, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества профессиональных знаний и умений учащихся, реализующих способность и желание учиться на протяжении всей жизни, что служит основой непрерывной профессиональной подготовки.

В отечественной профессиональной педагогике достижения в данной области связаны с именами С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Е. Радионова, Е.Э. Смирновой, Г.В. Суходольского, Н.В. Талызиной и др. Большинство авторов, работая над моделью выпускника вуза, выделяют две главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

Например, занимаясь вопросами моделирования подготовки и профессиональной деятельности учащегося вуза, Г.В. Суходольский указывает, что для профессио-графических моделей личности характерен выбор базовых свойств «от профессии», основывающийся на системе предъявляемых к выпускнику вуза требований и на специальных способностях, которыми в определенной мере должен обладать представитель определенной профессии.

При описании «профессиональной» составляющей модели выпускника вуза, помимо квалификационных требований, многие ученые используют следующие характеристики компетентности: специальная, интеллектуальная и др.

Существенные отличия в трудах разных научных школ обнаруживаются при рассмотрении учеными личностной составляющей образа выпускника вуза. В качестве причин этого следует назвать специфику профессий и мировоззренческие установки, ориентирующие на выполнение определенной социальной функции.

Тем не менее можно выделить безусловные личностные качества, которыми должен обладать выпускник любого вуза. О. Мельничук и А. Яковлева называют в качестве таковых следующие: ответственность перед делом и людьми, добросовестность, социопривлекательность и др.

Систему профессиональных качеств личности можно представить в виде модели. Здесь можно говорить о модели абитуриента и о модели выпускника вуза, и, наконец, модели профессионала, работающего на предприятии.

Выделение в качестве объекта исследования модели выпускника вуза является

наиболее удачным, т.к. «увязывает» различные степени воздействия определённых условий, характеристики многочисленных экономических, политических, социальных, демографических, культурных, образовательных и других факторов и непосредственно отображает все эти воздействия на конкретном человеке.

Таким образом, модель выпускника вуза может рассматриваться как своеобразный отпечаток воздействия на человека различных условий, групп факторов, в первую очередь связанных с его обучением.

Целесообразно проинтерпретировать модель выпускника вуза как некий определенный образ.

Для того чтобы выстроить модель выпускника вуза, необходимо очертить круг факторов (А.А. Романов), которые влияют на его подготовку, и выделить среди них те, на которые можно реально воздействовать.

Первая группа факторов связана с личностными качествами абитуриента; врожденными способностями; социально-психологической обстановкой в семье, где воспитывался ребенок; уровнем жизни; фактором «довузовского» воспитания и образования; наклонностями и устремлениями, сформировавшимися до поступления в вуз.

Очевидно, что перечисленная группа факторов практически выпадает из числа управляемых.

Вторая группа факторов начинает воздействовать во время обучения студента: эффективность отбора абитуриентов; потенциал вуза; содержание и организация учебного процесса; степень использования передовых технологий обучения; профессионально значимая среда вуза и т.д.

И, наконец, третья группа - это малоуправляемые факторы воздействия на человека после окончания учебного заведения: помощь в адаптации и в трудоустройстве; профессиональные консультации и некоторые другие.

Таким образом, решая вопрос о построении модели выпускника вуза, прежде всего, приходится делать упор на вторую группу перечисленных факторов.

Модель выпускника вуза является довольно емким и многообразным понятием. Она может быть определена по-разному - как:

1) совокупность определяющих знаний и навыков, полученных в процессе обучения;

2) информационный массив, активное усвоение которого необходимо для эффективной работы на предприятии (А.А. Романов) ;

3) система обучения, позволяющая выпускнику успешно реализовывать все виды деловых (производственных) контактов со средой (информационной, технологической, кадровой и др.);

4) детальное описание всех интеллектуально-профессиональных и социально-психологических качеств выпускника вуза;

5) формализованный перечень всех должностных функций и обязанностей;

6) система навыков, позволяющих решать стандартные и нестандартные ситуации, возникающие в ходе производственной деятельности (А.А. Романов);

7) описание качеств личности преуспевающего профессионала; его возраст, пол, образование, стаж работы по специальности, владение современными информационными технологиями, знание иностранных языков и т.д.;

8) отображение процесса взаимодействия определенных типов обучаемых с профессионально значимой средой.

Основные характеристики профессионально значимой среды сводятся, прежде всего, к характеристикам учебного заведения, где готовили выпускников данного профиля, однако, помимо них, здесь должны учитываться некоторые социально-экономические факторы, имеющие определяющее воздействие на характер развития общества в целом.

Процесс подготовки специалиста характеризуется специфической формой взаимодействия всех элементов профессионально значимой среды учебного заведения. Это взаимодействие может быть исследовано различным образом - через:

- содержание учебных планов и программ;

- последовательность изучения циклов дисциплин;

- сочетание различных форм занятий;

- интенсивность использования в процессе обучения новых образовательных технологий;

- проведение деловых игр;

- анализ научной и учебно-исследовательской работы;

- организацию различных видов практики обучаемых;

- содержание и организацию защиты выпускных работ;

- проведение итоговой аттестации.

Особенности трудоустройства и адаптации выпускника осваиваются еще в процессе обучения. Это происходит посредством получения на учебных занятиях информации о характере основных функций, выполняемых человеком, занимающим определенную должность (теоретический компонент). Привитие определенных навыков работы путем проведения деловых игр, организация практики (практический компонент) , а также частичная трудовая занятость имеют место на старших курсах обучения (предварительное трудоустройство и адаптация), привлечение к учебной деятельности вуза практиков, работающих на предприятии.

В сложившейся рыночной ситуации трудоустройство и адаптация выпускников вуза уже в период обучения имеют большее значение. Поэтому эффективность сочетания теоретического и практического компонентов с предварительным трудоустройством и адаптацией обучающихся является важным элементом модели выпускника, который практически реализуется через значительные маркетинговые усилия организаторов учебного процесса.

Модель выпускника, как правило, должна строиться на основе предварительного анализа потребности в кадрах того или иного профиля на предприятии. Отечественная и зарубежная практика (Тинберген, Босс, Блаут, Бермант, Нонкин и др.) показала, что анализ такой потребности наиболее эффективен, если он производится на основе построения и интерполяции межотраслевых балансов кадров с различным уровнем образования.

Модель выпускника должна служить основой для организации профессиональной подготовки учащихся в вузе наравне с учетом требований государственных стандартов, возможностей и ограничений системы образования, а также «входных характеристик» абитуриентов. Такая модель должна быть динамичной с постоянной возможностью корректировки в соответствии с изменениями в отраслях экономики. Для обеспечения актуальности модели скорость обновления модели должна быть не меньше скорости изменения факторов, ее определяющих.

Таким образом, становится очевидным, что процесс обучения должен строиться так, чтобы при существующих характеристиках абитуриентов характеристики вы-

пускника вуза были бы максимально соответствующими модели профессионала, отражающей актуальные требования к подготовке специалиста.

Литература

Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/ Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. С. 436 - 546.

Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990.

Попков, В А. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения / В.А. Попков, А.В. Коржуев. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 352.

Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.

Скок, Г.Б. К проблеме качества образования: концепции, проблемы оценки, управление / Г.Б.Скок. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 1998.

Уемов, А.И. Логические основы метода моделирования / А.И. Уемов. М.: Мысль, 1971.

Штоф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штоф. М. - Л., 1966. С. 19.

Т.И. БЛИНОВА, Г.А. ИВАЩЕНКО (Братск)

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ГУМАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рассматривается гуманистическая направленность преподавателя технического вуза как один из приоритетных критериев его профессиональной компетентности.

Проблема гуманизации технического образования состоит в соотнесении его с общечеловеческими ценностями. Можно выделить целый ряд педагогических условий решения этой проблемы, в первую очередь это касается педагогических кадров, принятия ими гуманистических ценностей как ориентиров в педагогической деятельности. Практика показывает, что препода-

ватели общетехнических и специальных дисциплин не видят своей роли в процессе гуманизации и гуманитаризации образования, не понимают ее необходимости, перекладывая поиски в области гуманизации обучения на преподавателей-гумани-тариев. Однако решение этой проблемы силами лишь преподавателей гуманитарных дисциплин вызывает большое сомнение. Структура высшего технического образования породила тип преподавателя, подготовленного, главным образом, в научно-профессиональном направлении. В нынешних условиях изменившиеся приоритеты обусловливают иные требования к преподавателю, в том числе и технических дисциплин.

Говоря о профессиональном соответствии преподавателя общетехнических и специальных дисциплин, нельзя брать во внимание только его научную деятельность. Профессионально компетентным может быть только тот преподаватель, который обладает необходимой психолого-пе-дагогической подготовкой, имеет личностную направленность на педагогическую деятельность. Быть другим сегодня просто нельзя, т.к. гуманизация образования предполагает установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между преподавателем и студентом в педагогическом процессе. Иными словами, гуманизация повышает требования к преподавателю. Только преподаватель, имеющий гуманистическую направленность мировоззрения, необходимые личностные качества, педагогическую направленность, базу психо-лого-педагогической подготовки, преподаватель, которому «комфортно» в своей деятельности, может выстроить педагогический процесс в гуманистическом русле.

Современная гуманистическая парадигма образования, ставя в центр образовательного процесса человека с его способностями, мотивами, целями, обычно имеет в виду студента или учащегося. Мы убеждены, что главной фигурой в образовательной системе является преподаватель с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровым, творческим потенциалом.

Образование инертно. Педагогические нововведения зреют в обществе задолго до выхода их на арену образовательной политики и практики, они подготавливают-

© Блинова Т.И., Иващенко Г.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.