ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДХОДА К ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ У СОТРУДНИКОВ ОБЭП НА ОСНОВЕ УЧЕТА КОПИГ-ПОВЕДЕНИЯ
Е.В. КОЗЛОВА,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. Основное внимание уделено проблеме протекания профессиональной деятельности сотрудников ОБЭП МВД России и профилактике стрессовых расстройств на основе учета копинг-поведения. Отражено исследование психологических механизмов копинг-поведения сотрудников ОБЭП МВД России.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профилактика, копинг, стресс.
THEORETICAL FRAMEWORK FOR ADDRESSING PSYCHOPROPHYLAXIS STRESS DISORDERS AMONG EMPLOYEES ON THE BASIS OF DAEC KOPIG-BEHAVIOR
E. V. KOZLOVA,
a graduate student for the department of psychology Moscow University MVD of Russia
Annotation. The article focuses on the problem of leakage professional staff DAEC Interior Ministry, and prevention of stress disorders on the basis of coping behavior. Also reflected the study of psychological mechanisms of coping behaviors of employees DAEC MVD.
Keywords: activities, prevention, coping and stress.
Профессиональная деятельность сотрудников ОБЭП МВД России характеризуется воздействием стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стрессопреодо-левающее поведение и эффективность деятельности в разных ситуациях.
Теоретические основы проблемы стресспреодоле-вающего поведения (копинг-поведения) начали развиваться в психологии с начала 1970-х гг., они тесно связаны с проблемой стресса. Копинг и стресс — два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу самого стресс-фактора, однако психологи, прежде всего Р. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Это явилось теоретической основой развития трансакцио-
нальной когнитивной теории стресса и копинг-пове-дения Р. Лазаруса1.
Совсем недавно одним из основополагающих принципов советской психологии был принцип единства сознания и деятельности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Сознание, как отмечал А.Н. Леонтьев, формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Внутренних моделей внешнего мира в сознании может быть по меньшей мере три, в соответствии в се-
1 Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М., 1989. С. 121—126; Лебедев И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное: моногр. М., 2002.
мантическими уровнями психического отражения2. Но эта психологическая модель (при которой сознание и деятельность едины) нарушается при возникновении некоторых возмущений внешней среды и возникающих вследствие этого внутренних напряжений (стрессовых состояний).
Нарушения в системе «сознание — деятельность», возникающие вследствие стресса, связаны с резкой активизацией психического бессознательного (прежде всего, базовых эмоций), что приводит к ограничению сферы сознания. «Сужение» сознания в стрессовых ситуациях происходит по двум направлениям: во-первых, смазывается психическая модель окружающей действительности, во-вторых, снижается регулятивная составляющая сознания над поведением (деятельностью).
В норме, в обычной ситуации, разрыв в системе «сознание — деятельность» у психически здорового человека отсутствует, этот разрыв в обычной ситуации есть показатель психического отклонения от нормы.
Как заметил известный психиатр Э. Клапаред, «мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться». Рефлексия сознания, возникающая в ответ на внешний стимул, проявляет себя вне стрессовой ситуации, когда действие стрессора отдалено в пространственно-временном отношении.
Сужение сознания в стрессовой ситуации не надо путать с автоматизацией знакомого, постоянно повторяющегося действия, наоборот, как показывают исследования, как только значимость даже простого действия возрастает, место автоматизма тут же занимает жесткий сознательный контроль. О том, что в основе многих очагов скрытого напряжения лежат бессознательные побуждения, писал еще З. Фрейд. Психическое напряжение, возникающее вследствие стрессовой ситуации, также детерминировано реакциями бессознательного. По мере специально организованного обучения (копинг-поведения) можно научиться сохранять сознательный контроль над ситуацией и в условиях тяжелого стресса. Осознание травмирующего фактора и непременная его переоценка позволяют разрядить очаг возбуждения и тем самым нормализовать психическое состояние человека.
Это открытие З. Фрейда трудно переоценить, поскольку любой конкретный бессознательный процесс может быть осознан, если только его можно выразить в соответствующей системе знаний. Осознавание, влекущее за собой терапевтический эффект, не сводится
только к введению в сознание информации о событии, неприемлемом для личности и потому вытесненном в подсознание3. Оно означает также переоценку и включение представления об этом событии в новую систему установок человека (семантических уровней) и тем самым вторично вызывает изменение отношения человека к этому событию. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи. Фрейд сформулировал эту зависимость и включил ее в основу своей терапевтической практики (психоанализа).
Психоанализ включает в себя поиск скрытых очагов и осторожную помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Применение психоанализа может помочь человеку приспособиться к реальным условиям жизни и особенностям его психической организации. З. Фрейд выявил решающую роль речи для психоаналитического лечения: стимулируя вербализацию причины конфликта (стресса), можно упорядочить представления человека о себе, а главное — подключить собственные усилия к выздоровлению.
Изменения, которые происходят при помощи ко-пинг-поведения в собственном бессознательном, и составляют сущность психопрофилактики стрессовых расстройств. Сознательное представление включает в себя предметное представление и соответствующее словесное выражение, а бессознательное, как правило, состоит лишь из предметного представления. Процесс репрезентации бессознательного связан с переводом предметного представления в знаковую форму. Наличие травмирующего события (стресса) можно легко обнаружить по нарушению того самого единства в системе «сознание — деятельность».
Для адекватного поведения в стрессовой ситуации необходим более точный набор информации о происходящем, а это может быть обеспечено, только если все семантические уровни участвуют в отражении, сфокусированы на проблеме.
Достаточная психическая гибкость позволяет сохранить адекватную модель мира, этому способствует понимание того, что мир меняется и мы меняемся вместе с ним — нет вечных и неизменных позиций: они определяются и корректируются жизнью.
Для активного управления своим состоянием и поведением, завоевания сознания для нужных поступ-
2 Лазарус Р.С. Указ. соч.
3 Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
ков и образов, чтобы они обрели прочность и устойчивость, их надо фиксировать словами. Чем точнее и конкретнее словесные формулировки, тем легче человеку управлять собой, своим психическим и физическим состоянием.
Профилактическую работу по формированию стрессоустойчивости можно осуществлять с учетом следующих позиций. Во-первых, профилактическая модель должна базироваться на положения транзак-циональной когнитивной теории стрессоустойчиво-сти (копинг-поведении) и учитывать все составляющие элементы этой системы (копинг-стратегии, «Я»-концепции, личностно-средовые факторы). Основным отличием копинг-профилактики от имеющихся подходов формирования стрессоустойчивости сотрудников ОБЭП (например, психологической поддержки) является ее поэтапность, а также возможность проводить соответствующее копинг-обучение в обычных условиях жизнедеятельности людей, а лишь впоследствии переходить к условиям профессиональной деятельности.
Во-вторых, копинг-поведение — это прежде всего конфликт между разными семантическими уровнями сознания и эмоциональным процессом (между сознанием и бессознательным). При этом когнитивная оценка стрессовой ситуации осуществляется на нескольких уровнях сознания и бессознательного. Нижележащие уровни когнитивной оценки (с точки зрения принципа научности), будучи вытесненными из сознания, могут быть осознанны в сновидениях. Отсюда важным элементом психопрофилактики стресса является работа со сновидениями (запоминание, дешифровка, использование в поведении).
В-третьих, существует три основные группы сотрудников ОБЭП (с точки зрения их стрессоустой-чивости): 1) те, у кого сформировано адаптивное копинг-поведение в стрессовой ситуации; 2) группы сотрудников, у которых сформировано псевдоадаптивное поведение; 3) сотрудники с дезадаптивным поведением.
Поведение в стрессовой ситуации определяется не только психологическими характеристиками сотрудников, но и характером самого стресса, т.е. типом ситуации. Стрессовые ситуации, в которых оказываются в профессиональной деятельности сотрудники ОБЭП, могут быть четырех основных типов: 1) стандартные, неопасные (обычные); 2) обычные, нестан-
дартные; 3) опасные, стандартные; 4) опасные, нестандартные.
Все три группы сотрудников, оказываясь в стрессовых ситуациях четырех типов, приобретают специфические особенности поведения, т.е. три основные базовые модели копинг-поведения: адаптивную, псев-доаптивную и дезадаптивную.
Доминирование в стрессовой ситуации сознательных компонентов реагирования над бессознательными, полная рациональная управляемость поведением в опасных и нестандартных ситуациях, использование соответствующих копинг-стратегий с преобладанием активных проблем — разрешающие и направленные на поиск социальной поддержки стратегий.
Можно выделить три стратегических типа ко-пинг-поведения сотрудников ОБЭП: 1) адаптивный, или сформированный; 2) псевдоадаптивный, или частично сформированный; 3) дезадаптивный, или не-сформированный.
С учетом основных стратегических типов копинг-поведения психопрофилактические мероприятия должны делиться на три группы. В первую включаются психопрофилактические мероприятия общего характера. Ее контингентом являются сотрудники, а целью — формирование активного адаптивного функционального копинг-поведения, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств.
Первичная копинг-профилактика проводится со всеми вновь поступившими на службу. Копинг-про-филактика решает следующие задачи:
• обращает внимание сотрудников на наличие проблемы формирования личной стрессоустойчиво-сти, обучает эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг-стратегий;
• увеличиваеи потенциал личностных и средовых копинг-ресурсов (формирует, развивает позитивную устойчивую «Я»-концепцию, повышает эффективность социально поддерживающих сетей, развивает эмпатию, аффилиацию, интернальный локус контроля, восприятие социальной поддержки и других ко-пинг-ресурсов).
Основными способами реализации задач копинг-профилактики являются обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а
также оказание сотрудникам социальной поддержки адекватными социально поддерживающими сетями. Обучение навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психологического тренинга проблем — разрешающего копинг-по-ведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокор-рекционных занятий по повышению самооценки, развитию «Я»-концепции, эмпатии, аффилиации, снижению чувствительности к отвержению и т.д.
В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов в лице прошедших специальную подготовку психологов, педагогов, врачей и других воспитателей. Применяемые профилактические программы могут фокусироваться как на социальных сетях, так и на индивидах или социальных группах, используя при этом средства массовой информации, возможности досуга, тренинг-поведенческих навыков и т.д.
Вторичная копинг-профилактика (или специальная) проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными группами сотрудников ОБЭП в стрессовой ситуации.
Достижение цели специальной копинг-профи-лактики требует выполнения следующих задач:
• овладение навыками практического применения активной копинг-стратегии разрешения проблем, совершенствование использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки, психологическая коррекция вариантов использования пассивной копинг-стратегии избегания;
• повышение потенциала блока личностно-средо-вых копинг-ресурсов (коррекция негативной, искаженной «Я»-концепции и субъективного восприятия социальной поддержки, увеличение уровня интер-нального контроля, развитие эмпатии и аффилиации, коррекция естественных социально поддерживающих сетей, изменение направленности получения социальной поддержки от неадекватных социальных сетей на адекватные).
Реализация задач специальной копинг-профилак-тики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям). Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в форме разных видов психологиче-
ского тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей копинг-поведения, коммуникационных навыков посредством развития эмпатии, аффилиации, снижения чувствительности к отвержению, занятий с психологами по повышению самооценки и коррекции отдельных сфер искаженной «Я»-концепции, выработка мотивацион-ных навыков на достижение успеха и т.д).
Третичная, или особенная, копинг-профилактика проводится с сотрудниками ОБЭП, заболевшими разными хроническими заболеваниями и в этом смысле собственно профилактикой не является. Третичная копинг-профилактика психосоциальных расстройств у сотрудников является преимущественно медицинской, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию, предупреждение обострений, сокращение сроков временной нетрудоспособности, социальной дезадаптации вследствие заболевания. Она осуществляется путем обучения больных активным эффективным стратегиям преодоления стресса, оказания социальной поддержки, проведения лечения специально подготовленными психотерапевтами, психологами и т.д.
Особенностью третичной копинг-профилактики является необходимость обучения больного не только базовым активным копинг-стратегиям, но и появляющимся на нозологическом этапе специфическим ко-пинг-стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, на соблюдение диеты, снятие болевых ощущений. Недостаточность активных копинг-механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей пассивные копинг-стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной и на более низком функциональном уровне.
Таким образом, психопрофилактика стрессовых расстройств у сотрудников ОБЭП должна учитывать психологию и особенности копинг-поведения. Реализация задач специальной копинг-профилактики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям), включать в себя первичную, вторичную и третичную психопрофилактики, имеющие разные целевые функции и особенности проведения.