ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Вовк О.Ю. Email: [email protected]
Вовк Ольга Юрьевна — магистрант, направление подготовки: экономика, Институт магистратуры и аспирантуры Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
Аннотация: в данной статье проводится исследование понятийного аппарата «активы предприятия». В ходе исследования были рассмотрены отличительные особенности активов предприятия в целях удобства их идентификации. Были проанализированы мнения ученых, исследовавших данную категорию, а также экономические словари и стандарты финансовой отчетности, где есть упоминания о данной дефиниции. В процессе исследования было рассмотрено два подхода к определению сущности активов предприятия. На основе проведенного исследования также было сформулировано авторское определение понятия «активы предприятия». Ключевые слова: активы, предприятие.
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL OF THE ENTERPRISE'S ASSETS. ASSETS OF THE ENTERPRISE Vovk O.Yu.
Vovk OlgaYuryevna - Master, FIELD: ECONOMICS, INSTITUTE OF MAGISTRACY AND POSTGRADUATE STUDIES, RYAZAN STATE RADIO ENGINEERING UNIVERSITY, RYAZAN
Abstract: in this article the research of a conceptual framework «assets of the enterprise» is conducted. During the research distinctive features of assets of the enterprise for convenience of their identification have been considered. Opinions of the scientists investigating this category and also economic dictionaries and standards of financial statements where there are mentions of this definition have been analyzed. In the course of the research two approaches to determination of essence of assets of the enterprise have been considered. On the basis of the conducted research author's definition of a concept assets of the enterprise has also been formulated. Keywords: assets, enterprise.
УДК 2964
Активы предприятия - это совокупность имущества, денежных средств и нематериальных активов, которые принадлежат предприятию, в широком смысле слова - любые ценности, обладающие денежной стоимостью. Это здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, а также интеллектуальный продукт, патенты, авторские права, в которые вложены средства владельцев, долговые обязательства других предприятий, особые права на использование ресурсов.
Формирование активов - это своеобразная отправная точка, когда капитал вовлекается в экономический процесс и происходит запуск деятельности.
Для идентификации активов, рассмотрим их отличительные особенности:
- формируются для конкретных целей деятельности;
- являются имущественными ценностями, имеющими стоимость;
- полностью контролируются предприятием;
- являются экономическим ресурсом, генерирующим доход;
- находятся в процессе постоянного оборота;
- их использование связано с фактором риска;
- зависимы от фактора ликвидности;
- представляют собой результат ранее осуществленных сделок, то есть не находятся на стадии изготовления или доставки, а готовы к использованию в данный момент времени.
Для уяснения сущности активов, проанализируем мнения ученных, исследовавших данную категорию, а также экономические словари и стандарты финансовой отчетности, где есть упоминания об активах предприятия.
Словарь финансовых и банковских терминов трактует понятие имущества предприятия как состоящее из материальных, финансовых и невещественных активов [6].
С точки зрения юридического словаря имущество - это совокупность имущественных и неимущественных прав, принадлежащих физическому или юридическому лицу [7].
Энциклопедический словарь-справочник поясняет, что «Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем» [8].
Р.М. Нуриев в своём курсе микроэкономике пишет, что «Активы предприятия - это средства, которые обеспечивают денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента, и так далее), так и скрытых выплат увеличения стоимости предприятия, недвижимости, акций, и так далее» [9].
Е.С. Денисенко считает, что «Имущество, являющееся собственностью организации или отдельного лица, имеющее денежное выражение, способное приносить доход и иные экономические выгоды, возникшие в результате прошлых событий» [10].
Ю.Н. Воробьев в своём учебном пособии пишет, что «Экономическая категория, характеризующая имеющиеся ресурсы предприятия, которые используются в финансово -хозяйственной деятельности для достижения поставленной цели, и отражаемые соответствующим образом в бухгалтерском балансе» [12].
Словари дают узкие понятия активов предприятия. В частности, они не указывают на причину возникновения активов, на обязательность их использования в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также то, что они отражаются в денежном выражении в бухгалтерском балансе. Первые два определения, даже не упоминают экономическую выгоду, которую должны приносить активы, согласно их отличительным особенностям.
Р.М. Нуриев делает акцент на денежных поступлениях, генерируемых активами, однако не уточняет что именно относится к активам и не раскрывает идентифицирующие особенности данной категории.
Е.С. Денисенко, И.А. Бланк, Ю.Н. Воробьев дают схожие и наиболее полные, а в некоторых аспектах дополняющие друг друга, определения активов предприятия.
Активы по МСФО и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России имеют приблизительно одинаковое толкование, с которым можно согласиться. Однако они не указывают на то, что активы формируются и используются для определенной цели и отражаются в бухгалтерском балансе.
Кроме рассмотренных определений, выделяют 2 подхода к определению сущности активов предприятия. Первый подход рассматривает активы как способ размещения и использования финансовых ресурсов. Активы, в этом случае, рассматриваются в качестве предметов с определенным функциональным назначением. Согласно второму подходу под активами следует понимать отсроченные расходы, осуществлённые в текущем периоде. Данные затраты организация понесла в результате предшествующих операций с целью получения дохода от их дальнейшего использования.
Представителем второго подхода является SFAC 6 (Statements of Financial Accounting Concepts, США), которое рассматривает активы как вероятный будущий доход от объектов, который обусловлен предыдущими хозяйственными операциями или событиями и может контролироваться хозяйствующей единицей.
Таким образом, активы предприятия - это совокупность его имущественных и неимущественных прав, которые являются результатом прошлых событий, используются в финансово-хозяйственной деятельности, отражаются в денежном выражении в бухгалтерском балансе, способны принести предприятию экономические выгоды в будущем.
Список литературы / References
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)« (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975)
3. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
4. Приказ Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
6. Активы / Словарь финансовых и банковских терминов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fmtrest.ru/slovar.html/ (дата обращения: 25.09.2018).
7. Активы / Словарь финансовых и юридических терминов / Консультант плюс - справочная правовая система. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/ (дата обращения: 25.09.2018).
8. Энциклопедия права / Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 25.09.2018).
9. НуриевР.М. Курс микроэкономики: 3-е изд., испр. и доп. М.: 2014. 624.
10. Денисенко Е.С. Экономическая сущность понятия «Активы» и их классификация // Актуальные вопросы экономических наук, 2015. № 44. С. 105111.
11. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами: учебник / И.А. Бланк. М.: Омега-Л. ООО «Эльга», 2011. 768 с.
12. Воробьев Ю.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Воробьев. Симферополь: Таврия, 2007. 632 с.
INSTAGRAM КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ В ИНТЕРНЕТЕ Гераськина М.В. Email: [email protected]
Гераськина Мария Вячеславовна — магистрант, кафедра общей психологии и социальных коммуникаций, Сочинский государственный университет, г. Сочи
Аннотация: в статье анализируется продвижение в социальных сетях одного из инструментов рекламной кампании. Изучены инструменты, возможности и особенности social media marketing в Instagram. Обсуждается место и значение Instagram в ряду социальных сервисов, рассматривается его специфика как социальной сети, располагающей особыми возможностями. Приводится динамика развития Instagram. Выявлен растущий интерес к этой социальной сети. Определены преимущества для эффективного продвижения и активного развития данной сети.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, социальные сети, social media marketing, таргетинг, реклама, маркетинг в социальных сетях, интернет-маркетинг.
INSTAGRAM PERSPECTIVE TOOL FOR INTERNET MARKETING
Geraskina M.V.
Geraskina Maria Vyacheslavovna — Student, DEPARTMENT OF GENERAL PSYCHOLOGY AND SOCIAL COMMUNICATIONS, SOCHI STATE UNIVERSITY, SOCHI
Abstract: the promotion in social media as one of the tools of the advertising campaign. We studied the tools, capabilities and features of social media marketing in Instagram. The place and importance of Instagram in a number of social services is discussed, its specificity as a social media with special opportunities is considered. The dynamics of Instagram development is given. The growing interest in