Научная статья на тему 'Теоретические основы налоговой самообеспеченности северных регионов России'

Теоретические основы налоговой самообеспеченности северных регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ АВТОНОМИЯ / ФАКТОРЫ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чужмарова С.И.

Рассмотрена налоговая самообеспеченность региона. Описаны подходы к оценке уровня налоговой самообеспеченности региона: ликвидности консолидированного регионального бюджета, статистического равновесия, динамического равновесия, налоговой автономии. Предложен комплекс аналитических коэффициентов для оценки ее уровня. Выделены факторы, влияющие на уровень налоговой самообеспеченности северных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы налоговой самообеспеченности северных регионов России»

8(146) - 2013

Налоги и налогообложение

УДК 336.02

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

С. И. ЧУЖМАРОВА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой банковского дела Е-mail: swetlana_ch@bk. ru Сыктывкарский государственный университет

Рассмотрена налоговая самообеспеченность региона. Описаны подходы к оценке уровня налоговой самообеспеченности региона: ликвидности консолидированного регионального бюджета, статистического равновесия, динамического равновесия, налоговой автономии. Предложен комплекс аналитических коэффициентов для оценки ее уровня. Выделены факторы, влияющие на уровень налоговой самообеспеченности северных регионов.

Ключевые слова: налоговая самообеспеченность, северный регион, консолидированный региональный бюджет, налоговая автономия, факторы, налоговый потенциал.

Отношение государства к северным регионам характеризуется непоследовательностью. Академик РАН, доктор экономических наук А. Г. Гранберг отмечал: «Мы создавали, а потом ликвидировали Государственный комитет по вопросам Севера, приняли пять специальных федеральных законов по Северу, у нас уже в течение трех лет формально действует Концепция государственной поддержки экономического и социального развития Севера, есть множество принятых программ по северным регионам - и так далее, и так далее. Но какой-то четкой, внятной, видимой последовательности в реализации этих благих намерений не прослеживается» [3].

В этой связи в настоящее время особого внимания требует решение проблемы налоговой само-

обеспеченности социально-экономической системы северного региона.

Природа свойства налоговой самообеспеченности социально-экономической системы северного региона рассматривается автором с позиций управления, раскрывающего социально-экономические отношения между регионом и населением и отражающего уровень обеспеченности налоговыми доходами, обособленности от федерального центра и результативности принимаемых и выполняемых социально-экономических программных мероприятий.

В экономической литературе встречаются различные понятия, характеризующие обеспеченность региона финансовыми ресурсами в зависимости от источников их формирования:

- финансовая обеспеченность;

- финансовая самообеспеченность;

- бюджетная самообеспеченность;

- бюджетная самодостаточность;

- налоговая самообеспеченность.

Понятие «финансовая обеспеченность» региона характеризуется соотношением финансовых ресурсов региона, включая налоговые, неналоговые, финансовую помощь региону и потребности в них. Этот показатель определяется с учетом социальных нормативов и их дифференциации по направлениям социально-экономического развития региона. В широком смысле понятие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие фи-

нансовой самообеспеченности или самодостаточности, предполагающей достижение финансового обеспечения региона собственными ресурсами [1, 2, 8, 10]. Уровень самообеспеченности основными видами ресурсов, платежный баланс региона и его налоговый потенциал рассматриваются в качестве объектов индикативного анализа [6].

Известны толкования самообеспеченности как принципа, в результате которого повышается заинтересованность регионов в эффективности воспроизводства территорией собственных финансовых ресурсов, а также привлечения таковых со стороны [4, 5].

В узком смысле на региональном уровне используется термин «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), который характеризует бюджетные источники финансового обеспечения региона. Бюджетная самообеспеченность региона предполагает опору региона в основном на собственные возможности и источники доходов регионального бюджета, включая налоговые и неналоговые, которые соизмеряются с его расходами, достаточными для обеспечения уровня благосостояния населения, выполнения конкретных социально-экономических программ [7].

Самообеспеченность регионов рассматривается с позиции увеличения уровня собственных налоговых доходов [9].

Понятие «налоговая самообеспеченность» региона конкретизирует источники получения доходов бюджета. На основе изученных положений теорий регионального роста и налогообложения можно выделить наиболее типичные характеристики налоговой самообеспеченности:

- законность установления прав региональных органов власти формировать налоговые доходы консолидированного регионального бюджета;

- обязательность предоставления в регионе общественных благ, финансируемых за счет бюджетных средств;

- принудительный характер изъятия налоговых платежей в бюджет в целях финансового обеспечения государства, регионов и муниципальных образований;

- относительная налогово-бюджетная обособленность регионов от государства;

- достаточность собственных и закрепленных налоговых доходов консолидированного регионального бюджета для исполнения расходных обязательств;

- зависимость налоговой самообеспеченности от налоговых полномочий региона, определяемых федеральным центром;

- предельная эффективность формирования и использования налогового потенциала региона. Налоговая самообеспеченность социально-экономической системы северного региона характеризует стабильность налоговых поступлений в консолидированный региональный бюджет, влияющих на финансовое состояние региона в целом, наличие налоговых доходов, достаточных для расчетов по имеющимся обязательствам, требующих погашения в ближайшее время. Поступающие налоги в консолидированный региональный бюджет должны рассматриваться как основной источник обеспечения исполнения его обязательств перед социальной и экономической сферами. Анализ и оценка уровня налоговой самообеспеченности позволяют составить реальное представление о положении дел в регионе, о его финансовом положении.

Налоговая самообеспеченность северного региона характеризует возможность региона вовремя исполнять свои расходные обязательства за счет налоговых поступлений, непосредственно влияющих на финансовое состояние региона.

Основным источником формирования налоговых доходов консолидированного регионального бюджета и исполнения расходных обязательств северного региона перед социальной и экономической сферами являются налоги, взимаемые с организаций, функционирующих в суровых условиях Севера, и физических лиц, получающих доходы или имеющих в собственности недвижимое имущество и (или) транспортные средства.

Говоря о налоговой самообеспеченности северного региона, его налоговые доходы должны рассматриваться как источник исполнения расходных обязательств, то есть как те финансовые ресурсы, которые регион можем использовать для финансирования имеющихся обязательств.

Отдельные характеристики налоговой самообеспеченности региона закреплены в Конституции России, Налоговом кодексе РФ и Бюджетном кодексе РФ, включающих права и обязанности региональных органов власти иметь свои налоговые доходы бюджета, его сбалансированность и возможность использования бюджетных средств. При этом термин налоговой самообеспеченности используется как тезис, не подкрепленный конкретным содержанием, не обеспечивающий достаточной

возможности регионального управления налоговым потенциалом.

С позиций единства налоговой и бюджетной систем России налоговая самообеспеченность региона, по мнению автора, носит переменный характер и представляет собой относительную величину, зависящую от условий и факторов согласования интересов федеральной и региональной составляющих налоговой политики. Налоговая самообеспеченность региона не должна выходить за грани налоговой политики государства, должна базироваться на классических принципах налогообложения и основываться на принципах разграничения налоговых полномочий, расходных обязательств и ответственности федеральных и региональных уровней управления.

Развитие традиционного понимания налоговой самообеспеченности региона как способности формировать достаточные собственные и закрепленные на долговременной основе налоговые доходы, которыми регионы имеют право распоряжаться, обусловливает необходимость уточнения этого понятия. Налоговая самообеспеченность региона представляет собой сложное явление, отражающее социально-экономические отношения между федеральным и региональным уровнями налоговой и бюджетной систем страны, их относительную обособленность. Кроме способности иметь достаточные собственные и закрепленные на долговременной основе налоговые доходы, налоговая самообеспеченность региона предполагает совокупность прав, как распоряжаться ими, так и ответственности регионов за формирование, расширение и использование налогового потенциала. В связи с этим автором уточнено, что основой налоговой самообеспеченности региона является его налоговый потенциал, включающий совокупность части федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов по специальным налоговым режимам, направляемых в консолидированный региональный бюджет.

Под налоговой самообеспеченностью региона, по мнению автора, понимается совокупность прав и обязанностей региональных органов управления по формированию и использованию налоговых доходов консолидированного регионального бюджета, отражающих относительную налогово-бюджетную обособленность от государства, в том числе выражающуюся в достаточности собственных и закрепленных налоговых доходов для исполнения расходных обязательств, и основанную на установлении налоговых полномочий регионов, предельной

эффективности формирования и использования налогового потенциала.

Учитывая установленные критерии закрепления налоговых доходов региональных бюджетов, возможности влияния на формирование и расширение налогового потенциала, самостоятельного определения направления использования бюджетных средств в рамках закрепленных полномочий регионов, к собственным налоговым доходам консолидированного регионального бюджета целесообразнее было бы относить:

- региональные и местные налоги;

- налоги по специальным налоговым режимам;

- отчисления от федеральных косвенных налогов;

- налог на доходы физических лиц;

- платежи за природопользование по фиксированному в Бюджетном кодексе РФ нормативу;

- платежи по закрепленной за регионами на постоянной основе в Налоговом кодексе РФ ставке. В настоящее время нет единых методики и показателя, оценивающего налоговую самообеспеченность региона как импульса к новым налогово-бюджетным преобразованиям. Синергетический подход к исследованию налоговой самообеспеченности региона позволил предложить комплекс аналитических коэффициентов для оценки ее уровня (см. таблицу).

Для управления социально-экономическим развитием северных регионов в условиях налогово-бюджетного реформирования, по мнению автора, возможно применение следующих подходов к оценке уровня налоговой самообеспеченности:

- ликвидности консолидированного регионального бюджета;

- статистического равновесия;

- динамического равновесия;

- налоговой автономии.

При применении подхода ликвидности консолидированного регионального бюджета принимается во внимание использование двух методов. Первый -метод сбалансированности налоговых доходов кон-солидированногорегионального бюджета - основан на сопоставлении величин профицита или дефицита бюджета и налоговых доходов, включая федеральные налоги, отчисляемые в консолидированный региональный бюджет, региональные и местные бюджеты, без учета неналоговых доходов и финансовой помощи. Второй - метод соответствия величины регионального долга - на сопоставлении величин регионального долга и налоговых доходов консолидированного регионального бюджета, включая феде-

Аналитические коэффициенты оценки уровня налоговой самообеспеченности региона

Аналитический коэффициент Формула расчета Пояснения

Коэффициенты ликвидности консолидированного регионального бюджета К1

Коэффициент сбалансированности налоговых доходов консолидированного регионального бюджета к НДР - РР крб НДР ' где НДР - налоговые доходы консолидированного регионального бюджета, тыс. руб.; РР - сумма расходов консолидированного регилналь-ного бюджета, тыс. руб. Отношение величины профицита (дефицита) к величине налоговых доходов консолидированного регионального бюджета (без учета неналоговых доходов и финансовой помощи)

Коэффициент соответствия величины регионального долга к _ РД рд НДР' где РД - величина регионального долга, тыс. руб. Отношение величины регионального долга к величине налоговых доходов консолидированного регионального бюджета (без учета неналоговых доходов и финансовой помощи)

Коэффициенты! статистического равновесия Кс

Коэффициент статистического равновесия общий _ НД+ДД+ФП сро РР + R ' где НД - налоговые доходы бюджета, аккумулируемые в регионе, тыс. руб.; ДД - другие (не налоговые) доходы бюджета, тыс. руб.; ФП - финансовая помощь региону, тыс. руб.; К - резервы консолидированного регионального бюджета, тыс. руб. Отношение величины всех доходов бюджета, аккумулируемых в регионе, к величине расходов консолидированного регионального бюджета и резерва

Коэффициент статистического равновесия налоговых доходов консолидированного регионального бюджета к _ НДР сРнДр рр + К Отношение величины налоговых доходов консолидированного регионального бюджета к величине его расходов и резерва

Коэффициенты! динамического равновесия КЛ

Коэффициент общего динамического равновесия к ФН + РН + МН д.р.0 _ рр ' где ФН - сумма федеральных налогов; РН - сумма региональных налогов; МН - сумма местных налогов Отношение величины налоговых доходов, аккумулируемых в регионе, к величине расходов консолидированного регионального бюджета

Коэффициент динамического равновесия консолидированного регионального бюджета к _ НДР д.р.КРБ рр Отношение величины налоговых доходов консолидированного регионального бюджета к величине его расходов

Коэффициент динамического равновесия регионального и местного бюджетов к РН + МН Кд.р.РМБ _ рр Отношение величины региональных и местных налогов, поступающих в доходы консолидированного регионального бюджета, к величине его расходов

Коэффициенты! налоговой автономии Ка

Коэффициент налоговой автономии консолидированного регионального бюджета - НДР а ДР Удельный вес налоговых доходов в доходах консолидированного регионального бюджета

Коэффициентыг налоговой независимости Кп

Коэффициент налоговой независимости региона по числу налогов ЧНкрб К _ кр0 н н ч" ЧН ' 111 НРД где ЧНк р б - число налогов, поступающих в консолидированный региональный бюджет, ед.; ЧННдР - число налогов, на которые регионы могут влиять в пределах установленных налоговых полномочий, ед. Отношение числа налогов, поступающих в доходы консолидированного регионального бюджета, к числу налогов, на которые регионы могут влиять в пределах установленных налоговых полномочий

Окончание таблицы

Аналитический коэффициент Формула расчета Пояснения

Коэффициент налоговой независимости региона по величине налогов к ФННДР н н в РН + МН ' где ФННдР - сумма федеральных налогов, поступающая в консолидированный региональный бюджет Отношение величин федеральных и региональных и местных налогов в налоговых доходах консолидированного регионального бюджета

Коэффициент налоговой независимости по величине финансовой помощи региону к - НДР нн ФП Отношение налоговых доходов к финансовой помощи региона

ральные налоги, отчисляемые в консолидированный региональный бюджет, региональные и местные, без учета неналоговых доходов и финансовой помощи.

При применении подхода статистического равновесия принимается во внимание использование двух методов. Метод статистического равновесия общий основан на взаимном сопоставлении величин всех доходов бюджета, аккумулируемых в регионе, включая федеральные, региональные и местные налоги, неналоговые доходы и финансовую помощь региону, а также расходов консолидированного регионального бюджета и резерва. В этом случае налоговая самообеспеченность региона оценивается, исходя из допущения о необходимости исполнения расходных обязательств перед социальной и экономической сферами в том периоде, в котором формируются доходы бюджета. Такой подход важен с позиций оценки риска возможного дефицита бюджета. В этом случае анализ налоговой самообеспеченности региона позволяет определить достаточность доходов бюджета региона для оплаты по всем своим обязательствам. Для этого все доходы бюджета сопоставляются с общей суммой расходных обязательств региона и резерва. При этом делаются допущения, что доходы консолидированного регионального бюджета формируются за счет налоговых поступлений, а неналоговые поступления и финансовая помощь региону являются дополнительными источниками доходов бюджета, отражающимися на его профиците.

Оценивая возможные значения данного коэффициента, можно сказать, что при его расчете регион всегда будет выглядеть налогово самообеспеченным при Ксро > 1. При наличии незначительного объема налоговых доходов требуются трансферты и финансовая помощь федерального центра. Если значение коэффициента Ксро < 1, то это свидетельствует о существующем риске неполного исполнения расходных обязательств региона перед социальной и экономической сферами. Анализ налоговой самообеспеченности

региона с позиций подхода общего статического равновесия может ошибочно свидетельствовать о хороших показателях возможности региона исполнять расходные обязательства. При недостаточности налоговых доходов источниками дополнительно привлекаемых финансовых средств выступают неналоговые доходы, трансферты, субсидии, дотации, финансовая помощь регионам. Однако это утверждение ошибочно. Так, часть налоговых доходов, аккумулируемых в регионе, направляется в федеральный бюджет. При этом недостаток финансовых ресурсов для покрытия текущих расходов консолидированного регионального бюджета восполняется неналоговыми доходами, а также средствами, поступающими из федерального центра в виде трансфертов, субсидий, дотаций, финансовой помощи регионам и др. Таким образом, показатель налоговой самообеспеченности региона, рассчитанный с использованием метода общего статического равновесия, носит положительный характер, поскольку риск неисполнения расходных обязательств региона перед социальной и экономической сферами минимален.

Метод статистического равновесия налоговых доходов консолидированного регионального бюджета, основанный на взаимном сопоставлении величин его налоговых доходов, включая федеральные налоги, отчисляемые в консолидированный региональный бюджет, региональные и местные, и региональных расходов и резерва, является белее реалистичным. Он предоставляет возможность оценить достаточность налоговых доходов консолидированного регионального бюджета для исполнения расходных обязательств без учета неналоговых доходов и без привлечения финансовой помощи региону.

При применении подхода на основе динамического равновесия, по мнению автора, оценка налоговой самообеспеченности региона исходит из допущения того, что в ближайшем будущем налоговые доходы региона будут стабильными и достаточными для обес-

печения обязательств региона перед социальной и экономической сферами. Данный подход базируется на подходе статистического равновесия. Отличие в том, что при этом подходе принято допущение о непрерывности хозяйственной деятельности, неизменности специализации региона, стабильности налогового и бюджетного законодательства, согласно которому предполагается, что в северном регионе в обозримом будущем будут продолжать функционировать то же количество и те же категории налогоплательщиков, у них отсутствуют намерения и необходимость значительного сокращения деятельности, ликвидации бизнеса или перевода бизнеса в другие, более конкурентоспособные в налоговом отношении, регионы. Следовательно, налоговых доходов бюджета северного региона будет достаточно для исполнения расходных обязательств перед социальной и экономической сферами, они будут погашаться в установленном порядке.

Этот подход позволяет оценить налоговую самообеспеченность северного региона с позиций текущей хозяйственной деятельности без ориентации на вероятность миграции капитала, трудовых ресурсов, налогоплательщиков, их ликвидации или сокращения деятельности. Если в регионе налогоплательщики эффективно функционируют, не собираются мигрировать в другие регионы или закрываться, налоговая нагрузка оптимальна с позиции налоговой конкурентоспособности региона, то у региона не возникает необходимости привлекать заемные средства, обращаться за помощью в федеральный центр, максимально увеличивать налоговую нагрузку по региональным и местным налогам в пределах своей компетенции, реализовать региональное имущество для исполнения расходных обязательств перед социальной и экономической сферами. В этом случае в качестве обеспечения для исполнения расходных обязательств региона текущего периода рассматриваются те налоговые платежи, которые в ближайшее время поступят в бюджет в ходе нормальной деятельности налогоплательщиков.

При оценке налоговой самообеспеченности северного региона сопоставляется объем его налоговых доходов (без учета недоимки, трансфертов) с текущей задолженностью перед социальной и экономической сферами.

При оценке уровня налоговой самообеспеченности региона на основе подходов динамического равновесия (непрерывности деятельности налогоплательщиков в регионе), по мнению автора, возможно применение трех методов:

- динамического равновесия общего;

- динамического равновесия консолидированного регионального бюджета;

- динамического равновесия регионального и местных бюджетов.

Эти методы позволяют определить, насколько текущие расходные обязательства региона покрываются налоговыми доходами.

На основе метода динамического равновесия общего определяется показатель общей налоговой самообеспеченности Кдро, показывающий, какая часть расходных обязательств региона может быть выполнена за счет всех налоговых доходов, аккумулируемых в регионе, включая федеральные, региональные и местные налоги.

На основе метода динамического равновесия консолидированного регионального бюджета определяется показатель налоговой самообеспеченности КдрКрБ, показывающий, какая часть расходных обязательств региона может быть выполнена за счет федеральных налогов, зачисляемых в консолидированный региональный бюджет в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, региональных и местных налогов.

На основе метода динамического равновесия регионального и местных бюджетов определяется показатель налоговой самообеспеченности Кдр рМБ, показывающий, какая часть расходных обязательств региона может быть выполнена только за счет региональных и местных налогов. При этом источниками исполнения расходных обязательств региона выступают налоговые доходы, определяемые несколькими методами:

- налоговые доходы, аккумулируемые в регионе, включают федеральные, региональные и местные налоги;

- налоговые доходы консолидированного регионального бюджета включают федеральные налоги, зачисляемые в региональный и местный бюджеты в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, региональные и местные налоги;

- налоговые доходы консолидированного регионального бюджета включают только региональные и местные налоги без учета федеральных налогов.

Анализ налоговой самообеспеченности региона на основе подхода динамического равновесия говорит о том, что общая сумма доходов бюджета может быть достаточной для исполнения расходных

обязательств, но налоговых доходов не хватает для их осуществления. В этом заключается разница между подходами статистического и динамического равновесия.

Значение коэффициента Кд р КРБ выгодно отличается от других показателей Ксро, Кср. НДР, Кдро и КдрРМБ. Это свидетельствует о том, что у региона имеется избыток налоговых доходов (федеральных налогов), используемых для финансирования общегосударственных нужд, часть которых могла бы быть зачислена в резерв. При этом увеличение налоговых доходов смогло бы повысить уровень налоговой самообеспеченности северного региона.

При применении подхода налоговой автономии, по мнению автора, принимается во внимание использование двух методов:

- налоговой автономии консолидированного регионального бюджета;

- налоговой независимости региона.

Метод налоговой автономии консолидированного регионального бюджета основан на сопоставлении величины его налоговых доходов, включая федеральные налоги, отчисляемые в консолидированный региональный бюджет, региональные и местные, и региональных расходов и общей величины доходов консолидированного регионального бюджета, включая налоговые и неналоговые доходы и финансовую помощь региону. Он предоставляет возможность оценить значимость налоговых доходов консолидированного регионального бюджета для исполнения расходных обязательств.

Метод налоговой независимости региона основан на сопоставлении величин его налоговых доходов, включая федеральные налоги, отчисляемые в консолидированный региональный бюджет, региональные и местные, и финансовой помощи региону. Он предоставляет возможность оценить значимость финансовой помощи региону для исполнения расходных обязательств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На уровень налоговой самообеспеченности северного региона, по мнению автора, оказывает влияние ряд факторов. С позиций регионального управления факторы налоговой самообеспеченности классифицируются как внешние и внутренние.

К внешним факторам, влияющим на уровень налоговой самообеспеченности регионов, можно отнести:

- налогово-бюджетную политику Российской Федерации, в том числе ее региональную составляющую;

- государственную политику в области финансовой поддержки регионов;

- перераспределение расходных обязательств между федеральным центром и регионами;

- бюджетное, налоговое, гражданское, таможенное, земельное и др. законодательство;

- налоговое администрирование;

- уровень социально-экономического развития региона;

- уровень развития международных и межрегиональных связей.

В качестве внутренних факторов выделим:

- состав и структуру налогового потенциала региона;

- наличие задолженности по налогам и сборам;

- динамику количества налогоплательщиков;

- специализацию региона;

- сложившуюся структуру региональной экономики;

- эффективность управления региональной экономикой;

- заинтересованность региональных органов власти в повышении уровня налоговых доходов и социально-экономическом развитии территорий;

- объем и структуру расходов консолидированного регионального бюджета;

- наличие программ социально-экономического развития территорий;

- результативность деятельности налоговых органов региона.

Рассматривая направления повышения уровня налоговой самообеспеченности северного региона, необходимо обратить внимание на необходимость увеличения величины числителя предложенных автором коэффициентов за счет роста налоговых доходов консолидированного регионального бюджета и уменьшения знаменателя за счет снижения расходных обязательств региона, не подкрепленных источниками их покрытия.

Проблемы определения уровня налоговой самообеспеченности региона. По мнению автора, одной из проблем является задолженность по налогам и сборам. В случае если налоговые доходы региона рассматриваются как источник расходных обязательств, сумма задолженности налогоплательщиков, наоборот, снижает возможности их исполнения. Следовательно, рассчитываемый коэффициент налоговой самообеспеченности региона при наличии задолженности по федеральным, региональным и местным налогам будет отчасти занижен, так как

на эту сумму налоговые доходы уменьшаются. Поступившие в бюджет суммы задолженности налогоплательщиков в последующие налоговые периоды увеличивают числитель коэффициента налоговой самообеспеченности региона в данном периоде, искажая показатель налоговой самообеспеченности текущего и последующих налоговых периодов.

Следующей проблемой определения уровня налоговой самообеспеченности является рост суммы расходных обязательств перед социальной и экономической сферами при уменьшении налоговых доходов вследствие снижения эффективности функционирования налогоплательщиков в северном регионе, которая может быть вызвана инфляцией, экономическим кризисом, недостатками в управлении региональной экономикой и др. Сокращение управленческих расходов, перераспределение расходных обязательств перед социальной и экономической сферами, между федеральным центром и регионами, увеличение налоговых полномочий региона позволили бы снизить расходы и увеличить налоговые доходы консолидированного регионального бюджета.

Высокое значение показателя К и низкое

с.р.о

значение показателей Кд.р.о, ^.р.^ Кд.р.РМБ свидетельствуют о необходимости:

- пересмотра нормативов зачисления федеральных налогов в региональный и местный бюджеты;

- увеличения суммы региональных и местных налогов за счет уточнения и отмены неэффективных налоговых льгот, изменения налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков;

- увеличения налоговых полномочий региона. Таким образом, механизм повышения уровня

налоговой самообеспеченности северного региона, по мнению автора, представляет собой взаимосвязанное применение экономических инструментов государственного и регионального уровней, условий и методов их использования. Концептуальными основами механизма повышения уровня налоговой самообеспеченности в процессе управления социально-экономическим развитием северного региона являются:

- сочетание одновременно применяемых инструментов государственного и регионального уровней управления;

- итерационность механизма, обусловленная постоянным обновлением задач региональной составляющей налогово-бюджетной политики;

полиинструментальность, предполагающая привлечение организационных, финансовых, правовых и других различных инструментов; - долгосрочность выполнения, обусловленная невозможностью обеспечения повышения уровня налоговой самообеспеченности региона в краткосрочный период. Основной задачей предложенного механизма повышения уровня налоговой самообеспеченности в процессе управления социально-экономическим развитием северного региона является обеспечение активизации формирования и расширения его налогового потенциала как основы такого повышения.

Список литературы

1. Гончаров А. И., Баркова О. И. Финансы домашних (сельских) хозяйств в самообеспечении комфортным жильем: вопросы теории и практики // Финансы и кредит. 2008. № 17.

2. Давыдова Л. В., Ткачева Т. Ю., Рассолова Т. Л. Направления стимулирования экономической активности муниципальных образований // Финансы и кредит. 2006. № 6.

3. Лавровский Б., Постникова Е. О новой парадигме регионального выравнивания в России // Казанский федералист. 2006. № 3.

4. Лексин И. В., Грицюк Т. В., Лексин А. В. Влияние доходной базы территориальных бюджетов на макроэкономические показатели // Дайджест-Финансы. 2005. № 3.

5. Лексин И. В., Грицюк Т. В., Лексин А. В. Доходная база местных бюджетов // Дайджест-Финансы. 2005. № 4.

6. Паскачев А. Б., Мельник А. Д. Перспективы расширения налоговой базы // Налоговый вестник. 2000. № 8.

7. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х / под ред. Т. М. Малеевой. М.: Независимый ин-т соц. политики. 2007.

8. Рощупкина В. В. Проблемы финансового самообеспечения регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 20.

9. Толстая О. В. Особенности формирования налогового потенциала региона и основные направления его дальнейшего развития (на примере Республики Бурятия) // Финансы и кредит. 2009. № 34.

10. Якушкина Т. Социально-экономическая направленность стратегии развития пегионов // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.