Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА / ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / STATE MONITORING / TASKS OF STATE MONITORING / CONSERVATION / FEDERAL LAWS

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Шевченко А.С., Зайцев А.А.

В статье рассматривается возможность становление природных охраняемых территорий в качестве активных элементов природопользования, благодаря проведению в единой системе мониторинговых работ. Что позволит охраняемым территориям стать оператором по сбору, обработке и предоставлении научной информации не только для их территории, но и для прилегающих территорий в границах физико-географических районов, провинций и округов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF MONITORING OF RESERVED TERRITORIES

The article considers the possibility of the formation of natural protected areas as active elements of environmental management due to the implementation of a single monitoring system. This will allow protected areas to become an operator for the collection, processing and provision of scientific information not only for their territory, but also for adjacent territories within the boundaries of physiographic areas, provinces and districts.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИИ»

Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.10.2018).

УДК 502.45

А.С. Шевченко, А.А. Зайцев A.S. Shevchenko, A.A. Zaitsev

Пермский государственный национальный Perm State University

исследовательский университет 15, Bukireva st., Perm, 614990

614990, Пермь, Букирева, 15

e-mail: alexshev94@yandex.ru ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассматривается возможность становление природных охраняемых территорий в качестве активных элементов природопользования, благодаря проведению в единой системе мониторинговых работ. Что позволит охраняемым территориям стать оператором по сбору, обработке и предоставлении научной информации не только для их территории, но и для прилегающих территорий в границах физико-географических районов, провинций и округов.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, государственный мониторинг, задачи государственного мониторинга, заповедное дело, Федеральные законы.

THEORETICAL BASIS OF MONITORING OF RESERVED TERRITORIES

The article considers the possibility of the formation of natural protected areas as active elements of environmental management due to the implementation of a single monitoring system. This will allow protected areas to become an operator for the collection, processing and provision of scientific information not only for their territory, but also for adjacent territories within the boundaries of physiographic areas, provinces and districts.

Key words: specially protected natural territories, state monitoring, tasks of state monitoring, conservation, Federal laws.

Сегодня особо охраняемые природные территории (ООПТ) являются объектами общенационального достояния. Развитие сети ООПТ является одним из механизмов обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.

В Советском союзе сложилась уникальная заповедная система. Так как идея заповедности является чисто русской научно-этической концепцией, краеугольным каменем отечественного заповедного дела. В зарубежных подходах к заповедному делу она отсутствует[8].

Исходя из ФЗ №33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из основных задач возлагаемых на охраняемые природные территории является мониторинг окружающей среды[6]. Основной целью которого является обеспечение охраны окружающей среды[7]. Классическая структура мониторинга, которая представлена в трудах И.П. Герасимова[3] и Ю.А. Израэля[4] включает в себя последовательность этапов (рис. 1), а именно:

- экологические наблюдения;

- экологическая оценка;

- экологический прогноз;

- оценка прогнозных данных.

Реализация этих этапов возможна большим спектром подходов и методов, широко применяемых в науках о земле.

© Шевченко А.С., Зайцев А.А., 2018

Ключевые задачи государственного мониторинга окружающей среды, установленные в ст.63.1 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды» выглядят иначе, но в целом они повторяют научную классику:

- регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

- хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

- анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

- обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в рамках единой системы государственного мониторинга окружающей среды федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации[7].

Рис.1 Структура и функции экологического мониторинга (Израэль, 1984)

В ст.63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» мониторинг особо охраняемых природных территорий не входит в список подсистем включённых в единую систему мониторинга окружающей среды. Это можно рассматривать, как полное недоразумение, так как фактически в любой охраняемой территории федерального статуса выполняются работы, описывающие процессы и явления, изменения в экосистемах и их компонентах[7].

Скорее всего, понимание этого стало причиной выделения среди основных задач заповедников и национальных парков ведение государственного экологического мониторинга[6].

Таким образом, можно говорить о существующем современном противоречии между двумя федеральными законами: по сути, заповедники не могут заниматься мониторингом, поскольку не являются ни федеральными, ни региональными органами власти.

Заповедники и национальные парки являются научными центрами, порой даже единственными на несколько сотен километров. В данных охраняемых территориях проводят исследования не только штатные сотрудники. Достаточно часто масштабные исследования на этих охраняемых территориях выполняются высококвалифицированными учеными институтов Российской академии наук, научными сотрудниками вузов. Недооценивать важность информации, получаемой при научных исследованиях, тем более пренебрегать ею нельзя.

Научные отделы заповедников и национальных парков собирают и обрабатывают информацию не только в пределах ООПТ, но и для окружающих территорий. Нередко бывает, что полученные на охраняемых территориях сведения, могут являться единственным достоверным источником о природных особенностях и состоянии окружающей природной среды. Такие ценные сведения могу быть использованы природопользователями при планировании и ведении своей деятельности в прилегающих территориях.

Примером может послужить составление характеристики природной среды при

проектировании объектов и инженерных изысканиях. Именно в заповедниках имеется подробнейшая информациях о флоре, фауне, а также уникальных объектах в прилегающих охраняемым территориям пространствах.

В конечном итоге охраняемые территории должны стать оператором по сбору, обработке и предоставлении научной информации не только для их территории, но и для прилегающих территорий в границах физико-географических районов, провинций, округов. Так как заповедники расположены почти по всей территории Российской Федерации, то их можно разделить на районы. Что в свою очередь позволит снизить институциональную нагрузку на государственные учреждения и создаст рабочие места за пределами административных столиц.

Охраняемые природные территории должны стать аналогом Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Так как данная служба занимается обеспечением функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга и вся информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной

законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа[1,5].

В связи с этим у охраняемых территорий должен быть отдельный источник государственного финансирования именно на работы по мониторингу окружающей среды.

В таком случае охраняемые территории перестанут рассматриваться, как объекты туристической деятельности и экологического просвещения. Это позволит рассматривать охраняемые территории, как неотъемлемую часть государственного мониторинга окружающей среды и активный элемент системы природопользования. Тем самым охраняемые территории могут стать государственными органами по предоставлению информации о природных особенностях заинтересованным лицам.

Основные теоретические сложности заключаются в единстве и сопоставимости методов выполнения мониторинговых работ. Так как сегодня не существует единой научной базы выполнения мониторинговых работ и в различных регионах используются различные авторские методики[2].

В идеале, полученная информация о состоянии природной среды должна обеспечить возможность сравнить результаты заповедников из разных регионов, с различными природными условия и факторами воздействия на этих охраняемых территориях.

При этом экологический мониторинг охраняемых природных территорий должен проводиться на основе следующих принципов:

1. непрерывность наблюдений;

2. сопоставимость методов наблюдений, оценки и анализа данных экологического мониторинга и прогноза состояния окружающей среды;

3. достоверность и доступность информации о состоянии окружающей среды.

Для того, чтобы охраняемые природные территории стали активным элементом в системе природопользования и могли предоставлять всю необходимую информацию о природных особенностях, нужно начать процесс заполнения пробелов и разногласий в законодательстве. Для этого нужна активная позиция и действия всех заинтересованных в этом сторон, а именно самих ООПТ, экспертов, общественности, а самое главное государственных органов, как федерального, так и регионального уровня.

УДК 631.4

Библиографический список

1. Бузмаков С.А. Введение в экологический мониторинг: учеб. пособие / С.А. Бузмаков, С.М. Костарев; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2009. - 178 с.: ил.

2. Воронов Г.А., Зайцев А.А. Опыт проведения мониторинга особо охраняемых природных территорий регионального значения в Пермском крае // Географический вестник. 2007. № 1-2. с. 168-173.

3. Герасимов И.П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды // Изв. АН СССР. Сер. географ. 1975. №3. - С.13-25.

4. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - М.: Гидрометеоиздат, 1984. - 560 с.

5. Постановление от 9 августа 2013 года N 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» (с изменениями на 10 июля 2014 года).

6. Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об особо охраняемых природных территориях".

7. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

8. Штильмарк Ф.Р. Идея абсолютной заповедности К.-М.: Киевский эколого-культурный центр, Центр охраны дикой природы, 2005, - 116с.

И.Е. Шестаков, Е.А. Шутова I.E. Shestakov, E.A. Shutova

Пермский государственный национальный Perm State University

исследовательский университет 15, Bukireva st., Perm, 614990

614990, Пермь, Букирева, 15

e-mail: kafbop@psu.ru

ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ НЕКОТОРЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ПЕРМСКОГО

РАЙОНА: ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СВОЙСТВА

Рассмотрены почвы трёх археологически памятников периода раннего железного века (III-IV вв) расположенных центральной части Пермского края: Мокинский могильник, Гляденовское городище и Кала-урын. Показано, что за время своего развития почвы потерпели значительные изменения, связанные с деятельностью человека, и отличаются по строения профиля от фоновых дерново -подзолистых почв. Помимо морфологических, изменились и агрохимические показатели почв. Изученные почвы храня информацию о трансформации ландшафтов на протяжении последних 2000 лет и являются ценным объектом как для дальнейших археологических исследований, так и в целях реконструкции природной обстановки. Предложено включить данные почвы в кадастр ценных почвенных объектов (далее ЦПО), для чего составлены экологические паспорта ЦПО. Ключевые слова: археологическое почвоведение, почвы археологических памятников, охрана почв.

THE SOIL COVER OF SOME ARCHAEOLOGICAL SITES OF PERM REGION: MEANING AND

PROPERTIES

The soils of three archaeological sitets of the early iron age (III-IV centuries) located in the Central part of the Perm region: Mokinsky burial, Glyadenovskoe settlement and Kala-uryn are considered. It is shown that during its development the soil has undergone significant changes associated with human activity, and differ in profile

© Шестаков И.Е., Шутова Е.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.