Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения драмы в школе'

Теоретические основы изучения драмы в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4073
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. П. ЧЕХОВ / ДРАМА / АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПЬЕСА / A. P. CHEKHOV / DRAMA / ANALYSIS OF A DRAMATIC WORK / PLAY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цыденова Лариса Александровна, Булгутова Ирина Владимировна

Изучение драматических произведений в школе требует определенных теоретических знаний, которые способствуют более глубокому постижению литературы. В статье рассматриваются особенности драмы как рода литературы, формулируются аспекты, важные для ее изучения в школе. Сделан краткий обзор текстов, включенных в школьную программу, рассмотрены в общих чертах традиции русской драмы. Говорится о необходимости соблюдения преемственности в изучении драматических произведений, что может быть реализовано при обращении к общим художественным принципам драматургов. При анализе сюжетно-композиционной структуры пьес предлагается уделить особое внимание работе с понятием конфликта и анализу организации речи. Дается примерная схема, по которой учащимся рекомендуется рассмотреть своеобразие драматического произведения; наличие плана анализа будет способствовать формированию более четкого представления о специфике драматического рода литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF STUDYING OF A DRAMA AT SCHOOL

The study of dramatic works in the school requires certain theoretical knowledge, which contributes to a deeper comprehension of literature. The article considers the features of drama as a kind of literature, the aspects important for its study in school are formulated. A short review of the texts included in the school curriculum is reviewed in general terms in the tradition of Russian drama. It is a question of the necessity of observing continuity in the study of dramatic works, which can be realized by referring to the general artistic principles of playwrights. When analyzing the plot-composition structure of the plays, it is proposed to pay special attention to the work with the concept of conflict and analysis of the organization of speech. An approximate scheme is given, according to which students are encouraged to consider the originality of the dramatic work; the availability of an analysis plan will help to form a clearer idea of the specifics of the dramatic kind of literature.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения драмы в школе»

УДК 821.161.1-21

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМЫ В ШКОЛЕ

© Цыденова Лариса Александровна

магистрант,

Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: aralzhinka@gmail.com

© Булгутова Ирина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: irabulgutova@mail.ru

Изучение драматических произведений в школе требует определенных теоретических знаний, которые способствуют более глубокому постижению литературы. В статье рассматриваются особенности драмы как рода литературы, формулируются аспекты, важные для ее изучения в школе. Сделан краткий обзор текстов, включенных в школьную программу, рассмотрены в общих чертах традиции русской драмы. Говорится о необходимости соблюдения преемственности в изучении драматических произведений, что может быть реализовано при обращении к общим художественным принципам драматургов. При анализе сюжетно-композиционной структуры пьес предлагается уделить особое внимание работе с понятием конфликта и анализу организации речи. Дается примерная схема, по которой учащимся рекомендуется рассмотреть своеобразие драматического произведения; наличие плана анализа будет способствовать формированию более четкого представления о специфике драматического рода литературы.

Ключевые слова: А. П. Чехов; драма; анализ драматического произведения; пьеса.

Драма — самый «объективный» и наиболее сложный род литературы, изучение которого вызывает некоторые затруднения у учащихся, так как требует определенного уровня эстетического развития школьников. Анализ экзаменационных работ, устных ответов, школьных сочинений показывает, что при изучении школьного курса литературы не всегда происходит достаточно глубокое теоретическое осмысление и учёт специфики произведений драматического рода литературы, предназначенных для постановки на сцене.

Как отмечают исследователи, «сложность в постижении авторской позиции, стремление почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из действующих лиц, умение в аргументировании своих суждений пользоваться текстом, воспринимать его не локально, в пределах одной реплики — всё это определяет проблематику целостного анализа художественного текста драмы и активизации читательской деятельности на уроках литературы» [6, с. 4] Чтение драматических произведений не входит в широкий читательский опыт школьников, и, возможно, элементы театрализации на уроках литературы, посвященных драме, способствовали бы формированию такого опыта.

Как известно, «в истории поэтики и философской эстетики мы находим, во-первых, теорию драмы как произведения, создающего особого рода переживание

события и судьбы героя читателем-зрителем. Это переживание обозначается понятиями катастрофы и катарсиса (Аристотель, Шиллер, Ницще, Выготский). Во-вторых, от немецкой философской эстетики рубежа ХУШ-Х1Х вв. (Гегель, Гёте) до ХХ века развивалась теория драматического действия, использующая понятия конфликта и сюжета. В-третьих, в ХХ в. возникла теория драматического слова» [5, с. 306-307]. Если первую теорию в школьном изучении драмы можно рассмотреть, включив в контекст формирования эстетического отношения в целом, то следующие требуют определенной адаптации.

Как известно, в программу по русской литературе по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования включено определенное количество драматических произведений: комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», драма А. Н. Островского «Гроза», лирическая комедия А. П. Чехова «Вишнёвый сад» — из русской классической литературы; пьеса Горького «На дне», обзор пьес военных лет, пьесы современных авторов по выбору — из литературы ХХ века. Несмотря на небольшое количество произведений, они все же позволяют проследить развитие и преемственность художественных традиций в русской драме, как в идейно-тематическом плане, так и в художественном. Так, к примеру, чётко прослеживается сатирическая традиция русской комедии. В теоретическом плане большинство произведений, за исключением драматического творчества А. П. Чехова, можно рассмотреть на основе теории конфликта и сюжета. Анализ чеховской драмы предполагает постановку акцента на драматическом слове, в постижении рефлексии, что требует осознания особенностей новой драмы, ее отличия от классической.

В школьном анализе драматических текстов необходимо осуществлять анализ не только идейно-содержательного уровня, но и композиции, развития дей-ствий,конфликта, жанрового своеобразия пьес, их художественных особенностей, учитывать связь драмы с театром.

Сам выбор автором драматического рода литературы значим, так как драма, будучи предназначенной для постановки на сцене (и в этом её специфика), позволяет оперативно и быстро откликаться на жгучие, насущные проблемы действительности. Даже когда автор обращается к истории, он ищет темы, перекликающиеся с современной ему жизнью, созвучные с его временем. Эта особенность драмы — актуальность и современность её содержания, предопределяет её выбор для поисков ответа на злободневные вопросы действительности.

Так как эта действительность осмысливается автором с определённых позиций, реализуя определённые принципы воспроизведения и творческого воссоздания жизни, то неизбежно возникает необходимость анализа метода драматурга. Это тем более необходимо, что метод определяет во многом и художественные особенности произведений.

Так, пьеса Фонвизина «Недоросль», написанная в рамках классицизма, строго придерживается его правил и в трактовке героев пьесы, как резко отрицательных или положительных образов, героя как носителя одной определённой черты характера, и в соблюдении различных правил и т. д. В то же время надо отметить в этой пьесе и рост реалистических тенденций, особенно в изображении отрицательных героев.

Большинство драматических произведений, включенных в школьную программу, относится к реализму, который позволяет показать и общественно-историческую обусловленность жизни человека, и течение его внутренней жизни.

Спецификой драмы является насыщенность действия, напряженность, своего рода «сгущенность» событий, возникающая из-за необходимости показа в ограниченное сценическое время большого жизненного материала. Именно через конфликт в драме раскрывается её идейно-художественное содержание. Содержание драмы необходимо раскрывать через рассмотрение сюжета, композиции, развитие действия и драматического конфликта. Представляя последовательность изображенных событий в пьесе — сюжет, надо осознавать и принципы их построения — композицию, при этом в анализе композиции учитывать её содержательную функцию. Схема: «Экспозиция — завязка действия — его развитие — кульминация — развязка действия — финал» -всегда должна иметь смысловое наполнение. Начинать разговор о драматическом конфликте следует с определения особенностей пространства и времени, учитывая тот факт, что «между ограничением пространства-времени и самоопределением персонажа, в результате которого он занимает ответственную позицию, в драме существует необходимая связь» [5, с. 316]. Так, закономерно обращение к анализу пространства при изучении драмы Н. А. Островского «Гроза», которое ведет к характеристике героев. Рассмотрение драматического конфликта обязательно ведёт к анализу образов действующих лиц. При этом надо учитывать:

а) принципы обрисовки героев автором (например, у Чехова нет деления на главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев, он выделяет доминанту — лейтмотив в произведении, речи героев и т. д. б) организацию речи героев, так как в драме невозможны прямые авторские оценки и характеристики, раскрытие характера героев происходит через их речь (реплики, монологи, диалоги). Речь героев — средство самораскрытия и выражения идейного замысла художника. Различные моменты театрализации способствуют формированию эстетического восприятия за счет создания эффекта вживания и сопереживания. Учитывая современные технические возможности и то, что записи спектаклей ведущих театров страны имеются в интернете, просмотр даже некоторых эпизодов, несомненно, способствовал бы приобщению школьников к театральному искусству, позволяя совместить в своей роли реципиента и читателя, и зрителя.

Также целостный анализ драматического произведения невозможен без учёта жанрового своеобразия пьесы, пафосной картины и стилевых особенностей. Так при рассмотрении русской комедии четко прослеживается сатирический пафос пьесы Фонвизина «Недоросль», драматизм в комедии Грибоедова «Горе от ума», сатирический обличительный пафос — «смех сквозь слёзы» у Гоголя в «Ревизоре», лирическое начало, выраженное в подтексте пьес Чехова. Развитие драмы идёт по пути углубления интереса к внутреннему миру человека, передачи его скрытых переживаний и чувств. Характерно в этом отношении творчество А. П. Чехова, представителя новой драмы. Как известно, в новой драме с ее интересом к будничной повседневной жизни, с сложной многоплановой структурой нет конфликта в традиционном, ставшем привычном для школьников понимании как столкновения различных сторон. Чтение чеховских пьес предполагает обогащение читательского опыта постижением понятия «подтекст», который пред-

полагает активную творческую работу в сознании учащихся. «В чеховской драме сюжет составляют вовсе не «словесные действия», т. е. не цепь слов-поступков, а именно постоянное, не связанное с поступком, осмысление, рефлексия над общим складом жизни (персонажи — сплошные Гамлеты); эта рефлексия и является предметом авторского изображения» [5, с. 327] Именно при изучении чеховской драмы происходит открытие многоплановости художественного слова, его многозначности.

Интересное определение жанра чеховской драмы дал М. Горький в своей статье «О пьесах»: «А.П. Чехов создал... совершенно оригинальный тип пьесы — лирическую комедию» [2, с. 422] Ближе к точному пониманию специфики чеховской драмы подошел А. Роскин. В своих исследованиях он прямо называет пьесы Чехова «романами-драмами»: «Чеховские пьесы можно считать «пьесами-романами», завершающими, венчающими его жанровую систему» [4, с. 170] Очень схожие мысли выскажет и А. Р. Кугель, признавший, что драмы А. Чехова представляют собой ничто иное, как романы, поставленные на сцене».

Рекомендуется учителю-словеснику определять подходы к изучению пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова с учетом уровня эстетического развития школьников в соответствии с их опытом читателя и зрителя. Так, постижение истории театральных постановок чеховских пьес, несомненно, обогатило бы уроки литературы в профильных классах. Обязательным же элементом при изучении «Вишневого сада» является анализ речевой организации, прежде всего разговор должен идти об авторских ремарках, в которых необходимо считывать знаки, сигнализирующие о наличии внутреннего плана действия: в характеристике звуков, жестов, внешности героев. Анализ речи персонажей также должен вести к постижению «подводного» течения чеховской пьесы. Теоретические понятия «символа» и «символики», которые порой вызывают затруднения у учащихся, именно при изучении чеховской драмы помогают прийти к постижению многозначности как необходимого качества произведения искусства. Так, анализ образа вишневого сада позволяет увидеть предметное значение символа во всей его материальной конкретности, а затем выводит к расширению поля его значений. «Расшифровка» символического плана пьесы предполагает и углубление — «погружение» во внутреннюю жизнь персонажей.

При анализе драмы надо иметь чёткое представление не только о месте этого произведения в общем литературном процессе, но и о его месте в творчестве конкретного писателя, драматурга. Как известно, многие из авторов писали драматические произведения наряду с произведениями других родов литературы.

Таким образом, анализ драматического произведения в школе с учётом его специфики должен включать следующие компоненты:

1. рассмотрение место драматического произведения в общем литературном процессе и в творчестве писателя;

2. Определение актуальности темы, оригинальности авторского замысла;

3. Анализ метода;

4. Работа по определению сюжетно-композиционной структуры.

5. Анализ драматического конфликта пьесы, включающий по образам действующих лиц;

6. Жанр и стилевые особенности пьесы.

Разумеется, невозможно найти какую-то универсальную схему, но думается, что вышеперечисленные составные части анализа, рассчитанные на понимание теории драмы, в той или иной степени позволяют достичь глубины понимания художественного материала. Какой бы не была теоретическая основа анализа драмы, приоритетным остается постижение драматического произведения прежде всего как эстетического феномена, пробуждающего в душе реципиента активную мыслительную деятельность, эмоционально-образное проживание искусства.

Литература

1. Будрина И. Ю. Чехов в школе: книга для учителя. М.: Дрофа, 2002. 320 с.

2. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. М.: Гослитиздат, 1953. Т. 26. 653 с.

3. Позднякова Е. А. О жанровом своеобразии пьес А. П. Чехова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Вып. 1: Литературоведение. С. 142-145.

4. Роскин А. И. А. П. Чехов. Статьи и очерки. М.: Художественная литература, 1959. 432 с.

5. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004. 512 с.

6. Тюркин Б. В. Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Самара, 2005. 151 с.

THEORETICAL BASES OF STUDYING OF A DRAMA AT SCHOOL

Larisa A. Tsydenova graduate student, Buryat State University 24 a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia E-mail: aralzhinka@gmail.com

Irina V. Bulgutova

candidate of Sciences in Philology, associate professor, Buryat State University 24 a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia E-mail: irabulgutova@mail.ru

The study of dramatic works in the school requires certain theoretical knowledge, which contributes to a deeper comprehension of literature. The article considers the features of drama as a kind of literature, the aspects important for its study in school are formulated. A short review of the texts included in the school curriculum is reviewed in general terms in the tradition of Russian drama. It is a question of the necessity of observing continuity in the study of dramatic works, which can be realized by referring to the general artistic principles of playwrights. When analyzing the plot-composition structure of the plays, it is proposed to pay special attention to the work with the concept of conflict and analysis of the organization of speech. An approximate scheme is given, according to which students are encouraged to consider the originality of the dramatic work; the availability of an analysis plan will help to form a clearer idea of the specifics of the dramatic kind of literature. Keywords: A. P. Chekhov, drama, analysis of a dramatic work, play.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.