Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / русская литература / урок / усвоение / тематика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бозорова Н.Ж.

В статье рассмотрены методические рекомендации по изучению русского языка (правила организации занятия, характеристика чтения как вида речевой деятельности, принципы работы с текстом) посвященные ситуациям повседневного общения, и адаптированные учебные тексты, по тематике и содержанию связанные с произведениями русской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

Бозорова Н.Ж. студент 1 курса магистратуры факультет МОП Каршинский государственный университет

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК ИНОСТРАННОГО

Аннотация. В статье рассмотрены методические рекомендации по изучению русского языка (правила организации занятия, характеристика чтения как вида речевой деятельности, принципы работы с текстом) посвященные ситуациям повседневного общения, и адаптированные учебные тексты, по тематике и содержанию связанные с произведениями русской литературы.

Ключевые слова: чтение, русская литература, урок, усвоение, тематика.

Bozorova N.Zh. 1st year master's degree Faculty of Education and Science Karshi State University

THEORETICAL BASIS OF USING PRODUCTIVE READING TECHNOLOGY IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Annotation. The article discusses methodological recommendations for studying the Russian language (rules for organizing classes, characteristics of reading as a type of speech activity, principles of working with text) dedicated to situations of everyday communication, and adapted educational texts related in theme and content to works of Russian literature.

Key words: reading, Russian literature, lesson, learning, topic.

В условиях поликультурного образования существует потребность у студентов-иностранцев изучить русский язык. Уроки чтения в нашей методике сопровождаются знанием произведений народного творчества.

Универсальные учебные действия определяются в педагогическом словаре, как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в иной среде. Любой человек, который приезжает в незнакомую страну, старается понять разговор на чужом ему языке, и постепенно у него появляется интерес и мотивы изучения языка другого народа.

Планируя занятие с иностранными учащимися, преподаватель должен учитывать следующие ведущие принципы:

1. Коммуникативное обучение (единица обучения - речевой акт). Вырабатывается речевое поведение в различных социальных ситуациях, поведение определяется социальным контекстом.

2. Формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения решать коммуникативные задачи речевыми средствами. В процессе обучения используются аутентичные материалы, вводятся страноведческие понятия. Коммуникация ведется на изучаемом языке.

3. Личностно-деятельностный подход. В процессе обучения устанавливается межличностное общение: учащиеся решают общие задачи, работают в парах, группах и т.п., преподаватель создает условия коммуникации и облегчает ее.

4. Использование речевой ситуации в процессе обучения. В процессе обучения различают два вида ситуаций: естественные ситуации имеют естественные стимулы к речи (опоздание на урок, пропуск занятий, решение внеучебных вопросов и т.п.); учебные ситуации обеспечивают планомерную работу по развитию навыков речи на основе различного лексико-грамматического материала. Компоненты речевой ситуации: условия ситуации: описание обстановки и информация об участниках -речевой стимул (причина, побуждающая к речи) - речевая реакция.

Помимо основных принципов организации занятия по русскому языку как иностранному, современная методика преподавания РКИ предлагает модель уроков. Модель урока определяется задачей, которую ставит преподаватель перед учащимися. Тем не менее существует традиционная структура урока.

1. Начало урока. Как правило, начало урока представляет собой личностное общение, ответы на вопросы (Как дела? Что вы делали вчера? и т.п.), преподаватель стимулирует речевую деятельность учащихся. Оргмомент.

2. Аудирование (рассказ преподавателя на основе личных впечатлений или прочитанного, заранее подготовленного текста).

3. Основная часть урока. Введение нового материала с помощью текста- работа с новыми лексическими и грамматическими единицами -выполнение упражнений разных видов для формирования языковой, речевой и коммуникативной компетенций - обучение чтению и письму -подведение итогов урока.

Данная модель может быть представлена в виде более подробной схемы:

1. Организация начала урока (введение в языковую среду).

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

4. Введение нового учебного материала и алгоритма формирования новых речевых умений и навыков.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного

материала.

6. Закрепление новых языковых и речевых умений и навыков.

7. Обобщение и систематизация учебного материала.

8. Контроль и проверка языковых и речевых умений и навыков.

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

В специальных целях структура урока может меняться. В данном учебном пособии предложенные уроки направлены на развитие навыков чтения, аудирования и говорения, в связи с чем предлагается следующая модель урока: словарь, речевые модели, диалог, вопросы на понимание текста, задание и тесты.

Каждый компонент урока предполагает использование различных видов упражнений, развивающих разные виды речевой деятельности (РД) и формирующих разные компетенции.

Сейчас большую долю информации учащиеся получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Учащиеся становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Фильм заменяет литературное произведение, социальные сети и их возможности передавать эмоции и информацию заменяют живое общение. Снижается уровень читательской активности, беднеет словарный запас и, в целом, страдает культура речевого общения. Подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность - первостепенная задача образовательного учреждения.

В этом плане велика роль уроков чтения. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки учащегося.Каждый учитель понимает, что сформировать традиционные знания, умения, навыки для этого недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков.

Основная работа по формированию читательской грамотности начинается в начальной школе и проходит на уроках литературного чтения. Каждый из учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и методику работы других педагогов, занимается поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. Например, эта система может включать:

• систему упражнений для отработки навыков чтения: «шифрограмма», чтение слов по кругу, чтение с разной интонацией и силой голоса, чтение текста с пропущенными словами и т.д.;

• работу с текстом художественного произведения: целостность первичного восприятия текста, постановка проблемного вопроса, глубокий анализ для постижения идеи произведения, внимание к позиции автора и художественным средствам языка;

• творческие задания: сочинение загадок, сказок, рассказов, стихов по аналогии, составление кроссвордов; создание личных книжек-малышек и сборников произведений класса;

• использование средств ИКТ (для рассказа о писателе, выборочного чтения, словарной работы, литературной викторины и т. д.).

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Технологии обучения будут способствовать развитию коммуникативных особенностей личности обучаемого, обогащению знаний по предмету и раскрытию их творческих способностей, т.е. созданию творческой среды в процессе обучения.

Несмотря на то, что интерес студентов-иностранцев к русскому и якутскому языкам постоянно растет, применение произведений фольклора при усвоении чужого языка в образовательной среде в наши дни изучено крайне слабо. В связи с этим в статье разрабатываются методы обучения при усвоении языков в поликультурной образовательной среде с помощью средств этнопедагогики и вовлечения в образовательный процесс театральной педагогики, музыки и других форм; исследуются возможности интеграции различных видов искусства на уроках чтения в группах, где обучаются иностранцы, для которых русский и якутский языки являются неродным. Проведенное исследование показало, что применение произведений народной педагогики на уроках чтения в поликультурной образовательной среде не только активизирует познавательные интересы иностранцев и способствует обнаружению личностных смыслов учебного материала, но и помогает преодолению проблем, связанных с межкультурной коммуникацией.

Использованные источники:

1. Бозорова Н. Ж. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ //Экономика и социум. - 2023. - №. 1-2 (104). - С. 607-610.

2. Бозорова Н. Ж., Азизова Н. Б. Технология Продуктивного Чтения: Приёмы Предтекстовой Деятельности В Обучении Русскому Языку Как Иностранному //International Journal of Formal Education. - 2024. - Т. 3. - №. 1. - С. 222-224.

3. Ergash o'g'li Q. F., Jumanazarovna B. I. METHODS OF DISPLAYING MAIN MEMORY ON CACHE //Ответственный редактор. - 2020. - С. 6.

4. Бозорова И. Ж. и др. ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ //НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ. - 2020. - С. 25-27.

5. Bozorova I. FEATURES OF INFORMATION SYSTEMS OF ECONOMIC ACCOUNTING OF MATERIAL AND TECHNICAL ASSETS //Science and innovation. - 2023. - Т. 2. - №. A6. - С. 345-348.

6. Бозорова И. Ж. УЧЁТ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ //INNOVATSION IQTISODIYOTNI SHAKLLANTIRISHDA AXBOROT KOMMUNIKATSIYA TEXNOLOGIYALARINING TUTGAN O 'RNI. - 2023. - Т. 1. - №. 1.

7. Jumanazarovna B. I. The Use of Digital Technologies in the Process of Improving Economic Systems for Accounting for Inventory Items //Miasto Przyszlosci. - 2023. - Т. 36. - С. 62-65.

8. Daminova B. et al. ELECTRONIC TEXTBOOK AS A BASIS FOR INNOVATIVE TEACHING //International Scientific and Practical Conference on Algorithms and Current Problems of Programming. - 2023.

9. Зохидов Ж. Б. и др. ОБЗОР ОПТИЧЕСКИХ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ И ЕГО ВИДЫ //ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА КАК ДРАЙВЕР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ. - 2019. - С. 24-26.

10. Bozorova I. J., Abdullayeva S. U. THE DEVELOPMENT AND ANALYSIS OF METHODS OF CREATING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES //Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. - 2017. - С. 11-13.

11. Бозорова И. Ж. и др. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК И ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЕЕВ //European Scientific Conference. - 2019. - С. 95-97.

12. Daminova B. et al. ELECTRONIC TEXTBOOK AS A BASIS FOR INNOVATIVE TEACHING //International Scientific and Practical Conference on Algorithms and Current Problems of Programming. - 2023.

13. Даминова Б. Э., Якубов М. С. Развития познавательной и творческой активности слущателей //Международная конференция "Актуальные проблемы развития инфокоммуникаций и информационного общества. -2012. - С. 26-27.06.

14. Тошиев А. Э., Даминова Б. Э., Тошиев АЭ Д. Б. Э. Формирование самаркандской региональной транспортно-логистической системы //Перспективные информационные технологии (ПИТ 2017)[Электронный ресурс]: Междунар. науч. - техн. конф. - 2017. - С. 14-16.

15. Esanovna D. B. UDK: 372.881 CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATION SYSTEM, ELECTRONIC

JOURNAL OF ACTUAL PROBLEMS OF MODERN SCIENCE //EDUCATION AND TRAINING. - 2021. - С. 2181-975.

16. Якубов М. С., Даминова Б. Э. Совершенствование системы образований на основе применение цифровых технологий //Евразийский журнал математической теории и компьютерных наук. - 2022. - Т. 2. - №2. 4. - С. 3144.

17. Daminova B. ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY AMONG STUDENTS IN TEACHING COMPUTER SCIENCE //CENTRAL ASIAN JOURNAL OF EDUCATION AND COMPUTER SCIENCES (CAJECS). -2023. - Т. 2. - №. 1. - С. 68-71.

18. Esanovna D. B. Modern Teaching Aids and Technical Equipment in Modern Educational Institutions //International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology. - Т. 2. - №. 6.

19. Raximov N. et al. As a mechanism that achieves the goal of decision management //2021 International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT). - IEEE, 2021. - С. 1-4.

20. Yakubov M., Daminova B. Modernization of the education system in higher education institutions of the Republic of Uzbekistan //AIP Conference Proceedings. - AIP Publishing LLC, 2022. - Т. 2432. - №. 1. - С. 060034.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.