УДК 330.1
Н.В. Мухаровский
Омский государственный университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЦЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
In the course of economic reforms the term “enterprise” has radically changed in itself. If in the time of command- administrative system enterprises were essentially nationalized then during the reforming they are becoming independent subjects of the market economy.
В ходе экономических реформ коренным образом изменилось само понятие «предприятие». Если в условиях командно-административной системы предприятия были государственными, то в процессе реформирования они превратились в самостоятельные субъекты рыночной экономики. С принятием Гражданского кодекса рядом с понятием «предприятие» появилось понятие «фирма». В экономической литературе и правовых актах до сих пор нет четкого размежевания этих понятий. В публикациях и официальных документах используется как понятие «предприятие», так и понятие «фирма», т. е., по существу, их отождествляют. Нет четкого размежевания и в программных документах учебного процесса, например, при подготовке квалифицированных экономистов в вузах. Так, в «Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования» (М., 2000) по специальности «Экономическая теория» введена дисциплина «Экономика предприятия»; по специальности «Финансы и кредит, бухучет и аудит» студенты изучают «Экономику организаций (предприятий)», а по специальности «Экономика труда» - «Экономику фирмы». Видимо, для нашей науки и практики эта проблема еще попросту не поставлена временем. Однако коль скоро категория «фирма» вошла в экономическую теорию, необходимо осмыслить различия между понятиями «предприятие» и «фирма» прежде всего теоретически.
В этой связи предпримем попытку изложить свою точку зрения на эту проблему.
С научной точки зрения, рассматривать понятия «предприятие» и «фирма», видимо, следует как два аспекта одного и того же явления - первичного звена народного хозяйства, субъекта экономики. Исходно определим, что, на наш взгляд, анализ фирмы раскрывает социально-экономическую, субъектную сторону первичного звена народного хозяйства, а анализ предприятия - конкретно-экономическую, объектную сторону.
В различного рода публикациях при определении фирмы подчеркивается несколько положений: это хозяйственная единица, наделенная определенными правами; организация и использование факторов производства; продажа товаров и услуг с целью получения прибыли [1].
По вопросу о причинах возникновения и социально-экономической природе фирмы существует несколько концепций.
Так, К. Маркс рассматривал фирму как итог процесса развития и разделения труда, форму кооперации. Он выделял простую кооперацию, мануфактуру, фабрику. Причем формулировал важное, с нашей точки зрения, положение о том, что машины, станки, оборудование, факторы производства -«...это только производительная сила. Современная же фабрика, основанная на употреблении машин, есть общественное отношение производства, экономическая категория» [2]. Т. е., по существу, он обособляет две формы первичного звена, отмечая их различные функции: социально-экономическую (фабрика) и производственную (факторы производства - производительная сила).
В неоклассической теории фирма рассматривалась как целостность, которая сталкивается с параметрическими ценами, с замещающими друг друга основными факторами производства для минимизации издержек производства. Фирма выпускает такое количество продукции, при котором предельные издержки равны рыночной цене, что является условием максимизации прибыли [3].
Довольно распространенным является предпринимательский подход к понятию фирмы. Сторонники этого подхода рассматривают фирму как хозяйственную единицу, которая путем покупки или посредством займа приобретает факторы производства у домохозяйств, банков, фондов, ассоциаций, организует производство и получает доход, который присваивает сама или делит с собственником капитальных средств [4].
Широкое признание получил институциональный подход к трактовке фирмы. Наиболее полно он представлен в работах лауреата Нобелевской премии Рональда Коуза [5]. В соответствии с этим подходом, фирма представляет собой альтернативный рыночному способ организации трансакции (рыночных контрактов).
© Н.В. Мухаровский, 2003
33
Н.В. Мухаровский
Основу фирмы составляет пучок контрактов между собственниками факторов производства. Все факторы производства могут быть разделены на специфические, ценности которых в данной фирме выше, чем вне ее, и общие, ценность которых и в пределах данной фирмы и вне ее одинакова.
Среди специфических факторов выделяются интерспецифические, ценность которых реализуется лишь внутри данной фирмы посредством ее. Это своеобразные, уникальные ресурсы, взаимоувязанные в одно целое, которые не могут существовать друг без друга. Сердцевину фирмы составляет долговременный неформальный (отношенческий) договор между собственниками интерспецифических ресурсов.
Дело в том, что использование механизма рынка обходится недешево. Каждый участник рынка должен делать затраты на добычу информации о рынке: о спросе, о поставщиках, вести переговоры, заключать контракты, контролировать их выполнение и т. д., т. е. осуществлять трансакции. Издержки участника рынка на все эти дела называются трансакционными издержками. Это издержки, другими словами, по налаживанию отношений между субъектами рынка. Если бы экономика была сплошным «диким рынком», состоящим из множества физических лиц, каждый из которых сам налаживает отношения с другими лицами, то трансакционные издержки были бы огромны от множества «минисделок». Оказывается, что трансакции дешевле обходятся за счет создания фирм (за счет организации).
Во-первых, в фирме реализуются предпринимательские интересы многих или нескольких участников рынка в форме одного учредительного договора.
Во-вторых, фирма как юридическое лицо заключает договор от имени многих бывших самостоятельных участников рынка (ставших учредителями) с другими фирмами, тоже представителями многих отдельных субъектов.
Таким образом, налицо экономия трансакционных издержек по сравнению с рыночными. Следовательно, фирма есть альтернативный рыночному метод организации производства, ограничивающий рынок посредством экономии трансакционных издержек.
В этой связи возникает вопрос. Если с возникновением фирмы отпадают некоторые трансакции и сокращаются издержки, то почему производство не осуществляется на одной большой фирме? Почему существуют и рыночные, и нерыночные трансакции?
На наш взгляд, это можно объяснить следующим образом. По мере роста размеров фирмы может происходить сокращение доходов от предпринимательской трансакции. Издержки от организаций дополнительных контрактов (трансакций) внутри фирмы могут возрастать, и на определенном этапе затраты на организацию дополнительной трансакции (контракта) станут равными трансакциям на открытом рынке, а затем и превысят их, т. е. будут заменены рыночными трансакциями.
Далее, по мере увеличения количества контрактов, предприниматель (фирма) может снижать эффект размещения и использование факторов производства, т. е. будет достигнута точка, за которой начнется убывающая отдача ресурсов и предельные издержки станут больше предельного дохода. В этом случае рыночные, альтернативные варианты использования ресурсов будут предпочтительней, чем в данной фирме. Именно поэтому производство не может осуществляться на одной общенациональной фирме. Кроме того, законы конкуренции действуют как общая закономерность в рыночной экономике. При прочих равных условиях фирма тем больше, чем меньше её издержки и медленней темпы их роста; чем меньше ошибок допускает предприниматель и медленней растут затраты с ростом организационных трансакций, тем меньше растет цена предложения факторов с ростом их объема.
При достижении критических размеров фирма вытесняется открытым рынком, т. е. размеры фирмы определяются соотношением рыночных издержек и предпринимательских по организационным трансакциям.
Учитывая вышеизложенные положения, можно конкретизировать определение фирмы.
Фирма - это система субъектных, социально-экономических отношений, возникающих при формировании альтернативных трансакционных издержек и определяющих статус субъектов рыночной экономики. Сущность данного аспекта первичного звена народного хозяйства выражается системой экономических отношений: организационно-экономических (как определенная организационноправовая форма предпринимательства); социально-экономических (как определенная форма собственности, обусловленная экономическими условиями и правовыми нормами отношения участников трансакций к факторам производства).
Второй аспект анализа - конкретно-экономический - предполагает характеристику первичного звена народного хозяйства с функциональной, объектной стороны, которая выражается понятием «предприятие».
34
Теоретические основы и цели функционирования фирмы
Предприятие - это форма реализации цели фирмы, т. е. как конкретная форма создания материальных благ и услуг1.
В этой связи можно отметить, что предприятие - это прежде всего совокупность определенных средств производства (станки, машины, здания, сооружения, сырье, материалы и т. д.); предприятие -это определенная комбинация средств труда и предметов труда в процессе производства продукции, определяющая технологию производства; предприятие - это также совокупность работников, объединенных в определенную форму кооперации труда.
Таким образом, предприятие - это особенный технико-экономический комплекс, предназначенный для производства материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей населения.
Сущность данного аспекта анализа первичного звена народного хозяйства выражается системой технико-экономических отношений, представляющих определенную комбинацию факторов общественного производства на данном этапе его развития.
Что же касается российской действительности, то, как отмечалось выше, имеет место отождествление этих понятий в теории и на практике. Дело в том, что в условиях переходной экономики пока осуществляются в основном количественные, а не качественные процессы. Многие аспекты экономической деятельности не отпочковались, поскольку еще не востребованы экономически (для этого необходима определенная зрелость рынка). Поэтому можно утверждать, что пока никто не анализирует эффективность дополнительных трансакций или дополнительно «захватываемых» или приобретаемых ресурсов. Это обусловлено беспрецедентным процессом передела собственности, когда в ходе и ваучерной, и денежной приватизации появились не миллионы собственников, а узкая группа финансовых олигархов.
«Действительные результаты приватизации, - пишет В. Куликов, - оказались противоположными провозглашенным: произошел величайший в истории раздел созданного многими поколениями людей богатства, которое было попросту растащено получившей к нему доступ группой лиц» [6].
Результатом явилось не многообразие предприятий различных форм собственности и конкуренция между ними, а корпоративный монополизм. В таких условиях неэффективность аккумулируемых трансакций в корпорациях и переходящих в их собственность ресурсов компенсируется ценами (скажем, на электроэнергию, газ, коммунальные услуги и т. д.). Такая практика снижает эффективность работы не только самих корпораций, но и экономики в целом. Усугубляется это положение тем, что новоявленные собственники прошли во властные структуры и свое экономическое положение закрепляют нормативными актами. Очевидно, при нормальных рыночных условиях любая фирма не может игнорировать исходные условия своего функционирования.
Безусловно, чтобы поставить все предприятия в нормальные рыночные условия, нужно осуществить комплекс мероприятий, в том числе активизировать антимонопольную политику государства, а также размежевать государственную и экономическую деятельность.
Рационализация в процессе организации предпринимательской фирмы наступит тогда, когда неэффективная трансакция в рамках фирмы будет вытеснена рынком, а снижение отдачи дополнительной единицы ресурса скажется на росте ее доходов.
Функционирование фирмы предполагает прежде всего достижение определенной цели.
О целевой функции фирмы также существуют различные мнения, подходы как со стороны статических, так и динамических показателей. Наиболее распространенными являются положения, в соответствии с которыми целевая функция фирмы связывается с успехом реализации предпринимательской идеи, получением прибыли, расширением рыночного участия и т. д. [7].
Ряд экономистов, анализируя цели функционирования фирмы, выделяют два аспекта: экономический (прибыль, максимизация продаж, завоевание рынка) и социальный (безопасность труда, социальная направленность и социальная ответственность) [8].
Особо следует выделить подход, в соответствии с которым целевая функция фирмы рассматривается в двух аспектах: как цели физических лиц (предпринимателей и рабочих) и как цели предприятия в качестве юридического лица. Причем цели физических лиц связываются с мотивацией их трудовой деятельности, а цели предприятия трактуются в чисто экономическом аспекте - получение прибыли, увеличение объемов производства, завоевание рынка. Между мотивационными и экономиче-
1 Раньше мы обращали внимание на важность положения К. Маркса о том, что факторы производства он с функциональной точки зрения рассматривает как производительную силу, а фабрику как экономическую категорию, экономическое отношение. Т. е., на наш взгляд, уже К. Маркс рассматривал первичное звено народного хозяйства неоднозначно. Такой подход характерен и для изложенной выше концепции Р. Коуза.
35
Н.В. Мухаровский
скими целями существует органическая взаимосвязь, которая реализуется на определенных уровнях при определенных условиях [9].
На наш взгляд, к целевой функции фирмы необходимо подходить в аспекте взаимосвязи этапов развития рынка и трансформации цели, которая обусловлена, прежде всего, не субъективными (хотя этот элемент существует в той или иной степени постоянно), а объективными условиями.
Так, на первом этапе развития рынка в условиях свободной конкуренции, когда существовало множество различных фирм, основанных на индивидуальной частной форме собственности, когда субъекты экономики не могли оказывать влияния на рыночные цены, т. е. преобладала ценовая конкуренция, главным условием успеха фирм было обеспечение снижения индивидуальных затрат по сравнению с общественно необходимыми и получение прибыли. Именно прибыль как результат индивидуальных усилий была объективной целью фирмы.
На втором этапе массового производства и массового спроса, т. е. когда рынок интенсивно развивался вширь и вглубь, главным условием эффективного функционирования фирмы было увеличение объема продаж - рост масштабов и объемов производства, концентрация и централизация капитала. Это на определенном этапе может привести к монополизации экономики, обеспечению (получению) монопольной прибыли.
В современных условиях, т. е. в условиях социального рынка, когда прошел этап его количественного насыщения, когда массовое производство в ряде случаев убыточно, поскольку возник индивидуальный спрос (т. е. приоритетными стали вопросы обеспечения качества жизни, удовлетворения быстро меняющихся индивидуальных потребностей), то единственной возможностью получения дохода фирмой стало удовлетворение потребностей населения.
Следовательно, на этом этапе цель фирмы - это удовлетворение разнообразных потребностей населения в высококачественных товарах и услугах как средства (условия) получения прибыли.
На наш взгляд, такой подход наиболее объективно предопределяет целевую функцию фирмы, помещая ее в систему экономических отношений развития общественного производства, в которых устремления отдельных субъектов экономики являются лишь одним из факторов, предопределяющих формирование цели фирмы. 1
1. См.: Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. В.И. Ведяпина, Г.И. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 63-64; Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 1997. С. 137.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. С. 152.
3. Шастико А.Е. Теория фирмы: альтернативные подходы // Российский экономический журнал. 1995. № 8. С. 97.
4. См.: ЛьвовЮ.А. Основы экономки и организации бизнеса. ГМП «Фомика». СПб., 1992. С. 2332.
5. КоузР. Фирма, рынок и право. М., 1993.
6. Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 12.
7. См.: Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 2000. С. 542; Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова. М., 1998. С. 471.
8. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. М., 1998. С. 9.
9. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. С. 21.
36