Шепелин Г.И., к.э.н.
доцент
кафедра «Страховое дело» Финансовый Университет при Правительстве РФ
Погосян Э.О. студент 4 курса Трофимова В.В. студент 4 курса факультет «Кредитно-экономический»
Россия, г. Москва ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Статья посвящена развитию банкострахования в современной России. Тема банкострахования очень актуальна на данный момент поскольку это новая и перспективная взаимная деятельность банковского сектора и сектора страхования. В данной статье раскрываются основные принципы отношений коммерческих банков и страховых компаний в рамках сложившейся экономической ситуации и механизмы их совместной деятельности. В исследовании применялись такие методы как синтез, анализ, аналогия и диалектика.
Ключевые слова (банкострахование, коммерческий банк, продукты страхования, банковские продукты и услуги, страхование рисков)
This article is devoted to bancassurance in modern Russia. This subject is a very popular now because bank insurance is long-term and mutual activity of banking sector and insurance sector. The article describes the basic principles of relations between commercial banks and insurance companies in the framework of the current economic situation and the mechanisms of their joint activities. In the research we used methods such as synthesis, analysis, analogy and dialectics.
Keywords (bancassurance, commercial bank, insurance products, banking products and services, risk insurance)
На данный момент в российской экономике активно формируется банкострахование, которое позволяет управлять некоторыми банковскими рисками и значительно расширяет набор банковских услуг и продуктов. Таким образом, банкострахование положительно влияет на развитие банковского сектора и рынка страхования, а так же на динамику роста экономики всей страны, путем привлечения дополнительных ресурсов и повышением качества страховой защиты общества. Страховые компании и банки начали свое сотрудничество еще в 20-ые годы 20 века в Европе. Но термин «банкострахование», как процесс осуществления страхования через банковскую систему, возник только в 1970-ых годах в период развития строительства и ипотеки, когда появились страховые компании, продающие
полисы долгосрочного страхования жизни заемщика через банковские отделения. Сейчас уже существует много определений понятия «банкострахование». По мнению О.Ю. Донецковой и Е.А. Помогаевой, «...банкострахование является новой организационно-функционально конструкцией на современном финансовом рынке. К интерпретации термина «банкострахование» можно подойти с двух точек зрения. С институциональной точки зрения банкострахование- это способ организации сотрудничества между банками и страховыми компаниями. С функциональной точки зрения банкострахование- это организация системы перекрестных продаж банковских и страховых продуктов через одну точку продаж, в основном через сеть банковских филиалов и отделений банка».
За рубежом этот термин понимается, как вовлечение кредитных организаций, сберегательных банков, строительных обществ в производство, маркетинг и распространение продуктов страхования.
Другими словами понятие банкострахования можно сформулировать, как процесс взаимодействия банков и страховых компаний в процессе построения перекрестных продаж страховых и банковских продуктов через отделения банков для более эффективного использования каналов продаж, увеличения масштаба предлагаемых услуг и управления банковскими рисками. Соответственно, банки, страховые компании и клиенты банка, которые в дальнейшем становятся и клиентами страховой компании, являются участниками процесса банкострахования. Простым примером является ситуация, когда банком выдается кредит юридическому лицу с условием страхования имущества под залог, так банк минимизирует свой риск потери залогового имущества, а страховая компания увеличивает количество своих страхователей. Из-за большого числа рисков, страховая компания вынуждена быть участником банковского бизнеса, так как банки не в состоянии предотвратить все существующие риски. Конечно, главная роль в этом процессе принадлежит банку, поскольку страховые услуги выступают сопутствующими для банка и клиентов. Именно по этой причине банк определяет правила отношений и аккредитует страховые компании, то есть осуществляет их отбор для дальнейшего сотрудничества. Критерии отбора страховой компании кредитная организация выбирает сама, они не определены законодательно, поэтому данный процесс контролируется федеральной антимонопольной службой.
Так, в России и за рубежом используются такие методы процесса банкострахования, как:
1. Банк и страховая компания обладают одной клиентской базой и заключают договоры о взаимном распространении банковских продуктов и продуктов страхования;
2. Банк и страховая компания совместно создают общество и договариваются о взаимном владении акциями;
3. Банк является учредителем страховой компании и владеет ей частично или полностью;
4. Страховая компания самостоятельно создает свой банк и продвигает его в целях улучшения позиций на рынке страхования.
Банкострахование основывается на ряде принципов:
1. Добровольное участие в процессе банкострахования;
2. Непрерывное контактирование, согласованные действия, доверительные отношения, взаимовлияние и взаимоподдержка;
3. Общая ответственность государства, банка и страховой компании перед клиентом;
4. Личная ответственность клиента банка и заинтересованность в выполнении договорных условий;
5. Солидарная ответственность и финансовое участие всех участников банкострахования;
6. Присутствие государственного регулирования, а так же рыночного саморегулирования процесса банкострахования;
7. Баланс социальной справедливости и экономическая эффективность.
На данный момент банкострахование одновременно помогает банку, страховой компании и клиенту на взаимовыгодных условиях, но при этом есть и недостатки.
Взаимодействие банка и страховой компании увеличивает эффективность их деятельности путем разработки новых банкостраховых продуктов, уменьшением транзакционных и информационных издержек, расширением клиентской базы.
Несмотря на все преимущества банкострахования, по данным агентства НАФИ, у населения растет недоверие к банкострахованию. Таким примером могут служить заемщики, у которых банк потребовал обязательно приобрести страховой полис дополнительно к кредиту. Сторонниками же банкострахования являются те, кто получил долгосрочные кредиты на большую сумму. В странах Европы за последние десять лет банкострахование стало одним из самых успешных направлений банковского бизнеса. Большинство банков осуществляют эту деятельность, однако есть и такие страны, например США и Германия, в которых данная деятельность запрещена законом. В развивающихся странах развитие банкострахования происходит в силу взаимодействия иностранных финансовых институтов и банков с большой филиальной сетью. В России банкострахование начало развиваться на этапе становления банковской и страховой сфер, и служило в роли дополнительного канала продаж банковских и страховых услуг с целью получения дохода, а не ради эффективности. В России банкострахование существует с 2009 года, в 2014 году банкострахование составило 21,4% в общем объеме страхового рынка.
Наш рынок банкострахования состоит из трех частей:
1. Розничное страхование клиентов банка;
2. Страхование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через банки;
3. Страхование рисков банка.
Анализ структуры за 2009-2014 год показал, что наибольшую долю (88%), занимает розничное страхование клиентов банка, особенно связанного с кредитованием -73,1%.
Основным направлением розничного страхования, на данный момент является страхование жизни и здоровья заемщика потребительских кредитов, его доля 42,5%.
Далее идет автострахование (23,7%). Однако прослеживается тенденция, что автострахование движется в сторону дилерских каналов продаж, а страхование жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов видится все более перспективным видом на рынке банкострахования.
Проанализировав структуру страхования рисков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через коммерческие банки, можно сделать вывод о том, что на страхование залогового имущества приходится наибольшая доля (табл.4), в 2014 году она составила 74 %.
Нужно подчеркнуть тот факт, что в 2014 году возник новый вид страхования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через банки - это страхование жизни и здоровья владельцев малого и среднего бизнеса, в том числе и индивидуальных предпринимателей, удельный вес которого на 2014 год составил 5%.
Рассматривая структуру страхования банковских рисков в период 2009-2014 гг., больший удельный вес приходится на страхование сотрудников банков (2014 г. - 66%).
В 2014 году снизился объем страховых взносов по всем видам страхования банковских рисков. К примеру, взносы по страхованию специфических рисков банков снизились на 13 %, по страхованию имущества банков уменьшение произошло на 11 %, по страхованию сотрудников банка - на 17 %. Можно выделить следующие причины данного наблюдения:
1) Сокращение банковских расходов на социальные пакеты сотрудникам;
2) Отказ страховых компаний страховать банкоматы ввиду большого количества мошенничеств.
На сегодняшний день банкострахованием в России занимаются не только российские, но и зарубежные страховые компании. Банковская сфера продаж является базовой для многих российских страховых компаний с иностранным капиталом.
По данным агентства «Эксперт РА», в 2014 году лидирующие позиции в страховании банковских рисков заняли ведущие отечественные страховые компании или группы компаний.
Существует определенная классификация страховщиков банковских рисков по характеру их участия в данном процессе:
1) Универсальные страховые компании - занимаются страхованием, банкострахованием, имеют в собственности сеть офисов и страховых агентов, а также сбалансированный по видам и каналам продаж страховой портфель;
2) Страховые компании, которые специализируются на работе и тесном сотрудничестве с коммерческими банками, зачастую это иностранные компании с опытом реализации своих услуг на европейском и американском рынках страхования;
3) Аффилированные страховые компании - предназначением данных компаний является обеспечение нужд материнской компании либо банка.
Среди основных конкурентных преимуществ тех страховых компаний, которые функционируют на рынке страхования банковских рисков можно отметить комиссионные вознаграждения, которые уплачиваются коммерческим банкам. В конкурентной борьбе страховщики предлагают высокие комиссии за большие объемы страхового бизнеса , допустим, комиссионное вознаграждение коммерческому банку в страховании жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов может составлять 60-70 % от страховых взносов.
На сегодняшний день, в период экономической нестабильности и неэффективной работы банков, следовательно, снижается их прибыль, именно комиссионные доходы от осуществления банкострахования становится для них дополнительным источников прибыли.
Именно поэтому сегодня коммерческие банки активно сотрудничают со страховыми компаниями не только по поводу кредитования, но и заинтересованы в страховых продуктах, которые предлагаются страховыми компаниями клиентам на добровольной основе.
По данным агентства «Эксперт РА», удельный вес страхования, который не связан с кредитованием, в общем объеме банковского страхования увеличился в 2014 году по сравнению с 2013 годом до 15,8%.
Можно говорить о наличии достаточного потенциала для дальнейшего развития банкострахования в России. В доказательство можно привести факт увеличения объемов кредитования при единовременном снижении страховых взносов у страховщиков. В качестве перспективного направления банковского страхования можно привести расширение деятельности в части страхования клиентуры банка, не связанного с кредитованием.
На наш взгляд, для того чтобы продолжать развивать
банкострахование в России, нужно создать следующие условия:
1. Повышение финансовой грамотности населения;
2. Мотивация банковского персонала для продаж страховых продуктов;
3. Прозрачность в системе аккредитации страховщиков коммерческими банками;
4. Введение налогового стимулирования для развития страхования жизни и пенсионных программ;
5. Улучшение качества сервиса и выполнения обязательств страховщиков по договорам;
6. Разработка новых, качественных и эффективных банковских страховых услуг.
Проведя исследование в сфере банкострахования, можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, дадим определение банкострахованию. Это процесс взаимодействия коммерческих банков и страховых компаний при организации системы перекрестных продаж страховых и банковских продуктов за счет сети отделений банков для повышения эффективности использования сети продаж.
Основная роль в процессе банкострахования принадлежит коммерческому банку, который определяет правила взаимоотношений и осуществляет аккредитацию страховых компаний.
Банковское страхование позволяет иметь преимущества всем его участникам. Коммерческий банк и страховая компания увеличивают объемы своей деятельности, а клиент, в свою очередь, получает более выгодные условия сделок и высокий уровень сервиса.
При всех своих преимуществах, банкострахование имеет определенные недостатки. Для стороны банка такими недостатками являются необходимость рекламы и продажи страховых продуктов, вероятность конфликта интересов банка и страховой компании, тщательный отбор партнеров - страховщиков. А для страховой компании это утрата личного отслеживания страховой услуги, ограниченность времени для пояснения клиентам специфики страховых услуг.
В случае клиента это отсутствие гибкости страховых продуктов и услуг, наличие принудительного страхования.
Современными тенденциями развития банкострахования в России являются:
- увеличение в общем объеме рынка страхования доли банкострахования;
- большая доля связанного с кредитованием розничного страхования;
- развитие видов банкострахования, а именно страхование жизни и здоровья заемщика потребительских кредитов, автострахования,
страхования залогового имущества заемщиков, добровольное медицинское страхование сотрудников банка;
- высокий уровень выплачиваемых банками страховщиками комиссионных величин;
- рост доли комиссионных доходов в структуре прибыли банковского сектора национальной экономики.
Использованные источники:
1. Ахмедов Ф.Н., Алиев У.И. Развитие рынка банкострахования Российской Федерации в современных условиях // Финансы и кредит. 2013. № 4. С. 6872.
2. Базелюк И.А. Построение финансовых супермаркетов. URL: http://http://www.lawmix.ru/bux/66202.
3. Басова О., Янин О., Самиев П. Рынок банкострахования в 2013 году: ставка на жизнь. URL: http:// raexpert.ru/researches/insurance/bancassurance_2013/part1.
4. Басова О., Янин О., Самиев П. Банкострахование: передел рынка? URL: http://raexpert.ru/docbank/7af/545/c3c/e6894ff738705c2fd8fce71.pdf.
5. Бочарев Е.Н., Мизгулин Д.А. Взаимодействие кредитных и страховых организаций. М.: Гарт. 2004. 672 с.
6. БугановаК. В банкомаркет // Банковское обозрение. 2011. № 4. С. 62-63.
7. Георгиевская Е.И. Генезис корпоративных образований в российской экономике // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. № 3. С. 17-24.
8. Гринюк Е.М. Перекрестные продажи банковских и страховых продуктов как способ увеличения комиссионного дохода // Банковский ритейл. 2011. № 1. С. 8-14.
9. Донецкова О.Ю., Помогаева Е.А. Банкострахование: учеб.пособие. М.: Директ-Медиа, 2013. 84 с.
10.Ермасов С.В. Страхование: учеб.для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 48 с.
11.Кожевникова И.Н. Взаимоотношения страховых организаций и банков. М.: Анкил, 2005. 112 с.
12.Костерина Т.М. Банковское дело: учеб.для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 191 с.
13.Ларина О.И., Якубова А.А. Развитие страхования в российской банковской практике // Банковское дело. 2012. № 9. С. 51-56.
14.Мягкова Ю.Ю. Банкострахование как инструмент развития российского рынка страховых услуг. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013. С. 124-132.
15.Пахомов В.Ю. Технологии продажи розничных банковских продуктов // Банковский ритейл. 2012. № 2. С. 70-79.
16.Ричевский Н.А. О некоторых аспектах взаимодействия страховых компаний и банков // Финансы. 2002. № 2. С. 47-50.
17. Страхование: учебник / под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой.
М.: Юрайт, 2011. С. 301-328.
Шепелин Г.И., к.э.н.
доцент
кафедра «Страховое дело» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
Маслова А.А. студент 4 курса Цаликова Е.А. студент 4 курса факультет «Кредитно-экономический»
Россия, г. Москва СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
В данной статье рассматривается проблема страхования грузовых перевозок как одного из видов страхования. Данная проблема, на наш взгляд, приобретает большую актуальность в наше время, так как компании и корпорации вкладывают огромные деньги в свой груз, а вероятность наступления несчастного случая, факта грабежа или полного уничтожения товара велика. В статье ставится задача изучения теоретического аспекта проблемы, рассмотрения реальных случаев данного вида страхования. На основе проведенного анализа нами предлагается выделить несколько тенденций развития страхования грузовых перевозок.
Ключевые слова: страхование грузовых перевозок, защита от хищений, защита от гибели, защита от повреждений груза, онлайн-страхование грузов.
In this article the problem of insurance of freight transportation as one of types of insurance is considered. This problem, in our opinion, gains big relevance presently as the companies and corporations invest huge money in the freight, and probability of approach of accident, the fact of a robbery or elimination of goods of a bike. In article the task of studying of theoretical aspect of a problem, consideration of real cases of this type of insurance is set. On the basis of the carried-out analysis we offer to allocate some tendencies of development of insurance of freight transportation.
Keywords: insurance of freight transportation, protection against plunders, protection against death, protection against damages of freight, online insurance offreights.
Страхование грузов представляет собой один из видов имущественного страхования, основной целью которого является защита интересов владельцев грузов в случае, если во время транспортировки произошли события, повлекшие за собой возникновение убытков.
Разумеется, что возникают ситуации, когда нет возможности носить ценные вещи с собой, в результате чего людям приходится прибегать к