Выпуск 4 (44) Том - 2020
Псковский регионологический журнал. 2013-2021
ISSN 2219--7931
URL - http://prj.pskgu.ru
Все права защищены
псковский
РЕГИОНОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск 4 (44) Том . 2020
Теоретические основы и структура "Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области"
Манаков Андрей Геннадьевич
Псковский государственный университет Российская Федерация, Псков
Андреев Александр Анатольевич
Псковский государственный университет Российская Федерация, Псков
Аннотация
Псковская область относится к староосвоенным регионам России, где благодаря сложным перипетиям истории сформировались уникальные культурные ландшафты, для ознакомления со спецификой которых был заявлен и поддержан Русским географическим обществом проект «Этнокультурно-ландшафтный атлас Псковской области». Целью статьи является определение основных разделов в структуре данного атласа с опорой на современные научные концепции и с учётом этнокультурной специфики региона. В качестве теоретической основы создания атласа выступает концепция культурных ландшафтов, разработанная в отечественной культурной географии. Основные разделы атласа соответствуют определённым компонентам культурных ландшафтов, или же основным факторам их формирования. Во-первых, это природная составляющая культурного ландшафта, которой посвящён отдельный раздел атласа. Также в первом разделе атласа отражено собственно культурно-ландшафтное районирование территории Псковской области. Во-вторых, это политико-исторический фактор формирования культурных ландшафтов региона. В-третьих, это этническая, конфессиональная и лингвистическая специфика региона в разные исторические периоды, которая одновременно является фактором формирования культурных ландшафтов и отражена в отдельных компонентах современных культурных ландшафтов. В-четвёртых, это объекты природного и культурного наследия, наиболее значимые из которых выступают в качестве ключевых элементов культурно-ландшафтного каркаса региона.
Ключевые слова: культурные ландшафты, культурно-ландшафтное районирование, природное и культурное наследие, историческая география
Дата публикации: 20.12.2020
Источник финансирования:
Статья подготовлена при поддержке гранта РГО в рамках проекта № 12/2020-И «Этнокультурно-ландшафтный атлас Псковской области».
Ссылка для цитирования:
Андреев А. А. , Манаков А. Г. Теоретические основы и структура "Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области" // Псковский регионологический журнал. - 2020. -Выпуск 4 (44) С. 93-106 [Электронный ресурс].
URL: https://prj.pskgu.ra/s221979310010615-9-1/ (дата обращения: 10.11.2021). DOI: 10.37490^221979310010615-9
1 Введение. Псковская область относится к регионам старого освоения в России, где в течение столетий сформировались уникальные культурные ландшафты, насыщенные многочисленными объектами историко-культурного наследия. Проект «Этнокультурно-ландшафтный атлас Псковской области», поддержанный Русским географическим обществом, нацелен на популяризацию знаний по этнокультурному разнообразию Псковской области. Научная часть проекта предполагает следующие этапы работы: 1) критический анализ существующих в отечественной и зарубежной науке подходов к понимаю и структурированию культурных ландшафтов; 2) выбор и обоснование наиболее приемлемой для создания атласа научной концепции культурного ландшафта; 3) собственно разработку концепции «Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области». Далее, на основании принятой концепции, задающей определённую структуру культурного ландшафта, предполагается определение основных тематических разделов атласа.
2 Целью исследования является обоснование структуры «Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области» с опорой на современные достижения в зарубежной и отечественной науке и с учётом этнокультурной специфики региона.
3 В число задач исследования входит обоснование выбора научных концепций, принятых в качестве теоретической основы создания атласа; обзор направлений исторической и культурной географии, результаты исследований которых выступают в качестве информационной основы атласа; краткая характеристика основных разделов атласа; сравнение структуры и содержания атласа с другими атласами со схожей тематикой.
4 Теоретические основы создания «Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области». В качестве методологической основы разработки атласа выступают научные теории и концепции, созданные в культурной географии, этнической и конфессиональной географии, комплексе направлений исторической географии и в смежных научных дисциплинах: истории, ландшафтоведении, культурологии, этнологии, этнографии, топонимике, этнолингвистике и др. Но особую значимость в этом плане представляет концепция культурного ландшафта, которая в настоящее время имеет много последователей как в зарубежной, так и в отечественной науке. Что касается российской науки, то данная концепция наиболее активно применяется в рамках культурной географии, которая стала проявлять себя как самостоятельное научное направление отечественной географии с конца XX в. [28].
5 Само понятие «культурный ландшафт» имеет уже более чем вековую историю. Первоначально оно разрабатывалось в немецкой географии (в первую очередь, в немецкой антропогеографии), но схожие культурно-ландшафтные исследования с начала ХХ в. проводились также во Франции (в рамках школы «географии человека»), а с 1920-х гг. — в США (Берклийская школа). Именно последняя задала традиции культурно-ландшафтных исследований в мировой науке [22]. К числу наиболее известных зарубежных географов, ставших основоположниками изучения культурных ландшафтов, относятся такие учёные, как О. Шлютер (1872-1959) в Германии [33], П. Видаль де ля Блаш (1845-1918) во Франции
[35] и К. Зауэр (1889-1975) в США [32].
6 В отечественной географии понятие «культурный ландшафт» также появилось более века назад, и ввёл его в научный оборот Л. С. Берг. Так, он писал, что, если в создании природных ландшафтов человек не принимал никакого участия, то в культурных ландшафтах «человек и его произведения играют важную роль» [4]. В современной российской географии В. Н. Калуцков [15] обозначает три основные линии в понимании культурного ландшафта: рационально-управленческую, историко-культурную и экологическую. При этом линия историко-культурного (гуманитарного) понимания нацеливает на историчность, а значит, и на уникальность каждого культурного ландшафта.
7 Ближе к концу прошлого столетия в изучении культурного ландшафта в отечественной науке наступил перелом, который был связан с включением в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной, идеальной) культуры ([6; 7; 15] и др.). Новый взгляд на культурный ландшафт первоначально обозначил Ю. А. Веденин [6-9]. Его научную концепцию приняли исследователи Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. Таким образом, в морфологической структуре культурного ландшафта, наряду с его пейзажной («визуальной» материальной, физической) частью, российские учёные стали выделять нематериальную («невидимую» духовную) его составляющую.
8 Опираясь на данную концепцию, Р. Ф. Туровский [25] предложил выделить нескольких частных («отраслевых») культурных пространств, которые в совокупности составляют единый комплекс культурного ландшафта. В частности, в структуре культурного пространства Р. Ф Туровский обозначил такие «частные пространства» как этническое, конфессиональное, политико-историческое, лингвистическое, народного и профессионального искусства, бытовой и хозяйственной культуры, научное, философское и др. Эти же пространства можно рассматривать и как основные компоненты культурного ландшафта. С другой стороны, эти «частные культурные пространства» выступают в качестве слоёв геокультурного пространства в соответствии с одноимённой концепцией, разработанной в отечественной культурной географии в начале XXI в.
9 Таким образом, в соответствии с основными компонентами культурного ландшафта и слоями геокультурного пространства «Этнокультурно-ландшафтный атлас Псковской области» нами предложено разделить на нескольких крупных разделов. Разработка картографического материала в каждом разделе связана с исследованиями в рамках определённого направления географии.
10 Научные направления, результаты исследований которых выступают в качестве информационной основы атласа. В первую очередь, необходимо отметить ключевые моменты в концепции атласа. А именно, важно указать, что концепция атласа строится на гуманитарном (историко-культурном) понимании культурного ландшафта, где акцентируется внимание на уникальность каждого культурного ландшафта. В связи с этим важнейшей характеристикой атласа является его историчность, или точнее, историко-географичность. По этой причине при подготовке атласа наиболее востребованными являются исследования, проводимые в рамках целого ряда направлений исторической географии.
11 Традиционным направлением исторической географии, ответственным за разработку раздела атласа, посвящённого природной составляющей культурного ландшафта, является историческая география ландшафтов [5]. Особую ценность здесь представляют исследования по ландшафтному районированию территории, на которое обычно опирается интегральное историко-географическое районирование [19; 34]. Оно же привлекается в качестве основы при осуществлении культурно-ландшафтного районирования [1; 2; 26].
12 Одним из традиционных направлений исследований историко-географов является изучение местной топонимии, характеризующей, в частности, лингвистическую составляющую культурного ландшафта [20]. Топонимика — наука, находящаяся на стыке географии, истории и ономастики. В создании топонимии участвуют как природные
особенности территории, так и этнические, хозяйственные, политические и др. факторы её освоения человеком на протяжении длительного временного интервала [18; 21].
13 Формирование специфики культурных ландшафтов в значительной степени определяет этническая история территории, изучением которой занимается историческая этническая география [13; 16; 23]. Являясь приграничным регионом России, Псковщина всегда испытывала культурное влияние соседей, что отражалось и на религиозном составе её населения. Последнее является объектом изучения исторической конфессиональной географии [17; 30]. По-другому можно сказать и так, что историческая этническая и конфессиональная география ответственны за изучение двух важнейших слоёв геокультурного пространства — этнического и конфессионального.
14 Значительное место при изучении культурных ландшафтов отводится анализу размещения и сохранности объектов природного и культурно-исторического наследия [11]. География культурного и природного наследия, преимущественно опирающаяся на концепцию культурных ландшафтов, ныне рассматривается как одно из наиболее развитых направлений культурной географии [8; 9]. Фактически все названные выше узкие направления исторической географии могут в полной мере быть отнесены к исторической культурной географии.
15 И, наконец, на формирование культурного ландшафта оказывает прямое влияние политико-административная история территории, которая рассматривается в рамках исследования политико-исторического слоя геокультурного пространства. В этом изучении участвует историческая политическая география, которая, в частности, осуществляет анализ динамики политических границ и административного деления в прошлые исторические периоды [29; 31].
16 Динамика границ является одним из важнейших факторов, учитываемых при осуществлении историко-географической периодизации развития региона [12]. Собственно историко-политическая периодизация позволяет чётко увидеть как временные интервалы с частыми подвижками границ, в т. ч. вследствие проведения административно-политических реформ, так и достаточно длительные промежутки со стабильными границами.
17 Структура «Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области». Всего в атласе можно выделить шесть крупных разделов, каждый из которых имеет привязку к определённым направлениям исторической и культурной географии, или же соответствует тем или иным слоям геокультурного пространства и компонентам культурного ландшафта.
18 В первом разделе атласа акцентируется внимание на природной составляющей культурных ландшафтов. Особо внимание обращено на культурно-ландшафтное районирование территории региона, в значительной степени опирающееся на его физико-географическое районирование. Культурно-ландшафтное районирование Псковской области осуществлено по методике, предложенной Чалой И. П. и Ведениным Ю. А. и апробированной ранее на территории Тверской области [26]. Данный вариант районирования применительно к территории Псковской области был подготовлен специально для Кадастра «Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области», изданного в 1997 г. [14] (рис. 1). Кроме того, в первом разделе атласа представлены карты особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Псковской области.
Рис. 1. Культурно-ландшафтное районирование Псковской области (составитель — И. А. Иванов, источник [14])
20 Второй раздел атласа посвящён политико-историческим факторам формирования культурных ландшафтов, или же политико-историческому слою геокультурного пространства. Даже в современных культурных ландшафтах в разных уголках Псковской области можно увидеть наследие, оставленное политическими образованиями, существовавшими здесь в прошлом. Особенно это касается западных и южных окраин региона, долгое время являвшихся частями соседних государств (рис. 2). В этой связи полезную информацию дают карты с государственными рубежами в разные исторические эпохи, а также и административными границами внутри региона, которые также зачастую выступали в качестве значимых культурных барьеров, причём и в совсем недавнем прошлом. Наибольшее количество политико-исторических карт посвящено периодам, когда происходили частые изменения границ. Особенно это касается периодов административно-политических реформ XVIII в. и начала XX в.
Рис. 2. Псковская земля и прилегающие территории в ХУ1-ХУП вв. (автор — В. С. Дементьев, составитель — А. А. Андреев)
22 Третий раздел атласа позволяет увидеть, как менялись со временем этнические, лингвистические и конфессиональные компоненты культурных ландшафтов региона. Этому помогает рассмотрение в исторической динамике этнического, лингвистического и конфессионального слоёв геокультурного пространства региона. Приграничность Псковского региона, а также вхождение части его территорий в прошлом в состав разных государственных образований напрямую отражались на специфике этнической и конфессиональной структуры населения региона в разные исторические периоды. Также нужно отметить и такой факт, важный с точки зрения этнографии и лингвистической географии. Псковская область является единственным регионом России, по которой проходят две наиболее значимые культурные границы, деля её на три сравнительно крупных культурных (одновременно этнографических и лингвистических) региона. Это регионы, где чётко представлены характерные черты севернорусской, среднерусской и южнорусской культуры (рис. 3).
Рис. 3. Говоры русского языка в Псковской области и на прилегающих территориях России (составитель — А. А. Андреев, источник — диалектологическая карта русского языка К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой, 1964 г.)
24 В четвёртом разделе атласа представлены общеобластные карты, где отображены объекты природного и культурного наследия региона. Они же являются важными элементами современного культурно-ландшафтного каркаса Псковской области. Для отображения на картах были отобраны наиболее известные памятники природы и культуры Псковской области. В качестве первичной информации для данного отбора использовался перечень памятников, представленный в Кадастре «Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области» [14]. Объекты природного наследия были разделены на категории, представленные на разных картах. Памятники культурного наследия классифицированы как по типам (рис. 4), так и по историческим периодам.
Рис. 4. Монастыри на территории Псковской области (автор — В. С. Дементьев, составитель — А. А. Андреев)
26 В пятом разделе атласа представлены карты административных районов Псковской области, где объекты природного и культурного наследия показаны на фоне культурно-ландшафтных районов, которые можно увидеть на уровне всего региона в первом разделе атласа. Псковская область делится на 24 административных (муниципальных) района и 2 городских округа (Псков и Великие Луки). Каждому району посвящена одна или две карты, в зависимости от насыщенности их территории объектами наследия (рис. 5). В случае большого количества памятников они разделены на категории, представленные на разных картах. Часто в качестве категорий памятников, представленных на отдельных картах, выступают мемориалы воинской славы, в первую очередь, периода Великой Отечественной войны.
Рис. 5. Историко-культурное и природное наследие Плюсского района Псковской области (составитель — И. А. Иванов, источник [14])
28 Карты в шестом разделе атласа посвящены формированию и современной специфике культурных ландшафтов Сетомаа. Сетомаа — это историческая территория проживания малочисленного финно-угорского народа сету (самоназвание — «сето»), охватывающая одноимённую волость эстонского уезда Вырумаа и Печорский район Псковской области. В прошлом вся эта территория была частью Псковской губернии, и, собственно, здесь и произошло формирование сету в качестве особой этнической единицы. Принятие православной религии, но с сохранением элементов язычества, придала культуре сету целый ряд уникальных черт. В 2010 г. сету (сето) были включены в список малочисленных народов России. Сетомаа характеризуется значительным разнообразием объектов наследия, которые придают особый колорит культурным ландшафтам Печорского района [24], который, вместе с тем, является лидером в Псковской области по насыщенности памятниками природного и историко-культурного наследия.
29 Структура атласа на фоне других аналогичных изданий. Хотя карты, посвящённые культурному наследию и этноконфессиональной структуре населения, в региональных географических атласах встречаются достаточно часто, всё-таки являются редкостью атласы по данной тематике, подготовленные на уровне одного региона. В числе таковых можно назвать три наиболее известных издания. Это «Этногеографический атлас Оренбургской области» [10], «Этнический атлас Ставропольского края » [3] и «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области» [27] . Все три атласа сфокусированы на этноконфессиональной тематике и рассматривают расселение различных этнических и конфессиональных групп населения на территории соответствующих регионов, обычно с добавлением этнодемографической статистики. Но сразу нужно отметить, что в «Этнокультурно-ландшафтном атласе Псковской области» данная тематика карт не является доминирующей, и представлена только в одном из разделов атласа, что и является принципиальным отличием его от трёх обозначенных атласов.
30 Вместе с тем, по общей идее «Этнокультурно-ландшафтному атласу Псковской области» ближе всего «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области», изданный в 2017 г. [27]. На первый взгляд, достаточно схожей является и
структура этих двух атласов. Так, первый раздел атласа, изданного в С.-Петербурге, носит название «История освоения территории» и включает такие подразделы: природные и культурные ландшафты, физико-географическое районирование, культурно-ландшафтное районирование... Второй раздел атласа называется «Политико-административное устройство Ленинградской области», третий раздел — «Этническая история Ленинградской области», четвёртый — «Конфессиональная история Ленинградской области». Тем не менее, в «Этнокультурно-ландшафтном атласе Псковской области» имеются ещё и крупные разделы, посвящённые природному и культурному наследию региона, что является отражением концепции культурных ландшафтов, на которую опирается разработка атласа.
31 Второе важное отличие атласов заключается в следующем. «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области» можно вполне отнести к такому издательскому жанру, как «иллюстрированная энциклопедия». При общем объёме атласа в 656 страниц в нём представлено порядка 180 карт. При этом исторические карты составляют примерно две трети от их общего количества, а число оригинальных карт, подготовленных современными исследователями, едва превышает 60. Это примерно вдвое меньше, чем в «Этнокультурно-ландшафтном атласе Псковской области».
32 Наиболее насыщены историческими картами в «Этноконфессиональном иллюстрированном атласе Ленинградской области» второй и третий разделы, современные карты представлены преимущественно в первом и четвёртом разделах. Можно отметить те карты, которые наиболее близки по своей тематике в обоих атласах. Это, например, серия карт в первом разделе, составленных А. Г. Исаченко и Г. А. Исаченко, среди которых нужно выделить карты физико-географического (ландшафтного) районирования [27, с. 17] и культурно-ландшафтного районирования [27, с. 23]. С этой же точки зрения в четвёртом разделе интерес представляет серия карт, подготовленных Л. В. Корольковой [27, с. 471-473, 491-493, 497-498] и посвящённых православным храмам, построенным в XVI-XVШ вв., а также расселению старообрядцев, их молельным домам и кладбищам во второй половине XIX в. и ХХ в. Имеется также и серия карт, посвящённых другим конфессиям (католикам, лютеранам и др.).
33 Таким образом, «Этнокультурно-ландшафтный атлас Псковской области» имеет существенные различия от других атласов по схожей тематике. Но особо нужно отметить следующее. В отличие от других атласов, и особенно от «Этноконфессионального иллюстрированного атласа Ленинградской области», где карты (особенно исторические, опубликованные впервые) представляют в первую очередь академический интерес, в «Этнокультурно-ландшафтном атласе Псковской области» представлены исключительно оригинальные авторские карты, к тому же адаптированные для восприятия молодёжи. Связано это с главной задачей проекта, а именно популяризацией знаний по этнокультурной географии региона в первую очередь среди молодых жителей Псковской области.
34 Выводы. В качестве теоретической основы создания «Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области» выступают концепции культурных ландшафтов и геокультурного пространства, разработанные в отечественной культурной географии. Особенностью концепции культурного ландшафта является выделение в его морфологической структуре, наряду с пейзажной («визуальной» материальной, физической) частью, ещё и нематериальной («невидимой» духовной) его составляющей.
35 Основные разделы атласа соответствуют определённым компонентам культурных ландшафтов или же слоям геокультурного пространства, которые вместе с тем являются факторами формирования культурных ландшафтов. Первый раздел атласа посвящён природной составляющей культурного ландшафта и собственно культурно-ландшафтному районированию территории. Политико-исторический фактор формирования культурных ландшафтов Псковского региона рассмотрен во втором разделе атласа. Третий раздел атласа позволяет проследить этническую, конфессиональную и лингвистическую специфику региона в разные исторические периоды. В четвёртом разделе атласа представлены общеобластные карты с объектами природного и культурного наследия, наиболее значимые из которых являются элементами культурно-ландшафтного каркаса региона.
36 Сравнение «Этнокультурно-ландшафтного атласа Псковской области» по
содержанию с другими схожими по тематике атласами позволило выявить его специфические особенности, связанные как с заложенной в его основу научной концепцией, так и с основной категорией его потенциальных пользователей — молодых жителей региона.
Библиография:
1. Андреев А. А. Опыт районирования культурно-ландшафтных систем Европейской части России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 1. С. 44-50.
2. Андреев А. А. Подходы к изучению и районированию культурных ландшафтов // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2012. № 1. С. 71-77.
3. Белозеров В. С., Панин А. Н., Чихичин В. В. Этнический атлас Ставропольского края. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, Ком. по делам национальностей и казачества Правительства Ставропольского края, Южный науч. центр РАН, 2008. 207 с.
4. Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия Русского географического общества, 1915. Т. 51. Вып. 9. С. 463-465.
5. Вампилова Л. Б. Методология региональных природоведческих историко-географических исследований // Вопросы географии. 2013. № 136. С. 67-85.
6. Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Сер. геогр., 1988. № 1. С. 49-56.
7. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. 1997. 224 с.
8. Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Сер. геогр., 1990, № 1. С. 5-17.
9. Веденин Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М.: РНИИ культурного и природного наследия МК РФ и РАН, 1995. С. 5-20.
10. Герасименко Т. И., Святоха Н. Ю., Филимонова И. Ю. Этногеографический атлас Оренбургской области. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. 80 с.
11. Дементьев В. С. Памятники культовой архитектуры в историко-культурном наследии Нижневеликорецкого региона // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2015. № 6. С. 32-49.
12. Дементьев В. С. Разработка историко-географической периодизации для Псковского региона // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2018. № 13. С. 43-51.
13. Дементьев В. С. Этнический и конфессиональный состав населения Псковской губернии в XIX — начале XX вв. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2016. № 45. С. 34-44.
14. Кадастр «Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области». Псков: Псковский государственный пединститут им. С. М. Кирова, 1997. 732 с.
15. Калуцков В. Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.: Изд-во МГУ, 2000. 94 с.
16. Красильникова И. Н., Теренина Н. К. Историко-географические особенности взаимодействия коренных финно-угорских этносов Севера и Северо-Запада России с традиционными природными ландшафтами их расселения // Экология, здоровье и образование в XXI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий. Материалы III Кавказского экологического форума. 2017. С. 16-20.
17. Манаков А. Г., Дементьев В. С. Динамика конфессионального состава населения Псковского региона во второй половине XIX в. // Религиоведение. 2018. № 1. С. 92-102.
18. Манаков А. Г. Неславянская гидронимия Псковской области // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2008. № 4. С. 90-95.
19. Манаков А. Г. Предпосылки историко-географического районирования Псковской области // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2014. № 4. С. 62-73.
20. Соколова А. А. Ещё раз про ландшафт, культурную географию, этнокультурное и лингволандшафтоведение // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. 2011. № 1. С. 114-123.
21. Соколова А. А. Лексико-информацнонное пространство: географическая сущность и этнокультурная специфика // Известия Русского географического общества. 2007. Т. 139. № 6. С. 15-23.
22. Стрелецкий В. Н. Концепт культурного ландшафта в мировой культурной географии: научные истоки и современные интерпретации // Человек: образ и сущность. 2019. № 1 (36). С. 48-78.
23. Теренина Н. К. Основные подходы к организации исследований культурных ландшафтов малых финно-угорских этносов Северо-Запада России // Историческая география Восточной Европы: природное и культурное наследие Материалы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2016. С. 46-51.
24. Теренина Н. К. Отображение элементов ландшафтов юго-восточной Эстонии и Печорского района Псковской области в фольклорном наследии сету // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2014. № 5. С. 108-116.
25. Туровский Р. Ф. Культурные ландшафты России. М.: Институт Наследия. 1998. 210 с.
26. Чалая И. П., Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. 1997. 286 с.
27. Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / О. М. Фишман, М. Л. Засецкая, Г. А. Исаченко, Л. В. Королькова, О. А. Красникова, А. И. Терюков и др. СПб.: Издательский дом «Инкери», 2017. 656 с.
28. Druzhinin A. G., Streletskiy V. N. "Cultural branch" of human geography in contemporary Russia: genesis, main peculiarities, and priorities of development // Regional Research of Russia. 2015. Т. 5. No. 1. P. 73-82. DOI: 10.1134/S2079970515010049.
29. Evdokimov S. I. Experience in evaluating the historical maturity of a region's borders (a case study of Pskov oblast) // Regional Research of Russia. 2011. Т. 1. No. 3. P. 285-291.
30. Manakov A. G., Dementiev V. S. Territorial structure of the denominational space of the SouthEast Baltic // Baltic Region. 2019. No. 1 (11). P. 92-108. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-1-7.
31. Manakov A. G., Mikhaylova A. A. Changes in the territorial and administrative division of Northwest Russia over the Soviet period // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. T. 5. Spec. issue. P. 37-40.
32. Sauer K. Morphology of Landscape // Publications in Geography. University of California, 1925. Vol. 2. No. 2. P. 19-53.
33. Schlüter O. Die Erdkunde in ihrem Verhältnis zu den Natur- und Geisteswissenschaften // Geographische Anzeiger. 1920. Bd. 21. S. 145-152, 213-218.
34. Vampilova L. B., Manakov A. G. Experience in historical-geographical zoning of Russia // Regional Research of Russia. 2013. T. 3. No. 4. P. 458-464. DOI: 10.1134/S2079970514010092.
35. Vidal de la Blache P. Principes de géographie humaine. Paris: Armand Colin, 1922. 327 p.
Theoretical basis and structure of the "Ethnocultural and landscape atlas of Pskov region"
Andrei Manakov
Pskov State University Russian Federation, Pskov Alexandr Andreev
Pskov State University Russian Federation, Pskov
Abstract
The Pskov region is one of the old-developed regions of Russia, where due to the complex history unique cultural landscapes have been formed. The project "Ethnocultural and landscape Atlas of the Pskov region" was announced and supported by the Russian geographical society. The purpose of the article is to define the main sections in the structure of this Atlas based on modern scientific concepts and taking into account the ethnocultural specifics of the region. The concept of cultural landscapes developed in the Russian cultural geography serves as the theoretical basis for creating the Atlas. The main sections of the Atlas correspond to certain components of cultural landscapes or the main factors of their formation. First, it is a natural component of the cultural landscape, which is dedicated to a separate section of the Atlas. The first section of the Atlas also reflects the actual cultural and landscape zoning of the Pskov region. Secondly, it is a political and historical factor in the formation of cultural landscapes in the region. Third, it is the ethnic, confessional and linguistic specificity of the region in different historical periods, which is simultaneously a factor in the formation of cultural landscapes and is reflected in individual components of modern cultural landscapes. Fourth, these are objects of natural and cultural heritage, the most significant of which act as key elements of the cultural and landscape framework of the region.
Keywords: cultural landscapes, cultural and landscape zoning, natural and cultural heritage, historical geography
Date of publication: 20.12.2020
Citation link:
Andreev A., Manakov A. Theoretical basis and structure of the "Ethnocultural and landscape atlas of Pskov region" // Pskov region studies journal. - 2020. - Issue 4 (44) C. 93-106 [Electronic resource]. URL: https://prj.pskgu.ru/s221979310010615-9-1/ (circulation date: 10.11.2021). DOI: 10.37490/S221979310010615-9
Код пользователя: 0; Дата выгрузки: 10.11.2021; URL - http://prj.pskgu.ru/s221979310010615-9-1/ Все права защищены.