Научная статья на тему 'Теоретические основы гражданско-правового режима археологических находок'

Теоретические основы гражданско-правового режима археологических находок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
533
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ / ЗАКОН / RIGHT / ARCHEOLOGICAL FINDS / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубенко Юлия Сергеевна

Проведено специальное теоретическое исследование гражданско-правового режима археологических находок, на основании которого были разработана система понятий, отражающих сущность отношений, возникающих по поводу данных объектов гражданского права, обоснована необходимость признания понятия «археологическая находка» в качестве самостоятельного правового явления в ряду смежных понятий, обсуждаемых в современной отечественной доктрине и закрепленных в нормативных правовых актах, определены различные основания приобретения права на археологические находки, разработана и представлена классификация титульных владельцев археологических находок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубенко Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of the civil mode of archeological finds

The purpose of the real work is development of theoretical bases of the civil mode of archeological finds as independent kind of things and also formulation of conclusions and suggestions for improvement of the legislation in the specified sphere. Arguments in favor of addition of the Civil Code of the Russian Federation with separate article "Inheritance of Archeological Finds (Collection of Archeological Finds)" are adduced. The author qualifies a duty of the person which is going to leave abroad, to sell to public authority the archeological finds stated to export as compulsory repayment and to change Article 235 of the Civil Code of the Russian Federation. The research of features of legal status of title owners of archeological finds is conducted. At the same time the known theoretical design of special legal status, such elements as the special legal capacity and the specific rights and duties of their carriers allowing to concretize is used. Special legal status of an archeological find limits the general legal status; privilege of purchase by the state of an archeological find, a duty to get permission to implementation of search of archeological finds, a duty of registration of the found things can belong to such restrictions. Special legal status of title owners of archeological finds gives the grounds to speak about specificity of its contents and a form which are expressed, in particular, in special legal registration (signing of the contract of sale of archeological finds, obtaining permission to production of archeological excavations, registration of the found archeological finds with further obtaining documents of title on them). The moment of emergence of legal status depends on a type of the title owner archaeological finds. As a result of generalization of the uniform legal phenomena and to formulation of definition of the concept "title owners of archeological finds". The traditional design of title possession in relation to such kind of subjects of civil law as owners of archeological finds is used. Results of the conducted research allowed to meet lacks in the theory of objects of civil legal relationship and to put a basis for the theory of things such. The offered theory gives the grounds for development significantly of new provisions of the legislation on cultural values. The conclusions and offers formulated in work can be used in further scientific research of a perspective of legal regulation of the relations connected with cultural values and archeo-logical finds.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы гражданско-правового режима археологических находок»

УДК 347.3

Б01: 10.17223/22253513/31/15

Ю.С. Зубенко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК

Проведено специальное теоретическое исследование гражданско-правового режима археологических находок, на основании которого бъти разработана система понятий, отражающих сущность отношений, возникающих по поводу данных объектов гражданского права, обоснована необходимость признания понятия «археологическая находка» в качестве самостоятельного правового явления в ряду смежных понятий, обсуждаемых в современной отечественной доктрине и закрепленных в нормативных правовых актах, определены различные основания приобретения права на археологические находки, разработана и представлена классификация титульных владельцев археологических находок. Ключевые слова: право, археологические находки, закон.

Актуальность темы исследования проявляется в различных аспектах. Социально-экономический аспект отражается в Концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» [1], где формулируется ее инвестиционная привлекательность. Культура находит свое выражение в многообразных ценностях, одним из видов которых являются археологические находки, вызывающие особый общественный интерес, обусловленный культурно-исторической ценностью, способностью удовлетворять духовные и эстетические потребности общества, имущественной ценностью, благодаря которой они становятся желаемыми для различных категорий обладателей, выступая выгодным объектом инвестирования.

По некоторым оценкам, оборот «черного» антикварного рынка в России составляет от 300 млн до 1,5 млрд долларов США [2]. Значительная часть археологических находок обезличивается и реализуется в антикварных магазинах, галереях и салонах, которые покупают и продают старинные вещи. Сфера имущественного оборота в целом четко и достаточно полно регулируется нормами гражданского права с присущей им диспозитивно-стью, однако правовой режим археологических находок, по сути, не урегулирован, что препятствует развитию отношений по сохранению археологического наследия.

Проблема сохранения объектов культурного наследия была обозначена Президентом РФ В.В. Путиным еще в 2003 г. [3], поэтому создание механизма по сохранению археологических находок приобрело актуальность.

В связи с отсутствием четкого правового режима археологических находок создаются условия для их уничтожения в результате экономической деятельности человека, в процессе хозяйственного освоения территорий. В общий комплекс проблем входят организация и проведение археологи-

ческой экспертизы земельных участков, передаваемых в частную собственность, и археологической экспертизы на всех стадиях проектирования и ведения строительных работ. Эти проблемы приобретают особую значимость в связи с особо выгодным контрактом с Китаем на поставку газа [4] и проведением трубопровода по территории Республики Алтай. Общеизвестно, что на территории этого субъекта РФ находится огромное количество археологических памятников.

В последнее время в науке гражданского права отмечается определенный интерес к исследованию правового режима таких объектов гражданских правоотношений, как культурные ценности, антиквариат и т.п. При этом археологические находки в предмет изучения, по существу, не включаются. Доктринальный аспект актуальности темы настоящего исследования заключается, в частности, в необходимости выработки четких критериев, выделяющих археологические находки из числа смежных понятий (клад, памятники истории и культуры, объекты археологического наследия, археологические предметы и др.), а также в потребности выявления существенных признаков, обусловливающих их участие в гражданском обороте, для того чтобы их вычленить из массы археологических предметов. В этой связи исследование особенностей гражданско-правового режима археологических находок представляет научный и практический интерес.

В последние годы были осуществлены заметные изменения в законодательстве, что подтверждает актуальность исследуемой темы в нормативно-правовом аспекте. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 245 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» [5] в правовое поле введено понятие «археологические предметы», на которые провозглашена презумпция государственной собственности (ст. 6). Однако существуют вещи особого рода, обладающие культурно-исторической ценностью, обнаруженные в земле, но выходящие за пределы общего понимания клада, находки, археологических предметов и т.п., при этом участвующие в гражданском обороте. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» [6] внесено такое существенное изменение, как исключение категории «объекты, изъятые из гражданского оборота», а также закреплен принцип добросовестности, который становится основополагающим при осуществлении прав и обязанностей при владении археологическими предметами для всех возможных правомерных обладателей. Очевиден пробел в связи с отсутствием в российском законодательстве легального определения понятия «археологическая находка» и, как следствие, правовой информации о режиме этой разновидности вещей; их особенности требуют иного, а именно гражданско-правового, регулирования, в отличие от археологических предметов.

Судебная практика рассмотрения споров, связанных с археологическими находками, носит фрагментарный, неоднородный характер, что свидетель-

ствует об актуальности темы исследования с точки зрения правоприменения. В частности, немногочисленная судебная практика представлена главным образом делами о передаче в частную собственность земельных участков, на которых были обнаружены объекты археологического наследия, об обжаловании решений об отказе в выдаче открытого листа, об оспаривании оценки стоимости клада, содержащего вещи, относящиеся к культурным ценностям.

Таким образом, проблемы правового регулирования оборота археологических находок, детализация их правового режима, несомненно, входят в сферу науки гражданского права. Проблемы и противоречия в законодательстве обусловливают незащищенность прав и интересов обладателей археологических находок, прежде всего государства. Теория и практика нуждаются в более четком понятийном аппарате, позволяющем определить место археологических находок в системе объектов гражданских прав, выявить все основания приобретения прав на них, закрепить специальный правовой статус всех возможных правомерных обладателей.

Цель настоящей работы - разработка теоретических основ гражданско-правового режима археологических находок как самостоятельной разновидности вещей, а также формулирование выводов и предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере.

Логические методы исследования позволили провести анализ международных и российских правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с вещами такого рода, а также правовой доктрины и литературы по археологии, который показал, что общепринятое понимание археологических находок отсутствует. Законодательство в сфере археологического наследия основывается на нормах, посвященных их охране, и только отдельные статьи Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) [7] имеют направленность на регулирование гражданско-правовых отношений в исследуемой сфере. Обзор правовой литературы показал, что археологические находки уже рассматривались как вещи (вид культурных ценностей) в работах О.Г. Васнева [8] и М.М. Богуславского [9]. Сделан вывод, что на археологические находки (даже обнаруженные случайно) не распространяется режим потерянных вещей. Сформулировано определение понятия «археологические находки», которое выражает синтез их сущностных критериев, выделяет их из числа похожих вещей и позволяет исследовать их правовой режим. Археологическая находка является видом движимых культурных ценностей, обнаруженных в земле. Археологическая находка может быть обнаружена в составе клада. Выражено мнение, что для более четкой идентификации вещей, относящихся к археологическим находкам, корректнее было бы ввести в ГК РФ категорию «археологический клад». Способность участвовать в гражданском обороте возникает у таких вещей благодаря их культурно-исторической ценности, наделяющий эти вещи материальным признаком.

Проблема отсутствия четкой терминологии, позволяющей отграничить понятие «археологические находки» от смежных понятий, применяемых в

современном гражданском законодательстве и научной доктрине, но зачастую смешиваемых, затрудняет регулирование отношений, возникающих по поводу таких вещей.

В результате исследования используемых законодательством дефиниций предложены определения аналогичных понятий, предназначенных прежде всего для правового обихода: легальные формулировки иногда сложны для понимания и применения в юридической практике по разным причинам (в силу неясности, размытости, громоздкости):

1. Культурное наследие - это все то, что выделяется из массы культурных ценностей в особую категорию, для передачи последующему поколению. Делается вывод, что культурное наследие - это особо ценные объекты, отражающие историю в культуре. Понятие «культурное наследие» имеет более широкое содержание, чем понятие «археологические находки».

2. Понятия «объекты культурного наследия» и «памятники истории и культуры» используются в законодательстве как синонимы. К этой категории недвижимого имущества относятся исключительно материальные объекты, зарегистрированные в установленном порядке (в качестве объектов культурного наследия).

3. Памятники - это вещи, неразрывно связанные с участками земли, обладающие в зависимости от их вида особым значением: религиозным, историческим, научным или культурным.

4. Объекты археологического наследия - следы существования человека, местом хранения которых являются земельные участки или дно морей, рек, водоемов и т.п.), информацию о которых можно получить в процессе археологических полевых работ, включая археологические предметы, культурные слои.

5. Археологические предметы - это движимые вещи, источником получения информации о которых являются археологические полевые работы. Данные понятия находятся в логическом состоянии взаимного подчинения.

Обоснованы существенные различия между археологическими находками и археологическими предметами. Археологические находки относятся к вещам, которые ценны благодаря их культурно-исторической значимости и тому, что каждая такая вещь уникальна (единственна в своем роде, неповторима); по этой причине они становятся желаемыми для разных категорий владельцев. Признак уникальности позволяет отделить археологические находки как культурные ценности от археологических предметов, поскольку последние могут быть предметом отдельного исследования (для археологии важно общее в предметах, а не индивидуальные свойства). С позиции же гражданского права значение имеют индивидуальные особенности археологических находок (уникальность). Способность археологических находок как вещей удовлетворять и духовные, и материальные потребности их владельцев также отделяет их от археологических предметов, к которым относятся такие предметы, как уголь, фекалии, гнилые деревья и т.п.

6. Клад и археологические находки отличаются следующим:

- клад иногда содержит в своем составе культурные ценности, и не всегда местом обнаружения его является земельный участок, а археологическая находка в любом случае является культурной ценностью;

- признаком клада является его намеренное сокрытие, в то время как археологические находки обычно не были намеренно сокрыты;

- если клад всегда обладает высокой экономической стоимостью, то археологическая находка не всегда обладает ею, однако в силу культурно-исторического значения приобретает экономическую ценность, или стоимость.

Выявлено новое понятие для цивистической доктрины - археологический клад, представляющий собой вид клада, который содержит археологические находки. Археологический клад - это вещи, обнаруженные (случайно или целенаправленно) в земле в составе клада и относящиеся к культурным ценностям.

Анализ различных доктринальных определений гражданско-правового режима показал их зависимость от специфики рассматриваемого объекта гражданских прав. Специфичность правового регулирования отношений, возникающих по поводу археологических находок, обусловлена сочетанием частных и публичных интересов, которое проявляется в неразрывной связи диспозитивных и императивных норм. Появление особой группы вещей, названной автором археологическими находками, обусловлено рядом юридических фактов, которые создают правовые основания для обладания ими различными категориями владельцев. В зависимости от основания приобретения права собственности на вещи, обнаруженные в земле и обладающие культурно-исторической ценностью, может меняться их правовой режим. Содержание правового статуса титульных владельцев археологических находок тоже зависит от юридического факта, на основании которого эти вещи попадают во владение различных заинтересованных лиц.

Обосновано, что археологические находки занимают место вещей в системе объектов гражданских прав. Сделан вывод, что естественным свойством археологических предметов и археологических находок как родовых вещей выступает свойство быть носителем информации (культурно-исторической). Археологические предметы исключены из гражданского оборота, так как находятся в государственной собственности, а археологические находки выделяются, отграничиваются от археологических предметов способностью участвовать в гражданском обороте благодаря их культурно-исторической значимости; они участвуют в гражданском обороте в индивидуально-определенном статусе (как уникальные вещи). Археологические предметы выступают как источник информации и не определяются индивидуальными признаками. Несмотря на родовой характер этих вещей, у каждой свой правовой режим.

Исследовано легальное определение археологических раскопок и сформулировано их авторское определение - это научный метод получения информации о жизнедеятельности людей из объектов археологического насле-

дия и связанных с ними археологических предметов. Законодатель выделяет главным результатом археологических раскопок получение информации. Все обнаруженные археологические предметы исполнитель полевых работ обязан передать на хранение в государственную часть музейного фонда. Сделан вывод, что они являются основанием приобретения права собственности на объекты археологического наследия и археологические предметы государством, которое устанавливает презумпцию государственной собственности на эти вещи.

Археологические раскопки рассмотрены как документально оформленная деятельность, проводимая с целью обнаружения археологических находок, которая существует как объект действительности, жизненный факт. Перспективной представилась практика выдачи разрешений на проведение археологических раскопок не только профессиональным археологам, но и иным лицам. Обоснована целесообразность выдачи разрешений на осуществление ненаучного поиска физическим лицам, которые бы подтверждали свои познания в области археологического поиска (например, свидетельством об окончании курсов осуществления ненаучного археологического поиска). В таком разрешении должно быть указано, что лицо может проводить только ненаучный археологический поиск на специально отведенных земельных участках и с обязательным письменным отчетом о результатах поиска. Автор пришел к выводу о перспективности передачи археологической находки в собственность частных лиц в зависимости от ее ценности, выявленной по результатам экспертизы. Разделение археологических находок на три категории могло бы стать основой для передачи таких вещей в частную собственность. В частную собственность археологические находки должны передаваться с одновременной выдачей документа в виде свидетельства о праве собственности, подтверждающего законность приобретения права собственности на данные предметы. В случае обнаружения археологических находок, относящихся к достоянию народов РФ, они должны быть переданы в государственную собственность (в режиме археологических предметов), а частному археологу должны возмещаться все расходы, связанные с проведением археологических раскопок, а также выплачиваться вознаграждение в размере стоимости археологической находки.

Предложено в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [10] предусмотреть возможность заключать гражданско-правовые договоры с собственниками земельных участков, в которых согласовывать все условия по поводу археологических раскопок, проводимых на их участках. Таким договором может стать договор аренды земельного участка для проведения археологических раскопок. Данный договор требует государственной регистрации именно в уполномоченном органе по археологическому наследию, что узаконит возможность проведения археологических раскопок и обяжет арендатора все обнаруженные предметы передать на экспертизу в государственный орган по археологическому

наследию, составить опись археологических находок и провести фотосъемку. Для таких земельных участков целесообразно предусмотреть льготы, которые стимулировали бы частных лиц предоставлять свои земельные участки для проведения археологических раскопок.

Обоснована целесообразность внесения поправок в федеральное законодательство, предусматривающих возможность передавать в частную собственность земельные участки, на которых были обнаружены объекты археологического наследия, после проведения полного археологического исследования и выполнения уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия соответствующей экспертизы.

Рассматривается механизм приобретения права собственности на археологические находки, обнаруженные в составе клада.

Выявлена зависимость юридической судьбы клада от того, относятся ли вещи, обнаруженные в нем, к культурным ценностям. Указанные вещи с момента их обнаружения и до момента заключения историко-культурной экспертизы, на основании которой органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления могут принять решение об определении категории их историко-культурного значения, являются бесхозяйными.

Обосновывается, что лицо, обнаружившее археологическую находку в составе клада, должно передать ее на экспертизу с целью выяснения категории культурно-исторической ценности этих вещей и зарегистрировать находку с описанием места ее обнаружения. Сделан вывод о необходимости создания Реестра археологических находок, который выполнит функцию учета археологических находок (количественная численность), а также определит момент возникновения прав собственности на них. Вознаграждение лицам, передающим в государственную собственность обнаруженные в составе клада археологические находки, должно быть равно их рыночной стоимости, учитывающей категорию культурно-исторической ценности. Предложено внести соответствующие поправки в ст. 233 ГК РФ.

Выявлены отличия между археологическими раскопками (научный метод, используемый для получения информации) и поиском клада (деятельность с целью обнаружения ценных вещей), которые заключаются в квалификационных требованиях к субъектам, осуществляющим поиск, и в месте поиска и (или) обнаружения. Делается вывод, что в составе клада можно обнаружить археологические находки, которые должны быть исследованы специалистами, может потребоваться также изучение места их обнаружения, поскольку появляется вероятность обнаружения объекта археологического наследия со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Право собственности на археологические находки, обнаруженные в составе клада, должно подкрепляться документально. Наличие документов, подтверждающих права на археологические находки, должно быть главным условием их участия в гражданском обороте. Такими документами должны стать свидетельство государственной регистрации права частной собственности на археологические находки и паспорт данных археологических находок. Автор предложил свои проекты этих документов.

Основываясь на критерии волеизъявления, автор разграничивает обнаружение клада в системе юридических фактов: юридический акт (результат целенаправленного поиска) или юридический поступок (случайное обнаружения таких вещей).

Исследован механизм приобретения права собственности на археологические находки, обнаруженные случайно при осуществлении земляных, строительных, хозяйственных и иных работ. Обосновывается, что в системе юридических фактов случайное обнаружение археологической находки (например, в результате хозяйственной, строительной и иной деятельности), так же как и обнаружение клада (не в результате целенаправленного поиска), занимает место юридического поступка.

Отмечается, что норма об обязанности передавать государству археологические предметы, обнаруженные в результате земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, представляется малоэффективной.

Выражено мнение о необходимости стимулировать регистрацию археологических находок, передавая их в частную собственность или выплачивая вознаграждение за такую находку.

Рассмотрены некоторые особенности наиболее распространенных сделок по передаче археологических находок в собственность - договор купли-продажи археологических находок и договор комиссии. Обоснована необходимость письменной формы договора купли-продажи, а также обязательность государственной регистрации сделок в отношении археологических находок. Государственная регистрация должна стать условием действительности таких сделок. Предлагается предоставить государству преимущественное право покупки в установленный срок.

Сделан вывод о целесообразности лицензирования деятельности организаций, занимающихся торговлей антиквариатом. Прием на комиссию и продажа археологических находок должны осуществляться на основании предоставления документов, в которых указана информация о том, когда, где и по какому открытому листу был найден представленный на продажу предмет и на основании какого документа был передан в частную собственность. В пакет документов по археологическим находкам должны входить: заключение экспертизы, паспорт, свидетельство о праве собственности, документ об отказе государства от права преимущественной покупки.

Рекомендуется разработать и утвердить постановление Правительства РФ о правилах осуществления антикварной торговли в Российской Федерации.

Проведено исследование таких оснований приобретения права собственности, как приобретательная давность, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, наследование. Предложено увеличить срок приобретательной давности для культурных ценностей, являющихся особой категорией движимых вещей, дополнив положения ст. 234 ГК РФ. При бесхозяйственном содержании культурных ценностей, в том числе археологических предметов, их выкуп в настоящее время на основании ст. 240 ГК РФ невозможен в силу противоречий в законодательстве.

Приведены аргументы в пользу дополнения ГК РФ отдельной статьёй «Наследование археологических находок (коллекции археологических находок)».

Автор квалифицирует обязанность лица, собирающегося уезжать за рубеж, продать государственному органу заявленные к вывозу археологические находки как принудительный выкуп и предлагает изменить ст. 235 ГК РФ.

Проведено исследование особенностей правового статуса титульных владельцев археологических находок. При этом используется известная теоретическая конструкция специального правового статуса, позволяющая конкретизировать такие элементы, как специальная правоспособность и специфические права и обязанности их носителей.

Специальный правовой статус археологической находки ограничивает общий правовой статус; к таким ограничениям могут относиться преимущественное право покупки государством археологической находки, обязанность получать разрешение на осуществление поиска археологических находок, обязанность регистрации обнаруженных вещей. Специальный правовой статус титульных владельцев археологических находок дает основание говорить о специфичности его содержания и формы, которые выражаются, в частности, в особом правовом оформлении (заключение договора купли-продажи археологических находок, получение разрешения на производство археологических раскопок, регистрация обнаруженных археологических находок с дальнейшим получением правоустанавливающих документов на них). Момент возникновения правового статуса зависит от вида титульного владельца археологический находки.

В результате обобщения однородных правовых явлений сформулировано определение понятия «титульные владельцы археологических находок». Используется традиционная конструкция титульного владения применительно к такой разновидности субъектов гражданского права, как обладатели археологических находок.

Автор предлагает следующие категории титульных владельцев археологических находок:

- государственные органы и учреждения, а также лица, действующие по поручению государства. Обосновано, что правоспособность государства как участника гражданского оборота имеет специальную функциональную направленность на реализацию задач по сохранению культурных ценностей. Исследованный опыт зарубежных стран указывает на эффективность специального государственного органа по вопросам археологического наследия; предложен возможный перечень его полномочий;

- музей - титульный владелец археологических находок, действующий по специальному поручению государства. Исследована проблема источников и порядка финансирования музея как автономного учреждения. Этот статус обязывает музей и его учредителя найти подлинного собственника тех или иных музейных предметов, в нашем случае - археологических находок, для решения вопроса об их содержании. Существует проблема учета и хранения огромного количества археологических находок, отно-

сящихся к категории «не особо ценных». Возникает проблема точного подсчета всех возможных затрат, которые понесет музей при хранении таких предметов. Предложены варианты владения археологическими находками частными лицами, перспективы для создания условий по сокращению государством затрат на содержание музеев и условий для участия их в рыночных отношениях;

- археологи, действующие по поручению государства, но осуществляющие свою профессиональную деятельность по трудовому договору. Их нельзя считать титульными владельцами археологических предметов, но они являются фактическими владельцами до момента передачи предметов в музей;

- коллекционеры; впервые рассмотрены вопросы определения их правового статуса, затронута проблема экспертизы старинных вещей на их принадлежность к археологическим предметам;

- отдельный вид титульного владельца - собственник земельного участка, на котором обнаружена археологическая находка. Правовой статус этого лица определяется ст. 233 ГК РФ. Предлагается отношения между собственником земельного участка и лицом, осуществляющим поиск, оформлять письменно в форме договора;

- лица, которые случайно обнаружили археологическую находку в процессе строительных, хозяйственных работ. Правовой статус этих лиц определяется по правилам ст. 233 ГК РФ. Обосновано, что не вызывает сомнения обязанность этих лиц передавать такие вещи на экспертизу, а также право на приобретение таких вещей в собственность или получение вознаграждения в размере рыночной стоимости этих вещей (с учетом культурно-исторической ценности);

- к числу титульных владельцев археологических находок относятся собственники антикварных магазинов. Делается вывод о необходимости лицензирования деятельности по покупке и продаже археологических находок. Обосновывается перспективность создания коммерческих организаций, специализирующихся на археологической экспертизе земельных участков. Такого рода деятельность также должна быть лицензируемой. Вопросы, связанные с владением археологическими находками в случае их обнаружения при проведении археологической экспертизы земельного участка, целесообразно оговаривать в договоре по оказанию археологических услуг.

Специальный правовой статус титульных владельцев археологических находок определяется специфическими правами и обязанностями. В связи с тем, что в литературе информации о них нет, автор предпринимает попытку представить права и обязанности каждой категории титульных владельцев археологических находок. Соответствующие выводы сделаны с учетом их существенных признаков, в частности особенностей археологической находки как самостоятельной разновидности вещей, обладающей культурной ценностью.

Результаты проведенного исследования позволили восполнить пробелы в теории объектов гражданских правоотношений и заложить основу для

теории вещей такого рода. Предложенная теория дает основания для разработки существенно новых положений законодательства о культурных ценностях. Выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблематики правового регулирования отношений, связанных с культурными ценностями и археологическими находками.

Литература

1. Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы) : распоряжение Правительства РФ от 22.02.2012 № 209-р [документ опубликован не был] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. Оборот «черного арт-рынка» в России составляет от $300 млн до $1,5 млрд // Известия. 2004. 30 авг. URL: http://izvestia.ru/news/293635 (дата обращения: 20.07.2014).

3. Сохранение археологического наследия России : круглый стол Совета Федерации. М., 2004. С. 5. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d44f243539d5f59910.pdf (дата обращения: 20.10.2014).

4. Газовый демпинг на китайской почве // Газета.ги. М., 2014. URL: http://gaseta.ru (дата обращения: 07.07.2014).

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии : федеральный закон от 23.07.2013 № 245 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30. Ст. 4078.

6. О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации : проект федерального закона от 2012 г. № 47538-6 // Консультант-Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1, ч. 1. Ст. 43.

8. Васнев О.Г. Правовое регулирование оборота культурных ценностей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. 23 с.

9. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М. : Юрист, 2005. 427 с.

10. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федеральный закон от 25.06.2002 № 73 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

Zubenko Julia S., Gorno-Altay State University (Gorno-Altaysk, Russian Federation) THEORETICAL BASES OF THE CIVIL MODE OF ARCHEOLOGICAL FINDS

Keywords: right, archeological finds, law.

DOI: 10.17223/22253513/31/15

The purpose of the real work is development of theoretical bases of the civil mode of archeological finds as independent kind of things and also formulation of conclusions and suggestions for improvement of the legislation in the specified sphere.

Arguments in favor of addition of the Civil Code of the Russian Federation with separate article "Inheritance of Archeological Finds (Collection of Archeological Finds)" are adduced.

The author qualifies a duty of the person which is going to leave abroad, to sell to public authority the archeological finds stated to export as compulsory repayment and to change Article 235 of the Civil Code of the Russian Federation.

The research of features of legal status of title owners of archeological finds is conducted. At the same time the known theoretical design of special legal status, such elements as the special legal capacity and the specific rights and duties of their carriers allowing to concretize is used.

Special legal status of an archeological find limits the general legal status; privilege of purchase by the state of an archeological find, a duty to get permission to implementation of search of archeological finds, a duty of registration of the found things can belong to such restrictions. Special legal status of title owners of archeological finds gives the grounds to speak about specificity of its contents and a form which are expressed, in particular, in special legal registration (signing of the contract of sale of archeological finds, obtaining permission to production of archeological excavations, registration of the found archeological finds with further obtaining documents of title on them). The moment of emergence of legal status depends on a type of the title owner archaeological finds.

As a result of generalization of the uniform legal phenomena and to formulation of definition of the concept "title owners of archeological finds". The traditional design of title possession in relation to such kind of subjects of civil law as owners of archeological finds is used.

Results of the conducted research allowed to meet lacks in the theory of objects of civil legal relationship and to put a basis for the theory of things such. The offered theory gives the grounds for development significantly of new provisions of the legislation on cultural values. The conclusions and offers formulated in work can be used in further scientific research of a perspective of legal regulation of the relations connected with cultural values and archeo-logical finds.

References

1. Russian Federation. (n.d.) Kontseptsiya federal'noy tselevoy programmy "Kul'tura Rossii (2012-2018 gody): rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.02.2012 № 209-r [dokument opub-likovan ne byl] [The concept of the federal target program "Culture of Russia (2012-2018): Order No. 209-p of the Government of the Russian Federation dated February 22, 2012 [the document was not published]]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_126766/.

2. Molok, N. (2004) Oborot "chernogo art-rynka" v Rossii sostavlyaet ot $300 mln do $ 1.5 mlrd [The turnover of the "black art market" in Russia ranges from $ 300 million to $ 1.5 billion]. Izvestiya. 30th August. [Online] Available from: http://izvestia.ru/news/293635. (Accessed: 20th July 2014).

3. The Council of the Federation. (2004) Sokhranenie arkheologicheskogo naslediya Rossii: kruglyy stol Soveta Federatsii [Preservation of the archaeological heritage of Russia: a round table of the Council of the Federation]. [Online] Available from: http://council.gov.ru/media/ files/41 d44f243539d5f59910.pdf. (Accessed: 20th October 2014).

4. Romanova, K. & Ayzyatullova. (2014) Gazovyy demping na kitayskoy pochve [Gas dumping on Chinese soil]. [Online] Available from: http://gaseta.ru. (Accessed: 7th July 2014).

5. Russian Federation. (2013) O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti presecheniya nezakonnoy deyatel'nosti v oblasti arkheologii: federal'nyy zakon ot 23.07.2013 № 245 [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the suppression of illegal activities in the field of archeology: Federal Law No. 245 of July 23, 2013]. Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislative Bulletin of the Russian Federation. 30. Art. 4078.

6. Russian Federation. (2012) On introducing amendments to the first, second, third and fourth parts of the Civil Code of the Russian Federation, as well as to certain legislative acts of the Russian Federation: Draft Federal Law of No. 47538-6 of 2012. [Online] Avaialble from: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=94778#0027477182162909397. (In Russian).

172

W.C. 3y6eHKo

7. Russian Federation. (2005) Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast' pervaya ot 30.11.1994 (red. ot 22.10.2014) [Civil Code of the Russian Federation. Part One of November 30, 1994 (ed. October 22, 2014)]. Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislative Bulletin of the Russian Federation. 1(1). Art. 43.

8. Vasnev, O.G. (2006) Pravovoe regulirovanie oborota kul'turnykh tsennostey [Legal regulation of the cultural property turnover]. Abstract of Law Cand. Diss. Krasnodar.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Boguslavsky, M.M. (2005) Kul'turnye tsennosti v mezhdunarodnom oborote: pravovye aspekty [Cultural values in the international traffic: legal aspects]. Moscow: Yurist.

10. Russian Federation. (2002) Ob ob"ektakh kul'turnogo naslediya (pamyatnikakh istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 25.06.2002 № 73 [On the objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation: Federal Law No. 73 of June 06, 2002]. Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislative Bulletin of the Russian Federation. 26. Art. 2519.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.