ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
О.С. Артамошкин, магистрант
Научный руководитель: Д.В. Березняков, канд. полит. наук
Сибирский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Россия, г. Новосибирск)
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы государственного регулирования развития спорта среди молодежи. Показаны характеристики молодежи как особой социальной группы, отличающейся как недостатком социальной защищенности, так и особыми перспективами для общества. В силу особой значимости молодежи как социальной группы обществом формируются определенные ожидания в отношении молодых людей, реализация которых, среди прочего, предполагает проведение спортивной политики на региональном уровне. Эта политика может реализовываться как во взаимосвязи с молодежной политикой, так и отдельно. На региональном уровне, как правило, молодежная политика относится к региональной спортивной политике. Проведение региональной политики в области спорта призвано решать как задачи, связанные с профессиональным спортом, так и другие значимые проблемы общества, относящиеся к молодежи.
Ключевые слова: органы государственной власти, молодежь, спортивная политика, молодежная политика, общественные интересы, профессиональный спорт.
Основу деятельности органов государственной власти составляет удовлетворение определенных общественных потребностей. С теоретической точки зрения это определяется самой сутью государственной власти, которая создается для реализации интересов общества. При этом реализация общественных интересов должна осуществляться наиболее эффективно, то есть, при требуемом объеме полномочий органов власти и имеющемся объеме ресурсов, интересы общества должны быть реализованы в полной мере. Поскольку не во всех случаях общество характеризуется одинаковыми интересами, реализация деятельности органов государственной власти должна быть обусловлена, в том числе, выработкой специфических мер государственной политики, основу которых составляют потребности, отличающие конкретную часть общества.
Молодежь выступает одной из наиболее специфических в плане интересов общественных групп, причем на удовлетворение данных интересов деятельность органов власти должна быть ориентирована в первую очередь. Это определяется, прежде всего, существенно меньшей, в сравнении
с другими общественными группами, социальной защищенностью молодежи. Речь идет не только об экономическом аспекте социальной защищенности, но и об отсутствии должного опыта поведения в обществе, вследствие чего, те права, которые молодежи предоставлены, она не всегда может реализовать без поддержки властей. Иначе говоря, одной из причин, в силу которых молодежь выступает одной из групп общества, пользующихся особой поддержкой со стороны органов власти, выступает недостаток социального опыта.
Другой, не менее значимой причиной, следует считать перспективы, которые общество связывает с молодежью. Именно молодые люди в перспективе определяют саму характеристику общества, причем не только в силу трудовой деятельности, но и самих форм поведения, которые являются наиболее характерными для общества, причем формируются именно в молодом возрасте. Как следствие, наиболее значимые положения, характеризующие молодежь как особую общественную группу, пользующуюся заботой государства, можно представить в виде рис. 1.
Рис. 1. Молодежь как объект особой заботы со стороны государства
Из рисунка 1 видно, что молодежь выступает специфической группой общества, но одновременно она характеризуется и общими для большинства людей потребностями. Необходимость удовлетворения данных потребностей в совокупности определяется на правовом уровне положениями ст. 18 Конституции РФ, в силу которых деятельность органов власти должна по своей «сущности и содержанию» быть направлена на реализацию прав и свобод человека [1]. При этом, с учетом теоретической сущности государственной власти, эта деятельность должна включать в себя те общественные интересы, которые удовлетворить в отсутствие государственной поддержки не всегда возможно.
К подобным интересам относятся, в частности, интересы, связанные с занятиями спортом. Данные потребности характерны для большинства представителей общества. В то же время, для молодежи это особые интересы. Более того, в ряде случаев можно говорить о создании государством для молодежи благ в области спорта, в которых сама молодежь е заинтересована. В частности, именно молодежь склонна к совершению правонарушений, причем речь идет не о корыстных, а о хулиганских правонарушениях. Причиной тому следует считать отсутствие должных ценностей и достаточной дисциплины. Поэтому отдельным интересом общества в отношении молодежи следует считать должное поведение, а специфической целью государственной спортивной политики, направленной на молодежь, выступает формирование должного поведения. По мнению
И.В. Кирдяшкина, это один из способов снижения рисков включения молодежи в жизнь общества [2].
Как следствие, все интересы, которые должны удовлетворяться за счет государственной молодежной политики, могут быть представлены в виде рисунка 2. Из которого видно, что, с теоретической точки зрения, основные интересы молодежи включают в себя как потребности, общие для большинства людей, которые удовлетворяются спортом, так и специфические интересы, которые также могут быть удовлетворены за счет спорта. Данная особенность оказывает существенное влияние на выработку государственной спортивной политики. С точки зрения государственного управления следует вести речь о молодежной политике и спортивной политике. Данные направления деятельности органов власти пересекаются между собой, то есть формируется определенная область, в которой одновременно удовлетворяются как специфические интересы молодежи, так и общие интересы молодежи, связанные с занятиями спортом. Общность данных областей государственной политики определяется и единством целей, связанных, в конечном итоге, с развитием будущего потенциала общества, носителем которого выступает молодежь как особая социальная группа. По существу, в теоретическом плане можно говорить о формировании государственной спортивной политики в отношении молодежи как отдельном направлении политики государства [3].
Рис. 2. Общественные интересы в сфере государственной спортивной политики и их
специфика в отношении молодежи
Тем не менее, на практике проводится разграничение между различными видами государственной политики в отношении молодежи в соответствии с рисунком 3. На нём показано, что государственная политика в отношении молодежи может быть разделена на молодежную политику и спортивную политику. Спортивная политика реализуется исключительно с точки
зрения удовлетворения общественных потребностей, связанных со спортом, причем включает в себя и направления спортивной политики, учитывающие специфические запросы молодежи. Как правило, на региональном уровне структуры, отвечающие за реализацию моложеной и спортивной политики, интегрированы.
Рис. 3. Государственная политика в отношении молодежи
Создается единый орган власти, отвечающий, в первую очередь, за развитие спорта, также осуществляющий реализацию молодежной политики. На федеральном уровне могут формироваться специализированные структуры и специализированные меры государственной политики в отношении молодежи и развития спорта.
Это подтверждается и нормативным регулированием, поскольку основные направления молодежной политики определены Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [4], спортивная политика, включая развитие молодежного спорта, регулируется Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р [5].
Иначе говоря, хотя с теоретической точки зрения можно говорить об общих интересах, которые удовлетворяются спортивной политикой государства, и специфических потребностях молодежи, тем не менее, на практике формируется единая спортивная политика, в рамках которой отдельно выделяется развитие молодежного спорта. Следует отметить, что оно ведется исключительно в рамках поддержки молодежных инициатив, тем самым удовлетворяя только актуальные для самой молодежи интересы, в то время как реализация интересов общества, связанных с молодежным спортом не вступает отдельным направлением спортивной политики государства. Здесь проблему составляет практика использования на государственном уровне спортивной политики как способа формирования должного поведения молодежи, как следствие, предупреждение правонарушений и формирование ценностей как направление спортивной политики государства продолжают оставаться, в большей мере, теоретическим положением, связанным с государственной спортивной политикой, реализуемой в отношении молодежи.
Следует также отметить, что одним из специфических направлений государственной спортивной политики выступает профессиональный спорт. Его развитие может быть отнесено к интересам общества в целом, поскольку это, прежде всего, престиж на международной спортивной арене, кроме того, спортивные состязания
привлекают интерес большого количества болельщиков. Иначе говоря, развитие профессионального спорта относится к интересам всего общества. В то же время, профессиональный спорт выступает специфическим интересом молодежи, поскольку предельный возраст для профессионального спорта в любом случае не может быть выше границ возраста для определения молодежи как особой социальной группы. Также следует учитывать, что для молодежи профессиональный спорт составляет спортивную карьеру, поскольку именно молодые люди имеют возможность участия в профессиональных спортивных состязаниях. Поэтому, хотя результаты в области профессионального спорта и относятся к единым для большинства представителей общества интересам, тем не менее, профессиональный спорт следует отнести к одному из направлений государственной спортивной политики, ориентированной на интересы молодежи.
Таким образом, показано, что с теоретической точки зрения спортивная политика государства в отношении молодежи должна быть направлена на удовлетворение как единых для большинства представителей общества потребностей, связанных со спортом, так и специфических для молодежи интересов. Специфические интересы формируются самой молодежью, это интересы, связанные с включением в общество и самореализацией, равно как и профессиональные интересы. Одновременно это интересы, формируемые обществом в отношении молодежи и связанные с государственной спортивной политикой. Данные интересы могут быть связаны с предупреждением правонарушений и формированием ценностей молодых людей. На практике данный комплекс интересов общества удовлетворяется государственной спортивная политикой, которая включает в себя, в том числе, направления в области поддержки молодежного спорта. В перечень направлений спортивной политики государства, ориентированной на молодежь, включается также развитие профессионального спорта.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Кирдяшкин, И.В. Молодежная политика как процесс снижения рисков социализации / И.В. Кирдяшкин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013. - № 3. - С. 86-98.
3. Сабитова, А.Ш. Основные модели государственной политики в области физической культуры и спорта / А.Ш. Сабитова // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2014. - № 2 (44). - С. 92-98.
4. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // СЗ РФ. - 15.12.2014. - № 50. - ст. 7185.
5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р // СЗ РФ. - 17.08.2009. - № 33. - ст. 4110.
THEORETICAL BASIS OF STATE REGULATION OF THE YOUTH SPORT
ACTIVITIES
O.S. Artamoshkin, graduate student
Supervisor: D.V. Bereznyakov, candidate of political sciences
Siberian institute of management (branch) of the Russian academy of national economy and public service (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article is devoted to the questions of the theoretical basis of the youth sport's state regulation. Stipulated the features of the youth as a social group which suffers lack of social protection but which has special outlooks for the entire society. Due to the great importance of this group, the society forms special expectations about the young people. The performing of these expectations is based, inter alia, on a sport policy performed by regional authorities. This policy can be established in connection with youth policy or separately. The regional youth policy is ordinary a part of sport policy. Performing of regional sport policy is to solve such tasks as the professional sport's development, as well as other society's seeking regarding to the youth.
Keywords: state authority's institutions, youth, sport policy, youth policy, social interests, professional sports.